Удивительно, что в России, стране, претерпевающей один кризис за другим, в период с 1891 - 1916 нашлось около 1.5 миллиардов золотых рублей для строительства железной дороги, не знающей себе равных даже спустя 100 лет. Сейчас эта сумма, по некоторым оценкам, эквивалентна примерно 1 триллиону 442 миллиардам рублей.
Поистине, Транссибирская магистраль - "золотая пряжка" железных дорог Империи.
Император Александр III писал, что это строительство "послужит новым свидетельством душевного Моего стремления облегчить сношения Сибири с прочими частями империи и тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее Мое попечение о мирном его преуспеянии…"
Для освоения и заселения Сибири решили ссылать на строительство каторжан. Для этого выпотрошили тюрьмы Центральной России и сослали рабочих на Дальний Восток и в Забайкалье.
Конечно же, работа каторжанам доставалась самая трудная: прокладывание путей на скалистых участках дороги. Выбирали для этого самых крепких и выносливых.
Группа каторжан и охранников.Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896 . https://humus.livejournal.com/Осужденных караулили от 8-13 надзирателей, которые приходились на каждые 250-300 рабочих. Они доставляли их к месту работы.
Окрестности Хабаровска. Перекличка ссыльных каторжан. Лагерь арестантов.Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896 . https://humus.livejournal.com/Питание осужденных вполне соответствовало норме потребления калорий для тяжелого физического труда: 3900-4300 калорий в день.
Котел с едой был общим. В день было два перерыва на чай, между ними обед, вечером был ужин. Осужденные ели там же, где и работали. К ужину возвращались в место ночлега.
Лагерь каторжан, занятых на строительстве железной дороги.Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896 . https://humus.livejournal.com/Ежедневно каторжанину давали:
410 г. мяса;
205 г. овощей;
100 г. крупы;
21 г. сала;
1228.5 г. хлеба в день, а с середины сентября, когда холодало, по 1638 г.;
Каторжанам даже выдавали 0.01 ведра вина примерно каждую неделю-полторы по праздникам и воскресеньям.
Лагерь ссыльнокаторжных - это деревянные бараки зимой и палатки летом, домики для охраны, бани, столовые, а также сторожевые вышки.
Лагерь строительной дороги. Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896 . https://humus.livejournal.com/Работа включала в себя рубку деревьев, долбление грунта, корчевание пней. Строители делали насыпи, мосты и все, что требовалось для прокладки путей.
Строительные работы на участке железной дороги под Хабаровском. Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896 . https://humus.livejournal.com/Интерьер жилища каторжан внутри выглядел вот так:
Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896 . https://humus.livejournal.com/И примерно вот так снаружи:
Фото: Уильям Генри Джексон, 1894-1896 . https://humus.livejournal.comВ день рабочий должен был выработать примерно 3 кубических метра грунта. За каждые 9 кубических метров казна выплачивала по 2 руб. 30 коп.
В среднем один ссыльный, если справлялся с нормой, получал в день по 2.6 рубля, что в месяц составляло до 50 рублей. Но это был самый наибольший заработок. Наименьший равнялся 7 рублям.
Рубль на тот момент был приравнен к 18 граммам серебра. Сейчас один грамм стоит примерно 39 рублей.
Значит, 50 рублей того времени - это около 35 100 рублей на наши деньги.
С этим можно спорить, но если взять за основу потребительскую корзину того времени, разница будет небольшая.
Соответственно, самая маленькая зарплата ссыльнокаторжного - 4 914 р.
https://humus.livejournal.com/Рабочий день каторжанина начинался в 6 часов утра и заканчивался в 18 часов вечера. На обед отводилось 2 часа (с 11 до 13 часов). Перерывы на утренний и вечерний чай были в 7:30 и в 16:00 соответственно.
То есть, эти люди работали по 10 часов в день, плюс минус полчаса - перерывы на чай. Получали за очень тяжелый труд максимум 35 000 рублей на наши деньги. Много это или мало? Решайте сами.
С Вами была Анка Путешественница:) подписывайтесь на мой канал. Он нуждается в вашем одобрении и лайках:) Пишите комментарии, но не забывайте, меня читают дети.
Что-то не так? Можно проверить здесь: Кораблин К.К./Каторжане на строительстве Транссиба; Фото: https://humus.livejournal.com/
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: