Перед нами новгородская икона Покрова конца 15 века, ставшая образцом для икон праздника в 16 и последующих веках. Она несет в себе не только сюжет явления Богородицы Андрею Юродивому, но историю формирования иконографии праздника в течение нескольких веков.
В частности, в центральной нижней части иконы мы видим образ монаха, поэта и певчего Влахернского храма Романа, которого в ранних изводах Новгородских икон Покрова не было. Это не случайно: святой Роман стоит на амвоне перед иконостасом со свитком, на котором написаны слова: "Дева днесь Пресущественнаго раждает...".
Это начала кондака, который Роман написал к Рождеству Христову. Он же автор Акафиста Приснодеве Марии, по образцу которого создаются все акафисты, вплоть до наших дней. Жил Роман в пятом веке, но день его памяти совпадает с днем Покрова -14 октября, потому что имя его тесно связано с именем Пречистой. Сказание о нем повествует, что пел он очень плохо, братия монастыря смеялась над ним, и он очень страдал от этого.
Перед праздником Рождества Христова, к которому он написал канон и должен был его исполнять, он очень волновался и горячо молился Богородице, чтобы Она даровала ему голос и талант к церковному песнопению.
Во сне ему явилась Сама Пречистая, сказав, чтобы он проглотил свиток с кондаком и у него появится ангельский голос. Так он и сделал. На другой день Роман так исполнил кондак, что вся братия была в изумлении и восторге.
Этот восторг, удивление и преклонение перед талантом Романа изображены в наклоненных головах певчих, окружающих амвон, во взорах монахов (слева), устремленных на него, во взглядах стоящих слева от амвона народа.
Икона Роман Сладкопевец
Святой стоит с благословляющим жестом правой руки. С тех пор его имя всегда упоминается не иначе как с эпитетом «Сладкопевец». Некоторые считают, что праздник Покрова приурочен к празднованию дня памяти Романа Сладкопевца, как автора Акафиста Богородице.
В более поздних изводах* иконы Покрова в нижнем правом углу иногда изображается сновидение Романа. Но центром композиции всей иконы является не Сладкопевец, а Богородица. Она изображена в позе Оранты, молящейся на воздухе за всех христиан, которым угрожает реальная опасность.
Такую композицию мы можем сегодня видеть в Софийском соборе г. Киева. Пресвятая словно парит в воздухе в апсиде** алтаря. И поскольку иконостас собора однорядный, то перед молящимися предстает величественная и торжественная икона Покрова, воплощенная в самой архитектуре храма и иконостаса.
Храм на нашей иконе - однокупольный с двухскатной крышей, как это было в базилике города Влахерна, где произошло чудное видение. Внутри храма - тоже купол, закрепленный на четырех столбах, под которым стоит Пресвятая Дева Мария. Это алтарь, в который прошла Богородица от западных врат храма.
Покров над головой Пречистой и молящимися держат два ангела. Покров Богородицы ярко-красного цвета, подобный молнии, как сказано в житии Андрея Юродивого. Такого же цвета Ее маленькие башмачки. Гиматий Девы Марии более насыщенный - темно-вишневого цвета, как и купол внутреннего убранства храма.
Цвет подчеркивает царственное достоинство Приснодевы, Ее любовь и тепло к людям, материнскую жертвенность. Гиматий Богородицы - с тремя звездочками: на левом плече, правом и на голове. Звездочки означают, что Она была Девой до Рождества, осталась Девой в Рождестве и сохранила девство по Рождестве. Она – Приснодева, Вечная Дева.
Хитон Богородицы темно-синего цвета, цвета молитвенного настроения, бессмертия и божественности. Красный и темно-синие цвета подчеркиваются и в цветовой гамме храма: его куполов (синих) и врат (красных).
Кроме Богородицы и Романа сладкопевца, центральных фигур иконы, внизу справа мы видим Андрея Юродивого с учеником Епифанием. Это персонажи, с которыми неразрывно связан праздник Покрова. Андрей показывает Епифанию на молящуюся в алтаре Пречистую. Епифаний подтверждает, что он тоже видит чудное явление.
Справа перед алтарем стоит император Лев VI, в чье царствование произошло чудо. Слева, напротив императора, стоит патриарх Тарасий, живший раньше события, изображенного на иконе, но защищавший в свое время почитание икон с изображением Богородицы.
Наконец, выше всех остальных и ближе всех к Предстательнице - сонм святых, сопровождавших Пречистую: это возглавляющие шествие Иоанн Предтеча (справа) в молитвенном жесте обращающийся к Деве Марии, за ним стоят апостолы: Иоанн Богослов, выше его - апостолы Павел и Петр. В красном одеянии с нимбами - мученики Димитрий Солунский и Георгий Победоносец.
Слева за патриархом Тарасием тоже стоят мученики, пастыри, святители и пророки, прославленные в лике святых, на что указывают их нимбы.
Цветовая гамма иконы торжественно-царственная, золотистая, сине-белая, указывающая, что события происходят в мире ином - Царстве вечности. Белые блики вечности во множестве ложатся на одежды, лики святых, народа, ангелов, Андрея и Епифания, крыши и купола храма. Сама Пречистая, в окружении святых и молящихся, находится как бы в чаше, в углублении, напоминающим конху*** апсиды храма, покрывая всех Своим омофором.
Тема взята в группе ,,Творчество в нашей жизни,, автор Тина Гай
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: