В 1973 году правительствами Франции и Великобритании был одобрен и ратифицирован международный проект "Евротуннель", по строительству двухпутного железнодорожного туннеля под проливом Ламанш, протяженностью в 51 километр. Проект не рядовой по своим масштабам. Дело осталось за малым — изыскать средства на строительство "Евротуннеля".
И тут случилась заминка.
Французское правительство заявило, что не обладает бюджетными средствами, которые могло бы вложить в эту стройку века. Английское правительство тоже посчитало, что с финансовыми вложениями повременит. Было решено искать спонсоров со стороны.
В 1986 году был объявлен конкурс, к которому проявили интерес несколько финансовых консорциумов. Самое любопытное, к проекту проявили интерес Советский Союз и Китай. В то время президентом Франции был Франсуа Миттеран, с которым М.С. Горбачева связывали тесные дружеские отношения. Возможно, французский друг Франсуа подсказал генеральному секретарю КПСС мысль о возможности участия СССР в увлекательном и прибыльном зарубежном проекте.
И решение было принято, Советский Союз принял участие в конкурсе, наравне с национальными банками КНР, и внезапно победил! Внезапно, потому что все американские банки отозвали свои заявки. Вероятно, финансовые аналитики из Штатов внимательно изучили документацию "Евротуннеля", просчитали все риски, и пришли к выводу, что чуть не вляпались в "черную дыру", которая будет бесконечно высасывать инвестиции.
Олег Тетерский в семидесятые годы занимал должность заместителя начальника отдела компенсационных сделок Внешторгбанка СССР и отвечал за аналитическое направление расчетов инвестиционных рисков. В восьмидесятые годы его назначили директором советского Эйробанка в Париже. Это был первоклассный специалист с отличным опытом работы с зарубежными активами.
В 1987 году из министерства финансов СССР ему прислали документацию по Евротуннелю и попросили сделать экспертное заключение. Тетерский полистал бумаги и пришел в тихий yжac.
О.П. Тетерский
Олег Павлович вспоминал:
"Когда мне принесли талмуд в шесть тысяч (!) страниц на английском языке, называемый обоснованием строительства, я быстро разобрался в этом надувательстве. Полистал это ТЭО и надиктовал заключение на французском языке, что «Евротуннель» — акт вредительства..."
Проект изначально был убыточным, это было очевидно компетентным людям. Недаром американцы отказались в нем участвовать! Проблема заключалась в том, что решение об участии в финансировании международного туннеля Ламанш в Советском Союзе принимали некомпетентные лица!
И советский "Евробанк" (Париж), а также зарубежный советский "Московский народный банк" (Лондон) уже вошли в финансовый консорциум для участия в этом проекте.
Владислав Судаков вспоминает:
"В 1987 году я стал генеральным директором Евробанка (в Париже). Я был назначен председателем кредитного комитета по международным операциям. К примеру, когда строился туннель под Ламаншем, мы участвовали в этом проекте, внеся 300 миллионов франков.
Мой бывший начальник Александр Маслов в то же время вкладывал средства в строительства тоннеля с другой стороны — из Англии, являясь председателем правления Московского народного банка. Кстати, в этом туннеле были проложены рельсы, произведённые в Советском Союзе".
Тетерский вспоминает:
"Я сразу понял, что затраты на строительство явно вырастут. В ТЭО не заложены многие риски. В результате о возвратности вложенных денег можно будет только мечтать!
Вызвали меня Полетаев и Дюпюи спрашивают, что делать. Они уже успели подтвердить участие в проекте на 300 миллионов долларов! Полетаев попытался остановить сделку, но он был не первым лицом. В результате активных действий удалось лишь снизить наше участие в проекте. Слова мои подтвердились, «колбасить» проект начало уже через полгода после начала строительства".
Проходка велась сразу с двух сторон. Из французского Кале и английского Фолкстона. Специальными буровыми машинами (проходческими щитами) бурились три туннеля: два железнодорожных и один технический. Буровые машины под землей наводились по лазерному лучу. А маршрут тоннеля был проложен из космоса, с помощью высокоточного спутникового оборудования.
Тем не менее, проходчики, в процессе строительства, сталкивались с различными сложностями. Проект уже на ходу приходилось постоянно переделывать, в угоду безопасности подземного движения, надежности и новых экологических требований. Вместе с этим росли и расходы. Так, например, было принято решение расширить все пропускные ворота на 10 см. Стройка встала, потребовались дополнительные 40 миллионов фунтов стерлингов. И это лишь один эпизод, а они возникали постоянно.
Советский Союз к тому времени уже испытывал серьезные финансовые трудности. В 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС, в 1988 году случилось землетрясение в армянском Спитаке. На ликвидацию последствий уходили немалые деньги и дофинансировать проект "Евротуннель" советское правительство отказалось (учитывая экспертное заключение Тетерского, к тому времени уже заместителя начальника департамента Внешэкономбанка СССР).
Китайские товарищи подумали и тоже отказались принять участие в дофинансировании. Были найдены сторонние частные спонсоры, но долевое участие СССР и КНР за счет этого в проекте размылось. А Евротуннель требовал все новых и новых расходов, пожирая их как Кронос, строительство преследовали форс-мажорные обстоятельства.
Стоимость проекта превысила первоначально прогнозируемую почти в два раза!
Юрий Пономарёв (председатель правления Евробанка в 1989-91 годы) вспоминает:
"Вначале всё было здорово. Как руководителя банка — крупного кредитора проекта меня пригласили на первый проезд поезда с пассажирами под Ламаншем. Два его вагона были заполнены главными финансистами проекта, в остальных находились президент Франции, королева Великобритании, весь политический, экономический, культурный и прочий бомонд двух стран.
На первой остановке в Англии был организован банкет с участием глав государств. Было любопытно на всё это смотреть как участнику события.
К сожалению, это был основной и почти единственный дивиденд от участия в проекте. Дальше была «чёрная дыра» и убыток за убытком..."
Пономарев ошибся. Сначала была "черная дыра" и убыток за убытком, а лишь потом в качестве бонуса праздничное катание с королевой и Миттераном. Туннель был торжественно открыт 6 мая 1994 года. К тому времени СССР канул в небытие, а вместе с ним пришли в расстройство и все финансовые вложения в зарубежные активы и проекты, и без того изрядно запутанные.
Большую часть кредитных долговых обязательств стран-партнеров правопреемнику России пришлось просто списать. Получилось, что Советский Союз практически подарил свои деньги Франции и Англии.
(с)
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: