Недавно я посмотрел новый фильм о ветхозаветном пророке Моисее «Исход: цари и боги» (режиссёр Ридли Скотт). Ранее я уже видел несколько кинокартин на эту библейскую тему: фильм 1995 года «Пророк Моисей: Вождь-освободитель», «Десять заповедей» 1956 года, ну и конечно же мульфильм «Принц Египта».
Ридли Скотт попытался сделать фильм понятным современному неверующему зрителю, и для этого явно упростил события трёхтысячелетней давности. В устах героев звучат современные понятия: «экономика», «переговоры», «комфорт».
Режиссёр не только по-своему трактует библейские события, но и намеренно искажает библейский текст. Ридли Скотт хотел превратить сказку в быль, но в результате отсебятины получилась современная сказка на библейскую тему.
В начале фильма «Исход: цари и боги» Моисей показан как прагматичный и абсолютно неверующий человек. Он предлагает изгнать предсказательницу. «Мы откажемся от здравого смысла и будем руководствоваться знамениями? ... Я уважаю веру. Но это чепуха, не имеющая никакого смысла».
Похоже, режиссер Ридли Скотт человек неверующий. Любой эпизод подаётся им как абсолютно естественное явление, лишённое какого-либо чуда.
Вероятно, всем чудесам есть объяснения. Но перестают ли от этого они быть чудесами?
Хотя люди в сущности своей не меняются, однако мотивы людей древнего мира могут существенно отличаться. Полагаю, в те времена никто не сомневался в отсутствии богов, лишь спорили, чей бог сильнее. Отрицать бога было невозможно, он был реальностью, частью реальности. Для древних людей это был не вопрос веры, а вопрос жизни. Поэтому в устах фараона слова «он рехнулся, он нашёл бога…» кажутся недоразумением.
«Жаждущий власти лучше всех пользуется ею, но хуже всех ей служит». Моисей не просто сочувствует евреям, но и ратует за равные права для рабов, требует освободить их или платить им.
Но сыны Израилевы не были рабами в том смысле, как мы сейчас понимаем, скорее, работники. «Времени же, в которое сыны Израилевы [и отцы их] обитали в Египте [и в земле Ханаанской], было четыреста тридцать лет», – говорится в Библии.
Люди работали на фараона, который, в свою очередь, обеспечивал их всем необходимым: едой, питьём и прочим. Давали и мясо, и рыбу, и овощи. Бывали случаи, когда рабы отказывались работать, если их не обеспечивали защитным гримом для лица.
И всё же народ Израиля ощущал себя в рабстве и мечтал о Земле Обетованной. Примерно за 260 лет до Моисея сын Израиля Иосиф предсказал, что его народ выйдет из Египта.
Моисей же родился в Египте в царствование фараона, который не знал Иосифа. Иосиф был первым вельможей при прежнем правителе Египта. Новый фараон усомнился в верности потомков Иосифа и обратил евреев в рабов.
Когда фараон отказывается отпустить народ Израиля, Моисей устраивает террор. Подчинённые ему израильские террористы взрывают, убивают, сжигают, чтобы склонить фараона отпустить евреев совершить богослужение своему богу в пустыне.
Все известные казни египетские режиссёр Ридли Скотт преподносит исключительно как природные явления. Будто бы вода Нила могла «превратиться в кровь» из-за нападения крокодилов. Хотя, возможно, это произошла из-за цветения красных речных водорослей или благодаря сходу красной глины выше по течению.
Похоже, ни в какие чудеса Ридли Скотт не верит. Он выдумывает образ бога в виде маленького мальчика, вкладывая в его уста слова, которых нет в библейском тексте. Хотя был „только голос“, — утверждает Второзаконие. Моисей будто бы в дождь пас овец, случайно упал и ударился головой, а горящий куст (неопалимая купина) ему привиделся. Жена убеждает Моисея, что он не мог разговаривать с богом, что это ему почудилось, когда он был без сознания.
Переход через Красное море народа Израиля и гибель египетского войска показаны как результат действия цунами.
В конце фильма Моисей выдалбливает в камне заповеди и при этом оправдывается перед мальчиком-богом: «Если бы я не был согласен, я бы этого не делал».
Похоже, Ридли Скотту впору писать свою «Библию для верующих и неверующих».
Фильм 1956 года «Десять заповедей» вообще представлен как сказка, где основной движущий мотив – борьба Моисея и будущего фараона (которого прекрасно сыграл Юл Бриннер – наш Юлий Бринер ) за сердце принцессы Нефертити.
Более реалистичным мне показался фильм 1995 года «Пророк Моисей: Вождь-освободитель», где главную роль сыграл Бен Кингсли.
Некоторые считают, что Библия это сказка народа Израиля. И то, что Моисея нашла дочь фараона, усыновила его, и что кормилицей была мать еврейка, и что египетский принц был сыном Израиля, – всё это услаждающая самолюбие выдумка.
– Я еврей? – спрашивает Моисей у своей матери Иохаведы.
– Ты тот, кем захочешь себя считать. Бог дал тебе право выбора.
По Библии Моисей был евреем из колена Левия, сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и Мариам. По Талмуду, племя Левия оставалось верным Всевышнему всё время пребывания в Египте и, согласно Книге Исхода, было единственным, устоявшим перед искушением Золотым тельцом.
Однако древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее. Доказательств историчности фигуры Моисея нет.
О Моисее писал историк античности иудей Иосиф Флавий (37–100 гг. н.э.) в книге «О древности еврейского народа». По свидетельству Иосифа Флавия, Моисей был сделан начальствующим над египетским войском в войне против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их.
Моисей был не только главнокомандующим египетской армии, но и наследником египетского трона. Поэтому, скорее всего, Моисей стал жертвой борьбы за власть с законным сыном фараона. Моисей был выслан или был вынужден бежать из Египта в возрасте около 30 лет.
Философ античности иудей Филон Александрийский (25 год до н.э. - 50 год н.э.) в своём трактате «Жизнь Моисея» превратил его в настоящего героя по меркам античности.
О Моисее писал великий французский толкователь Талмуда Раши (1040–1105), а также Григорий Нисский («О жизни Моисея»).
Зигмунд Фрейд в своей книге «Человек по имени Моисей» психоаналитически исследует жизненный путь Моисея и его отношения с народом, а также формирование монотеизма у евреев.
Согласно одной из версий Моисей унаследовал идею монотеизма у египетского фараона Аменхотепа IV Эхнатона (правил приблизительно в 1351—1334 годах до н.э.). Эхнатон известен своими религиозными реформами и попытками перевести Египет в монотеизм.
Ни в школе, ни в Университете нам не рассказывали про Исход и Моисея. Приходилось самостоятельно восполнять пробелы в образовании. Об истории древнего Египта я узнал из 7-го тома Детской энциклопедии 1961 года, когда учился в первых классах. Это пробудило во мне интерес к истории и книгам в целом. Роясь в школьной библиотеке, я подготавливал доклады по истории, литературе, географии, физике. Библию по знакомству достал сосед – священник русской православной церкви.
Библейский миф остаётся единственным источником сведений об Исходе и о Моисее.
Миф – наиболее древняя форма передачи знаний, подчас искажённая. Относиться к мифу нужно с большой осторожностью, не понимая всё в нём буквально, по-современному. Поэтому о Моисее и об Исходе можно говорить лишь предположительно.
Моисей (по иудейски Моше) – первый пророк Бога Авраама, Исаака и Якова, основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь. В каббале указывается, что Моисей – это кругооборот (гилгул) души Авеля.
Жизнь Моисея и события исхода еврейского народа из Египта в Ханаан (Палестину) относятся предположительно к периоду правления XIX династии в Египте в 1305 - 1196 годах до нашей эры.
Согласно одной из гипотез, правил Египтом во времена Исхода Тутмос IV. Став египетским царём, он получил титул Аменхотеп III.
Другие предполагают, что в Библии речь идёт не о фараоне Рамсесе II, а о его сыне Марнептахе.
Когда фараон приказал топить в Ниле всех еврейских новорождённых младенцев мужского пола, мать Моисея три месяца прятала его в своём доме, после чего положила дитя в просмолённую корзину и поставила в заросли тростника на берегу Нила. Корзину будто бы нашла дочь фараона и дала ему имя Моисей (что означает «спасённый из вод»).
Существует предположение, что доброй принцессой, нашедшей Моисея и усыновившей его, была Термутис – дочь Рамсеса II. Как приёмный сын дочери фараона, Моисей обучался всей мудрости египтян: математике, геометрии, архитектуре, строительству, управлению государственными делами.
В библейской истории Исхода меня интересовал не столько сам выход народа Израиля из Египта, сколько пророчество и мессианство Моисея. Ради этого я совершил путешествие в Израиль и Египет, и даже поднялся на «гору Моисея».
Это ночное восхождение на вершину высотой 2285 метров осталось в моей памяти навсегда!
В кромешной мгле вереница дрожащих огоньков поднималась вверх – казалось, звёзды возвращаются в небо. Лишь при свете карманных фонариков сотни людей шли по краю обрыва, чтобы успеть подняться до рассвета и увидеть восход солнца на горе Синай. Мужчины и женщины всех возрастов из различных стран мира жаждали приобщиться к тому, что пережил на этой горе Моисей три с половиной тысячи лет назад. Некоторые не выдерживали быстрого подъёма и сходили с дистанции. Другие пользовались местным такси – «кэмэл» (верблюдом).
Та самая это гора Хорив или Моисей был на другой вершине, это уже не так важно. Важна лишь вера, которая заставляет совершать ночью опасное восхождение на вершину духа.
Однако более мне понравилось схождение с горы, когда в лучах восходящего солнца можно было любоваться безжизненной пустыней.
Запомнилась передача Александра Гордона «Красный квадрат», показанная 9 апреля 2002 года. В ней французский писатель русского происхождения, президент французского ПЕН-клуба Жан Бло представлял свою книгу «Моисей: Наш современник». СПб., 2001.
Жан Бло характеризовал Моисея как крайне неуверенного в себе человека, постоянно сомневающегося и нерешительного.
Когда Моисей был вынужден бежать из Египта, он поселился у священника земли Мадиамской Иофора и впоследствии женился на одной из его дочерей – Сепфоре.
Около десяти лет Моисей пас овец своего тестя. Лишь самые смелые из посвящённых Иофора поднимались на гору Хорив (считавшейся Божьей горой). В пещере Сербала они проводили несколько дней в посте и молитве. Мудрецы находили там свои вдохновения.
Сколько Моисей был в земле Мадиамской?
Я предполагаю, что не больше десяти лет. Когда Моисей возвращается в Египет, вместе с женой едут оба его сына: Гирсаму 9 лет, Елиезеру 6–7 лет.
Однако Библия утверждает, что «Моисей был восьмидесяти, а Аарон [брат его] восьмидесяти трёх лет, когда стали говорить они к фараону». (Исход 7:7).
Согласно Библии, Моисей умер в возрасте 120 лет. Хотя средняя продолжительность жизни сынов Израилевых составляла 75 лет.
Логично предположить, что умер Моисей в возрасте около восьмидесяти лет. 30 лет он жил в Египте, 10 лет находился в изгнании в земле Мадиамской, 40 лет водил народ по пустыне.
Когда Моисей пас овец близ горы Хорив, он увидел, что терновый куст горит огнём, но не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
От неопалимой купины скорее всего исходило яркое сияние, воспринимаемое как огонь.
Ангел Господень окликает Моисея из тернового куста: «Я Бог отца твоего, бог Авраама, бог Исаака, бог Иакова».
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам». (Исход 3:14).
Можно верить Библии или не верить. Иаков тоже видел в Вифеле видение-лестницу с Элохимом на вершине, по которой всходили и нисходили ангелы. Сейчас так рассказывают об инопланетянах, входящих в свою летающую тарелку.
Бог наделяет заикающегося от рождения Моисея способностью чудотворства и делает его толмачём брата Аарона. Господь говорит: «Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать».
Когда в результате посланной Богом смерти первенцев египтян у фараона умер сын, правитель Египта уступил. Израильтянам дали три дня, чтобы пойти в пустыню, совершить там жертвоприношение и поклониться своему Богу (поскольку в Египте делать это было запрещено).
Библейский текст указывает точную дату Исхода – 14 день месяца, в который израильтяне до сих пор празднуют «Песах»(Пасху). Пасха означает, что Господь прошёл мимо израильских домов и поразил смертью лишь первенцев египтян.
Сколько человек составило Исход?
В Библии указывается точное число – «603 тысячи 550 человек, не считая колена Левиина».
Леннарт Мёллер в книге «Дело об Исходе» пишет, что общее количество составило примерно 2 млн. человек, поскольку нужно считать женщин и детей, плюс «сброд» (людей, вышедших с израильтянами).
Огромное количество рабов покинуло страну. В результате Египет остался без существенной части рабочей силы. Причём израильтяне вышли со всем имуществом, с большим количеством крупного и мелкого рогатого скота; к тому же заняли у египтян золотые и серебряные вещи.
Фараон решил вернуть работников или убить их. «И взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими». «И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его» (Исх.14:9).
Когда войско фараона настигло израильтян, те стояли лагерем перед морем. Переход народа Израиля через расступившееся Чёрмное (Красное) море считается одним из самых больших чудес. Над природой этого явления до сих пор ломают голову учёные.
Есть гипотеза, согласно которой в описываемое Библией время на острове Санторини произошло извержение вулкана. В результате образовалась громадная волна высотой от 100 до 200 метров, которая уничтожила минойскую цивилизацию на острове Крит. Предполагают, что именно это вызвало мощный отлив с последующим цунами в Красном море, чем и воспользовался Моисей.
Библия утверждает, что Моисей сорок лет водил народ Израиля по пустыне. Люди верили обещаниям Моисея, что он ведёт их в Землю Обетованную, «где текут мёд и молоко».
Евреи прошли через Синайскую пустыню несколько раз. От подножия горы Хорив до библейского города Раамсеса нужно идти в среднем 6 дней. Это дорога с многочисленными колодцами тянулась вдоль богатого рыбой моря, и была той самой, которую выбрал Моисей, когда возвращался в Египет.
Хотя климат на Синае за 3 тысячи лет менялся, однако вряд ли очень сильно. Кто был в Египте, помнит крутые скалы, солёные степи, каменистые кручи, ни реки, ни источника, ни деревца. Трудно представить, как в течение сорока лет 603 тысячи 550 человек жили в пустыне, где не прокормилась бы и тысяча.
«Свобода не утолит вашей жажды в пустыне», – говорил Моисею священник Иофор.
Народ Израиля сполна вкусил горький хлеб свободы. Многие возроптали, вспоминая о рыбе и овощах, которыми в Египте их иногда одаривали по воле фараона. «Уж лучше быть в рабстве в Египте, чем умереть в пустыне», – говорили не согласные с Моисеем. – «Мы изберём нового вождя, и он отведёт нас в Египет».
Моисей должен был бороться не только против общего изнеможения и против клеветы, но и против заговоров честолюбивых начальников, вроде Корея, Датана и Абирама, которые разжигали народные восстания, чтобы низвергнуть пророка.
«Есть ли у тебя план?» – спрашивали у Моисея. Он отвечал, что надобно верить. Вера есть ожидание невидимого и осуществление ожидаемого.
Самонадеянный разум конфликтует с непостижимостью веры, обнажая противоречие между нашей тленной физической природой и нетленностью бессмертного духа в нас.
Только тот бог есть Бог истинный, чьи предсказания сбываются в точности.
Всякое поражение Бога должно быть объяснено ошибкой человека.
Библия рассказывает, что в пустыне Сур Бог усладил горькую воду, повелев Моисею вложить в неё указанное им дерево. В пустыне Син Бог послал множество перепелов, а затем в течение всех следующих 40 лет ежедневно посылал евреям с неба манну.
Манна описывается в библейском тексте как нечто сошедшее от Господа неизвестным людям способом. Каждое утро на месте высохшей росы появлялось что-то похожее на чешую или иней. Моисей объясняет, что это хлеб, который послал Господь.
Еврейское слово «манна» может происходить от «манн» («что»). В Библии говорится, что: «она была, как кориандровое семя». Манна имела сладкий вкус и напоминала мёд. Кроме того, её ели в «сыром» виде и выпекали как хлеб. Манна утоляла голод и не вызывала потребности в другой пище.
В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля. 40 дней провёл Моисей на горе Хорив, получив от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы).
Вся история Моисея сводится к простому вопросу: сам он выдумал десять заповедей или же они действительно были даны ему Свыше?
Моисей подчёркивал, что заповеди были написаны «перстом божиим».
Но тогда почему Моисей разбил их?
Моисей был грамотный человек, обучался в храме Амона-Ра в Мемфисе, был посвящённым в Карнакском храме. Во время изгнания он многому научился у своего тестя – священника мадиамского Иофора.
В Десяти заповедях ничего принципиально нового не содержится. Всё это можно найти в более древних документах: законах Хаммурапи, хеттских и среднеассирийских законах. Уже более пяти тысяч лет известно правило: «чего себе не желаешь, того и другим не делай; как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и с другими поступай».
В Десяти заповедях (декалоге) Моисей сконцентрировал главное. В дальнейшем к десяти заповедям он прибавил множество более частных предписаний характера юридического, морального и ритуального. Всё это стало основой законодательства Торы.
40 дней Моисей был на Горе Хорив. Многие задают вопрос: чем он питался все эти дни?
Моисей хорошо знал эти места, где в течение десяти лет пас овец. Знал он места скрытых водных источников, что и продемонстрировал в Кадесе, ударив по скале, из которой хлынул поток воды. В пустыне можно было встретить и оливковое дерево.
Самый драматичный момент Исхода – когда Моисей сошёл с горы, увидел отступничество народа и предательство своего брата Аарона, созданного им «золотого тельца», которому поклонялись евреи.
Отношения Моисея и Аарона – пример взаимоотношений пророка и священника. Священник может предать веру, пророк – никогда!
«Это ты, Моисей, сделал эти скрижали, чтобы мы жили по твоему закону!» – кричали вероотступники. – «Мы не станем жить по заповедям твоим. Мы свободны».
«Нет свободы без закона!» – возражал Моисей.
В гневе пророк разбивает скрижали. И хотя одна из заповедей гласит «не убий», Моисей приказывает убить всех, кто поклонялся золотому тельцу. «Убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исход 32:23). А было их три тысячи!
Сколькими людьми можно пожертвовать ради светлого будущего?
Моисей ХХ века – вождь мирового пролетариата Ульянов (Ленин) – полагал, что ради мировой революции можно пожертвовать всем народом, оправдана и гражданская война.
«Когда же кончится братоубийственная война?!..» – спрашивают в отчаянии у Моисея вероотступники.
«Кто не будет жить по закону Божьему, тот по закону этому умрёт», – отвечает Моисей.
«Мы не будем жить по твоему закону, чтобы ты царствовал над нами», – возмущались оппозиционеры.
Моисей не претендовал на верховную власть. Напротив, он напоминает народу о его традиции не доверять никому абсолютной власти и не закреплять её. „Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами“ (Книга Судей, 18:23).
– Сам по себе я ничто, – говорит Моисей. – Теперь, когда народ выведен из Египта, во мне нет нужды. Моя миссия выполнена.
– Народу всегда нужен вождь, – отвечает Аарон.
– Я не вождь, я обычный человек. Просто стал избранным для миссии, которая выполнена. Если я могу слышать голос Господа, значит, и вы можете слышать.
Очевидно, что Моисей пережил воздействие Высшей Силы, как бы её ни называли. Он не мог не верить в то, что пережил. Народ в целом не может так верить, как верил Моисей. Вера – это личный опыт, индивидуальный феномен, а не массовый.
Зачем же сорок лет водил Моисей народ по пустыне?
Он хотел изжить в людях рабство. А народ малодушничал, бунтовал. Вера пророка испытывалась безверием и косностью народа.
– Разве Бог говорит только через Моисея? Все наши скитания бессмысленны. Разве Бог не знает дорогу к Земле Обетованной?
– Приведи нас Господь завтра в Ханаан, разве стали бы выполнять Закон его, как велено? – объяснял Моисей.
– У нас есть дети и желание осесть на своей земле. Что ещё нужно?
– Любовь друг к другу. Желание жить не одним пропитанием!
Рабы, при всём желании, не могли мгновенно стать свободными. Поэтому Моисей решил, что все, кто старше 20 лет, должны умереть в пустыне: «Основать новый Израиль можно на любви к закону, а не на подчинении»!
«Закон сам по себе не спасает, – наставлял Моисея священник Иофор. – Люди должны научиться исполнять закон не по воле вождя, не из-под палки, а придерживаться его по собственной воле. Зная, что вольны отказаться. Только тогда они станут по-настоящему свободными».
«Свобода для человека с рабской психологией – тяжкое бремя и худшее из наказаний, а самое сильное чувство в нём – чувство преклонения перед своим господином. Раб, даже если он вдруг стал свободным, в душе сохраняет тягу к «сильной руке» и «жёсткому порядку», – писал А.А.Собчак в своей книге о Сталине.
«Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться, – писал Ф.М.Достоевский в романе «Братья Карамазовы». – Но ищет человек преклониться пред тем, что уже бесспорно, столь бесспорно, чтобы все люди разом согласились на всеобщее пред ним преклонение. Ибо забота этих жалких созданий не в том только состоит, чтобы сыскать то, пред чем мне или другому преклониться, но чтобы сыскать такое, чтоб и все уверовали в него и преклонились пред ним, и чтобы непременно все вместе.
Вот эта потребность общности преклонения и есть главнейшее мучение каждого человека единолично и как целого человечества с начала веков. Из-за всеобщего преклонения они истребляли друг друга мечом. Они созидали богов и взывали друг к другу: «бросьте ваших богов и придите поклониться нашим, не то смерть вам и богам вашим! И так будет до скончания мира, даже и тогда, когда исчезнут в мире и боги: всё равно падут пред идолами».
Французский писатель Эдуард Шюре в книге «Великие посвящённые» высказывает мнение, что «Моисей не был евреем-патриотом; он был укротителем народа, и имел в виду судьбы всего человечества. Израиль был для него лишь средством. Его целью была всемирная религия…»
Моисей совершил переход от многобожия к Единому Богу. Для этого ему нужен был носитель этой религии – избранный народ. И он последовательно творил «народ священников», сорок лет водя по пустыне и создавая Пятикнижие.
Библейские расследования XIX века вызвали предположение, что Пятикнижие вовсе не принадлежит Моисею. Пятикнижие состоит из различных отрывков (Элоистов и Иеговистов), сшитых вместе, и что настоящая его редакция моложе по крайней мер на 400 лет той эпохи, когда Израиль покинул Египет.
После «золотого тельца» Моисей сделал вывод: людям нужен зримый вещественный бог, которого можно видеть и пощупать. Поэтому был создан ковчег завета и скиния, служащие для общения с Богом.
Многие смотрели фильм Стивена Спилберга «Приключения Индианы Джонс: в поисках утраченного ковчега».
Современные специалисты говорят, что по своей конструкции «ковчег завета» напоминает генератор энергии огромной силы. Сила эта носит название Акаша у брахманов, огненное начало у магов халдейских. С точки зрения современной науки её можно назвать эфирной силой. С чем-то подобным имел дело Никола Тесла.
В Библии во всех деталях описывается конструкция Ковчега и Скинии, созданных по велению Бога. Возможно, это была солнечная электрическая батарея большой мощности. Моисей мог пользоваться Ковчегом как своего рода аккумулятором электрической энергии и одновременно приёмником-передатчиком. Себя и своих священников Моисей изолировал льняными одеждами.
Человек есть то, чем он рискует!
Чем (или кем) рисковал Моисей, когда выводил полумиллионный народ Израиля из Египта в пустыню, где водил его 40 лет?
Этот вопрос я задал моему хорошему знакомому, философу Александру Куприяновичу Секацкому.
ЛИЧНО МЕНЯ во всей этой истории более всего интересует божественное откровение: кому и зачем оно даётся. На примере Моисея можно предположить, что даётся оно лишь тому, кто способен поверить и выполнить требуемое. Звучит оно как приказ, так что избранный не в силах уклониться.
В чём характерная черта Откровения?
В Откровении нет сомнения (в отличие от собственной мысли), есть только воля исполнить его!
...лишь верь в себя и в силу духа что жив в тебе и жив тобой ты глас его открой для слуха пойди за ним и стань собой нет счастья как и нет несчастья лишь радость полная во всем открой ее ты в одночасье и станешь может божеством проникнешь в мир неслышных звуков увидишь все закрыв глаза откроешь сердце к тайне духов и истина войдет в тебя...
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
«Духовные силы, неизменно бодрствующие над человечеством, всегда окружают нас, но покров, отделяющий нас от них, разрывается лишь в великие часы и только для редких избранников», – писал в книге «Великие посвящённые» Эдуард Шюре.
«Человек поднимается к Богу лишь посредственно, путём мысли или молитвы, путём действия или экстаза. И Бог не проявляется в мире непосредственно, а лишь путём всемирных и незыблемых законов, которые служат выражением Его мысли, осуществляемой человечеством, которое является представителем Его во времени и пространстве».
Моисей был не единственный мессия в истории человечества. Феномен мессианства имеет древнюю историю и встречается почти во всех религиях. В буддизме спасителем считается будущий Будда Майтрея. В исламе существует идея махди, в индуизме – Калки.
В иудаизме слово мессия (по ивриту Машиах) иносказательно означает «царь». Иудеи верят, что идеальный царь будет послан Богом, чтобы осуществить политическое освобождение народа Израиля из-под власти других народов.
В 90-е годы прошлого века мы видели много различных «мессий» и «лжепророков». Одного из них я отобразил в своём романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак». Я даже совершил путешествие в глубину сибирской тайги, чтобы побывать в гостях на горе этого «пророка». Что и описал в романе-быль «Странник»(мистерия).
Меня тоже обвиняют в мессианстве и чуть ли не в создании новой религии.
Но по моему мнению, всё, что можно просить у Бога, это вразуми и наставь. Остальное всё человек должен делать сам!
Бог обращается ко всем, но слышит его не каждый – лишь те, у кого чистота помыслов соответствует частоте канала связи с «божественным интернетом».
Как бы вы объяснили древним людям Интернет, мобильную связь и спутниковый навигатор?
Возможно, вера есть состояние настройки мозгового wi-fi, соединяющего с ноосферой и с нашим Навигатором?
Противопоставления веры и разума не было в авраамической традиции.
Знание не противоречит вере. Напротив, начинается с веры. Если не поверишь, то вряд ли поймёшь.
Человек не может существовать без веры. Вера есть третье измерение человека. Во что мы верим, таковы мы и есть.
В конце прошлого тысячелетия мы поверили, что нас вывели из социалистического «рабства». Вот уже двадцать пять лет водят по «пустыне», обещая привести туда, «где текут мёд и молоко». Некоторые уже разуверились и стали роптать, другие мечтают вернуться в прежнее «рабство», третьи требуют смены вождя.
Многие задаются вопросом: куда же ведёт нас наш моисей?
«Фараон есть Египет. Египет есть фараон», – заставляли выкрикивать приветствие в древнем Египте.
«Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России», – заявил на Валдайском форуме международных экспертов заместитель главы президентской администрации Вячеслав Володин.
«Я считаю… Путина человеком, который был послан России судьбой и Господом в трудный для страны час, для нашей большой, общей нации», – говорил бывший заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков.
Каждый правитель мнит себя новым Моисеем. Некоторые президенты даже имеют смелость заявлять, что они напрямую общаются с Богом, и будто бы Он говорит им, как поступать, какую страну бомбить, а какую не бомбить.
«С нами Бог» – было написано на пряжках солдат немецкой армии. И с этими словами они убили двадцать миллионов русских людей.
«Не в силе Бог, а в правде», – проповедуют священники. Но политики рассуждают иначе: «кто сильнее – тот и прав».
Является ли мораль результатом соглашения людей или её источник Божественное откровение? Мораль от Бога или она выдумка человека?
Доктор философских наук И.И.Евлампиев полагает, что благодаря иудейской идее греха и грехопадения, законы иудейские были внедрены в христианство, где их изначально не было. Церковь в какой-то момент заместила государство, она должна была стать аналогом государства. А для этого нужно было в саму религиозность ввести идею закона, подчинение паствы иерархам.
Должен ли человек жить по закону Божьему или по воле светских властей?
Если мир сотворён Богом, то надо жить по божественным законам – любить ближних и помогать слабым.
Если же наш мир есть результат долгой эволюции, то жить надо по природным законам естественного отбора, где выживает сильнейший, а слабый погибает или приспосабливается.
Сейчас мы видим, что в мире правит сила, причём сила недобрая.
Но если в этой жизни правит Сила, то значит и во вселенной правит Сила?
Значит, Бог – это Сила, а не Любовь?!
Что же, все эти пророки были либо шарлатанами, либо глупцами, говоря о том, что миром правит любовь?
Выходит, все призывы церкви к любви это ложь, и религия – опиум народа, и жизнь после смерти выдумка, и Бог… ?
Существуют ли какие-либо неизменные истины, на которых можно строить свою жизнь?
Древнегреческие философы полагали, что в мире всё течёт и изменяется, и потому полное неизменное знание чего-либо невозможно.
События последнего времени показывают, что человечество духовно не прогрессирует. Люди убивают друг друга, и никого не останавливает заповедь «не убий», как и призыв «возлюби ближнего своего».
Никто не может остановить войну: ни президенты, ни патриархи.
Нужны новые духовные авторитеты, которые бы остановили обезумевших политиков, толкающих мир к катастрофе.
Как только Бог терпит творящееся на Земле? Почему не вмешивается, чтобы прекратить войну?
Или Он так же наблюдает за нами, как мы за муравьями?
Что же такое Бог?
Гейдар Джемаль считает, что Бог есть то, где бытие встречается само с собой, совершенное бытие, которое идёт навстречу бытию несовершенному (которое есть человек), и дополняет до совершенства. Здесь и познаётся Бог с точки зрения антологической веры.
Гностическая вера исходит из противоположной точки зрения, что Бог трансцендентен бытию, противостоит бытию, Бог есть абсолютно иное, Бог за пределами бытия и противостоит бытию как неправде. Дух пророчества опирается на гностическую веру.
Онтологическая вера ориентирована на чудо, которое состоится в сфере изменения сущности. Гностическая вера связана с двумя этими характеристиками, которые принято называть виною: это смерть и код коммуникации. Гностическая вера требует трансцендирования, и смерти через воскресение, и кода коммуникации через откровение.
Бог — Всё и Ничто
Бог пребывает везде и сейчас одномоментно
Мир есть творение Богом себя
Творение осуществляется по Закону, изменить который Бог может, ибо он Творец, но не хочет, поскольку сам он и есть Закон, сам и есть Творение
Всё создано Богом и во всём есть его часть, — всё Божественно
Всё одушевлено и родственно в Едином Принципе жизни, едином составе и единой силе, которая их творит и побуждает существовать каждого определённым образом
Всё построено по Единому Закону, в том числе и разум человека, и потому человек может постичь этот Закон, постичь Бога, постигая себя и мир вокруг, поскольку Смысл—Закон—Бог во всём
Чтобы услышать, нужно заткнуть уши, чтобы увидеть — закрыть глаза
Первая мудрость — принимай всё как есть
Помни о смерти и занимайся главным
Не делай того, в чём сомневаешься
Делай то, к чему тянет радостью
Ничего не проси, ибо имеешь необходимое
Ни за что не держись, всё самое ценное — в душе
Слушай своё тело и не вреди ему
Радуйся всему, душа
Твори любовь
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
А как Вы считаете, нужен ли нам НОВЫЙ МОИСЕЙ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: