Хочется написать о книге и о сериале «Зулейха открывает глаза». Этот дебютный роман неожиданно получил литературные премии – «Большую книгу», «Ясную поляну», «Книгу года» в 2015 году. Кроме того, в 2017 году она получила «Премию читателей». К 2017 году книга была переведена на 17 языков, но кто-то писал, что теперь – на 30 языков. Совокупный тираж – около 200 тыс. экземпляров.
По книге поставлена пьеса и снят сериал.
Показатели очень хорошие, даже трудно с кем-то еще сравнить, учитывая, что это был первый роман Гузель Яхиной: вообще-то она вначале писала сценарий как учебную работу для Московской школы кино. Позже переделала студенческую работу в роман и опубликовала в журнале «Сибирские огни».
Впрочем, Яхина, хотя и была студенткой на момент создания романа, но учиться на сценариста начала поздно – она с 1977 года. До этого она окончила Казанский пед. институт, перебралась в Москву, работала в сфере PR, рекламы, маркетинга. Я это к тому, что несправедливо относить промахи романа к сценарному прошлому Яхиной, как делают многие – нет у нее такого прошлого.
Когда «Зулейха» получала премии, большого шума не было, а писали о романе, скорее, доброжелательно.
Я прочла эту книгу в 2018 году, хотя слышала о ней раньше. Мне долго не хотелось читать роман потому, что тема ГУЛАГа обрыдла до невозможности. Сколько можно? С 1987 года ею пичкают в огромных количествах.
Потом все же не выдержала – прочла. Неожиданно книга мне понравилась.
https://uborshizzza.livejournal.com/4803764.html
Конечно, в ней много недостатков. Но я, слава богу, не критик и не обязана копаться в лексических и фактических ошибках. Я, как и любой обычный читатель, воспринимаю книгу целиком и оценивают по критерию «интересно-неинтересно». Читать «Зулейху» было интересно.
Книга – очень женская, и я раньше думала, что мужчинам она не понравится. Главная героиня за 16 лет из забитой и темной деревенской женщины превращается в личность, обретает радость материнства, любви, самореализации. Сюжет – очень советский. Похоже на фильм «Член правительства». Но изюминка здесь в том, что преображение происходит в условиях ГУЛАГа, куда Зулейха попадает как член семьи кулака.
Несмотря на многочисленную муть про зверства комиссаров, книга оптимистичная, и в ней есть яркая любовная линяя. Все, как любит читатель: любовь с первого взгляда, омраченная тем, что влюбленным никак нельзя даже думать друг о друге. Он – убийца ее мужа, она – представитель враждебного класса. Но чувство не проходит, и герои томятся, страдают, потом все же обретают друг друга, чтобы вскоре надолго расстаться. Причиной расставания послужило материнское суеверие: Зулейхе показалось, что незаконная любовь к убийце мужа может возмутить высшие силы и лишить ее долгожданного сына. Судьба – она такая: ничего даром не дает. А между любимым мужчиной и сыном мать выберет сына. Сын - все для нее. Ее везут в Сибирь, а она, беременная, только и думает, что если и этот ребенок умрет, как ее дочери, она убьет себя. А ребенок, да еще сын, не умер! Его спас гениальный врач, тоже ссыльный. В деревне-то такого врача быть не могло. Большего счастья женщина и представить не могла: до этого она каждую минуту чувствовала себя неполноценной, страдала из-за умерших при рождении дочерей.
Плюс к этому робинзониада: на голой земле люди стоят новую жизнь, и в глухой тайге встают дома (пусть и бараки), клуб, расписанный фресками талантливого художника, начинает произрастать пшеница и огурцы. Сын Зулейхи, судьба которого была бы жить в татарской деревне, как его родители, научился от ссыльных разным умениям и наукам и будет художником в Ленинграде.
Неправдоподобно? Но зато приятно читать – вот пусть хоть кому-то, хоть в книге, да повезет.
Итак, как я уже писала, роман про Зулейху хорошо продавался, т.е., видимо, нравился многим.
На прошлой неделе вышел сериал по роману Яхиной. Его обещали показать в прошлом году, но почему-то все откладывали, да откладывали и выпустили во время карантина. И вот этот сериал буквально взбесил зрителей, которые не устают писать одну за другой возмущенные рецензии. Особенно беснуются писатели.
Меня это сначала удивило, но теперь я думаю, что не стоит обращать внимание на мнение писателей – ясно, что им нравятся только собственные книги, а уж как бы они хотели увидеть снятый по ним сериал, и говорить нечего.
Но сериал, действительно, не порадовал. Там тусклая картинка, сделанная под советские кинокартины. Там Хаматова в главной роли: она старовата и тяжеловата для своей героини, и использует свои старые, наигранные приемы. Так в первых сериях она сохраняет на лице то идиотическое выражение, которое было у нее в спектакле «Голая пионерка», потом ее игра будет напоминать ее другие роли. То же самое можно сказать и об игре Маковецкого – сколько таких будто бы неприспособленных к жизни, но в итоге очень стойких интеллигентов в его исполнении мы уже видели! Мадянов, естественно, начальник-подлец, а уголовник – Баширов. Сирин – тихий интеллигент-хлопотун. В общем, знакомые все лица. Не слишком пока заигранный актер Евгений Морозов сыграл главного героя. Но и он успел засветиться в ролях героев-любовников. Оно бы и ладно, но почему-то совершенно не веришь в их с Зулейхой взаимные чувства.
Неожиданной оказалась разве что исполнительница роли демонической свекрови Зулейхи, Упырихи. Ее сыграла хорошая актриса Роза Хаируллина. К сожалению, это совсем другой типаж, чем в романе – не чувствуется сила этой женщины, легковесная она какая-то.
Единственная актриса, которая, как мне показалось, играет от души – это Юлия Пересильд в роли злодейки Настасьи. Но вызывает вопросы сам ее персонаж. В романе Настасья исчезла еще в Казани и больше не появлялась, а в сериале ее много. Зачем-то сделали полноценный любовный треугольник и злодейку типа как в «Рабыне Изауре».
Для героев-интеллигентов сочинили истории о том, почему их арестовали. В книге это было только про врача.
Задолбали татарской народной песней и танцующими на снегу воображаемыми дочками Зулейхи.
Не нравится мне и закадровый тест, сообщающий краткие исторические сведения, как в «Семнадцати мгновениях весны».
Используется также анимация при рассказе легенды про птицу Семург, но как-то она ни к чему здесь.
В общем, создатели сериала явно хотели украсить его всевозможными способами – «Я надену все лучшее разом».
Пока Зулейха была только романом, неудовольствие ею выражали одни татары. Им не нравилось, что у свекрови и невестки дурные отношения (У татар свекровь – вторая мама!) и то, что Зулейха, несмотря на то, что мусульманка, верит в духов. Видимо, в угоду татарским зрителям Упыриху и мужа Зулейхи сделали не такими противными, как в книге, и полностью исключили веру героини в духов. Из-за этого стало непонятно, почему Зулейха открывает глаза. А это была первая фраза романа, и там очень долго описывалось, как она просыпается, открывает глаза и крадется на чердак, чтобы тайно взять пастилу, которую она жертвует для духов, чтобы те присмотрели за ее умершими дочками. За то время (12 страниц), что Зулейха крадется за пастилой, мы все узнаем о ее семейной жизни: у нее умерли четыре дочери, она не хозяйка в своем доме, она до смерти боится мужа и свекрови.
Но пришлось все это убрать, чтобы татары не сердились. Вместо духов - странная птица, вытоптанная на снегу, танцующие девочки и заунывная песня. Нет, песня неплохая и поет ее первая победительница шоу "Голос" Дина Гарипова, но когда слышишь ее по 10 раз за фильм, надоедает.
Довольны ли татары? Вряд ли. В той сцене, где среди арестованных татар производят перекличку, им умудрились дать имена известных в современном Татарстане людей – муфтиев, астрофизиков, еще кого-то. Вот уж ляп, так ляп! Как объяснили создатели фильма – хотели дать арестованным распространённые татарские имена.
В книге не было тех кошмаров, что нагромоздили в сериале: никого не насиловали, не издевались над людьми, напротив, расцветал свободный труд. А в сериале - как во всех других сериалах: ужас на ужасе.
Короче, сериал не задался. Если в книге была какая-то новизна, то в сериале ее нет.
Так почему книга, скорее, понравилась людям, а сериал, скорее, не понравился? Я думаю, что большинству надоел постоянный и навязчивый антисоветизм. Надоело изображение РИ как рая, а СССР как ада.
И это происходит из-за того, что сегодняшняя власть себя дискредитировала по всем фронтам, в том числе неумением справиться с экономическим кризисом и с эпидемией коронавируса. Одно то, что не в состоянии даже врачей обеспечить масками, чего стоит!
Люди сейчас озлобленны, и не время ругать советскую власть.
Книга в этом отношении была неоднозначной. Получалось, что все же что-то хорошее в СССР было. А вот сериал – обычный, антисоветский. Уже навязло это в зубах. А впереди еще одна экранизация по «Обители» Прилепина. Опять про ГУЛАГ, на этот раз, про Соловки и опять любовь заключенного и охранника (только там охранником будет женщина).
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: