![](https://mediasubs.ru/author/avatar/21497861.png)
200 лет Жостовской фабрике декоративной росписи (1825 -2025) История и современность.Прекрасные подносы!
200 лет Жостовской фабрике декоративной росписи (1825 -2025) История и современность.Прекрасные подносы!
Благодаря мастерству русских умельцев из подмосковной деревни Жостово металлические подносы с цветочным орнаментом превратились из предметов повседневности в настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.
Среди миллионов изготовленных за 200 лет подносов нет и двух одинаковых — каждое изделие уникально.
Заповедник уникального искусства
Народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области, возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.
Скоро московский промысел стал ведущим.
Название деревни Жостово в Мытищинском районе Московской области прочно укрепилось за всем промыслом.
В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
- Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
- Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
- По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
- По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Первые подносы изготавливали из папье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, шкатулки.
Поначалу и живопись, украшавшая их, была однообразной: пейзажи, написанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки лошадей, чаепитие за столом.
В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла.
В это время увеличился спрос на них в городах — трактирах, питейных заведениях, гостиницах.
К середине XIX века в Подмосковье работали уже 12 мастерских, которые и заложили традицию росписи металлических подносов.
В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в 1960 году была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
Расписные подносы получили статус уникального вида народного искусства, их начали представлять на международных выставках, все больше внимания уделяя не только массовому производству, но и уникальным ручным работам.
От папье-маше — к росписи по металлу
Производят подносы из листового железа методом холодной ковки или с помощью штамповки. Изначально изделия ковали только вручную. За историю существования промысла мастера придумали около 150 различных форм изделий.
В наши дни лишь пятую часть этих форм изготавливают на фабрике с помощью пресса, остальные — по-прежнему вручную, с помощью ножниц по металлу и специальных молотков.
Самые распространенные жостовские подносы — овальные и круглые.
Но встречаются и прямоугольные, квадратные, треугольные, и даже многоугольные изделия, размером со стол или чуть больше блюдца.
Заготовку покрывают специальным грунтом, шпаклюют, затем тщательно шлифуют и наносят несколько слоев черной эмали. После этого начинается самое интересное — роспись подноса.
Жостовский букет: цветы на черном фоне
Подносы расписывают масляными красками в определенной последовательности: создают эскиз, наносят тени, прорисовывают мелкие детали.
В основе жостовской росписи лежит свободный мазок кисти — мастер никогда не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным долгой практикой многих поколений.
Широкой кистью художник набрасывает композицию на рабочей поверхности подноса. Основным мотивом жостовской росписи до наших дней остается цветочный букет.
Создавая его, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.
Бычков Михаил Юрьевич. Поднос "Встреча".
Жостовским букетам присуща яркость красок.
Цветочная композиция, как правило, располагается по центру подноса, а его край украшает легкий ажурный растительный орнамент.
Букеты могут дополняться изображениями ягод и разноцветных птиц, встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи. Традиционно роспись выполняют на черном фоне, но возможны и другие варианты, например, ярко-красный, синий или темно-зеленый фон.
Графов Борис. Поднос " Цветы". 1957г
Подносы с жостовской росписью создаются довольно быстро.
По статистике, профессиональный мастер может за день расписать до 10 изделий, и ни одно из них не будет похоже на другое благодаря разнообразию комбинаций цветов и их расположению на подносе.
Знак качества
В наше время жостовские подносы можно встретить во многих музеях мира.
Но самые яркие образцы живописи, которая представляет собой значительное явление в русском декоративно-прикладном искусстве, находятся в Музее подносов в Жостове.
Многие местные жители по сей день занимаются народным промыслом, ведь спрос на подносы с уникальным орнаментом и спустя годы остается крайне высоким.
Домникова Марина. "Индия"
Праздничные и яркие, они используются не только в быту, но и как украшение или сувениры.
Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл, но и на керамику, стекло и даже кожу. Неизменным остается одно: независимо от поверхности по-прежнему используется многослойное письмо.
Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его.
А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса.
Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками.
И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое.
Бычков Михаил Юрьевич."Маки"
Жостовские подносы очень популярны, поэтому их часто подделывают.
Чтобы проверить подлинность изделия, нужно прежде всего посмотреть на край подноса — он должен быть идеально гладким и ровным.
Почти на каждом старинном изделии стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен: по нему можно узнать имя хозяина и даже определить время создания подноса.
На оборотной стороне современных изделий обязательно ищите товарный знак Жостовской фабрики — цветок и кисточку.
Современная Жостовская роспись используется сейчас во всем, начиная от украшений и заканчивая росписью элементов интерьера. Это своеобразное и красивое ремесло украшает наш быт.
Ярко выразительны средства искусства Жостово.
Ему присущи своя художественная система, живописные приёмы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта.
Артель «Металлоподнос». Обложка альбома. 1910-1920-е годы. Папье-маше, масло, лак. Собрание музея Жостова
Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно.
Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.
Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств.
Агеева Татьяна Викторовна. "Пионы".
Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки.
Садовые и полевые цветы - как реальные, так и рождённые фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами - эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного.
Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров.
Бычков Михаил Юрьевич. "Летняя тройка".
К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров.
В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
Ведущие художники жостовского промысла в 1970 —2000 - е гг. — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин, Б.Графов и другие.
Ныне их имена можно перечислять долго, на сайте фабрики есть персональные стариницы мастеров-художников.
Активные ссылки на художников Жостово
Салтыкова Ксения Александровна
Соколова Наталья Александровна
Соломатина Нелли Александровна
***
В этом посте использованы частично сатья А.В.Ищенко и частично статья Антуана Доцева.
1.источник https://unesco.ru/news/47-zhostovo/
![]()
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: