КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ ЭСТРАДЫ
Кого было неинтересно слушать в 60-е – 80-е, так это Толкунову, Кобзона, Льва Лещенко, Ведищеву, Магомаева, Полада Бюль-бюль Оглы, Эдиту Пьеху, за редким исключением – Пугачеву, Герман. К тому же списку относятся Ротару, Юрий Антонов, Ольга Воронец, Нани Брегвадзе, Людмила Сенчина, Мулерман, Кикабидзе, Сергей Захаров, Эдуард Хиль. Кумирами советской публики были Утесов и Марк Бернес, но, увы, об этих самовлюбленных особах с весьма скромными талантами говорить не хочу. Безразличны мне были и Людмила Зыкина, и Муслим Магомаев, которые недоучился в Италии бельканто, и Лидия Русланова с ее «Валенками» и страстью к побрякушкам.
Скучен был весь цвет советской эстрады, который, тем не менее, боготворило население старше сорока - пятидесяти.
Дело не только в том, что все их песни были… как бы это сказать – КПСС-овскими. Есть и патриотические песни, которые можно отнести к числу шедевров, напр., «Мне кажется порою, что солдаты…» на стихи Гамзатова.
Прослеживаются аналогии: те же патриотические песни писал и «свободный» Запад, напр., «You’re in the army now» 1981 года.
И кто сказал, что цензура и контроль обловили «узкие рамки» искусства? «Каждый пишет, как н слышит, как он дышит, не стараясь угодить», да? Как бы не так. Интеллигенция слишком высокого мнения о себе. Приведу пример.
В конце 60- в СССР вышла масса первосортных фильмов о чекистах: «Операция «Трест»», 1967, «Путь в Сатурн», 1967, «Ошибка резидента», 1968, «Мертвый сезон», 1968, «Щит и меч», 1968. Кроме того, вышел ряд вполне добротный фильмов о разведчиках: «Развязка», 1969, «Повесть о чекисте», 1969, «Разведчики», 1968, «Это было в разведке», 1968, «Один шанс из тысячи», 1968, «Когда дождь и ветер стучат в окно», 1967.
Конечно, фильмы о разведчиках выходили и раньше, например: «Их знали только в лицо»,
1966, «Как Вас теперь называть?» 1966, «По тонкому льду», 1966, «Циклон начнется ночью», 1966. Но их число несравнимо с всплеском 1967-1969 гг.
Почему так? А потому, что 10.5.1967 Ю. В. Андропов был назначен председателем КГБ СССР.
Как всегда в СССР, строительство объекта или создание произведения искусства приурочивались и подгонялись в определенной дате.
Так что скучно с Эдуардом Хилем было не обязательно из-за патриотизма. Дело в другом. В том дело, что все эти утесовы, лещенко, ротару и пр. были светской буржуазией, сытой и бездушной.
Скучны были группа Стаса Намина, вокально-инструментальные ансамбли «Земляне», «Цветы», «Поющие гитары», «Голубые гитары», «Поющие сердца», «Ариэль», «Красные маки», «Самоцветы», «Лесные братья», «Ялла», «Веселые ребята», «Ласковый май», «Поющие сердца» и т.д., все те, кого боготворила советская молодежь.
… И за окнами звон
Не пьянит и не манит,
Лишь Иосиф Кобзон
На экране тиранит,
- писал в 1972 году, будучи в 9-м классе средней школы, ваш покорный слуга.
Отчасти можно было воспринимать украинских «Песняров» и белорусские «Верасы».
Например, «Метель-завируха»: https://youtu.be/dpyw691cC3s
Потому советскую эстраду с успехом вытесняла западная: Beatles, Teach in, Bee Gees, Pink Floyd, Rolling stones, Led zeppelin, Modern Talking, Deep purple, Queen и др. Например:
Creedence, Rod Stewart, Видел ли ты дождь https://youtu.be/JKES3yfnD9U
Boney M, River of Babylon https://youtu.be/rpDj1UTIn4Y
Демис Руссос, Сувенир https://youtu.be/TkhrwoXAMBQ
Beatles, Penny Lane, https://youtu.be/QDXPTPo2oZU
Оркестр Поля Мориа, «Love is blue»
(оркестр Поля Мориа
Хампердинк
https://youtu.be/orCiC9-p7yE?list=PLTAmBlWL_IQmdv_3uoyJ0O22Zxi7noQtZ
https://youtu.be/1rF3qQtNyzM?list=PLTAmBlWL_IQmdv_3uoyJ0O22Zxi7noQtZ
Joe Dassin - Et si tu n'existais pas (Audio)
https://yandex.ru/video/preview/10894457663761614675
Шарль Азнавур, «Вечная любовь», из кинофильма «Тегеран-43» https://youtu.be/m6E7i0x0HCM
С Мирей Матье: https://yandex.ru/video/preview/12126748265019818535
Можно добавить творчество Мирей Матье, Поля Робсона, Дина Рида и др., которые входили в фонотеку советского слушателя. Я бы привел в пример еще некоторые выступления ВИА АВВА https://yandex.ru/video/preview/14947177796282828531
но… ах, сладкая женщина… правда, если снять макияж, она несколько мужиковата, как и все жительницы Скандинавии… Но свобода, счастье, какие они респектабельные, ухоженные… Словом, мечта советской молодежи. Одно смешит: в видеоряде она и он в комнате – в белых костюмах. Такое было представление о Рио-де-Жанейро у Остапа Бендера из книжки Ильфа и Петрова «Золотой теленок»: «Все поголовно в белых штанах…»
Словом, ни забастовок, ни войн, ни тебе революций… Какая, к черту, классовая борьба, когда белые штаны!
Советские школьники с ума сходили от «Beatles» и заучивали: «Is there anybody going to listen to my story, all about the girl who came to stay… Oh, girl! Girl!» Или: «When I find myself I times of troubles / Mother Mary comes to Me / Speaking words of wisdom – let it be!»
Слава богу, до такой сумасшедшей экзальтации по «Beatles», как английские тинэйджеры, советские школьники не опускались.
Это лучшие образцы, а теперь – Элвис Пресли, это пьяненькое чудо в перьях
https://yandex.ru/video/preview/9047759408652660738
Такого добра на Западе было крайне много. И если кто думает, что Элтон Джон, Сергей Пенкин в пижаме на сцене или Майкл Джексон – это явления мировой культуры, то напрасно. Это явление всего лишь мировой моды.
Так или иначе, поклонниками западных ВИА были не только старшеклассники, но и рабочая молодежь, да и сами рабочие, не говоря уже о сфере обслуживания (торговле и др.). Хотя Хампердинка, Руссоса или Мориа не чуралась самая высокая советская интеллигенция.
Первой западными ансамблями увлеклась «золотая молодежь» (дети городских и областных чиновников, первых секретарей райкомов КПСС, главных технологов, главных инженеров заводов, ведущих артистов и т.п.), а также помешанные на Западе.
Конечно, во время университетских дискотек со студентами и студентками в вино-водочных парах всё перемешивалось: «Самоцветы» и ABBA, «Песняры» и «Queen», но.
В свою очередь западная эстрада в студенческой среде была вытеснена субкультурой бардовской песни: Окуджавы, Высоцкого, Бачурина. Например:
Дерева https://youtu.be/bpaoZ9nQdWs (но интереснее слушать в его собственном исполнении, к душе его ближе, вот здесь https://web.ligaudio.ru/mp3/%D0%B5%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B1%D0%B0%D1%87%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BD%20%22%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0?ysclid=lompd616en332993251 )
Например, Высоцкий, «Вдоль обрыва» https://youtu.be/eqePKXjFbuo
Например, Окуджава, «После дождичка небеса просторны» https://youtu.be/eqePKXjFbuo
У Розенбаума есть 5-6 замечательных песен, но не хочу о нем говорить, уж больно быстро он перестроился. Когда в России смертность превысила рождаемость, он заявил на ТВ: «Жить стало лучше, жить стало веселее» (повторил слова Сталина).
Не хочу говорить и о Веронике Долиной, неожиданно впавшей в либерализм.
За этой ведущей тройкой – Суханов, Дольский, за ними можно назвать супругов Никитиных, Визбора, Башлачова. Например, не совсем бардовские:
Юрий Лоза https://youtu.be/TwgZDJdko5w
Клячкин, Псков, https://youtu.be/EYu6JUjgb9o
(Клячкин в перестройку уехал в Израиль, для этого изменил слова песни: «Лица их в морщинах, тяжкие тела их помни» - на «Неужели та с косой еще не ловит» - «Неужели нас с тобой еще не ловят» (т.е. не смерть, а КГБ). Переехав, критиковал израильскую систему, погиб при странных обстоятельствах).
К ним можно добавить Камбурову, Бичевскую, Понаровскую. Например:
Сон Стеньки Разина в исполнении Жанны Бичевской https://youtu.be/3Au_iJ0utXA
Бичевская, «Не слышно шуму городского»: https://ok.ru/video/525652658939?fromTime=40
Камбурова, «Как дело измены, как совесть тирана»
«В лунном сияньи»
«Это было давно лет пятнадцать назад» (ныне исполняет Юлия Боголепова, на мой взгляд, лучше Камбуровой)
«Белой акации гроздья душистые» (ныне исполняет Смольянинова)
https://yandex.ru/video/preview/12149451217579118727
Студенческая элита (те, которые играли за сборные вуза по баскетболу и пр., которые были в комсомольской элите, которые участвовали в студенческих вёснах и т.д.), помимо бардовской песни, тяготела еще и музыке Хампердинка, Джо Дассена, оркестра Поля Мориа и др.
Гуманитарная и естественнонаучная интеллигенция игнорировала моду и слушала близкие к эстраде романсы, например, Глинки - «Ах, когда б я прежде знала», исполняет Зара Долуханова
Елена Образцова молодая поет это, пожалуй, лучше, теплее, чуть темпераментнее. Увы, это старая пластинка, в интернете есть только запись Образцовой 1990 года.
Штоколов (лично мне нравится больше, чем Шаляпин):
К сожалению, не могу найти изумительное грузинское акапелльное четырехголосие 80-х (не «Ореро»!), но в качестве компенсации:
Сакартвелло
Басиани
Увы, бардовскую песню смыл океан самодеятельной песни (КСП), основой которой была идиотская туристическая песня.
«… Пускай другие хлещут водку, дорога каждому своя, а мы надеемся на воду, в которой им не устоять! И руки винтом, ноги жгутом, пена как белый дым…»
В данном направлении отметился даже Высоцкий: «Лучше гор могут быть только горы…» Подобно тому, как сегодня интернет предоставляет свободу слова буквально всем, буквально с пеленок, то есть, по большей части, идиотам, так и КСП задавил своей массой и Бачурина с Окуджавой, и Долуханову со Штоколовым.
Когда в 90-е обрушилась экономика, последнее поколение советской интеллигенции стало тяготеть к тем советским песням, которые ранее не входили в их фонотеку, но входили в репертуар концертов для широкой публики, особенно на военную тему.
Георг Отц, «Сормовская лирическая» (Сормово – один из районов Нижнего Новгорода)
Рыбников, «Когда весна придет, не знаю»
Родион Щедрин, «Не кочегары мы, не плотники»
«В этой роще березовой», исполняет Тихонов, на стихи Заболоцкого:
«Киев бомбили, нам объявили…»
https://yandex.ru/video/preview/12435136683726139783
https://ok.ru/video/1460639306204?fromTime=58
Поет Тихонов, фильм «На семи ветрах»
https://ok.ru/video/272191849882
«На всю оставшуюся жизнь»
«Прожектор шарит осторожно п пригорку»
https://yandex.ru/video/preview/12452376134817120613
https://ok.ru/video/1502580511107?fromTime=55
Шелковый платочек https://ok.ru/video/1029990582879
На вечеринках любимыми хоровыми песнями стали «Степь да степь кругом, путь далек лежит», «Там вдали за рекой загорались огни» и т.п.
На этом эстрада в России (да и в мире) закончилась. Ее конец ознаменовался приходом скачущего Леонтьева, Гнатюка («Танец на барабане», «Птица счастья» и др.), Киркорова, плоской Ларисы Долиной, Талькова с фигой памятнику Ленину, Газманова, Легкоступовой, Сукачева, «Гребня», сопливого Шатунова, «Макара» и пр. Осталась попса с дикими текстами и бездарность, которую пытаются возместить за счет электронных преобразователей звука. Один из многочисленных примеров: «Я знаю пароль, а вижу арентир» (подробнее см. мою статью «Арентир» https://newsland.com/post/7648960-arentir?ysclid=lopbkjv4vl965036522)
Одна из последних «вершин» западной эстрадной песни – знаменитая «феличита».
После XX съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, в СССР изобрели мазер, построили первые в мире АЭС и атомоход «Ленин», был создан ракетно-ядерный щит, Советский Союз стал ведущей космической державой. Для Советского Союза не составляло проблемы послать к Луне космический корабль, который бы оставил на ее поверхности автоматическую станцию. Сегодня от Окуджавы и Бачурина остался лунный модуль, который разбился вдребезги о поверхность Луны.
Борис Ихлов, 7.11.2023
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: