В истории отечественной боевой авиации есть много сподвижников и героев, однако среди них найдется не так уж много тех, кто стал настоящими легендами. К такой немногочисленной когорте авиационной элиты, вне всякого сомнения, относится и всемирно знаменитый летчик-ас и военачальник, трижды Герой Советского Союза и кавалер десятков государственных наград разных стран мира, маршал авиации Иван Никитович Кожедуб. Личность – многогранная и неординарная.
«Для одних Иван Никитович – символ великой эпохи, трижды Герой Советского Союза, забронзовевший маршал авиации, легендарный и непобедимый, – где-то рядом с Пересветом, Пожарским и Суворовым. Для других он – великий летчик, всегда ищущий боя, лучший советский ас, имеющий на своем счету рекордное количество «лаптей» и «фок», а во время Корейской войны заслуживший еще и авторитет выдающегося военачальника. Для третьих – а их, к сожалению, все меньше – веселый и заботливый боевой друг, товарищ, командир. Для четвертых – хлебосольный хозяин, добрейший, неистощимый на выдумку человек, полный своего неповторимого юмора», – пишет известный отечественный писатель и историк авиации Николай Бодрихин в предисловии к вышедшей недавно в серии «Эпохальные мемуары» издательства «Яуза-пресс» книге, в которой мемуары трижды Героя Советского Союза маршала авиации Ивана Кожедуба удачно дополнены его письмами семье, направленными из Кореи, где он действовал под псевдонимом Крылов, а также монографией самого Бодрихина «Вторая война Ивана Кожедуба», в которой достаточно подробно изложены действия авиадивизии, которой командовал Иван Кожедуб в войне на Корейском полуострове.
Напомним, что боевой счет Ивана Кожедуба за годы Великой Отечественной войны составил 64 уничтоженных самолета противника. Причем сослуживцы вспоминали, что снайпером будущий маршал авиации был не только в воздухе. Он прекрасно владел личным оружием, без труда отстреливая горлышко у бутылки с дистанции 50 м.
В общей сложности за годы войны будущий маршал авиации совершил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев, причем, что самое уникальное, за все это время он не потерял ни одного из тех десятков летчиков, с которыми ему довелось летать в паре. Все его ведомые вернулись из боя!
Примечательно, что к указанным 64 машинам люфтваффе, сбитым Кожедубом, можно добавить и еще два самолета.
«В апреле 1945 года, после того как по ошибке атакованный над Берлином американскими истребителями «Мустанг», Иван Кожедуб сбил два из них, – комкор Савицкий, отсмотрев пленки ФКП, запечатлевшие «момент сбития», усмехнулся и сказал: «Это в счет будущей войны», – пишет Николай Бодрихин. – Слова будущего главкома ВВС ПВО оказались пророческими – не пройдет и шести лет по окончании Второй мировой, как в небе Кореи советским летчикам придется сойтись в бою с бывшими союзниками – американцами».
И действительно, хотя Кожедуб сбил американцев, действуя сугубо в интересах самозащиты (причем защищая в том бою американские «крепости» от атак немецких истребителей), вскоре столкнуться ему с бывшими союзниками пришлось в бою уже по-настоящему: перевооруженная в 1950 году одной из первых на новейшие реактивные истребители МиГ-15 и находящаяся под командованием легендарного аса 324-я истребительная авиационная дивизия с марта 1951 года по февраль 1952 года воюет в Корее.
За это время дивизия одержала 216 побед (лучшая «боевая производительность» – число одержанных побед к количеству боевых самолетов в части), включая 12 уничтоженных бомбардировщиков В-29, названных «Сверхкрепость», и даже захватила уникальный трофей – новейший американский истребитель F-86 «Сейбр», который был подбит летчиком дивизии и сел на вынужденную на подконтрольной северокорейским войскам территории.
Самый же грандиозный разгром американским ВВС подчиненные Кожедуба устроили 12 апреля 1951 года – в будущий наш День космонавтики. В бою, продолжавшемся всего около получаса, американцы достоверно потеряли 10 стратегических бомбардировщиков и четыре истребителя, еще три машины были сбиты «предположительно». С нашей стороны – лишь два поврежденных «мига».
Собственные потери дивизии в Корее составили 27 самолетов и 9 летчиков – наименьшие среди остальных воевавших там частей относительные (к боевому вылету) потери в машинах и летном составе.
«Безупречный боец, летчик и командир, убежденный бессребреник, он не обладал «вельможными» качествами, не умел и не считал нужным льститъ, интриговатъ, лелеятъ нужные связи – и не сделал карьеры на военно-чиновничьей лестнице, хотя и получил на закате жизни маршальские звезды», – читаем мы в аннотации к рассматриваемой книге.
Иван Никитович Кожедуб умер 8 августа 1991 года. Но память о нем живет. В том числе и в его пяти книгах, последняя из которых, «Верность Отчизне», только при жизни автора выдержала пять изданий. В рассматриваемой нами книге данный труд представлен вновь, но в наиболее полном его варианте, включая собственноручную правку автора, которую он внес незадолго до своей кончины. Каждый, кого интересует история нашей страны, должен найти в своем книжном шкафу место для этого уникального труда.
Верность Отчизне. Ищущий боя / Иван Кожедуб. – Москва: Яуза-пресс, 2017. – 576 с.
Источник
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: