Если искать родину жар-птицы, то нужно непременно побывать в Мытищинском районе Московской области, в деревне Жостово. Издревле здесь жили люди, наделенные ярким и одухотворенным чувством красоты. Иначе не расцвел бы здесь в начале прошлого века замечательный русский народный промысел: декоративная живопись маслом на металлических подносах. На черном, а иногда цветном фоне волшебно распускаются цветы, возникают хороводы дивных роз, очаровательные плоды.
Подмосковная земля
В 1928 году местные умельцы-художники организовали артель, а ныне здесь работает Жостовская фабрика декоративной росписи.
Палитра мастера
Искусство декоративной росписи на подносах в Жостове формировалось одновременно сфедоскинской лаковой миниатюрой. Первые подносы делали из папье-маше. Затем стали применять металлическую основу, которая была перенята от уральского нижнетагильского промысла подносов. Одновременно от них были переняты и некоторые формы: «гитарный», круглый, прямоугольный (его жостовские мастера так и называли «сибирский»). Обработка кованых и прессованных металлических подносов (грунты, лаки, сушка, полировка) во многом сходна с технологией обработки папье-маше. Жостовские мастера пишут масляными красками, разбавленными льняным маслом, беличьими кистями, используя последовательны приемы многослойной живописи: «подмалевок», «тенежка», «прокладка», «бликовка», «чертежка». Наряду с черным фоном в Жостове пишут на разных цветных фонах: красном, синем, зеленом, белом.
Роспись подноса | Жостовские подносы
В настоящее время художники Жостова развивают два основных принципа декоративной росписи подноса: сложный, многоцветный «букет» и композицию орнаментального характера. При создании подноса с орнаментальным принципом росписи художники используют поталь, перламутр, сусальное золото, металлические порошки серебряного и золотого цвета.
Б.В.ГРАФОВ. Поднос «Весенний». 1979
Н.Н. ГОНЧАРОВА. Поднос «Красные розы». 1979
О том, что изображено на подносах, говорят сами названия: «Букет с колосками», «Букет цветов в корзине», «Венок», «Травы», «Сад».
Заслуженный художник РСФСР Б. В. Графов | Заслуженный художник РСФСР Н. Н. Гончарова
Для того чтобы насладиться жостовским искусством, надо всмотреться в росписи. Каждая из них жива и неповторима. Движения кисти, оставившей след на металле, передали материалу тепло сердца художника, ту песню, которая в этот миг звучала в его душе. И песня эта сложена самим мастером. Она на один раз, на одно-единственное чудо. Другой поднос - новое вдохновение, новый художественный образ.
Н.Н.МАЖАЕВ. Поднос «Солнечный». 1980
М.П. САВЕЛЬЕВ. Поднос «Лунная ночь». 1975
Обычно о жостовских изделиях говорят как об искусстве ярком. Да, краски его звучны, но не терпят пестроты, назойливости. Бравурность мазков и крикливость цвета чужды жостовским подносам. Им к лицу плавное, мелодичное письмо, гармоничная композиция, нежные, тонко подобранные тона цвета. Тона эти чисты, светоносны, сияют сквозь лак, вот и кажутся яркими, веселыми.
Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Н. Н. Мажаев | Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина В. И. Летков
Художественные образы, созданные жостовскими мастерами, часто праздничны, но им присущи и мечтательность, и порой элегичность. Декоративное искусство по-своему отображает многоплановость, богатство народной жизни. Вот и возникают «поэтические» подносы, которые несут в своем художественном строе сокровенные раздумья автора о течении земного бытия, о желанной радости. Тогда и названия изменяются, появляются «Лунная ночь», «Мерцание».
Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина В.В.Жмылев
И все же в нашу память Жостово вошло с добрыми и красочными чаепитиями, когда румянятся на столе пирожки и баранки, серебрится сахар, сияет натертый медный самовар, переливаются светлыми искорками ложки и подстаканники, радуют глаз красно-вишневыми, янтарно-зелеными тонами всевозможные варенья.
В.В.ЖМЫЛЕВ. Поднос «Пламя». 1979
Н.П. АНТИПОВ. Поднос «Букет на белом фоне». 1979
Художественный образ народного искусства не исчерпывается утилитарным смыслом. Глядя на жостовский поднос, встречаешься с мастером, сотворившим чудо, ведешь задушевную беседу о самом дорогом и прекрасном с чутким и отзывчивым художником.
Мы видим, как рождаются росписи. В них много от красоты окружающей подмосковной природы. Но даже в самом чудесном саду не увидишь в натуре таких роз, как на жостовских подносах. Любя природу, человек украшает ее неповторимыми образами своей фантазии.
Подмосковное село Жостово
И. И. Купцов
"Родина Жар-Птицы"
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: