Русская художница Елизавета Меркурьевна Бем (1843-1914) приобрела известность еще в 1870-е гг. благодаря изданиям с выполненными ею силуэтными иллюстрациями.
Уже в раннее время выявилась главная линия творчества Бем, оставшаяся неизменной на протяжении десятилетий.
Как писал в начале XX в. знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов (1824-1906), «г-жа Бем взяла на свою долю русский детский мир и назначила себе темой маленьких индивидуумов из всех разнообразнейших классов и сословий общества, от низших крестьянских, простых, но милых и интересных, и до высших по социальному и семейному положению, барских, аристократических, - во множестве, то поэтических, то обыденных и оригинальных сцен жизни, где выражается их душа, чувства, мысли, характеры, капризы, причуды, грация, шалости, милые затеи» 1.
1. Сердце сердцу весть подает
С конца 1880-х гг. художница перешла от силуэтов к акварельной технике.
Над открытками она впервые стала работать в 1898 г. по просьбе Попечительного комитета Общины святой Евгении.
Изыскивая средства для своей деятельности, Община, при которой находились больница, амбулатория и курсы сестер милосердия, в 1896 г. к празднику Пасхи выпустила конверты для визитных карточек.
Впоследствии было решено, с той же целью, издать открытые письма.
Работы Николая Николаевича Каразина (1842-1908), появившиеся к Пасхе 1898 г., оправдали ожидания.
3.Рождественский гусь! [Изоматериал] : открытое письмо. - [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1903] (Лит. А. Ильина). - 1 л. : хромолитогр. ; 14,3х9,1 см.
4.Рождественский гостинец! [Изоматериал] : открытое письмо. - [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1912] (Т-во Р. Голике и А. Вильборг). - 1 л. : фототип. ; 9х14,2 см.
«Успех этого издания заставил нас обратиться к некоторым, в то время пользовавшимся известностью, художникам с просьбой о рисунках для дальнейших выпусков открыток. Наши обращения были встречены художниками с полным сочувствием; для второго выпуска мы получили десять акварелей» 2, - вспоминал делопроизводитель Общины святой Евгении Иван Михайлович Степанов (1857-1941).
Среди откликнувшихся была и Бем, предложившая две акварели, а также рисунок для конверта. Печать в Картографическом заведении А. А. Ильина, под личным наблюдением самого Алексея Алексеевича Ильина, «была выполнена настолько хорошо, что репродукции трудно было отличить от оригиналов.
5. К Новому году. Хоть не складно, да ладно, хоть нехитро, да кстати[Изоматериал]:открытое письмо. - 4-е издание. - [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, между 1904 и 1914] (Лит. А. Ильина). - 1 л. : хромолитогр. ; 14,1х9,3 см
6. Ура! С Новым годом! [Изоматериал]:открытое письмо.-[Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1910] (Т-во Р. Голике и А. Вильборг). - 1 л. : фототип. ; 9х13,8 см.
7. На новый год! Счастья:сто пудов! Здоровья: сколь войдет! Любви: без меры![Изоматериал]:почтовая карточка. - 2-е изд. - [Петроград :Община св.Евгении, между 1914 и 1917] (Т-во Р. Голике и А. Вильборг). - 1 л. : цв. автотип. ; 9х14 см.
Шалун уж заморозил пальчик; Ему и больно и смешно - ... Пушкин [Изоматериал] : открытое письмо. - 3-е издание. - [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, между 1904 и 1914] (Лит. А. Ильина). - 1 л. : хромолитогр. ; 14,3х9,2 см
Когда открытки в декабре 1898 года появились в продаже, они имели такой большой успех, что издание их сразу же пришлось повторить» 3.
Это повторение рождественского выпуска, о котором упоминает Степанов, состоялось к Пасхе 4, что не должно вызывать удивления: сюжеты всех 10 открыток вполне «универсальны» и с конкретным праздником не связаны.
Раз в крещенский вечерок девушки гадали... [Изоматериал] : открытое письмо. - [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1908] (Т-во Р. Голике и А. Вильборг). - 1 л. : цв. автотип. ; 9,2х14,2 см
Тем не менее, выход первых открыток Бем был приурочен именно к рождественским и новогодним праздникам.
«Ее две акварели "Сердце сердцу весть подает" и "Мальчик" послужили для издательства счастливым началом и, найдя среди публики радушный прием, потребовали нескольких изданий» 5.
Действительно, первая из упоминаемых открыток, изображающая девочку в русском костюме, которая прижимает к груди конвертик с сургучной печатью, выдержала не менее пяти изданий.
Вторая открытка, герой которой хоть и пытался что-то написать гусиным пером, но только залил чернилами грамоту, представлена в собрании РНБ вторым изданием, выпущенным уже после 1904 г., в варианте с измененной датой на свитке (изначально первые цифры года обозначались не «19», а «189» 6).
Кричит Варюха: "Береги нос да ухо!" [Изоматериал] : открытое письмо. - [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1909] (Т-во Р. Голике и А. Вильборг). - 1 л. : фототип. ; 14,3х9,4 см
В дальнейшем Община издавала и такие открытки Бем, которые можно уже безошибочно соотнести с определенным праздником: «Рождественский гусь!» 1903 г. (гусем здесь оказывается забравшаяся в мешок девочка), «Рождественский гостинец» 1912 г. (рисунок-небылица: двое детей беседуют в раскрытой скорлупе грецкого ореха, украшающего елку).
К празднику Рождества Христова! [Изоматериал] : открытое письмо / Елиз. Бём. - С.-Петербург : издание "Ришар", [между 1904 и 1914] (Т-во Голике и Вильборг). - 1 л. : цв. автотип. ; 14х9 см
В 1903 г. для издательства Общины художница выполнила еще и новогоднюю открытку - изображение старательно пишущей девочки сопровождено словами: «К Новому году. Хоть не складно, да ладно, хоть нехитро, да кстати».
Открытка явно пользовалась спросом: на выставке можно видеть ее четвертое издание.
Новогодние открытки Бем выходили и в 1910 г. - «Ура! С Новым годом!», и в 1911 г. - «На новый год! Счастья: сто пудов! Здоровья: сколь войдет! Любви: без меры!» (работа тоже оказалась популярной, повторно ее выпустили уже в годы Первой мировой войны).
К праздничку Христову! Не конь везет, а Бог несет! [Изоматериал] : открытое письмо / Елиз. Бём. - С.-Петербург : издание "Ришар", [между 1904 и 1914] (Т-во Голике и Вильборг). - 1 л. : цв. автотип. ; 8,9х14 см
Раз в крещенский вечерок девушки гадали: За ворота башмачок, сняв с ноги бросали; Снег пололи; под окном слушали... [Изоматериал] : открытое письмо / Елиз. Бём. - С.-Петербург : издание "Ришар", [между 1904 и 1914] (Т-во Голике и Вильборг). - 1 л. : цв. автотип. ; 9х14 см.
Мороз не велик, да стоять не велит! [Изоматериал] : открытое письмо / Е. Бём. - С.-Петербург : издание "Ришар", [между 1904 и 1914]. - 1 л. : цв. автотип. ; 14,1х9 см
На отпечатанной в 1912 г. открытке - красавица в русском костюме, в нарядном кокошнике, которая подносит гостю сосуды с питьем; называется эта акварель «С Новым годом! Первая чарка - на здоровье, вторая - на веселье, третья на задор!».
На нее можно обратить внимание как на один из примеров «самоцитирования» 7 художницы, относящегося, правда, не к изображению, а к тексту.
На новый годок, несу здоровья кузовок, тому, сему кусочек, а Вам, весь кузовочек! [Изоматериал] : открытое письмо / Елиз. Бём. - С.-Петербург : издание "Ришар", [между 1904 и 1914] (Т-во Голике и Вильборг). - 1 л. : цв. автотип. ; 14х9 см.
Почти двадцатью годами ранее, в 1894 г., В. В. Стасов так описывал подарок, сделанный ему на именины: «m-me Бем прислала мне чудо какую маленькую картинку: внутри большой буквы С три приветствия; три маленьких мальчика, в богатых боярских кафтанах и шубах, с чарками в поднятой руке.
У верхнего надпись: Первая чарка на здоровье! У среднего: Вторая чарка на веселье! У третьего внизу: Третья чарка на задор!» 8
Пожелание на новый год: жить в добре, ходить в серебре, одна рука в патоке, другая в меду! [Изоматериал] : открытое письмо / Е. Бём. - С.-Петербург : издание "Ришар", [между 1904 и 1914] (Т-во Голике и Вильборг). - 1 л. : цв. автотип. ; 9,1х13,9 см.
Кроме праздничных поздравительных открыток Община издавала и другие зимние сюжеты Бем.
Помещая их на выставку, напомним слова современной исследовательницы Н. А. Мозохиной: «Среди созданных художницей композиций для открыток собственно поздравительных мало, однако практически каждая открытка Е. М. Бем могла использоваться как поздравительная» 9. Некоторые из этих открыток тоже выдерживали переиздания.
С Новым годом! За ваше здоровье! В счастье жить, ни о чем не тужить! [Изоматериал] : открытое письмо / Е. Бём. - С.-Петербург : издание "Ришар", [между 1904 и 1914] (Т-во Голике и Вильборг). - 1 л. : цв. автотип. ; 9х13,9 см.
1-ое января. Пить не пью, да и мимо не лью! Чарка велика да и винцо хорошо! [Изоматериал] : открытое письмо / Елиз. Бём. - С.-Петербург : издание "Ришар", [между 1904 и 1914] (Т-во Голике и Вильборг). - 1 л. : цв. автотип. ; 9х14 см.
Часть из них основана на литературных произведениях: это и вышедшая в 1899 г., в юбилейный пушкинский год, иллюстрация к эпизоду из «Евгения Онегина» «Шалун уж заморозил пальчик...», и открытка 1908 г. «Раз в крещенский вечерок девушки гадали...», названная строками из баллады В.А. Жуковского «Светлана».
В других работах Бем опирается на любимые ею пословицы: «Мороз не велик, да стоять не велит!» (открытка «Снегурочка» 1901 г.), «Кричит Варюха: "Береги нос да ухо!"» (в этой открытке 1909 г. Бем немного перефразирует примету, связанную с Варвариным днем - 17 декабря по новому стилю - к которому уже устанавливался санный путь 10).
Пью за того, кто живет далеко! [Изоматериал] : Новый год! : открытое письмо / Елиз. Бём. - С.-Петербург : издание "Ришар", [между 1904 и 1914] (Т-во Голике и Вильборг). - 1 л. : цв. автотип. ; 8,9х14 см.
Издательство Общины святой Евгении очень высоко ценило Бем, которую называло своей ближайшей сотрудницей, «одною из основательниц <...> ныне громадного дела художественных изданий Общины», и отмечало, что ей «удалось выработать свою собственную манеру в передаче различных эпизодов из детской жизни, благодаря чему она занимает совершенно обособленное место в русском искусстве» 11.
Обращались к творчеству Бем и другие крупные издатели, например, петербуржец Рихард Рихардович Лютерман, фирма которого с 1899 г. работала под маркой «Ришар» 12.
Сюжетный репертуар рисунков, заказывавшихся у художницы, всё тот же: рождественские, новогодние, зимние. Названиями их могут служить и литературная цитата («Раз в крещенский вечерок девушки гадали...»), и пословицы («Мороз не велик, да стоять не велит!») - заметим, что в обоих случаях известны открытки Общины святой Евгении под теми же названиями, однако акварели спутать невозможно. Выбираемые Бем пословицы сами по себе могут быть нисколько не связаны с зимним временем («Эта кума своему куму мила!») - о нем свидетельствует лишь изображение.
Не Пири и не Кук [Изоматериал] = Nicht Peary, auch nicht Cook : открытое письмо / Е. Бём. - С.-Петербург : издание "Ришар", [между 1904 и 1914] (Т-во Голике и Вильборг). - 1 л. : цв. автотип. ; 14х9,2 см.
В зимний холод всякий молод [Изоматериал] : открытое письмо. - [Moscou] : J. D. M., [между 1904 и 1917]. - 1 л. : цв. автотип. ; 9,2х14 см.
Один из хранящихся в РНБ экземпляров открытки-загадки из серии «Времена года» - «Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет… Когда это бывает?» - примечателен своей историей.
В декабре 1912 г. открытое письмо с рождественским поздравлением было послано из Санкт-Петербурга в Афины.
Получательницей его названа «королевна Ольга Николаевна» - то есть 9‑летняя принцесса Ольга, дочь греческого принца Николая и великой княжны Елены Владимировны, внучка великого князя Владимира Александровича, правнучка императора Александра II.
И в Сибири люди живут да хлеб жуют! [Изоматериал] : открытое письмо. - [Б. м : б. и., между 1904 и 1917]. - 1 л. : цв. автотип. ; 9,1х14 см.
С Новым годом! [Изоматериал] : открытое письмо. - Париж : И. Лапин, [между 1904 и 1917]. - 1 л. : хромолитогр. ; 13,7х8,7 см. - (L'art russe)
Новогодние приветствия, которые Бем включала в композиции для издательства «Ришар», нередко представляли собой литературные стилизации и компиляции 13, мастером которых была художница:
«На новый годок, несу здоровья кузовок, тому, сему кусочек, а Вам, весь кузовочек!»,
«Пожелание на новый год: жить в добре, ходить в серебре, одна рука в патоке, другая в меду!»,
«Шлем пожелания счастья! Добрые вести на новый год»,
«С Новым годом! За ваше здоровье! В счастье жить, ни о чем не тужить!».
Любителям недетских напитков была посвящена не только последняя из перечисленных открыток, но и другие:
«1-ое января. Пить не пью, да и мимо не лью! Чарка велика да и винцо хорошо!», «Пью за того, кто живет далеко! Новый год!».
Своя ноша не тяжела [Изоматериал] : открытое письмо / Е. Бем. - [Москва] : издание И. Д. М., [между 1904 и 1917]. - 1 л. : цв. автотип. ; 8,9х13,8 см.
Наряду с персонажами в исторических нарядах появляется на открытке издательства «Ришар» и не столь типичный для Бем современный герой.
«Не Пири и не Кук» - мальчик в костюме полярника - образ, навеянный арктическими экспедициями 1900-х гг. и, возможно, спором американцев Роберта Пири и Фредерика Кука о первенстве в открытии Северного полюса.
Для московской фирмы И. А. Дациаро Бем работала значительно меньше.
Но и в этом издательстве вышли ее рисунки, изображающие детей среди снежных просторов: «В зимний холод всякий молод», «И в Сибири люди живут да хлеб жуют!», «Ехал к Фоме, а приехал к куме», «Своя ноша не тяжела».
В новом году, женихов будет сто один, а полюбится один!
Еще одним издателем, с которым часто сотрудничала Бем, был И. С. Лапин.
В серию «L'art russe», выпущенную его парижской фирмой, вошли «Рождественский бука», «С Новым годом!», «Была в гостях у друга, пила там воду, слаще меду!».
Некоторые из открыток вводят зрителя в мир сказки, небылицы: то ребятишек везет запряженный в лапоть ежик («Зима. В гостях хорошо, а дома лучше!»), то они съезжают со снежного склона, как на санях, в плетеных лаптях («Милости прошу, к нашему шалашу!»).
Иногда дети разыгрывают сценки «навырост», тексты к которым - пожелания, связанные с устройством и налаживанием семейной жизни («В новом году, женихов будет сто один, а полюбится один!», «Купим себе деревеньку, да заживем помаленьку!»).
Купим себе деревеньку, да заживем помаленьку! [Изоматериал] : открытое письмо. - Париж : изд. И.С. Лапин, [между 1904 и 1917]. - 1 л. : хромолитогр. ; 8,8 х 13,7 см.
Художественный критик Стасов, которому очень нравились «чудесные "детские поэмы"» 14 Бем, предсказывал, что «впоследствии все эти многочисленные милые сцены будут, конечно, стоять с почетом в художественной истории нашего настоящего времени» 15.
С сегодняшней точки зрения такая оценка творческого наследия Бем воспринимается как несколько завышенная.
Однако следует признать, что Бем заняла свое место в истории отечественного искусства последней четверти XIX - начала XX в.
Имя художницы не утрачивает известности уже более столетия, и это заслуга не столько музейных экспонатов - ее акварелей, сколько напечатанных по оригиналам Бем открыток, массовой продукции, которая до сих пор пользуется любовью публики.
Была в гостях у друга, пила там воду, слаще меду! [Изоматериал] : открытое письмо. - Париж : И. Лапин, [между 1904 и 1917]. - 1 л. : хромолитогр. ; 13,9х8,8 см. - (L'art russe)
© Российская национальная библиотека, 2016-2020
Это интересно
+4
|
|||
Последние откомментированные темы: