Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

ВОЛШЕБСТВО АНАСТАСИИ ВЕРТИНСКОЙ

В фойе бельэтажа МХТ имени Чехова размещена фотовыставка «Эпоха Олега Ефремова». Среди сцен из разных спектаклей невозможно не обратить внимание на роскошную Эльмиру из «Тартюфа», изысканную Елену Андреевну из «Дяди Вани» и трогательную Валентину из спектакля «Валентин и Валентина».


19 декабря свой юбилей празднует Анастасия Александровна Вертинская, народная артистка России, одна из главных актрис ефремовского МХАТа.

1 (500x700, 225Kb)

Анастасия, младшая дочь Александра Вертинского и актрисы Лидии Вертинской, много рассказывала в интервью об их с сестрой Марианной счастливом детстве. Марианна и Анастасия росли начитанным, образованными и очень интеллектуальными девушками.

В 1961 году, когда Анастасия сыграла Ассоль в знаменитой картине Александра Птушко «Алые паруса», пятнадцатилетнюю красавицу увидела вся страна. За свою кинокарьеру Вертинская поработала с крупнейшими режиссёрами – Сергеем Бондарчуком, Григорием Козинцевым, Георгием Данелией, Александром Зархи, Абрамом Роомом, Надеждой Кошеверовой. Её героинями часто были женщины, чуждые обыденности и прозе жизни: Гуттиэре в фильме «Человек-амфибия», Офелия в «Гамлете», Мона в «Безымянной звезде».

2 (493x700, 161Kb)
В роли Валентины в спектакле "Валентин и Валентина", 1971 г.

После выпуска из Щукинского театрального училища Вертинская пришла в «Современник». Советский репертуар в меньшей степени подходил к её амплуа, она казалась наследницей эпохи Серебряного века. Блистала в классике – например, в романтической роли Оливии в «Двенадцатой ночи», но потенциал глубокой и сложной драматической актрисы пока не был реализован в полной мере.

В 1971 году Олег Ефремов позвал её во МХАТ сыграть Валентину, главную героиню пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Персонажей Вертинской и Евгения Киндинова называли советскими Ромео и Джульеттой, режиссёру, вероятно, понадобилась непохожесть молодой актрисы на её современниц. В ефремовской постановке сквозили нежность, надежда на возрождение театра. И это ожидание перемен, молодость – очень чувствовались в героине Анастасии Вертинской.

3 (531x700, 199Kb)
В роли Валентины, "Валентин и Валентина", 1971 г.

Знаковой пьесой и для Вертинской, и для Ефремова стала чеховская «Чайка». Актриса играла Нину Заречную в постановке Ефремова в «Современнике» (1970) и в его «Чайке» 1980 года на сцене Художественного театра. Во мхатовской «Чайке», в отличии от бунтарской современниковской постановки, на первый план выходила светлая тема примирения. Свет был и в отношениях Нины-Вертинской и Треплева – Андрея Мягкова.

4 (482x700, 166Kb)
В роли Нины Заречной, "Чайка", 1980 г.

Вспоминает помощник режиссёра МХТ имени Чехова Ольга Рослякова:

«В “Чайке” Ефремова важное место было отдано монологу Заречной о мировой душе. Из полумрака озера выезжала беседка Левенталя и в белой летящей одежде Нина Заречная (Анастасия Вертинская) произносила знаменитый монолог “Люди, львы, орлы…” так, что от этого зрелища невозможно было оторваться».

В финале спектакля из темноты вновь выезжала беседка, и Нина исполняла монолог «Люди, львы и куропатки» уже как большая актриса, прошедшая сложный человеческий и творческий путь.

5 (510x700, 167Kb)
В роли Нины Заречной, "Чайка", 1980 г.

Олега Ефремова и Анастасию Вертинскую связывали долгие годы близкой дружбы, совместные работы. В середине 80-х Олег Ефремов несколько лет репетировал пьесу Михаила Рощина «Перламутровая Зинаида». Спектакль вышел в 1987 году, Вертинская играла в нём экстравагантную и яркую американскую туристку Пат.

6 (521x700, 190Kb)
В роли Пат, "Перламутровая Зинаида", 1987 г.

Особое место в классическом репертуаре Вертинской занимает роль Елены Андреевны в чеховском «Дяде Ване» (1985). Вновь, как и в «Чайке», – союз режиссёра Олега Ефремова и художника Валерия Левенталя. В этом поэтическом пространстве особенно очаровывала Елена Андреевна. Критики описывали незабываемую страстную сцену героини Вертинской и Астрова – Олега Борисова.

7 (463x700, 165Kb)
В роли Елены Андреевны, "Дядя Ваня", 1985 г.

Был в судьбе Анастасии Вертинской и ещё один режиссёр, в чьих спектаклях она сыграла свои лучшие роли. Это – Анатолий Эфрос. В 1981 году, в трудный период своей биографии, он поставил со мхатовскими артистами бесконечно светлый и счастливый спектакль – «Тартюф» Мольера. В этом «Тартюфе» не было академизма, декламации; классицистский комедиограф звучал остро и современно. Эльмира Анастасии Вертинской восхищала своей аристократичной красотой, женственностью, хитростью и одновременной искренностью. Достаточно откровенная по тем временам сцена «соблазнения» Тартюфа –Станислава Любшина была сыграна виртуозно.

8 (469x700, 216Kb)
В роли Эльмиры, "Тартюф", 1981 г.

Спектакль выпускали в любви, радости и постоянном диалоге режиссёра и артистов – об этом свидетельствуют воспоминания Анастасии Вертинской и Александра Калягина, включенные в сборник «Театр Анатолия Эфроса», и уникальный двухтомник с записями репетиций «Тартюфа», подготовленный в 2012 году Нонной Скегиной и Дмитрием Крымовым.

9 (700x464, 203Kb)
В роли Эльмиры, "Тартюф", 1981 г.

Атмосфера творчества и открытий царила и на выпуске следующего мхатовского спектакля Эфроса – «Живой труп» (1982), где Анастасия Вертинская сыграла роль Лизы Протасовой. Артисты и режиссёр уже понимали друг друга с полуслова, много предлагали, пробовали. Случались и кризисные моменты, тем не менее, в стенограмме репетиций (опубликованных в двухтомнике «Анатолий Эфрос. Живой труп» 2017 года) нередко встречаются шутки, ремарки «смеются» и глубокие, интересные разговоры об искусстве, жизни в целом.

Такие, как этот:

«Вертинская. Чехов творил легко, не мучаясь. Толстой здесь страшно мучился. Он сначала отмучился, потом – написал…
Эфрос. Чехову не надо было мучиться, он был мучеником.
Вертинская. Да…»

10 (470x700, 180Kb)
В роли Лизы Протасовой, "Живой труп", 1982 г.

Костюмы к спектаклям Анатолия Эфроса во МХАТе создавала художница Валентина Комолова. В своих воспоминаниях об этих работах она особенно выделяет Анастасию Вертинскую:

«Мне очень повезло встретиться в жизни, в работе с актрисой, художником Анастасией Вертинской – человеком требовательным, образованным, утончённым. И то, что в “Тартюфе”, и в “Живом трупе” мы с ней вкусово совпали, было для меня очень радостно… С Вертинской мы работали очень тщательно – придавали значение каждому шву, каждой складке материалам. Я всё подробно показывала, предлагала. Рисковала. И была удивлена, что она соглашалась на эксперименты. Мне было важно подчеркнуть женственность Лизы Протасовой, чистую линию её силуэта, сделать её фигуру лёгкой, как бы растерянной».

11 (700x472, 166Kb)
В роли Лизы Протасовой, "Живой труп", 1982 г.

«Живой труп» вызвал неоднозначную оценку критиков, особенно спорным показался Федя Протасов Александра Калягина – не романтический герой, а мучающийся интеллигент, ненавидящий самого себя за пороки и слабости. Про Лизу Анастасии Вертинской многие писали, что никогда прежде на сцене не была так подробно разобрана эта героиня, сомневающаяся, любящая мужа и одновременно до крайности измученная им. Сама же актриса так вспоминает о работе с Эфросом:

«Анатолий Васильевич сдвинул в моей душе целый пласт укоренившихся понятий по отношению к театру. Он создал совсем иную человеческо-творческую связь, профессиональные приёмы или режиссёрский метод не играли здесь никакой роли. Мне кажется именно в этой связи – “зерно” его учения. Может быть, только это и давало творческие плоды. Он рождал в актёре веру».
Анастасия Вертинская уже вне стен Художественного театра сыграла ещё одну необычную роль у Эфроса – в шекспировской «Буре» (1983), которую он поставил в рамках фестиваля «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее. Звучала музыка Пёрселла в исполнении оркестра, в спектакле участвовали студенты, а Вертинская играла и мага Просперо, и духа Ариэля. Она, словно дирижёр, руководила всем этим действом.

12 (498x700, 180Kb)
В спектакле Анатолия Эфроса "Эшелон": Галина Калиновская - Галина Дмитриевна, Анастасия Вертинская - Катя. Фото 1980 г.

Эфрос находил для неё самые высокие слова:

«Она замечательна. Вообще про артистов очень приятно говорить, если они замечательны. Я этого не знал, пока не стал с ней работать. Это очень редкая неизбалованность. Она знаменитость, а знаменитости ведь бывают разные. Но Вертинская неизбалованный человек, она неизрасходованный человек. Она элегантна, замечательно подвижна, умна, изящна, тонка, понимает с полуслова, температура 38 – она не уйдёт с репетиции».

Анастасия Вертинская покинула Московский Художественный театр в 1988 году, а через некоторое время – и театральные подмостки вообще, словно шекспировский Просперо, который решил сломать свой волшебный жезл. Но отблески этой магии продолжают радовать зрителей и сегодня.

Остаётся только поздравить актрису с юбилеем и пожелать здоровья и благополучия!

13 (700x483, 208Kb)
В роли Елены Андреевны, "Дядя Ваня", 1985 г.

Автор текста: Анастасия Казьмина
Фото Игоря Александрова/ Музей МХАТ
Генеральный спонсор театра - Банк ВТБ

Источник

Это интересно
0

Модератор 5 часов назад
Пожаловаться Просмотров: 29  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены