![1 (690x453, 397Kb)](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/713/163713675_1.png)
101 год назад, 21 января 1924 года не стало вождя русской революции — Владимира Ленина, а история пошла совсем по иному пути. В Москве память об Ильиче хранят не только многочисленные памятники, но и другие, иногда неожиданные артефакты. Так, в музее Московской железной дороги стоит паровоз Ленина.
![](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/2/150/262/150262331_0_9c777_485c6574_S.jpg) |
|
|
|
Согласно легенде, все, кто работал с этой машиной, пока она не оказалась в музейном зале, заканчивали плохо — попадали под репрессии. О том, как легендарный паровоз связан с Лениным, и почему о нем ходят мрачные легенды, «Мосленте» рассказал историк железнодорожного транспорта Юрий Егоров. Ниже — его монолог.
Про перевод из Ташкента
Паровоз Ленина У-127 — отдельная легенда. У машины в депо была репутация «черной вдовы»: она пережила многих своих машинистов и других людей, так или иначе с ней связанных.
В Москву ее перевели из Ташкента, никто не понял, почему. Казалось бы, зачем так далеко гнать машину? Похоже, от нее просто хотели избавиться. Паровоз поступил в депо «Москва» Рязанско-Уральской железной дороги, и начались неприятности.
Это был 1918 год, когда народ выкашивал грипп «испанка», шла эпидемия. В будку У-127, несколько дней стоявшего на запасном пути, набились какие-то бродяги, друг друга перезаражали и там же померли. Дальше он попал в программу ремонта, на субботнике его починили — на этой модели текут трубы в котле, что можно оперативно исправить.
После ремонта он стал коммунистическим паровозом, и с ним начали постоянно происходить неприятности — поломки и происшествия.
Паровоз У-127 провел траурный поезд с телом Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала. Москва, 23 января 1924 года
Про почетного машиниста Ленина
Железнодорожники решили, что клин клином вышибают, и почетным машинистом на этот паровоз назначили Владимира Ильича Ленина. Ленину отправили об этом телеграмму.
Приключения паровоза на этом не закончились. Он продолжал ломаться, но с момента, когда на него пришел новый машинист Матвей Вучин, машина работала.
Прошло восемь месяцев, и Ленин умер. Когда надо было перевезти тело Владимира Ильича, ни у кого не было сомнений, какой паровоз брать.
Вучин отвез Ленина на Павелецкий вокзал, который тогда назывался Саратовским. Машинист и после продолжил работать на У-127.
Филиал Центрального музея В. И. Ленина. Павильон-музей «Траурный поезд В.И. Ленина», расположенный около Павелецкого вокзала в Москве. Траурный поезд (паровоз У-127 и багажный вагон № 1691), который в 1924 году доставил тело Ленина в Москву. 1982 год
Про месть паровоза
В 1938 году закончился срок эксплуатации паровоза. Вот тут все и вспомнили, что это ленинская машина, и хорошо бы его сохранить как символ всенародной скорби.
Его готовили к постановке на постамент, и тут случилось страшное — Вучин увидел, что на котле еще с царского времени сохранилась табличка с двуглавым орлом. Он взял зубило и этого орла сбил.
Прошло совсем немного времени, и Вучин попал под репрессии. Больше про него ничего неизвестно. Получается, паровоз-таки отомстил.
Паровоз У-127 и багажный вагон № 1691 в музее Московской железной дороги. 2024 год
![5 (679x508, 487Kb)](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/713/163713689_5.png)
![1 (700x465, 369Kb)](https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/716/163716024_1.jpg)
Памятная табличка на багажном вагоне № 1691, который выставляется с паровозом У-127
Один из наркомов путей сообщения Ян Рудзутак занимался восстановлением этой машины и тоже попал под репрессии. Говорили, что паровоз расправился со всеми, кто с ним работал.![7 (678x439, 495Kb)](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/713/163713739_7.png)
![1 (700x466, 222Kb)](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/716/163716027_1.jpg)
![8 (668x512, 606Kb)](https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/713/163713740_8.png)
![2 (700x476, 618Kb)](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/716/163716041_2.png)
Главный экспонат музея
![10 (644x497, 561Kb)](https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/713/163713750_10.png)
После он стоял на Павелецком вокзале, в годы Великой Отечественной войны уезжал в эвакуацию, вернулся и выставлялся сначала в одном, а теперь в другом павильоне вокзала, где сейчас находится музей Московской железной дороги.
С тех пор как У-127 стал музейным экспонатом, новых жертв не было.
Автор:Олег Матвеев
Отсюда Ленин отправился в последний путь...
![11 (700x347, 515Kb)](https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/713/163713752_11.png)
Это место было малозаметным, но мгновенно прославилось после смерти Ленина. Именно тогда платформа Герасимово, с которой в 1924-м тело «вождя революции», погрузив на паровоз, отправили в Москву, была переименована в Ленинскую и стала частью официальной ленинской истории.
Десятилетиями это был объект паломничества, регулярно посещаемый пионерами и коммунистами со всего СССР, а также правительственными делегациями из соцстран.
Траурная процессия похорон В. И. Ленина следует из Горок на станцию Герасимово (сейчас — Ленинская) Московско-Курской железной дороги
![14 (672x462, 673Kb)](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/714/163714661_14.png)
Герасимово, откуда паровоз У-127 увез Ленина в Москву — небольшая пригородная платформа. Пока существовал Советский Союз, около нее сохранялись несколько станционных домиков. Говорят, что это были копии, имитирующие обветшалые дореволюционные здания, ценность которых заключалась лишь в том, что именно от них стартовал траурный поезд.
Мемориальная станция Герасимово-Ленинская
В Ленинские Горки ездили и в пионеры детей принимать, и делегаты партийных съездов, и официальные делегации из соцстран. Поток был огромный. Поэтому к 30-летию со смерти Ленина здесь построили новое здание вокзала».
![19 (684x437, 441Kb)](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/714/163714665_19.png)
Вокзал получился стильным и торжественным, он весь пронизан внутренней символикой. Например, с внешней стороны его опоясывают 24 колонны, что указывает на год смерти Ленина.
![4 (700x466, 260Kb)](https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/714/163714740_4.jpg)
![2 (700x466, 201Kb)](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/714/163714741_2.jpg)
Вокзал возвели в лучших традициях сталинского стиля. В отдалении от Москвы появился миниатюрный собрат то ли сталинских высоток, то ли Главного павильона ВДНХ.
Трёхъярусное здание увенчано шпилем высотой 15 метров, на котором укреплена пятиконечная звезда из золотистого стекла. Общая высота здания составляет 37 метров. По периметру вокзал опоясывают колонны, их 24 – по году смерти Ленина.
![20 (675x453, 472Kb)](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/714/163714667_20.png)
Однако, времена изменились. В постперестроечной России поток посетителей Государственного исторического музея «Горки Ленинские» почти иссяк, и в 2005 году вокзал был закрыт из-за низкой загруженности платформы.
Двери и окна заколотили щитами, часть из которых вандалы вскоре с легкостью сорвали. В здании стали жить бомжи, а крышу в какой-то момент сорвали, чтобы продать на металлолом.
![21 (630x393, 452Kb)](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/714/163714671_21.png)
Пустое, огромное помещение, в центре которого фигура Ленина на постаменте, со всех сторон залитая светом».
![СЏ1 (700x523, 425Kb)](https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/714/163714672_S1.jpg)
![СЏ2 (674x447, 452Kb)](https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/163/714/163714673_S2.png)
Уцелели и кессонированные потолки, и шикарные люстры.
[url]https://moslenta.ru/city/sreda-obitaniya/otsyuda-lenin-otpravilsya-v-poslednii-put-kto-prodaet-znakovyi-dlya-sovetskoi-
Последние откомментированные темы: