Самолет ДРЛО Ту-126
История авиации знает не мало примеров, когда конструктивно удачный военный самолет, становился основой для создания гражданской модификации. В прочем и гражданские лайнеры, зачастую переоборудовались под боевые машины. Но случай когда и то и другое происходило с самолетами одного семейства, воистину уникален. Этот самолет стал первым в Советском союзе комплексом ДРЛО воздушного базирования, это был один был один из самых секретных советских самолетов. Построенный буквально в единичных экземплярах, он сыграл огромную роль в обеспечении обороноспособности великой страны. Из-за своей секретности Ту-126 никогда не имел достойного отражения в прессе. И даже в настоящее время, с появлением возможности получить общедоступные сведений по оборонным проектам, объем достоверной информации о Ту-126 ничтожно мал. Тем не менее, как известно все тайное рано и поздно становиться явным, и сегодня мы поговорим об истории разработки, испытаниях и эксплуатации не толькоТу-126, но и его приемника самолета А-50. Начнем свой рассказ именно с Ту-126, ставшего настоящей легендой в советской авиации.
Середина прошлого столетия, была одним из наиболее горячих периодов холодной войны. В условиях острой конфронтации, основным методом обеспечения относительного мира на планете, было поддержание равновесия между двумя сверхдержавами. Это требовало от США и СССР создания и совершенствования не только наступательных вооружений, но и оборонительных, в частности систем дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения о ракетном нападении. Северное направление представлялось одним из более вероятных направлений, подлета американских стратегических бомбардировщиков к территории СССР. Его прикрытие путем создания сплошной сети традиционных наземных средств радиолокационного наблюдения, не возможным. Такой подход требовал огромных денежных затрат и времени, выход увидели в создании мобильных систем ДРЛО, размещаемых на самолетах. Кроме очевидных преимуществ перед стационарными комплексами в финансовом плане и сроках развертывания, мобильные комплексы ДРЛО обещали и повышенную боевую устойчивость и большую гибкость применения, благодаря возможности переброски на наиболее угрожающие направления. Также одним из важных достоинств таких комплексов была значительно большая дальность обнаружения воздушного противника, обусловленная подъемом радиолокатора на высоту.
В 1958 году перед конструкторским бюро имени Туполева, была поставлена задача разработать самолет ДРЛО Ту-126, который должен был войти в новую систему ПВО страны. Как сам самолет, так и его радиотехнический комплекс, создавались в период радикального совершенствования всей системы ПВО, одновременно с разработкой комплекса дальнего перехвата Ту-28-80. Вскоре были определены следующие требования к самолету и его комплексу: продолжительность полета – 10-12 часов; практический потолок – 8 000 - 12 000 метров; дальность обнаружения воздушных целей в верхней полусфере для целей типа МиГ-17 – 100 км, типа Ил-28 – 200км, бомбардировщика ЗМ – 300 км; дальность передачи информации - 2000 км. Новый комплекс ДРЛО на базе Ту-126 требовалось предъявить на совместные летные испытания не позднее I квартала 1961 года. К концу 58-го года заказчик выдал конструкторскому бюро детальные ттх требования, утвержденные командованием ВВС и командованием ПВО. Исследования проведенные в отделе технических проектов ОКБ Туполева, показали что для размещения на борту самолета всего оборудования РТК и обеспечения нормальных условий его функционирования, а так же работы летного и обслуживающего аппаратуру экипажа комплекса, Ту-126 целесообразно создавать на базе пассажирского самолета Ту-114, имевшего значительно большие диаметры и объемы фюзеляжа. 30 января 1960 года был утвержден общий вид Ту-126 на базе Ту-114, в след за этим начался рабочий этап проектирования. Окончательно тактическое лицо Ту-126 было определено в самом конце 60-го года, в результате работы макетной комиссии. Работы по переоборудованию Ту-114 в Ту-126 легли на Куйбышевский филиал ОКБ Туполева. В короткий срок коллектив филиала, совместно с основным КБ, подготовил всю необходимую конструкторскую документацию и передал ее на завод №18. Осенью 1961 года первый прототип Ту-126 был готов. На испытание первый опытный Ту-126 вышел в январе 1962 года, а 23 числа на нем был выполнен первый вылет. Вскоре начался первый этап совместных испытаний, продолжавшихся до 8 января 1964 года. После проведения большого объема испытаний и доработок, комплекс ДРЛО Ту-126 был принят на вооружение войск ПВО СССР. В 1965 год стал началом поступления первых самолетов в 67-ю отдельную эскадрилью ДРЛО, базирующуюся на аэродроме под Шауляем в Литовской ССР, куда по мере приемки заказчиком серийных машин, поступили все построенные Ту-126, включая прототип. В Эскадрилью входили два авиаотряда по 4 самолета в каждом.
При патрулировании на высоте 8000 м. дальность обнаружения самолетов достигла 420 км., маршруты полетов пролегали из Шауляя через Ленинград и Архангельск в район Новой земли или через Кольский полуостров в район земли Франца-Иосифа. В северных морях их зоны патрулирования вплотную примыкали к зонам патрулирования американских P-3C Orion. Многолетняя эксплуатация Ту-126 показала его лучшие качества: высокую надежность, и безопасность полетов, которая присуща всему семейству Ту-95, Ту-114 и Ту-126. Постоянное патрулирование всех северных рубежей СССР, как это представлялось необходимым ранее, организовано не было. Сказалась не хватка финансирования, и не высокая реальная эффективность комплекса. Проведя более 20 лет в эксплуатации, в 1984 году Ту-126 были сняты с вооружения. Подводя итог можно отметить, что появление Ту-126 открыло новую концепцию использования комплексов ДРЛО на базе самолетов. Наработки по его созданию и эксплуатации легли в основы проектирования последующих самолетов ДРЛО и Управления.
ДРЛО А-50
А-50 самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления. К началу 70-х годов, стоявший на вооружении войск ПВО самолет радиолокационного дозора и наведения Ту-126, с радиолокационном комплексом Лиана, уже не отвечал современным требованиям и существенно уступал американскому самолету ДРЛО E-3A. К этому времени зенитно-ракетные комплексы в буквальном смысле прижали самолеты ударной авиации к земле, где комплекс "Лиана" оказался бесполезным. Потребовался новый комплекс, способный отслеживать воздушные цели на предельно малых высотах на фоне земли. В 1969 году было принято правительственное решение о начале разработке радиотехнического комплекса, который должен был обнаруживать и сопровождать скоростные, малозаметные воздушные цели, летящие у земли. Его созданием занялся Московский научно-исследовательский институт приборостроения, головной институт НПО Вега-М. Одним из главных требований заказчика, было использование в качестве носителя комплекса, одного из серийных тяжелых самолетов, этот стало причиной отказа от проекта ОКБ Туполева – Ту-156, который по общей компоновке близкий к американскому E-3A. Новый самолет РЛДН, решено было сделать на основе Ил-76. Не смотря на то, что по летным характеристикам Ил-76 проигрывал варианту с носителем на базе пассажирского самолета, использование отработанной и надежной серийной машины, значительно сокращало конечную стоимость проекта по созданию авиационного комплекса РЛДН. В 1973 году было согласно постановлению ЦК КПСС, создание самолета РЛДН А-50 было предписано ОКБ Мясищева. При создании самолета РЛДН был выполнен большой объем работ по отладке и доводке радиотехнического комплекса, одновременно на опытном производстве ОКБ в Таганроге в напряженном режиме шло переоборудование серийного ИЛ-76 в первый опытный А-50. Всего в Т с декабря 1978 по декабрь 1983 года, в А-50 было переоборудовано три Ил-76, на которых и проводились совместные государственные испытания. На первом А-50 определялись летно-технические характеристики и опробовались системы обеспечения РТК, на втором сам РТК и пилотажно-навигационный комплекс, а на третьем комплекс РЭБ и спец. оборудование. В 1978 году самолет был передан на испытание, первый полет А-50 совершил 19 декабря того же года, еще без РТК на борту. Позже самолет оборудовали штатным РТК, и с 16 августа 1979 года начались совместные государственные испытания. По результатам испытаний, было решено организовать серийное производство А-50 на Ташкентском авиазаводе. С 1985 года началась опытная эксплуатация комплексов в строевых частях. Принятие на вооружение нового комплекса состоялось в 1989 году.
Взаимодействие А-50 с перехватчиками осуществляется по фиксированным автоматизированным каналам наведения, дальность оперативной радиосвязи по каналу КВ – 2000 км, по каналу УКВ и широкополосной линии - 400 км. Имеется спутниковая радиолиния, обеспечивающая глобальную связь, самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения различного рода задач. Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусфере. Он включает в себя средства активного и пассивного радиоэлектронного противодействия, такой самолет впервые был показан 11 – 16 августа 1992 года на Мосавиашоу 92. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете методом шланг-конус. Имеется устройство выброса ложных тепловых целей. Бортовое радиоэлектронное оборудование обеспечивает выполнение боевых задач при организованных помехах и противодействия противником. По мнению главного конструктора комплекса Шмель Иванова, уступая американскому E-3 Sentry в дальности обнаружения целей и по числу автоматизированных каналов наведения, А-50 превосходит его по уровню выделения целей, на фоне мешающих отражений от земной поверхности. Установленная на А-50 аппаратура, тяжелее американского оборудования, аналогичного назначения, примерно в полтора раза. В комплекс также входят несколько систем обеспечивающих связь А-50 с другими объектами ПВО. Все выполнено на современном уровне, включая использование спутников для кординантной системы связи. Обслуживают Шмель всего 10 операторов На западе новому Советскому самолету РЛДН присвоили кодовое название Mainstay — «Оплот»
Подробнее о самолетах ДРЛО читайте на нашем сайте Мировая авиация.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: