Эльмира Пасько
23 апреля – Всемирный день книги и авторских прав
Крылатые слова, умные высказывания, яркие афоризмы любят многие. Ценится в народе и меткое слово, и мудрая мысль, потому и живут они веками в памяти людской. В дописьменные времена передавали их из уст в уста, потом стали записывать.
И звонкое слово, и яркую цитату помнят – это хорошо.
А того, кто дал жизнь крылатому выражению, подарил миру замечательную мысль?
Ведь был же он, тот, кто первым додумался, сказал, написал и отдал читающему люду?
Непременно был.
Тысячи и тысячи писателей работают над Словом. Много дум передумано, много книг написано. Правда, порой от человека, написавшего десятки книг, остаётся всего лишь один афоризм – и на том спасибо.
Но слишком часто бывает так: цитата помнится, а имя автора уже напрочь забыто.
Не помнят авторства даже самых знаменитых писателей. Не учат этому ни в семье, ни в школе. Не закрепляется это в нашей культуре.
Будь моя воля, я бы в конце биографии каждого автора, которого изучают в школе, в учебниках по литературе печатала его самые известные афоризмы. Хотя бы так – с младых ногтей – приучать к соблюдению авторских прав. Кстати, и точность цитирования таким образом обеспечивалась бы, ибо нередко видишь, как в цитате искажают слова, а то и саму мысль.
Как и многие в детстве, я любила записывать различные услышанные и вычитанные «мудрые мысли», нимало не заботясь об их точности. И очень благодарна преподавателям своего вуза, которые приучили нас, студентов, к грамотному использованию цитат: с непременным указанием автора.
Это было нелегко. Порой доискаться до первоисточника было почти невозможно (интернета тогда не было), на поиски уходили недели, месяцы, а то и годы.
Не у всех есть время заниматься этим кропотливым делом, а у меня уже найдено, поэтому считаю, что не грех поделиться хотя бы частью собранного с теми, кому это покажется интересным или может понадобиться как справочный материал для работы.
И давайте будем благодарно помнить тех, кто хоть одним словечком, хоть одной строкой обогатил нашу культуру.
* * *
Никто не забыт, ничто не забыто. Автор знаменитого афоризма (1960) – поэт Ольга Фёдоровна Берггольц.
Ничто не ново под луной. Из стихотворения Н.М.Карамзина «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные места из Екклизиаста» (1797).
Танцевать от печки. Из повести В.А.Слепцова «Хороший человек», в которой описывается обучение мальчика танцу. Начиная танец от печки, мальчик сбивается и продолжает его опять от той же печки.
Забылось всё: автор, книга, её содержание – осталась лишь одна фраза. И живёт…
Кисейная барышня. Из романа Николая Помяловского «Мещанское счастье» (1861), героиня которого носила кисейное платье.
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла (1903). Автор – Раиса Кудашева (1878-1964). Музыка Леонида Бекмана.
Вы просите песен, их нет у меня. Макаров Саша, гитарист (1910-е годы).
В пьесе «Интервенция» (1932) писатель Лев Славин переиначил по-своему:
- Вы просите песен? Их есть у меня.
А Леонид Утёсов предложил свой вариант:
- Вы хочете песен? Их есть у меня.
Себе, любимому. Заголовок стихотворения Владимира Маяковского «Себе, любимому, посвящает эти строки автор» (1916).
Галопом по Европам. От названия статьи советского поэта Александра Жарова о короткой поездке по Европе.
Дело пахнет керосином. Из фельетона журналиста Михаила Кольцова в газете «Правда» (22 апреля 1924 года) о крупной афере, раскрытой при передаче концессии на эксплуатацию нефти в Калифорнии. В афере были замешаны самые высокопоставленные государственные чиновники США.
Холить и лелеять. У Ильи Ильфа в «Записных книжках» полностью так: «Смешную фразу надо лелеять, холить, ласково поглаживая по подлежащему».
Что выросло, то выросло. Илья Рубинштейн (1907-1983) – сценарий кинофильма «Мистер Икс» (1958):
- И вот этот поросёночек рос, рос, и выросла такая большая…» -- (…) «Что выросло?» -- «Что выросло, то выросло».
Телеграфный столб – это хорошо отредактированная сосна. (Приписывается кинорежиссёру Михаилу Ромму).
Партия – наш рулевой. Название и строка песни (1952) поэта Сергея Михалкова, музыка Вано Мурадели.
Широко известен в узких кругах. Первая строка стихотворения (1961) Бориса Слуцкого.
По рассказам, этой фразой начиналось досье на Слуцкого, заведённое органами госбезопасности в 1940-е годы.
Трындычиху ежели зачепить – Трындычиха Бог знает чего может натворить. Кинофильм «Свадьба в Малиновке» (1967), сценарий Леонида Юхвида.
Люди в белых халатах. Название и рефрен песни на слова Льва Ошанина (1967), музыка Эдуарда Колмановского.
Талантам надо помогать. Бездарности пробьются сами. Поэт Лев Озеров, Ленинград, «Вместо речи» (1965).
Прошла зима, настало лето. Спасибо, партия, за это. Юрий Влодов.
Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли. Юнна Мориц (1968).
Счастье – это когда тебя понимают. Сценарист Георгий Полонский в кинофильме «Доживём до понедельника» (1968), режиссёр С. Ростоцкий.
Да здравствует всё то, благодаря чему мы несмотря ни на что! Литератор Зиновий Паперный закончил этими шутливыми словами свой юбилейный вечер в ЦДЛ (1969).
Если долго мучиться – что-нибудь получится. Поэт Леонид Дербенёв (1978).
• * * *
Собранные мною в разное время афоризмы сверены с источниками:
Н.М.Шанский, В.И.Зимин, А.В.Филиппов. Опыт этимологического словаря русской фразеологии, М, Русский язык, 1987.
К.В.Душенко. Словарь современных цитат, М, «Эксмо», 2006.
https://www.proza.ru/2016/04/23/1437
Это интересно
+6
|
|||
Последние откомментированные темы: