Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Ни за что не догадаешься, почему мы называем ноты именно так

Вот бывает так, что живешь себе спокойно несколько десятилетий, никого не трогаешь, а потом в один прекрасный момент на тебя, как гром среди ясного неба, обрушивается довольно интересная информация. После таких случаев тебе волей-неволей приходит в голову мысль: «Неужели это всё не просто так, а имеет логические объяснения?» Информация, которой сегодня решил поделиться развлекательный интернет-журнал Задумывался ли ты когда-то, почему ноты носят именно такие названия? В русском языке они звучат как до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Сейчас мы постараемся разложить по полочкам, почему ноты называют так, а не иначе.

Сначала немного истории. До нот в европейской музыке использовались невмы — специальные знаки. Первоначально они представляли собой набор черточек, запятых и точек, которые проставляли над текстом псалмов. В отличие от нот, невмы не указывали точной высоты и протяженности звука. То есть, их использовали зачастую для того, чтобы напомнить певчему УЖЕ ИЗВЕСТНЫЙ мотив.

Современной нотацией человечество обязано музыкальному теоретику, итальянцу Гвидо д'Ареццо. Реформы начались с того, как ученый сперва ввел линейки, две из которых — F и C — он определил как главные ориентиры, выделяя их красным и желтым цветами соответственно. Благодаря такому нововведению высота звука нотировалась более точно, чем до этого.

Вскоре Гвидо начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырехлинейном нотном стане. Новые символы нотного стана определенно требовали каких-то обозначений. И тогда итальянец решил воспользоваться первыми слогами первых слов гимна святому Иоанну Крестителю «Ut queant laxis»: 
Ut queant laxis 
Resonare fibris, 
Mira gestorum 
Famuli tuorum, 
Solve polluti 
labii reatum, 
Sancte Ioannes.

Перевести его можно приблизительно следующим образом: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, отец Святой Иоанн».

Самое интересное то, что мелодия каждой строки была на одну ступень выше предыдущей. С легкой руки Гвидо д'Ареццо начальные слоги каждой строчки и стали названиями нот: ut, re, mi, fa, sol, la. В конце концов ноту ut пришлось заменить на всем известную do из-за неудобства пения открытого звука в первом слоге. Считается, что ее название пошло от латинского Dominus, что значит «Господь». Седьмая нота не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд (гексакорд) и при переходе на нынешнюю октавную систему была названа si по первым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки.

Вот такие пироги, как говорится. Оказывается, можно всю жизнь использовать в речи какие-то названия и не иметь ни малейшего понятия об их происхождении. А ведь согласись, это чертовски интересно. 

 

источник

Это интересно
+8

Администратор 10.05.2015 , обновлено  10.05.2015
Пожаловаться Просмотров: 863  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены