Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
2150 участников
Администратор afix

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
админ пишет:

Что напугало зевак на съемках «Десяти негритят» и другие факты о первом советском триллере

В 1988 году советский кинематограф познакомил зрителей с неведомым ранее жанром. Экранизация популярного романа Агаты Кристи собрала на площадке ведущих актеров, поэтому сразу полюбилась зрителям, заслужив славу образцового психологического триллера и подтвердив репутацию Говорухина как мэтра детективного жанра. Работа над фильмом не была простой, но все усилия съемочной группы окупились сторицей.

Кадры из фильма. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

Станислав Говорухин никогда не был в восторге от творчества Агаты Кристи, однако, по собственному признанию, во время первого прочтения романа «Десять негритят» испытал волнительный трепет. Режиссер загорелся идеей экранизации еще в студенческие годы, однако пыл молодого постановщика охладили чиновники Госкино, решившие, что такой сюжет не заинтересует советского зрителя.

Получив зеленый свет, Говорухин решил экранизировать роман в его первой редакции, которая славилась мрачной атмосферой и пессимистичной концовкой. Впоследствии Агата Кристи неоднократно вносила изменения. В частности, адаптировав сюжет для театра, она сохранила жизнь Вере и Филиппу, влюбленным друг в друга, сделав их невиновными. В итоге парочка сама расправлялась с судьей, устроившим самосуд. Также претерпели изменения характеры и прошлое многих героев, однако больше всего досталось неполиткорректному названию. Из «Десяти негритят» пьеса превратилась в «И никого не стало», заимствовав название из детской считалочки про тех самых маленьких африканцев.

Саму считалочку придумала не Агата Кристи. Она появилась в Америке еще во второй половине XIX века. Правда, речь в ней шла о маленьких индейцах. Когда ее заимствовали английские писатели, они заменили индейцев на негритят, полагая, что иначе читателям будет непонятно, о ком идет речь. В таком виде считалочка вернулась в США и попала в популярные детские книжки, правда, с более оптимистичным финалом, в котором оставшийся в живых последний герой женился и жил долго и счастливо.

Говорухин долго сомневался, кому отдать главную женскую роль. Долгое время фаворитом была Вера Глаголева, так как у Татьяны Друбич не было профессионального актерского образования. В итоге режиссер все же предпочел Друбич, впоследствии считая, что Глаголева затаила на него обиду.

Татьяна Друбич. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

 

А вот Александр Абдулов не скрывал свое разочарование классиком советского детектива. Он не раз упрекал мэтра, что тот приглашает его только на эпизодические роли. По иронии судьбы, персонаж Абдулова и в этом фильме первым выходил из игры, из-за чего актер до конца съемок не знал, кто же в итоге является убийцей, так как не читал сценарий дальше сцены гибели своего героя.

Не горел желанием работать с Говорухиным и Александр Кайдановский. Он не раз говорил в интервью, что согласился сниматься только из-за внушительного гонорара. Тем не менее, роль Филиппа стала одной из лучших в его карьере. Примечательно, что герой также любил повторять, что приехал на Негритянский остров исключительно ради денег.

Сам Говорухин прекрасно понимал, что имеет дело с самыми известными и востребованными советскими актерами, не раз повторяя впоследствии, что со столь звездным составом он больше никогда не работал ни до, ни после.

Готовясь к съемкам, Говорухин погрузился в чтение лучших, на его взгляд, детективов. В этот список попали «Ловушка для Золушки» Себастьяна Жапризо, «День шакала» Фредерика Форсайта и «В августе 44-го» Владимира Богомолова. Режиссер рассказывал, что учился у мастеров, как создать такой накал напряжения, чтобы зритель не смог отвлечься от экрана ни на минуту.

Татьяна Друбич и Александр Кайдановский. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

 

Роль уединенного замка на скалистом берегу острова сыграло знаменитое «Ласточкино гнездо», расположенное на Южном берегу Крыма. Поскольку оно очень узнаваемо, киношники решили частично замаскировать его декорациями. Из-за этого постоянно сохранялась угроза травмирования кого-нибудь из съемочной группы, так как сильные порывы ветра с легкостью разрушали фанерные декорации.

Интерьерные съемки проходили в Воронцовском дворце, так как внутри «Ласточкино гнездо» не было столь просторным и вместительным. А для съемок общего плана был сооружен впечатляющий макет скалистого острова, который опустили в бассейн.

Картина начинается с эпизода, в котором рука в черной перчатке расставляет фарфоровые фигурки негритят на серебряном подносе. Не одно поколение зрителей вглядывалось в размытое изображение лица героя, справедливо полагая, что это и есть убийца. Однако в этой таинственной роли снялся сам режиссер.

Не обошлось во время съемок и без суеверий. Так, Анатолий Ромашин наотрез отказался сниматься в сцене гибели его героя. В итоге со скалы сбросили манекен, а в воде его роль исполнял каскадер. Опасения артиста оказались не напрасными: волна выбросила каскадера на скалы, о которые он поранил лицо.

Другой каскадер пострадал во время съемок сцены убийства героя Кайдановского. Заменяя артиста, он изображал падение героя от выстрела в грудь, однако упал не очень удачно, сильно ударившись.

По иронии судьбы, Владимир Зельдин, сыгравший роль судьи, действительно пережил большую часть мужского актерского состава картины. Более того, уже в XXI веке он долгое время оставался одним из самых возрастных действующих актеров, продолжая выходить на сцену, даже когда отметил столетний юбилей.

Владимир Зельдин и Людмила Максакова. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

 

О том, что идут съемки мрачного триллера, напомнил киношникам и еще один случай на площадке. Во время подготовки к сцене гибели дворецкого загримированного актера Алексея Золотницкого попросили полежать под дождем для большей правдоподобности. В этот момент на площадку случайно забрели туристы и наткнулись на неподвижно лежащего актера. Когда же артист поднял голову и посмотрел на них, они бросились врассыпную.

В романе Кристи нет знаменитого романтического эпизода, когда в последнюю ночь в замке Вера, дрожа от страха, заходит в комнату к Филиппу. Говорухин добавил сцену в фильм, так как она прекрасно отражала психологическое состояние героев в этот момент.

Работая над картиной, Станислав Говорухин и Татьяна Друбич успели сняться у Сергея Соловьева в его культовой «Ассе». Благо съемки проходили совсем рядом – в Ялте. Из-за отсутствия постановщика один из эпизодов срежиссировала актриса Людмила Максакова, а Татьяна Друбич отсутствовала на съемках финального эпизода, где ее подменила гримерша. Собственно из-за этого и возник один из самых известных ляпов фильма: в предыдущей сцене на героине Друбич были черные чулки, а на ногах, которые видит в финале судья – чулки телесного цвета.

Фильм заслуженно стал одним из лидеров советского проката. В первый год его посмотрели 33 миллиона зрителей. Репутацией лучшей экранизации лучшего романа Агаты Кристи он пользуется до сих пор.

Правда, на родине награды обошли фильм стороной. В его копилке лишь одна – «За лучшее воплощение на советском экране темы страха и ужаса за рубежом».

 

Татьяна Друбич в фильме. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

 

 

https://vitkvv2017.livejournal.com/7377644.html

 

Это интересно
+5

админ 09.09.2021 , обновлено  09.09.2021
Пожаловаться Просмотров: 467  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены