Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6922 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Российская этно-музыка становится популярной

078

Вы знаете, что такое курай? Вот и миллионы людей на планете тоже не знали, пока башкирская группа Ay Yola не порвала интернет в клочья. Группа из Уфы завирусилась в мировой Сети. То есть огромное количество людей независимо друг от друга стали публиковать ее трек в своих соцсетях и на прочих площадках.

Сейчас Ay Yola на 7-м месте в мире в топе Shazam, обогнали даже Леди Гагу. Почему именно Shazam – потому что люди слышат в интернете (во всяких тиктоках) и идут узнавать – что это было.

А это – этно-группа в составе трио: вокалистка Адель Шайхитдинова, ее папа – Руслан Шайхитдинов (продюсер, и вообще – универсальный талант), а также Ринат Рамазанов (вокал, флейта курай).

И поют они песню «Хумай» из альбома «Урал-Батыр». До свидания, Леди Гага.

Нет, конечно же, в тексте такого нет – группа творчески излагает мифы и сказания башкирского народа. Эпос, где центральный персонаж – девушка по имени Хумай, дочь Солнца. Тут есть все, от чего была бы в восторге писательница Роулинг, если бы понимала башкирский язык. И Толкин? И Толкин. Но публика пока воспринимает первый пласт – во-первых, певица очень красивая, во-вторых, музыка очень красивая. А главное – современная, и в этом смысл подачи. Это не «аранжировка» народной песни. Это новый музыкальный продукт, который заходит людям разных культур, разного возраста, разной судьбы.

Особенно для «них» он новый, а для нас… Дело в том, что русский слушатель давно уже воспринимает этно-сцену, как часть продвинутой актуальной музыки. Помнится, когда в Москву приезжали гонцы от Питера Гэбриела в поисках новой этно-музыки для его нового мирового лейбла, их унесло от того, что и как делает Инна Желанная в области современной этнической музыки. С тех пор много магнитной ленты промоталось и компьютерной памяти стерлось, и мы наблюдаем на российской сцене старательное и плавное становление новой музыки.

Как в той же Башкирии. Во-первых, там невероятное количество групп, а во-вторых, у нас не принято делить музыку по национальным квартирам и административным границам. Да, и исполнители известны самому широкому кругу любителей, независимо от территории.

Например, тот же Руслан Шайхитдинов известен как ведущий радио Maximum и одновременно DJ Sever. На альбоме в целом и на хитовой песне мирового интернета он выступает как музыкант (клавиши, бас и струнный народный инструмент кул-кубыз).

А люди, которые серьезно интересуются современной музыкой – очень хорошо знают Рината Рамазанова. Для многих он открыл космическое звучание народной татарско-башкирской флейты – курая. Мы его знаем по группе «Аргымак», например. Этот коллектив занимался и обработкой народных песен и кубаиров (сказаний), и писал свою музыку. Они вписали народные инструменты типа думбыры, кубыза (варган), кыл-кубыза (смычковый инструмент) в рокерский набор электрических и электронных инструментов.

Спасибо Надежде Бабкиной, что приглашала их несколько раз на свой фестиваль-марафон «Песни России». Теперь звучание курая Рината узнают и те, кому не суждено было родиться в огромной России. При помощи интернета.

Также чувствуется, что культурные власти Башкортостана очень настроены на поддержку своих музыкальных коллективов. Мы уже знаем: за последние десятилетия в республике возникли крутые этно-группы. Мы уже давно слушаем и Zaman, «Сураман», «Уралтау», «Алпамыша», «Иремель», «Саптар».

Собственно, именно в процессе выполнения госзаказа – написания песни для праздника 450-летия столицы Башкирии – встретились Руслан и Ринат, и начали совместно творить. В Башкирии звучит много музыки – и в этом мы тоже видим грамотную поддержку культуры. 

Кстати, вот удивительное дело – не так давно у нас вышел сборник «Садко-3000»: артист в жанре trip-hop Рич с Андреем Бледным из группы 25/17 собрали совершенно разных артистов, и они записали коллекцию песен, насквозь пронизанных русским этно-звуком. Там есть треки от Жени Ефимовой, Георгия Нефедова с хором Валаамского монастыря, самого Рича, Дэкоя, Drummatix и еще от 12 исполнителей. Свежо, ярко, современно и очень деликатно по отношению к музыкальному наследию. В Сети сразу больше миллиона прослушиваний. То есть людям это надо – припасть к истокам через современность. И это «заходит» публике во всем мире именно поэтому – потому что настоящее и искреннее.

Но это не выглядит систематической работой. Вот уперлись Рич с Бледным, встретили понимание и околокультурных фондов, и публики – и все сложилось. Когда будет следующий заход – непонятно.

И ведь это всё приносит не только «внутренние», но и «внешние» результаты – нужно ли объяснять, насколько это важно?

Брошу всё и поеду в Уфу. Заодно посмотрю прекрасную землю нашей страны. 

Автор: Игорь Мальцев

Заглавное фото: @ vk.com/ayyola.music

Источник: vz.ru

Это интересно
0

5 дней назад
Пожаловаться Просмотров: 124  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены