Было время на Руси, когда игру на народных инструментах причисляли к «греху, равному пьянству». Почитателей этого искусства церковь считала язычниками, отвлекающими людские души от Бога. Несмотря на притеснения, народ продолжал гудеть, балагурить и бренчать, придумывая всё новые и новые инструменты. А как иначе, когда в русских жилах взыграла музыка!…
Звездный час домры
Не случайно в старину звук струн назывался «гудением». Вот, к примеру, домра – трехструнный инструмент с круглым корпусом. Без него не обходилась ни одна «светская вечеринка» XVI-XVII века.
Музыканты, играющие на домрах. Годуновская псалтирь, 1594 г.
Развлекаться русский народ о-го-го как любил! Более того, умел это делать профессионально – при царском дворе существовала целая «Потешная палата» – в духе современного музыкального коллектива, основу которого составляли скоморохи – музыканты и балагуры, залихватски играющие на домрах, гуслях, гудках и прочих древнерусских инструментах.
Но как говорится «делу – время, а потехе – час». Звездный час домры сменился часом расплаты: обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами», а домры вывезли из городов русских и сожгли.
Досточка гусельная
Гусли – самый древний музыкальный струнный инструмент, воспетый в русских былинах и сказках. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. Название инструмента произошло от древнерусского слова «густы», что значит «гудеть на струнах».
Гусляры на Руси были нарасхват – их музыка являлась частью бытовой, обрядовой, духовной, светской и военной жизни народа. Овладеть искусством игры на гуслях не просто. По сути, гусли – это струнный вариант «клавишных». Инструмент имел горизонтальное положение – доска с натянутой в несколько рядов тетивой.
Поначалу на гуслях играли с колен, а со временем они стали «столообразными», то есть на ножках. В XVIII веке, благодаря своим отличным звуковым качествам, гусли успешно конкурировали в России с иноземными струнными инструментами, и даже продавались за границу.
Балалайку в руки – и пошла потеха…
Есть ли такой человек на земле, который не знает, что такое балалайка. Этот нехитрый инструмент болтает себе да бренчит просто и без претензий. Ну, а русскому крестьянину другого и не надо. Он из себя Страдивари строить не будет – возьмет балалайку в руки, а ноги тут же сами пустятся в пляс.
В народе «балакать», «балагурить» означает «болтать» и «пустозвонить». Однако за этой простотой скрывается невероятная музыкальность. Балалайка рождена из полена. Самая голосистая та, что сделана из ели. «А почему не из березы?» – спросите вы. А потому, что у ёлки самый высокий акустический диапазон. К тому же, ель придает звучанию более резкий и звонкий оттенок.
Не музыка, а свистопляска…
У нас на Руси инструменты не только вырезали из дерева, но и лепили из глины. Музыкальные игрушки в виде коней, всадников, оленей, собачек или птиц с тремя-четырьмя отверстиями в народе назывались «свистульками». Любопытно, что каждая из таких «свистящих» фигурок имела свое символическое значение.
Например, птица, часто в виде петушка, отражала народное представление о счастье. Еще свистульки использовались как игрушки для детей, но в то же время имели ритуальное значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду – зазывали солнце. Этот обряд так и назывался – «свистопляска». Вот, оказывается, откуда пошло это популярное и сегодня слово, означающее всякое буйное, неистовое и неорганизованное веселье.
Хороша ложка к обеду – да не только!
Когда русскому человеку хочется праздника, да так чтобы с азартом, в ход идут не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки… Словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари даже коса и пила «звучала» и «играла».
Однако из всех предметов быта, мировую музыкальную известность получили именно ложки, расписные, деревянные – хороши и к обеду, и к празднику. В игровой комплект ложек могли входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна – начальница, что побольше. Дело в том, что разные по размеру ложки создавали целый каскад звуков.
Как из огорода на званый ужин попасть
К звуку и музыке у русского народа сначала был чисто практический интерес. Вот, например трещотка – известная сегодня как культовый народный ударный инструмент – первоначально использовалась для отпугивания птиц с огородов.
Любопытно, как В. Даль в толковом словаре объяснял слово «трещотка» – снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь. Музицировать на круговой трещотке было действительно невозможно – только кур смешить, ну, или пугать. Со временем трещотка приобрела эстетичный вид и стала воистину музыкальной.
Ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок издавали поток звуков – звонких, глухих, скрипучих. С этих пор без трещотки уже не обходился ни один свадебный обряд или застолье.
Труба зовет
С древнейших времён восточные славяне использовали музыкальные инструменты в ратном деле для поднятия бодрости духа войска и в качестве сигнальных оповещений. Если переводить на современный язык, то труба, по сути, выполняла функции сотовой связи. При помощи этого громогласного инструмента можно было «общаться» на расстоянии.
В знаменитой Липецкой битве князь Юрий Владимирский имел в своем войске шестьдесят деревянных труб, а в войске Ярослава, его противника, их насчитывалось сорок.
Карина Никульникова
Это интересно
+4
|
|||
Последние откомментированные темы: