Очередной нервный всплеск вызвала на Украине выставка работа Ивана Айвазовского, открывшаяся в в одном из главных музеев Москвы - в Третьяковской галерее. куда из Феодосии, родины художника, привезли 10 картин и 28 рисунков знаменитого мариниста.
Успех у выставки огромный: для того, чтобы увидеть картины Айвазовского каждый день в галерею приходят не меньше 5 тысяч человек.
Киев же разглядел в этом некие "нарушения международных соглашений", мотивируя тем, что Россия "вывезла" картины из Крыма, который украинский власти продолжают упорно считать своей, но "временно оккупированной территорией".
Киев обратился с жалобой на Москву в Международный совет музеев, а также опротестовал ее действия в Интерполе и Генеральной прокуратуре. Правительство Порошенко считает, что Россия нарушила Гаагскую конвенцию 1954 года, предусматривающую защиту культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Замминистра культуры Украины Тамара Мазур утверждает, что данный документ запрещает "вывозить культурные ценности с оккупированных территорий без разрешения страны", которой они официально принадлежат.
Москва же настаивает на том, Крым является частью России, ссылаясь при этом на Международное право, в частности, на право народов на самоопределение, за которое и высказалось население Крыма в ходе референдума.
Вот в такой воинственной атмосфере проходит выставка работ знаменитого мариниста Айвазовского, вызвавшая целую бурю эмоций в Киеве. Украинские власти призывают мировое сообщество «заморозить сотрудничество с российскими учреждениями в культурной сфере», пишет испанское издание El Pais.
Издание обратилось за комментарием к директору программ и ассоциаций Международного совета музеев Франс Десмарай, которая заявила, что с самого начала украинского кризиса были усилены «меры по защите культурной собственности региона», а также предприняты шаги по оживлению диалога между работниками культуры и искусства обеих сторон. Что касается выставки работ Айвазовского, то Международный совет музеев надеется, что все 38 произведений вернутся в Крым после завершения работы выставки 20 ноября. На данный момент нет никаких признаков, свидетельствующих об обратном.
Другого мнение, что понятно, придерживают украинские эксперты. которые почему-то считают, что «крупные музеи мира используют любую возможность, чтобы оставить у себя произведения из небольших коллекций. По его прогнозам, в Крым возвратятся лишь 20-25 работ, а остальные останутся в Москве под предлогом участия в будущих выставках.
Руководство Третьяковки категорически отвергает такую возможность. Ее директор Зельфира Трегулова заявила, что все предоставленные произведения вернутся в Феодосию после закрытия выставки, а некоторые вернутся даже в лучшем состоянии, чем прибыли. 14 рисунков, находившихся в катастрофическом состоянии, были отреставрированы, говорит директор галереи.
Замдиректора Татьяна Карпова рассказывает о том, что выставка проходит на совершенно законных основаниях. «В соответствии с устоявшейся практикой, у нас есть договоренность с Феодосийской галереей, а местные власти не чинили никаких препятствий».
Карпова выразила сожаление, что в связи со сложившейся обстановкой не удалось договориться о передаче других полотен Айвазовского, находящихся в собраниях украинских музеев.
Российский художник-маринист завоевал признание публики своими изображениями кораблекрушений, штормов, сумерек и лунных ночей. Он стал первым зарубежным художником, удостоенным французского ордена Почетного легиона. Он получил золотую медаль в Париже, еще одну в Риме из рук Папы Григория XVI. Впечатленный картинами Айвазовского, английский маринист Д. Тернер посвятил ему восторженный сонет.
Он был очевидцем событий своей эпохи, пережил войны и присутствовал на открытии Суэцкого канала, став первым живописцем, который его нарисовал. Во время Крымской войны (1853-1856) вернулся в осажденный Севастополь и организовал выставку своих картин, на которых были изображены морские сражения. Ужаснувшись геноциду армян в Османской империи (1894-1896), Айвазовский швырнул в море награды турецкого султана и нарисовал картину, посвященную этой трагедии.
Напомним, как рассказывала Правда.Ру, в феврале 2014 года коллекция скифского золота, около 2 тысяч артефактов, была вывезена из крымских музеев на выставку "Крым: золото и секреты Черного моря" в археологический музей Алларда Пирсона в Амстердаме. Произошло этого еще до того, как Крым воссоединился с Россией. С тех пор стороны не могут решить, кому возвращать артефакты.
В экспозицию выставки входили экспонаты, предоставленные музеем исторических драгоценностей Украины (г. Киев), Национальным заповедником "Херсонес Таврический" (г. Севастополь), Центральным музеем Тавриды (г. Симферополь), Бахчисарайским и Керченским историко-культурными заповедниками.
До сих пор коллекция находится в Нидерландах, поскольку решить вопрос - куда возвращать экспонаты - будет решать теперь Окружного суда Амстердама.
А между тем, в соответствии с контрактом, экспонаты должны были быть отправлены по домам, то есть в Киевский музей и четыре музея Крыма.
При этом, Центральный музей Тавриды был создан в Симферополе в 1921 года на основе Музея древностей Таврической ученой комиссии, основанного еще в 1887 году!
Таким образом, большинство экспонатов было собрано еще в императорской России. А СССР - правопреемник и наследник Российской империи, а соответственно, РФ - правопреемник и наследник СССР. И если заняться "крючкотворством", то с точки зрения международного права и Украинская ССР, и нынешняя незалежная Украина, мягко говоря, не очень легитимны.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: