На изображении - После выпускного. Столешников переулок, конец 1960-х
* * *
Мечта – это размышление о чем-то хорошем, желанном и переживание соответствующих эмоций.
Я в свое время написал статью «Четыре мечты», в которой рассматривал и сравнивал мечты: американскую, европейскую, китайскую и русскую.
Про русскую мечту я написал, что ее – как политического конструкта – сейчас нет.
Но был период – советский, – когда она была в форме мечты о коммунизме и программы его построения.
* * *
Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/sF_HveHiNEA
* * *
Прошли годы, и тема мечты неожиданно вернулась в сферу моих профессиональных интересов. Известный русской писатель, редактор, основатель Изборского клуба Александр Андреевич Проханов сформулировал концепцию русской мечты, которую он сам характеризовал как «религиозно-философское учение». И пригласил меня совместно заняться и распространением его проповедей, и углубленным исследованием русской мечты, создав для этого Академию русской мечты. Чем мы и занялись…
В период, когда я пишу эти строки, проект в самом начале пути. Что с ним будет тогда, когда эти строки увидят читатели, не знаю… Но уже сейчас могу указать на исходные противоречия между моими взглядами и воззрениями Проханова.
Проханов считает, что мечта – это вроде как некая субстанция. Существующая вовне человека, сообщества, народа… Это явление божественно-мистическое. Она может прийти и уйти, вселиться в душу народа или покинуть ее.
Будучи писателем с поэтическим глазом и языком, Александр Андреевич облекает свои представления о мечте в весьма экспрессивные выражения и описывает ее экстравагантными образами. Не буду здесь пересказывать его «учение» – оно доступно и широко растиражировано.
Я же полагаю, что коллективная мечта – продукт не просто культуры, а целенаправленных действий людей.
Если их нет, то индивидуальные или даже коллективные мечты не образуют явление того масштаба, которое можно назвать именем всего народа – «русской мечтой».
Эти различия во взглядах нами обоими осознаны и, надеюсь, не будут мешать нам сотрудничать, а мне – организовать всесторонне междисциплинарное исследование явления мечты, применительно к народу.
Сославшись на проект А. А. Проханова, сошлюсь и на себя, на свою статью «Четыре мечты», которая вышла задолго до появления проповеди писателя.
Она опубликована в альманахе «Развитие и экономика», в № 13 за 2015 год. В ней я сравниваю американскую, европейскую, китайскую и русскую мечты. При этом первые три являются политически организованными и идеологически обеспеченными проектами.
Русская же мечта объявлена мною несуществующей.
Отдельно я размышляю на тему «русской идеи», показывая её глубокое отличие от того, что в политическом контексте может быть названо мечтой.
В любом случае, индивидуальная мечта, мечтательное состояние присущи каждому, и они очень важны для нормальной жизни. И я не согласен с массовым тиражированием утверждений о том, что «бесплодные мечтания, грезы, не имеющие связи с реальной действительностью, насущными задачами, лишь расслабляют энергию человека, делают его пассивным членом общества, уводят в сторону от действительности».
Фигня! Это с точки зрения того, кто хочет «население мобилизовать», быть может, и так, и то сомнительно. А для самого себя это категорически не так!
Бесплодные мечтания и грезы, оторванные от действительности, прекрасны!
И полезны чрезвычайно – и душе, и телу.
Людвиг Фейербах был и вовсе категоричен: «Исчезают мечты - исчезает человек».
Раз уж дошел до цитирования великих, то - Вольтер: «Человек должен мечтать, чтобы видеть смысл жизни».
Ну и, для ровного троичного счёта, приведу высказывание острослова Бернарда Шоу:
«У оптимистов сбываются мечты. У пессимистов – кошмары».
Это были отрывки из главы МЕЧТА, из книги - Слова и смыслы.
Автор Сергей Белкин.
* * *
На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить!
Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.
До свидания.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: