Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6923 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20241129173256

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Завод Дунаева и сергиево-посадские русские антикварные дунаевские куклы

Завод Дунаева и сергиево-посадские русские антикварные дунаевские куклы Завод Дунаева и сергиево-посадские русские антикварные дунаевские куклы
Еще одна значимая фамилия в российском кукольном производстве — Дунаев. К сожалению, история не пощадила ни его имя — одни источники называют Дунаева Сергеем Григорьевичем, другие — Семеном Григорьевичем, ни его кукол: по большому счету хорошо сохранились лишь те, которым посчастливилось родиться сувенирами и вовремя уехать за границу. Если оригинальные куклы фабрик Шраера/Фингергута и Журавлева/Кочешкова еще встречаются в музеях и частных коллекциях, то несувенирная кукла дунаевской фабрики с фарфоровой головой и фирменным клеймом — огромная редкость.


С. Г. Дунаев родился в крестьянской семье в деревне Митино недалеко от Хотьково.

В 1861 г., восьми лет от роду, он поступил на завод купца А. Г. Попова в селе Вербилки в 30 верстах от Хотьково, где обучался скульптуре и технологии производства фарфоровых изделий, затем, когда завод Попова сменив несколько владельцев пришел в упадок, в начале 1870-х перешел работать к Дунашову и Кузнецову. Возвратившись домой, С. Г. Дунаев в 1893 г. открыл при Митино собственную фарфоровую мастерскую, которая через некоторое время выросла до размеров небольшого завода и давала заработок почти всей деревне, жители которой занимались лепкой заготовок.

В 1897 г. промышленное оборудование составляли: горн, 2 жернова, пресс для растирания и выжимки глины, 9 гончарных кругов для выделки посуды, чан для толчения фарфора… В 1904 году на заводе работало 12 человек, к 1908 году количество работников увеличивается до 20.

Рабочий день продолжался с 6 часов утра до 8 часов вечера с двухчасовым перерывом. В конце XIX в. завод ежегодно производил до 15000 штук разнообразных терракотовых, майоликовых и фарфоровых изделий, включая игрушки. С 1903 года по инициативе Московского торговопромышленного музея кустарных изделий стал выпускать майоликовые вещи в стиле модерн. И здесь немаловажное значение имели помощь и советы С. И. Мамонтова, имевшего мастерскую в соседнем Абрамцеве.


Дунаевская продукция пользовалась большим спросом и продавалась не только в России, но и за границей. В 1905 году её ассортимент расширяется до 2000 наименований и включает в основном высококачественные предметы роскоши. С.Г. Дунаев участвовал в русских и заграничных выставках, где получил 14 медалей, в том числе 5 золотых.

В числе игрушек Дунаевский завод делал также и кукольные головки.

До этого куклы лишь собирались в России: к поставленным из-за границы фарфоровым головкам монтировалось туловище отечественного производства, кукла наряжалась и упаковывалась. Головки привозили из Германии, в их числе и головки фабрики «Зимон и Хальбиг», отлитые по молдам для немецкой фирмы «Каммер и Реинхардт». Кроме того, в Российской империи имелся и свой поставщик — в польском городе Калиш работала знаменитая кукольная фабрика Адама Шраера и Якоба Фингергута, обладающая собственным фарфоровым производством. Головки с калишской фабрики, созданные для России, маркировались номером молда и буквами «Ф» или «Ш».

Потом производство кукольных головок было начато и на фабрике С. Г. Дунаева. После его смерти завод в Хотьково перешел к его сыну Александру. Фарфоровые кукольные головки, как собственного дизайна, так и скопированные с немецких молдов, стали маркироваться «Дунаев», «Хотьково», «Дунаев А. С. Хотьково».


Дешевые кукольные головки делали из терракоты и отправляли в Москву в мастерскую магазина «Детское воспитание» Анатолия Мамонтова (брата Саввы Мамонтова) для сборки, а с 1891 после закрытия мастерской — в Сергиев Посад, где было развернуто кустарное производство кукольных туловищ.

Русские кукольные туловища с эстетической точки зрения сильно уступают европейским — нелепой формы грубый крупный торс и выточенные на токарном станке конечности. Они изготавливались из дерева и так называемой мастики (русский вариант композита). Рецепт мастичной массы у каждой артели был собственный, поэтому качество кукол сильно различается; в отличие от западного композита русская мастика белого цвета и более непрочная. И именно поэтому первое, что теряют или повреждают куклы с русским туловищем — это сделанные из мастики руки и голени ног, то есть фигурные части.

Но был и некоторый плюс в русском туловище — в отличие от экономных немецких производителей, из дерева вытачивали не только шарнирами, руки и бедра, но и гнезда под шарниры! Это неслыханная роскошь для немецкой фабрики начала ХХ века. Но для богатой на леса России — такая технология была гораздо проще — при наличии токарного станка это занимало считанные минуты.


Маленькие 30 см. куклы с фарфоровыми головами, одетые в народные костюмы разных губерний (т.н. «этнографические») появились еще в 1880 году и изначально создавались как коллекционные, с целью показать богатство национальных костюмов народов России. Наряды разрабатывались по образцам этнографического отдела Румянцевского музея г. Москвы и старинным гравюрам совместно с художником Кустарного музея Н. Д. Бартрамом.

В 1893 г. эти куклы завоевали приз на Всемирной Чикагской выставке и с этого момента стали экспортироваться за границу как национальные сувениры. Позже в целях удешевления производства покупные фарфоровые головки были заменены на отечественные фарфоровые, а затем в начале 1900-х — на терракотовые. Из-за хрупкости материала они либо не маркировались, либо ставился номер размера в сантиметрах. В 1900-м г. ассортимент насчитывал 144 вида кукол.


Большая коллекция кукол в национальной одежде хранится в музее Прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. А. Л. Штиглица.

Происхождение кукол неизвестно — российская сборка или полностью отечественное производство, однако, видно, что головки фарфоровые. Лапти сделаны из кусочков кожи.

Революция и гражданская война остановила работу. Но после введения в 1921 г. НЭПа кукольное производство удалось возродить под новой вывеской — кукольная мастерская в Сергиевом Посаде была переименована в артель им. Красной Армии. Стране были нужны новые, «политически верные» игрушки, и артелям требовались новые художники, способные создать новые образы, а не копировать старые западные образцы. За правильным курсом творчества внимательно следила комиссия по игрушке.


В конце 1929 г. началась массовая “ликвидация кулачества как класса”, свертывание нэпа, обещанного “всерьез и надолго”. Владельцы частных заводов, имевшие наемных рабочих, были объявлены собственниками и эксплуататорами, их производства экспроприировались, а сами владельцы были арестованы и высланы вместе с семьями. Бывший дунаевский завод объединился с кирпичным заводом, кукольные головки продолжала выпускать хотьковская артель “Майолик”, в память о которой названа улица в городе.

В 1937 году помещения артели были сожжены и производство фарфоровых кукол в России прекратилось окончательно. Бухгалтер артели Боголюбский С. К. был обвинен в шпионаже в пользу Японии и в 1938 году расстрелян. А в 1980-е на ул. Майолик сгорели и завод, и дом Дунаева.








Иллюстрации взяты из «Иллюстрированная энциклопедии кукол.»
«Лоскутные мячики из Хотькова» Автор Галина Дайн
Источник https://babiki_ru
  https://vk.com/wall-130254052_14109   Ещё интересное:

Это интересно
+3

13.10.2024
Пожаловаться Просмотров: 99  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены