ЛАЗЕР
Лазер - это не просто одно из многих физических устройств. Лазер для представителей моего поколения, особенно для тех, кто стал технарем, больше чем просто прибор.
Это - символ!
Символ величия физики и техники вообще и советской науки в частности.
Потому что за создание лазера советские физики Басов и Прохоров были удостоены Нобелевской премии, и мы этим страшно гордились.
* * *
Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/2AETNxopWS8
* * *
А потом, став физиками, мы гордились тем, что понимаем, как лазер устроен, что такое когерентное излучение, как «работает» двухуровневая система в специально созданном кристалле, как осуществляется накачка лазера, как в оптическом резонаторе возникают стоячие волны и как формируется лазерный луч…
Это удивительно прекрасно – понимать все это!
А потом судьба подарила ещё полвека наблюдений за развитием лазерных технологий, за превращением лазеров в бытовую домашнюю технику.
ЛИТЕРАТУРА
Помню самую первую прочитанную мною книгу.
Это произошло в 1954 году - мне было 4 годика. Читать меня никто целенаправленно ещё не учил, но книжки мне читали и буквы я в основном уже знал. Читать начал самостоятельно, на первых порах лишь уточнял какие-то трудные для чтения слова.
Первой книгой стала сказка «Медведь - липовая нога» из серии «Мои первые книжки». Тоненькая, в мягком переплете с медведем на обложке. С тех пор всё читаю и читаю…
Про нашу страну и культуру часто говорят, что они литературоцентричны. Обычно имеют в виду, что именно в литературе – в художественной литературе - ставились важнейшие вопросы бытия, смысла жизни, будущего и прошлого страны и народа.
Роль литературы исключительна как в культуре в целом, так и среди остальных искусств. Даже такое «абстрактное» искусство, как русская музыка, весьма глубоко пронизана литературой и вдохновлена ею: достаточно взглянуть на развитие русской оперы.
После Октябрьской революции 1917 года, ликвидации неграмотности и создания всеохватной системы общего образования литература стала не просто доступна всему населению, но и оказалась глубоко внедренным базисом культуры.
В современной России литература продолжает оставаться важным фактором и культуры и политики.
Литературоцентричность вовсе не умерла.
ЛЮБОВЬ
... К сожалению, последующее развитие христианства - вернее, церкви христианской - ополчилось на любовь плотскую ради возвышения любви духовной.
Говорили и писали об этом с удивительным усердием и постоянством все Святые Отцы, повторяют за ними и по сей день и час все священнослужители.
Вот, например:
«Любовь плотская - вина, а духовная - похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта – радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой – великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей»
(святитель Иоанн Златоуст).
Почему и зачем это делается - понятно. Потому что церковь - инструмент управления людьми.
Найденный алгоритм управления основан на представлении о грехе и способах его замаливания, о возможности спасения души и возможности мук вечных.
Поэтому, управляя мощным, природным, необходимым и неустранимым половым влечением, объявляя его «виной», священники управляют и всей остальной жизнью «провинившегося» человечества.
Но Бог с ними… Религиозное чувство, религиозность - это одно, религия, вероучение - другое, церковь и её деятельность - третье… И отношения между ними - далеко не безоблачные.
(Это всего только отрывки, глава о любви этим не ограничивается, с этого не начинается и этим не заканчивается, так же как и отрывки из других глав - мной приводятся только ВЫБРАННЫЕ МНОЙ ОТРЫВКИ из глав. Прим. от Веб Рассказ)
МАТЕРИЯ
... Я вовсе не против фантазий разного рода, в том числе и фантазий о мироустройстве, о человеческом сознании, о Мировом мозге и всем таком прочем.
Я против одного: нельзя всё это выдавать за науку.
Гораздо честнее говорить об этом, не выходя за рамки литературного творчества, личных фантазий или «откровений, ниспосланных свыше» и в этом жанре рассуждать о невидимом мире, о чудесах и о действиях неких нематериальных сущностях.
«Космический разум», инопланетяне, гуманоиды и рептилоиды - отличный антураж для полета фантазии, коль скоро она стремится куда-то лететь. И пока все это остается в пространстве литературы или даже суеверий или квазирелигий, «мистического знания», эзотерики и т. п., нет ничего особо страшного.
Рациональный и здоровый ум с этим легко справляется, переключая свой внутренний тумблер с одних правил игры на другие и не без интереса и даже не без пользы может читать «Живую этику», «Розу мира», «Диагностику кармы» и т. п.
Если человек с неустойчивой психикой начинает верить в это как в единственную правду, если он при этом выращивает в себе неприязнь или даже ненависть к науке, которая «все отрицает», «не может объяснить» и т. п., то это уже как минимум - неприятность, а как максимум - личная трагедия.
Социально значимой трагедией это может стать, если эзотерики придут к власти и начнут всех загонять в лоно своей «истины».
Надеюсь, этого никогда не случится.
Что до меня лично и моих взглядов, то я живу в материальном мире. Я - материалист!
А слова «материя» и «мать» - однокоренные.
МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ
Так кто я: материалист или нет?
(Напоминает анекдот: «Доктор, скажите, моя жена родила мальчика? - Нет. - А кого?»)
Ответ такой: в зависимости от предмета размышлений, от цели, от обстоятельств и психологического состояния я могу быть и бываю как материалистом, так и идеалистом.
Для меня эти две ипостаси - инструменты, с помощью которых я живу, а не некий раз и навсегда установленный выбор, коего следует придерживаться, как воинской присяге.
* *
Материализм и идеализм представляют как непримиримую мировоззренческую дихотомию: вы или материалист, либо идеалист.
Этот подход вызывает дискомфорт у многих.
* *
Мы все живем в мире идей и руководствуемся ими.
Какой-нибудь гуманист-атеист ведет себя прилично (не ворует, не убивает, не изменяет жене и т. д.) просто потому, что принял идею такого вот нравственного поведения.
Идею!
Получается, что он, этот атеист, насквозь идеалистичен – поведенчески идеалистичен!
Он соблюдает заповеди не потому, что Саваоф до смерти запугал весь народ Израилев и этого атеиста заодно, вручая Моисею скрижали на горе Синайской, а потому, что ему стыдно поступать иначе - эту Идею ему внушили семья и школа, с ней он по жизни шагает, твердо при этом веря, что после смерти ни ему, ни всем остальным ничего не будет потому, что не будет ничего.
(Повторюсь, глава большая, в которой подробно рассказывается что такое материализм и идеализм, но мной выбраны именно эти отрывки не дающие полного развёрнутого ответа - при желании прочитаете эту главу или книгу полностью сами. Прим. от Веб Рассказ)
... Свои размышления о материализме и идеализме я завершу утверждением, что в высказываниях типа «я, слава Богу, атеист» или «я, с Божей помощью, материалист» вовсе нет непреодолимого противоречия: и звучит весело, и не так уж глупо!
Более того, у меня есть ощущение того, что мы живем в некий переходный период «прорастания» противоположностей друг в друга (быть может, это следует рассматривать в гегелевском формате единства и борьбы противоположностей).
Пытаются возникнуть синкретические религии и философские системы.
К чему это приведет, мы не знаем: то ли такие религиозно-философские системы окажутся влиятельными и смогут «окормлять» умиротворенное человечество длительный срок, то ли процесс завершится новым глубоким размежеванием на очередном витке развития мысли.
Поживем - увидим, не доживем - увидят другие.
Это были отрывки из книги - Слова и смыслы.
Автор Сергей Белкин.
* * *
На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить!
Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.
До свидания.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: