Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
5161 участник
Администратор Людмила Нест
Модератор Веб Рассказ
Модератор afix

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Выдуманный миф о бриллиантах.

Бриллиант «Черный Орлов» в оправе из платины и белых бриллиантов - снимок с аукциона 2006 года.

* * *

Был такой очень видный большевик, революционер, борец с царизмом – Григорий Яковлевич Сокольников. После революции он был наркомом финансов, считался выдающимся специалистом, а потом его свои же посадили в лагерь по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра», где он был то ли убит уголовниками, то ли расстрелян.

Настоящая его фамилия была Бриллиант, Гирш Янкелевич Бриллиант. Но в этом эссе мы будем говорить не о нём, а об обработанных алмазах.

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/1vFUOYpabTM

* * *

Большое счастье - быть равнодушным к блеску бриллиантов. Я - таков. И большинство моих знакомых - тоже таковы. Или почти таковы.

Есть среди них, конечно, сдержанные ценители красоты этих камней или ювелирных изделий, в которые вставлены бриллианты. Есть женщины, которые и не должны быть совсем уж равнодушны при взгляде на «эти штучки».

Это все тревоги не вызывает. Тревожно, когда человек подпадает под гипнотическую власть бриллиантов над собой, над своей волей и помыслами. Такое бывает, и не без участия подобных людей соткалась мировая история бриллиантов и связанных с этим трагедий.

Но кроме истории алчности и преступлений бриллианты породили историю технологии их огранки. А это уже не история алчности и преступлений, а история творчества, мастерства и смекалки.

История огранки бриллиантов не так уж и продолжительна. Известно, кто, когда и где начал это делать впервые.

Фламандский гранильщик камней Лодевик ван Беркем - иногда пишут ван Беркен (Lodewyk van Berquem или Bercken) – из Брюгге изобрел метод обработки алмазов на шлифовальном круге, состоящий в том, что поверхность круга (он был известен и до ван Беркема) покрывалась смесью алмазной пыли с оливковым маслом. Именно эта смесь и стачивала грань алмаза при быстром и длительном вращении круга.

Устройство называлось скайф (scaif).

Событие первой полировки ван Беркемом датируют 1454 (по другим источникам - 1456) годом. До этого алмаз обрабатывали инструментами типа стамески, которым скалывали кусочки алмаза. В результате скола образовывалась ровная поверхность. В случае удачи - при ударе в правильное место под правильным углом - получался «идеальный разлом». Он прекрасно отражал свет как плоскость.

Но таким методом получить те самые сложные поверхности, состоящие из граней, расположенных под строго заданными углами по отношению друг к другу, было невозможно.

Именно ван Беркен и стал тем первым - несомненно, великим - изобретателем, который не только придумал, как шлифовать/полировать грань алмаза, но и разработал ту самую геометрию поверхности, которая превратила алмаз в бриллиант.

Историческая справедливость, однако, требует уточнить: первым он был в Европе.

В Индии некие безымянные мастера делали это и раньше.

Бриллиантовая огранка имеет много видов, возникавших по мере развития технологий и точности контроля за обработкой. Количество граней (фацетов) может быть сравнительно небольшим (для мелких алмазов) - 17 граней. Более крупные алмазы гранят 57 фацетами («классическая» огранка), 86 фацетов - «королевская», 102 - «величественная» огранка. Существует ещё много других геометрий огранки, применяющихся к камням различной формы.

Историй о знаменитых бриллиантах, имеющих имена собственные: «Кохинур», «Шах», «Орлов», «Флорентиец», «Дрезденский зеленый», «Тиффани» и других, - написано немало, и я не буду эти истории пересказывать своим словами.

Я хочу поделиться другой, более современной и актуальной историей: как бриллианты стали массовым товаром, захватившим весь мир.

Ведь на протяжении веков они были частью мира богачей и монархов, а сейчас трудно найти семью, в которой не было бы хоть маленького, но настоящего бриллиантика.

Пожалуй, до середины XX века рынок бриллиантов оставался довольно замкнутым, можно сказать - аристократическим. Тем временем добыча алмазов росла, стремление к росту прибыли у производителей бриллиантов тоже не уменьшалось.

Возникла ясная коммерческая цель - расширить рынок сбыта бриллиантов.

И цель эта возникла там, где и могла возникнуть: в компании «Де Бирс», добывавшей большую часть мировых алмазов. К середине XX века мастерство торговцев и искусство рекламы достигли уже того расцвета и обладали такими возможностями, что по заказу «Де Бирс» рекламное агентство «Айер и сын» (Ayer & Son) разработало всемирную стратегию создания нового рынка, оказавшуюся успешной.

Основу стратегии составляла не продажа бриллиантов, а продажа идеи!

Идеи о том, что бриллианты - это не просто «хорошо, красиво, престижно» и т. д. А о том, что колечко с бриллиантом - обязательный подарок жениха невесте, что это, и только это - символ и залог подлинной любви.

Задача состояла в том, чтобы бриллиант, о котором подавляющее большинство вообще никогда не задумывалось и никакой потребности во владении им не испытывало, чтобы это большинство стало осознавать бриллиант как потребность!

Рекламная кампания проходила под лозунгом «Бриллианты - это навсегда» (Diamonds Are Forever). Был создан миф - легенда о бриллиантовом колечке как непременном атрибуте свадьбы и замужества. Для этого в ход пошла подлинная история пятисотлетней давности.

У императора Священной Римской империи Фридриха III Габсбурга (1415–1493) был сын-наследник Максимилиан. А у Карла Смелого, герцога Бургундии, была дочь Мария.

Считается, что Максимилиан и Мария были хороши собой, умны и богаты (Мария-то - несомненно, а вот Максимилиан - не вполне: Габсбурги были, похоже, в долгах по уши), так что их династический брак стал не формальным актом, а естественным результатом взаимной симпатии.

Свадьба - несмотря на многочисленные трудности и препятствия - состоялась.

Ей было 20, ему - 18. Она ему подарила цветок, спрятанный на её теле, который ему при первой же встрече предложено было отыскать самостоятельно. А он ей - кольцо с бриллиантом!

Дело-то было в 1477 году в Генте, неподалеку от Брюгге со всеми своими ювелирами и новыми технологиями. Счастью, увы, не суждено было длиться долго: через пять лет Мария упала с лошади и умерла.

Эту историю любви и свадебного подарка дальновидные владельцы «Де Бирс» и опытные рекламщики превратили в легенду, а легенду - в инструмент продажи идеи об обязательном свадебном подарке - колечке с бриллиантом.

«Мы стремимся к тому, чтобы укрепить традицию кольца с бриллиантом в знак помолвки, сделать его психологической необходимостью, способной успешно конкурировать на уровне ритейла с полезными товарами и услугами» – вот что написали рекламщики в своей записке заказчику «Де Бирс» в начале 1940-х годов.

Ну и пошло-поехало!

Каждая девушка-подросток вскоре знала как непреложную истину, что единственная настоящая помолвка - это та, в которой было подарено кольцо с бриллиантом. И юноша знал, что он предложения не сделал и вообще не проявил себя достойным претендентом, пока не подарил кольцо с бриллиантом.

Так возник тот гигантский всемирный рынок, на котором все ещё царит компания «Де Бирс», на котором многомиллионная армия уже третьего или четвертого поколения покупателей приобретает то, что их прадедам и прабабкам и в голову не приходило.

А теперь без этого как бы и жить нельзя.

Ну а история о том, как две дамы - Дороти Дигнем и Фрэнсис Джерети, бывшие основным мозговым центром рекламного бюро «Айер и сын», - придумали не только эту идею, но и последующее её сопровождение с помощью Голливуда и множества иных ухищрений, остающихся в арсенале современного продвижения товаров и услуг, уже другая история.

О ней написаны книги и учебники по рекламе.

А мы в свое время (да и сейчас) смотрим фильм с Джеймсом Бондом под названием «Бриллианты навсегда» (1971) и не подозреваем, что и это - часть той самой легенды и стратегии.

В самом начале фильма на вопрос: «Разбираетесь ли вы в бриллиантах?» - Бонд отвечает: «Бриллианты дарят на свадьбу и вообще они заменили собак, став лучшим другом женщин».

Узнаете стратегию?

«Бриллианты - лучшие друзья девушек» (Diamonds Are a Girl’s Best Friend) – это слова из песенки, впервые прозвучавшей в бродвейском мюзикле в 1949 году, но ставшей всемирно известной после того, как она была спета Мерилин Монро в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953).

Слова там, конечно, уже никого не поразят своим цинизмом, но своей прямолинейности не утратили до сих пор. Вот несколько строчек:

Французы готовы умереть за любовь на дуэли,

Но я предпочитаю человека, который дарит дорогие

драгоценности.

Поцелуй может быть великолепен,

Но им нельзя оплатить арендную плату...

Мужчины охладевают, когда девочки стареют,

Мы теряем все наши прелести в конце...

Но вот эти камушки - «квадратный» или «грушевидный» -

Свою форму не теряют никогда.

Бриллианты - лучшие друзья девушек.

Это были отрывки из книги - Слова и смыслы. Автор Сергей Белкин.

ИСТОЧНИК

* * *

Кому интересно статья на эту тему - Мифы о бриллианте Чёрный Орлов - Почему бриллиант «Черный Орлов» - и не черный, и не Орлов.

ИСТОЧНИК

 

* * *

На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить!

Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.

До свидания.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+1

10.05.2023
Пожаловаться Просмотров: 108  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены