У Маска - «загребущие руки» но ему теперь надо оглядываться

По оценке "Форбс" на 21 марта 2025 года, состояние Илона Маска в $328 млрд по-прежнему остается самым большим среди всех людей на планете, хотя впервые с 2019 года именно SpaceX, а не Tesla, является основным источником его богатства.
На фоне растущей обеспокоенности по поводу того, как его роль в Белом доме повлияет на его повседневную работу в качестве генерального директора Tesla, самый богатый человек в мире Илон Маск созвал сотрудников Tesla на общее собрание с прямой трансляцией 20 марта 2025 года, призвав их «держаться за свои акции» автопроизводителя, пока он переживает холодные три месяца, что помогло спровоцировать рост акций автопроизводителя.
Маск скромно прокомментировал падение акций Tesla на 51% с декабрьского (2024 года) максимума по 20 марта 2025 года, заявив, что компания находится в «небольшой штормовой погоде» и «если вы читаете новости, то почувствуете, что наступил Армагеддон», упомянув массовые протесты в автосалонах Tesla и вандализм в отношении автомобилей.
«Акции Tesla растут и падают, но на самом деле это все та же компания», — сказал Маск, добавив: «Я думаю, это просто очень эмоционально».
Акции Tesla выросли почти на 4% к середине дня 21 марта.
Помимо своей роли в Tesla, Маск является фактическим главой Департамента эффективности правительства Белого дома, генеральным директором многомиллиардных частных фирм SpaceX aeronautics и xAI artificial intelligence, председателем и владельцем социальной медиа-фирмы X и основателем стартапов Boring Company и Neuralink, которые специализируются на туннелировании и мозговых имплантатах соответственно.
С тех пор, как президент Дональд Трамп вступил в должность в январе 2025 года, Маск посвятил «110%» своего времени DOGE, роли, которая сильно влияет на цель Трампа сократить рабочие места в госслужбе и государственное финансирование, которая оказалась спорной из-за ее часто вводящих в заблуждение заявлений о целевых программах. Такое негативное отношение к открытой политике Маска привело к значительному сдерживанию продаж Tesla в начале 2025 года, что заставило множество компаний Уолл-стрит снизить свои целевые цены на акции Tesla и сократить прогнозы поставок автомобилей в 2025 году.
Растут космические и военные доходы Маска
"Нью-Йорк Таймс" (23.03.2025) рассказывает, что в Министерстве обороны США при Трампе ракетную технику SpaceX Илона Маска расхваливают как новый эффективный способ, с помощью которого Пентагон сможет быстро перемещать военные грузы по всему миру.
В Министерстве торговли США спутниковый интернет Starlink компании SpaceX теперь будет в полной мере соответствовать требованиям федерального правительства в размере 42 миллиардов долларов на развитие широкополосного доступа в Интернет в сельской местности, после того как в эпоху Байдена он был практически исключен из программы.
В NASA, после неоднократных подталкиваний со стороны Маска, агентство вынуждено сосредоточиться на Марсе, что позволяет SpaceX выполнять федеральные контракты по доставке первых людей на далекую планету.
А в Федеральном управлении гражданской авиации и в самом Белом доме недавно были установлены спутниковые антенны Starlink, чтобы расширить доступ федерального правительства к Интернету.
Маск, как архитектор группы, которую он назвал Департаментом эффективности государственного управления, применил бензопилу к аппарату управления, посеяв хаос и ужас, уволив около 100 000 федеральных служащих и закрыв различные агентства, хотя правительство и не было последовательным в объяснении масштабов его власти.
Однако в отдельных местах в правительстве SpaceX готовится получить миллиарды долларов в виде новых федеральных контрактов или другой поддержки, заявили дюжина действующих и бывших федеральных чиновников в интервью The New York Times.
Рост федеральных расходов на SpaceX станет отчасти результатом действий президента Трампа и союзников и сотрудников Маска, которые сейчас занимают государственные должности. Компания также выиграет от политики нынешней администрации Трампа, которая отдает приоритет найму коммерческих поставщиков космических услуг для всего, от систем связи до производства спутников, областей, в которых SpaceX сейчас доминирует.
Новые контракты в правительстве станут дополнением к миллиардам долларов нового бизнеса, которые SpaceX могла бы получить, при разрешении администрации Трампа на расширение использования федеральной собственности.
У SpaceX есть по крайней мере четыре ожидающих запроса от Федерального управления гражданской авиации (FAA) и Пентагона на строительство новых стартовых площадок для ракет или более частые запуски с федеральных космодромов во Флориде и Калифорнии. В марте 2025 года FAA продвинулось к одобрению одной из этих сделок, более чем удвоив ежегодное количество запусков SpaceX для ее ракеты Falcon 9, разрешенных на станции космических сил на мысе Канаверал во Флориде, до 120.
А SpaceX подталкивает Федеральную комиссию по связи (FCC) к большему федеральному радиоспектру — ее спутниковая служба Starlink зависит от радиоспектра для передачи сигналов на Землю и обратно, а это значит, что если она получит больше, то сможет увеличить свою прибыль — шаг, который ее конкуренты из числа сотовых операторов рассматривают как захват власти. Первое из этих присуждений было одобрено в марте 2025 года, после того как Трамп заменил главу FCC новым председателем, Бренданом Карром, который поддерживал Маска.
По данным базы данных федеральных контрактов, подготовленной The Times,SpaceX превратилась в одного из крупнейших федеральных подрядчиков страны еще до начала второго срока полномочий администрации Трампа, обеспечив себе обязательства на сумму 3,8 млрд долларов США на 2024 финансовый год, распределенные по 344 различным контрактам.
Даже если бы Трамп никогда не дал Маску и его сотрудникам государственную должность — или если бы бывший президент Джозеф Р. Байден-младший был избран на второй срок — SpaceX продолжила бы обеспечивать новые государственные заказы.
Изменилась общая стоимость работы, которую, как ожидается, будет выполнять SpaceX.
Ещё до возвращения Трампа компания SpaceX в течение нескольких лет работала за кулисами над расширением своего бизнеса с Пентагоном и разведывательными агентствами.
SpaceX все еще испытывает трудности с запуском Starship. Два последних испытательных полета закончились взрывами, которые вызвали дождь из обломков над Карибским морем.
Starship может быть использован при администрации Трампа для доставки крупной военной техники «в любую точку планеты очень быстро».
"Би-би-си" раскрыли планы по строительству ракетной посадочной площадки на атолле Джонстон, крошечном острове в Тихом океане, для проверки этих посадок грузовых кораблей. Первоначальная цель Пентагона: перемещать 100 тонн груза за один полет, всего, что только Starship, по крайней мере, согласно его конструкции, имеет мощность и размер, чтобы справиться с этим.
По словам нынешних и бывших чиновников Пентагона, еще больший импульс для SpaceX, скорее всего, будет получен за счет проекта противоракетной обороны под названием «Золотой купол».
Система противоракетной обороны космического базирования приведет к еще большему росту расходов на запуски, поскольку правительству придется закупить больше устройств для отслеживания ракетных угроз и передачи данных для их наведения — услуги, которые также предоставляет SpaceX.
Отраслевые обозреватели заявили, что SpaceX почти наверняка получит значительную долю этого прибыльного нового проекта.
Маск, Марс, NASA
Кандидат Трампа на пост руководителя NASA Джаред Айзекман — миллиардер-предприниматель и энтузиаст космоса. Он заплатил SpaceX сотни миллионов долларов за то, чтобы дважды полететь на орбиту на борту ракеты.
Что еще важнее, его компания по обработке платежей Shift4 Payments приобрела долю в SpaceX несколько лет назад, инвестиции, которые принесли 25 миллионов долларов прибыли за последние годы, фактически сделав его и Маска деловыми партнерами. Эта доля SpaceX была недавно продана, сказал руководитель Shift4.
NASA уже заплатило SpaceX больше денег, чем даже Пентагон — в общей сложности $13 млрд контрактных обязательств за последнее десятилетие. Эти сделки включают найм SpaceX для доставки грузов и астронавтов на орбиту и отправку самых больших и дорогих зондов NASA во вселенную.
Только в феврале 2025 года NASA заключило с SpaceX контракт стоимостью около 100 миллионов долларов на запуск нового космического телескопа, который будет искать астероиды, которые могут представлять угрозу для Земли.
Айзекман быстро подтолкнет к обновлению проекта Артемида космического агентства, который намерен вернуть американских астронавтов на Луну. Этот шаг может вызвать сопротивление — поскольку у программы много союзников в Конгрессе.
В настоящее время Boeing имеет один из основных контрактов на строительство ракет для Aртемиды. Но бывшие должностные лица агентства заявили, что ожидают, что правительство постепенно снимет эту ракету, поскольку она отстает от графика на годы и превышает бюджет на миллиарды долларов.
Это позволит NASA обратиться к коммерческим космическим компаниям, таким как SpaceX или Blue Origin, для доставки астронавтов на орбиту для будущих миссий на Луну или даже Марс.
В марте 2025 года Маск объявил, что SpaceX запустит беспилотный корабль Starship на Марс к концу 2026 года, а затем отправит туда первых людей, возможно, к 2029 году — усилия, которые он, вероятно, будет просить у NASA помочь с финансированием.
Широкополосный доступ в сельскую Америку
До недавнего времени Starlink в основном находился в стороне и не имел возможности воспользоваться федеральными льготами для предоставления доступа в Интернет в отдаленных районах.
Министр торговли США Говард Лютник на слушаниях по утверждению его кандидатуры в январе 2025 года пообещал изменить ситуацию.
Лютник пообещал положить конец тому, как Министерство торговли управляет 42 миллиардами долларов финансирования, которые оно распределяет по штатам для расширения широкополосного доступа. Администрация Байдена решила отдать приоритет системам, которые напрямую подключали дома к интернет-сетям, а не спутниковым системам, таким как Starlink.
«Давайте использовать спутники, давайте использовать беспроводную связь и давайте использовать оптоволокно, — сказал Лютник на слушаниях. — И давайте сделаем это максимально дешево и эффективно».
Федеральная комиссия по связи имеет свою собственную, меньшую программу грантов, которая также предоставляет финансирование для предоставления широкополосного доступа в недостаточно обслуживаемые части Соединенных Штатов. Первоначально планировалось, что Starlink получит около 1 миллиарда долларов финансирования, но FCC отозвала предложение в конце 2023 года, заявив, что услуга не соответствует требованиям агентства.
Аналитики отрасли и два бывших члена FCC, опрошенные The Times, заявили, что теперь ожидают, что агентство снова предложит часть этих грантовых средств Starlink.
В марте 2025 года комиссия также одобрила запрос SpaceX, несмотря на протесты Verizon и AT&T, об увеличении мощности ее спутников Starlink, чтобы они могли предоставлять услуги смартфонов непосредственно с орбиты, положив конец «мертвым зонам» сотовой связи для некоторых клиентов.
Победа SpaceX в каждой из этих битв «может оказаться огромной — в десятках миллиардов долларов».
Модернизация авиации
После фатального столкновения в воздухе армейского вертолета и коммерческого самолета в январе 2025 года министр транспорта США Шон Даффи обратился за помощью к Маску.
По словам Даффи, Федеральному управлению гражданской авиации, которое пытается модернизировать свои системы управления воздушным движением и метеорологическими данными, необходимо повышение уровня технических знаний.
Для оказания помощи в этой работе в агентство были привлечены команды из SpaceX.
Вскоре Маск пожаловался в социальных сетях, что Verizon слишком медленно выполняет многомиллиардный агентский контракт, заключенный в 2023 году на поставку новой технологии.
Согласно документам, полученным "Таймс", Теодору Маласке, одному из сотрудников SpaceX, работающих в FAA, администрация Трампа предоставила особое разрешение на участие в «определенных вопросах, которые могут иметь прямое и предсказуемое влияние» на финансовые интересы SpaceX.
Вскоре после этого Маласка написал в X, как FAA теперь встраивает спутники Starlink компании SpaceX в системы агентств, которые отправляют пилотам данные о погоде. Это проект, который может принести SpaceX будущий федеральный бизнес.
Представитель FAA сообщил, что по состоянию на середину марта 2025 года использовались только восемь терминалов Starlink, а Маск заявил, что они были подарены. Однако другие терминалы Starlink недавно были установлены в Белом доме и в офисах Управления общих служб.
Совпадение этих ролей — сотрудники Маска консультируют агентства, в то время как SpaceX устанавливает свои устройства Starlink на объектах агентств — представляет собой этическую ситуацию, которая имеет мало прецедентов в современной американской истории.
Илону Маску теперь надо оглядываться
Журнал "Экономист" в статье «Musk Inc находится под серьезной угрозой» (23.03.2025) пишет:
«До недавнего времени Илону Маску не нужно было оглядываться. . . Но, если Маск сможет оторваться от опьянения уничтожением американского правительства, он может что-то заметить. Дело не только в том, что политические бури, которые он разжег в этом году, поджигают бренды его компаний. Дело в том, что два предприятия, которые лежат в основе его корпоративной империи — составляющие около 90% ее стоимости и, вероятно, всю ее прибыль — сталкиваются со все более жесткой конкуренцией. Самый богатый человек в мире потерял фокус — и теперь у него на спине мишень».
Начнем со SpaceX. В 2024 году компания провела пять из шести запусков космических аппаратов в мире. Через свое подразделение Starlink она владеет 60% спутников в космосе. В декабре 2024 года она продала акции по оценке в $350 млрд, что на две трети выше предыдущего уровня. Starlink, ее главный источник прибыли, находится на пути к получению более $11 млрд выручки в этом году и $2 млрд свободного денежного потока.
Однако теперь взрывные вмешательства Маска тревожат клиентов SpaceX, и это в то время, когда конкуренты становятся все более способными. Его повторяющиеся и затихающие угрозы прекратить поддержку Starlink для Украины подняли сложный вопрос доверия. Европейские политики размышляют о том,насколько надежным будет Маск в качестве долгосрочного поставщика стратегической спутниковой связи. Поиск альтернатив помог подстегнуть более чем утроение стоимости акций Eutelsat, французского владельца OneWeb, который предоставляет спутниковые услуги компаниям широкополосного доступа.
Ни один европейский поставщик не может даже приблизиться к 7000 спутников, которые Starlink имеет на низкой орбите (у Eutelsat их всего 600.) И никто не может конкурировать по цене. Однако Starlink вскоре может столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны проекта Amazon Kuiper, цель которого —вывести более 3000 спутников на низкую орбиту, создав космическую широкополосную сеть. Если это удастся, некоторые клиенты за пределами Америки могут решить, что они больше доверяют продукту Amazon, чем продукту, принадлежащему непостоянному Маску.
Джефф Безос, основатель Amazon, также наращивает темпы в пусковом бизнесе с Blue Origin. Его ракетная фирма отделена от Project Kuiper, но имеет контракты на запуск многих его спутников. В январе 2025 года ракета New Glenn Безоса достигла орбиты с первой попытки. Если Blue Origin удастся совершить несколько успешных полетов с многоразовыми ракетами, она может стать значимым конкурентом SpaceX. То же самое может сделать и Rocket Lab, ближайший конкурент SpaceX по количеству запусков, которая должна дебютировать с Neutron, новой ракетой, в 2025 году.
Угроза для Tesla и больше, и непосредственнее. С пика в $1,5 трлн в середине декабря 2024 года ее рыночная стоимость упала примерно вдвое. Активисты пикетируют выставочные залы Tesla в Америке и Европе, возмущенные поведением Маска. Однако республиканцы тоже покупают Tesla. Протесты — это только часть истории.
Как и в случае со SpaceX, конкуренция Tesla набирает обороты. Действительно,лидерство фирмы на рынке электромобилей сокращалось еще до того, как Маск начал свою критику бюрократии. General Motors продала на 50% больше электромобилей в 2024 году, чем в 2023 году, и теперь соперничает сHyundai, южнокорейским автопроизводителем, за звание второго по величине поставщика автомобилей на аккумуляторных батареях в Америке. Хотя Tesla по-прежнему является лидером рынка, RBC Capital Markets, инвестиционный банк и спекулянт Tesla, прогнозирует, что доля автопроизводителя в североамериканских продажах электромобилей упадет до 53% в этом году с 68% два года назад. Норма прибыли сократилась, поскольку фирма снижает цены, чтобы подорвать конкурентов. Отзыв почти всех Cybertruck в Америке из-за проблем с клеем, используемым для крепления внешних панелей, не поможет.
В Китае, крупнейшем в мире автомобильном рынке, будущее выглядит еще мрачнее. BYD, крупнейший конкурент Tesla, занимает 15% рынка, что более чем в три раза больше, чем у американского автопроизводителя. В феврале 2025 года продажи Tesla в Китае упали на 49% в годовом исчислении, тогда как у BYD они выросли на 161%. Медлительность Tesla, возможно, отчасти отражала тот факт, что китайские клиенты ждали обновленную Model Y, доступную с февраля 2025 года. Но с тех пор BYD ее переплюнула. 18 марта 2025 года китайская фирма представила систему зарядки, которая, по ее словам, может зарядить электромобиль за пять минут, что вдвое быстрее зарядной инфраструктуры Tesla. Некоторые эксперты описали это как «момент DeepSeek» в автомобильной промышленности.
BYD также поставил под сомнение другую часть дела Tesla bull: технологию беспилотного вождения. Система помощи водителю Tesla, которую она преувеличенно называет полным самоуправлением (FSD), — это то, что другие называют автономностью уровня 2, что означает, что водители должны по-прежнему держать руки на руле и быть внимательными. Сторонники Tesla рассматривают переход на уровни 4 и 5, что означает полностью автономное вождение, как следующий этап в стремлении компании произвести революцию в транспорте. RBC Capital Markets приписывает почти три четверти своей прогнозируемой оценки Tesla надеждам на то, что она разработает парк недорогих роботакси (без педалей и руля), что перевернет экономику такси-каров.
Однако в конце февраля 2025 года BYD ошеломил автомобильную промышленность, запустив передовую технологию помощи водителю под названием «God's Eye» без дополнительных затрат. Это почти точно совпало с выпуском Tesla урезанной китайской версии FSD, которая стоит около 9000 долларов за автомобиль (примерно столько же, сколько самый дешевый автомобиль BYD). Стратегия ценообразования BYD по принципу выжженной земли, наряду с достижениями в области технологий традиционных автопроизводителей, заставила некоторых аналитиков Уолл-стрит сократить свои долгосрочные прогнозы относительно Tesla.
«В Китае Tesla больше не диктует темп. Темп диктуют им», — говорят в консалтинговой компании Sino Auto Insights.
У Маска все еще есть карты в руках. Огромная ракета Starship компании SpaceX, которая все еще проходит испытания, может снова преобразовать спутниковый бизнес, доставив гораздо более крупные созвездия, чем Falcon 9, нынешняя рабочая лошадка компании.
Tesla надеется на прорыв в области гуманоидных роботов в сочетании с x AI,компанией Маска по искусственному интеллекту, которая сама по себе стала ценной частью его империи. Говорят, что она привлекает 10 миллиардов долларов при оценке в 75 миллиардов долларов.
Даже X, бывший Twitter, похоже, восстановил большую часть стоимости, которую Маск сжег, когда купил ее в 2022 году, возможно, благодаря своей доле в x AI. Сообщается, что сайт социальных сетей только что привлек деньги при стоимости предприятия примерно в 44 миллиарда долларов — цене, которую Маск заплатил за него.
20 марта 2025 года Маск провел импровизированное собрание, чтобы воодушевить персонал Tesla. Он заявил, что роботакси скоро сойдут с производственных линий компании, причем каждое будет собрано «менее чем за пять секунд», и что в следующем году будет произведено 50 000 человекоподобных роботов. Вера в то, что Маск может достичь таких высоких целей, вознесла ценности его компаний на стратосферные высоты.
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: