Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6922 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

О ранних браках у казаков

О ранних браках у казаков

на фото: Казачья семья Дроновых

 

 smelding 

 ПРОДОЛЖАЯ ТЕМУ РАННИХ БРАКОВ

Казаки склонны к ранним бракам, особенно в верховых станицах и в среде раскольников. Одна из побудительных причин к этому есть желание получить возможно скорее в доме работницу, ибо мужу приходится скоро справляться на службу.

„Сиденки отсидел, рассуждают казаки, вот и жених. Оно и лучше: бабенке помощь, да и сам меньше будя повесничать. А то, не ровен час, скоро очередь достанется, на кого же бросить дом, хозяйство? И по службе, то он будя поисправнее — нет, нет, да и вспомнит свою молодайку и прибережет деньги хоть ей на наряды (День 1862 г., № 28). Доводом за ранние браки приводят еще следующее: в писании сказано, если мало лет, но в теле, то и отдавай замуж (Донск, газ. 1874 г., № 35). Даже православные казаки сознавались, что еслиб священники стали венчать, то и они стали бы женить своих сыновей раньше. Да и теперь они нередко стараются обходить церковные законы и часто им удается задарить священника и „выгадать месяца три“. Весьма ранние браки особенно часто бывали в прежнее время. Ранние браки. Вот, что мне рассказывала казачка - раскольница в Пятиизбянской ст.: „бывало, как минет мальчику 11 лет, ему и говорят — вот ты уже жених. И он начинает с этих пор женихаться: подпояшется красивым поясом, смажет лицо жиром, чтобы кожа мягче была и лик светлее, расчешется, шапку на бок наденет и ходить гоголем. Тут прежде всего на рост смотрели: если жених и молод да рослый, то скоро невесту ему подберут“.

Женили лет 12, 14, 15, при чем невеста бывала многими годами старше. „Случалось, что жена коров доит, а ребенок — муж подле нее заснет. Подоит коров она, возьмет его на руки, да и снесет его в курень: в одной руке - у ней ведро с молоком, а в другой муж. А то, бывало, ведет жена мужа за руку, а он бежит за ней в припрыжку и нос утирает. А когда муж вырастет, то жена уже старухой станет - тогда он живет либо с невесткой, либо с соседкой“ (запис. в Черныш, ст.).

На хуторе Караичевом один казак рассказывал мне следующее: „когда выходила замуж моя бабка, ей было 18 лет, а жениху, т. е. моему деду, 14 лет. На сговор он к ней в первый раз приехал, и привез с собой в гостинец чулки и бабки, а она ему подарила кисет, который сама вышила. Сначала они посидели вместе со стариками, а потом пошли играть в бабки. Потом их обвенчали, накормили и положили на кровать, а один из родных залез под кровать слушать, что они разговаривать станут“. Другой казак в Верхнекурмоярской ст. рассказывал следующее: ,,у нас вот какие случаи бывали... Это было еще тогда, когда я присягу не принимал, а принял я присягу в 1827 г. Была у нас в станице девушка лет 15, а то и старше — дюже из себя красивая, ну так красива, что все заглядывались: генералья и полковники приезжали свататься за нее, а она качает бывало грудного ребенка, да и говорить: выняньчаю — замуж за него пойду, а то ни за кого не пойду. И ведь пошла же за него - дождалась. Вот как бывало“.

Вот еще рассказ, из прежних времен. „В наше время женили детьми:, меня самого женили на 14-ом году, то же и старухе моей было лет 12 или 13. Я вырос в К. ст., а в эту пристал в зятья к покойному есаулу Левонтинову. Так уж Бог привел; если бы батюшка был жив, то никогда бы этого не случилось... Мы жили достаточно, но в одну зиму случился падеж, скотина у нас вся позаболела на ноги. Мы остались без хлеба и без скотины. Тут скоро батюшка умер и матушка осталась с нами шестерыми. Тесть служил с батюшкой в одном полку; узнавши, что он умер, и случайно увидевши меня, он наказал через людей матушке не согласится ли она отдать меня к нему в зятья. Матушка, услышавши об этом, рада была без памяти. Прибравши время, она запрягла волов, насильно посадила меня на воз и повезла. Я все пручался и хотел соскочить с воза. За это она несколько раз выдрала меня за волосы, отчего я долго плакал, потом заснул под плетъю и проспал всю дорогу. Когда она меня привезла, то ввела в дом и посадила на лавку: а сама стала разговаривать с хозяевами. Я глянул на кровать и увидел: на кровати сидит невеста. Она была одета в синюю шубку, на подобие кубилека, края которой и подол были оторочены штофом. На голова у ней была кичка с маленькими рожками, а на ногах козловые сапоги. Когда я на нее глянул, то она в это время тоже глядела на меня прямо и быстро. Матушка долго говорила с тестем и с тещей, пили они и водку. О чем у них шла речь я ничего не понял. Когда они кончили, то матушка, посадила меля на воз и уехала домой. Зимой опять матушка, попросивши с собой двух своих сестер и племянника, только что пришедшего со службы, повезла меня туда же. Когда мы приехали, то на этот раз там уже много было гостей. Нас с невестою убрали и повели венчать. Невеста была, в том же наряде, в каком я её видел в первый раз; только сверху была надета шуба, крытая нанкой. На меня же надели желтый станичный зипун. Тогда всех венчали в одном зипуне, так он и висел в станичном правлении; как кого венчать, то его берут 'и надевают, а перевенчавши, опять снимают и вешают. Для меня зипун был длинен и широк; почему полы мне подтыкали, а рукава подобрали так, что складки были на самых локтях. Когда нас перевенчали и вели домой в венцах, то у меня пола и ототкнись, а я на нее и стал наступать ногами, и чуть не падал. Тетушка покойница и кинься на ходу подтыкать мне полу; я почему то пришел от этого в гнев и махнул рукою; рукав опустился и стал до самой земли, так что я не мог и руки поднять. Тут уж видят, что дело плохо, остановили нас, и обступивши кругом и убравши меня как следует, потом уж продолжали путь. Привели нас домой, и поднялась гульба...“ („Карт. из народ, жизни дон. каз.". М. 1871 г. стр. 35). Нередко родители засватывали своих детей еще в младенчестве (Свиньин „Картины России“. СПБ. 1839 г. стр. 253; Сев. Пчела, 1831 г. № 258). Браки у старообрядцев, говорит один из местных исследователей быта, заключаются иногда и при следующих условиях: остается сирота, девочка лет 8; ее берут в семью и обрекают уже за пария лет 15, а после она делается женой. Наоборот случается и так, что к мальчику лет 13 мать ищет работницу, а свекор сноху. (Донс. Газ. 1874 г. № 35).

И поныне этот обычай ранних браков не вывелся у казаков (преимущественно у раскольников). Брачующиеся и ныне бывают дети от 15 лет: ,,я сам, говорит один из исследователей местного быта, видел четырнадцатилетнюю мать — это факт“. (Донск. газета 1. с.). А мне показывали в Чернышевской ст. казака хуторянина, который за год перед тем женил сына 14 лет на 20-летней девушке. Не так давно, согласно рассказам казаков, на хуторе Попов был случай, что женили казака 12 лет на 20-ти летней женщине. „Она сначала на него и внимания не обращала, а когда ему пришло время на службу выходит, у него оказалось уже пять человек детей“. В другом месте в станичный суд явились муж 14 лет и жена 15 лет, три года как обвенчанные. Отец от имени мужа жаловался, что жена ушла и не живет с ним. .Жена отвечала, что муж её бьет и показывала все лицо ободранное ногтями. Муж плакал говоря: ,,не надо мне её: она дюже дерется“. А свекор настаивал, чтобы она жила, а, в противном случае заплатила бы свадебные издержки. Станичный суд не стал входить в разбирательство дела, убедившись, что супруги еще дети, которые рассказывали, что поп отказался их венчать, и что после этого их перевенчал „дедушка“. (Д. газ. 1874 г. № 35)

Это интересно
+2

06.01.2015
Пожаловаться Просмотров: 2287  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены