Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6921 участник
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Современный банный чан и его сакральные предшественники

1
Геродот, описывая землю скифов - пахарей, упомянул о горьком источнике Экзампей, индоарийское название которого (а-ksama-paya) переводится как «не пригодная вода». «Эта геродотовская местность уже давно отождествлена с притоком Южного Буга, называющимся по-русски и по-украински Мертвовод, Мёртвые воды...». Далее у Геродота говорится: «В этой местности находится огромный котёл, вмещающий 600 амфор; он поставлен скифским царём Ариантом и слит из множества наконечников стрел» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988. С. 62).

Амфоры в древности имели разный объем, но как мера жидкостей, одна амфора содержала около 26 литров воды, то есть, котел вмещал более 15 с половиной тысяч литров воды или 15 кубовметров жидкости. Такое грандиозное изделие слеланное в складчину, да еще и из оружия, несомненно было ритуальным. Вспомним старинное русское выражение «перековать мечи на орала», то есть, заключить мир. В нашем случае наконечники стрел перековали в котел.

Кто-то из летописцев назвал языческую веру «котельной», и это точно отражает роль котлов в ритуалах дохристианской эпохи многих народов. Особенно хороши ритуальные котлы кельтов и скандинавов, но они были обычных размеров, от маленьких до больших, но не гигантские.

Встает вопрос, для какого ритуала был сделан огромный котел скифов-пахарей? Варить в нем ритуальные еду или напитки для закрепления мирного соглашения в духе «пир -на – весь мир» не очень рационально, потому что долго. Скорее всего, ритуальные пиры в древности готовили также, как это до сих пор происходит у народа Марий Эл, сохранивших свою этническию религию до наших дней, то есть во множестве котлов среднего размера.

Марийский языческий праздник в священной роще
Для решения вопроса о назначении огромного котла, сделанного ранее 5 века до новой эры в Северном Причерноморье и стоявшего вблизи источника «мертвой воды», мы обратим свои взоры в сторону полуострова Индостан, куда около второго тысячелетия до новой эры двинулся поток индоарийских племен из Северного Причерноморья, в том числе, и с берегов притоков Южного Буга и длилась эта экспансия несколько веков.

Индоарии пришли не на пустое место. Аборигены Индии имели свою социальную иерархию, но вот беда – в кастовой системе пришельцев все они считались шудрами, даже правители, потому что не были, как арии, «дваждырожденными».

И выход был найден: «махараджи Траванкора принадлежат к шудрам, т.е. к низшей из четырёх главных индийских каст, но неизменно возводят себя в ранг брахманов, составляющих высшую касту, при помощи обряда вторичного рождения ...». «Изготовляют огромную золотую чашу в 10 футов вышиной и 8 футов в окружности. Чаша наполовину заполнена водой, смешанной с различными молочными продуктами. Брахманы совершают над ней установленные обряды. Вслед за тем махараджа входит в чашу ... пять раз окунается в жидкость; тем временем брахманы читают ... ведические гимны. Эта часть церемонии длится около 10 минут... Траванкорские раджи с незапамятных времён регулярно соблюдают эти церемонии...» (Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989. С. 261, 262).

А теперь от письменных и этнографических свидетельств обратимся к восточнославянскому фольклору. К волшебным сказкам, где молодой герой добывает для старого царя невесту у моря, а она отказывается выходить замуж, пока не произойдёт купание жениха в котле с молоком или кипятком, причем, огромный котел делают специально для обряда: «Говорит тогда Царь-девица: "...сумейте пригнать сюда семьдесят семь кобылиц моих, что в зелёных лугах промеж гор пасутся". Пригнали. "Тогда за тебя пойду, когда все семьдесят семь кобылиц будут выдоены" ... Сделали котёл; жеребёнок говорит своему хозяину: "Сними с меня уздечку, обойди кругом конюшни, потом смело садись под каждую кобылу, дой по ведру и выливай в котёл" ... "Вели это молоко вскипятить, да в нём и выкупайся". Выкупался первым, а царь за ним ... "Ведаю я всё: не царь, а ты мои слова исполнял; я за тебя замуж иду!"» («Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева М., 1957. Т. 1. № 170, С. 429).

Иногда требование купания в котле объясняется в сказке вредностью царевны, иногда — желанием якобы сделать старика молодым, но всё это ложные мотивации. Учитывая все вышеизложенное, мы понимаем, что перед нами описание социальной системы, требующей кастового равенства при заключении брака – украденая заморская царевна не может выйти замуж за не ровню, а равным ей можно стать, пройдя церемонию нового рождения, что и делает наш герой.

Видимо, огромный котёл, начищенный до золотого блеска, расположенный рядом с источником «мертвой воды», был сделан именно для подобной цели царём скифов Ариантом.


Интересно, что следы каст на берегах Чёрного моря прослеживаются в имени Дигица, упомянутом в Сказании об обретении мощей св. Климента (IX век): «Ищущим останки Климента явилось внезапное искушение в виде туч с юга, что побудило местного архирея немедленно запросить одного из благоверных по имени Дигица как хорошего знатока здешнего климата, который пошёл и действительно предсказал дождь…» (IА. С. 179). Трубачёв расшифровывает это имя как dvi-ja — «дважды рождённый». «Из церковнославянского контекста ... явствует, что Дигица ... был лицом, социально уважаемым, и христианство ("благоверность") лишь оформило то, что восходило к таврской (индоарийской) древности» (IА. С. 180). Подчеркну: этот дважды рождённый жил в Крыму в девятом веке новой эры!

В волшебных сказках с эпизодом оживления убитого героя, его помощники обрызгивают тело сначала мертвой, а потом живой водой. Возможно, что скифский котел для ритуала «второго рождения» не случайно располагался рядом с источником «мертвой воды» и в ритуал входило последовательное омовение разными водами.

В наших сказках герои часто едут за невестами к морю, так и было в действительности: есть письменное свидетельство того, что славяне заключают браки с сарматами. Конечно, не все женщины, добываемые славянами на территории индоиранских племен были царских кровей, поэтому церемонии «второго рождения» совершались редко. Но слухами земля полнится. Вести о том, что с помощью купания в котле можно родиться заново, — передавались из уст в уста. Рассказы об индоарийском юридическом акте повышения социального статуса под названием «второе рождение», наложенные на славянский менталитет, породили сказки о том, что с помощью волшебной воды из Причерноморья можно оживить мёртвого.

Но вернемся к огромному котлу изготовленному из стрел воинов скифского царя Арианта. Скорее всего этот котел был изготовлен не для женитьбы царя и не для его второго рождения. Я предполагаю, что в котле совершался обряд повышения социального статуса его воинов, одержащих полную и безоговорочную победу ( в ином случае, вывод из обращения огоромного колличества наконечников стрел был опасным). Любое крупное войско состояло и до сих пор состоит из лиц разных национальностей, а в древности еще и разных каст. Сделать всех воинов равными и «дваждырожденными» - было высшей наградой от мудрого и щедрого правителя.

Всех современников призываю помнить об этом, парясь в банных чанах! Ваши ощущения после данной процедуры «словно заново родился» не просто физиология и подъем душевных сил. В культуре Предков они выделялись в поэтичный, волшебный обряд Второго рождения.

Февраль 2025. Написано для участников ретрита «Выходной вместе» Анастасии Беляшиной  

Это интересно
0

3 дня назад
Пожаловаться Просмотров: 52  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены