Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6922 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20250401173736

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

ВО СЛАВУ РУССКОГО НАРОДА.

– В начале нынешнего столетия под кликушеские вопли уставших писателей унылые критики хоронили русскую простонародную литературу, и уж вроде крест дубовый водрузили на могиле, но вдруг дивом дивным, чудом чудным, словно берёзы посреди чёрной гари, являлись и являются простонародные писатели из поколения, идущего вослед Белову и Распутину, вослед и мне, являются с мудрым и ярким народным словом.

Ох, раненько мы понесли на погост традиционную русскую литературу, ибо вопреки русскоязычной власти жить ей да жить во благо и славу русского народа.

«Деревенская проза» – обозначение упрощённое, а верное – русская народная проза, поскольку и Астафьев, и Белов, и Распутин, а тем паче Личутин писали о деревенском и городском житье-бытье.

* * *

 

Ссылка на видео: https://youtu.be/FvldLXdP0Lc

Здесь можно слушать без тормозов и замедления:

https://boosty.to/webrasskaz - Веб Рассказ на Boosty

* * *

– Способен ли, на ваш взгляд, горожанин понять эту жизнь, причаститься её основам? Или единственный способ вернуться к неким истокам – переехать в деревню? Возможно ли как-то интегрировать исконную народность и её ценности в современную цивилизацию – так, чтобы получилось естественно, без китча?

– У истинно русского, будь он даже горожанин в третьем колене, – крестьянский менталитет, что выразилось в сладостной и властной тяге к матери сырой земле, а говоря проще – к дачным усадьбам. А посему избранные горожане, умилённо читая деревенскую прозу, словно вспоминают себя в некоем прошлом бытии.

К сему деревенская проза взращивает в душах и любовь к природе.

В девяностые и нулевые вражеская власть загнала крестьянство в нищету и отчаянье; запустошились поля, омертвели молочные фермы и, словно могильные кресты, чернели на русской земле брошенные деревни.

Но всё же лет пятнадцать назад чудом чудным стал оживать крестьянский мир.

В деревнях уже редко увидишь в страду пьяного и праздного мужика, поскольку большинство мужиков держат изрядно крупного рогатого скота, коего надо обиходить, которому надо накосить уйму сена.

В забайкальской степи пасутся табуны коней, и благодаря крупным хозяйствам стали оживать заброшенные пашни. А коль возрождается крестьянство, пусть нынешнее, с мощной техникой, возродится и крестьянский мир, который запечатлеют грядущие поколения деревенских писателей.

– Говоря о вашей прозе, нельзя не отметить «свежий, простонародный язык» (по выражению Владимира Личутина). Вы житель крупного промышленного города, так что едва ли тут можно говорить об окружающей вас «языковой среде». Где вы черпаете эту лексику, эту образность? Можно ли сказать, что это в хорошем смысле стилизация? Или детства и юности в деревне хватило, чтобы черпать «материал» из этой поры жизни?

– Однажды и на весь писательский век восхитила меня горняя мудрость, певучая, живописная краса крестьянской речи, диковинно, причудливо образной, пословично-поговорочной. И я, полвека изучая, постигая крестьянскую речь, посильно воплощал её в сочинениях.

По сему поводу в былые лета написал очерк «Слово о русском слове», откуда и приведу цитату:

«Величайший живописец явит на холсте гениальный пейзаж, но лишь робко коснётся душой и живописным даром таинства природы; природа же – Творение Божие, будучи во сто крат гениальнее самого гениального рукотворного пейзажа, – останется не вмещающейся в земную душу, неизъяснимой тайной. Вот и двухтысячелетняя русская народная суть, крестьянская, языковая стихия, воплощённая в устном поэтическом, прозаическом слове – в былине и песне, в житийном мифе и сказке, в бывальщине и быличке, в заговорной молитве и причитании, в кружевном речении, в пословице и поговорке, – всегда будет гениальнее стилистики гениального книжного поэта».

Писатели Белов, Распутин, Личутин лишь коснулись крылами крестьянской языковой стихии и создали талантливые произведения, что вошли в литературную классику прошлого века.

– А когда нам ждать новую книгу Анатолия Байбородина? Работаете ли сейчас над чем-нибудь?

– Работаю я тихо, быстро не умею, ибо не столь пишу, сколь изучаю очередную тему, а написав, долго ещё довожу до ума. Но, бог даст, в нынешнем году завершу книгу прозы, в которую войдут рассказы, а также повесть «Красная роса» о Гражданской войне в Байкальской Сибири, затем – повесть «Дрова» и старосельские сказы «Покровские гостинцы». Одновременно собираю и книгу очерков и статей.

И хотя отвлекает житейская, писательская суета, от случая к случаю дописываю, прописываю повесть «Красная роса» и крупное очерковое повествование «Воевода Земли Русской», посвящённое былинному и преподобному Илии Муромцу, Киево-Печерскому чудотворцу.

Поздравляем Анатолия Григорьевича Байбородина с 75 летием! Крепкого здоровья и новых прекрасных книг!

Это отрывки из интервью в Литературной Газете в №11, за март 2025 года - «В крестьянской вселенной». Деревенскую прозу вернее было бы назвать прозой русской народной.

Беседу вела с писателем Анатолием Григорьевичем Байбородиным Валерия Галкина.

Полностью интервью по ссылке на источник.

ИСТОЧНИК

Известный писатель, сибиряк Анатолий Григорьевич Байбородин родился в 1950 году в забайкальском селе Сосново-Озёрск. Окончил филологический факультет Иркутского госуниверситета, там же преподавал стилистику русского языка.

 

Автор книг «Не родит сокола сова», «Озёрное чудо»; «Деревенский бунт», «Боже мой», «Сокровища Сибири», «Слово о роде и народе».

Составитель книг «Русский месяцеслов. Обычаи, обряды, поверия, приметы русского народа», «Думы о русском с древнейших до нынешних времён».

Это интересно
+1

вчера
Пожаловаться Просмотров: 96  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены