Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6923 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Нефть и война на Ближнем Востоке

Нефть и война на Ближнем Востоке ракеты пролетают над регионом, который поставляет треть мировой нефти

       

«Может ли война в Персидском заливе привести к росту цен на нефть до 100 долларов за баррель?» по таким заголовком вышла статья в The Economist 7 октября 2024 года – в годовщину новой войны на Ближнем Востоке.

Эксперты журнала пишут:

«С момента нападения ХАМАС на Израиль год назад наибольшим страхом на нефтяных рынках было то, что напряженность перерастет в полномасштабную региональную войну между Израилем и Ираном, седьмым по величине производителем сырой нефти в мире».

До недавнего времени обе страны, казалось, стремились этого избежать. Это объясняет, почему, несмотря на войну в Газе и ракетные обстрелы хуситов в Красном море, первоначальное беспокойство на нефтяных рынках после 7 октября 2023 года вскоре сменилось низкими и стабильными ценами, которые преобладали большую часть этого года.

Но 1 октября 2024 года Иран выпустил около 200 ракет по Израилю в ответ на удары Израиля по «Хезболле» и другим иранским доверенным лицам. Теперь мир с нетерпением ждет ответа Израиля. Нефтяные рынки нервничают. После атаки Ирана цены на сырую нефть выросли на 10%, до 78 долларов за баррель, что стало самым большим недельным ростом почти за два года (см. график). 7 октября они снова выросли, прежде чем резко рухнуть. Когда в 2022 году разразилась последняя война с участием крупного нефтяного государства, на Украине, сырая нефть подскочила выше 100 долларов за баррель. Может ли это случиться снова?

Чтобы понять, насколько высокими могут быть цены, эксперты The Economist рассмотривают варианты возмездия Израиля. Если бы он нанес удар только по военным целям, таким как пусковые площадки ракет, то часть геополитического напряжения, повышающей цены на нефть, испарилась бы. Но Израиль может решить пойти на эскалацию, бомбя гражданскую инфраструктуру Ирана, нефтегазовые объекты или объекты ядерного обогащения.

Для справки (В.О., Ю.Ж.):

По данным The New York Times (08.10.2024), нефтегазовые объекты Ирана в основном сосредоточены на западе страны, рядом с Ираком, Кувейтом и Саудовской Аравией. Значительное количество объектов находится у побережья Ирана или на островах, например, его главный нефтяной экспортный терминал на острове Харг в Персидском заливе.

Повреждение нефтяных объектов может нанести ущерб и без того слабой экономике Ирана и нарушить мировые рынки нефти за месяц до выборов в США. Иран добывает около трех миллионов баррелей нефти в день, или около 3 процентов мировых поставок. Его крупнейшим потребителем является Китай.

Израильский удар по иранским нефтяным объектам может побудить Иран нацелится на нефтеперерабатывающие заводы в Саудовской Аравии и ОАЭ.

Иран также может поставить под угрозу проход танкеров через Ормузский пролив, важнейший канал для нефти, добываемой в Персидском заливе, источнике почти трети мировой добычи нефти.

Возникающий в результате шок от поставок энергии может вызвать резкий рост цен на бензин, топливо и другие продукты, произведенные из нефти, такие как пластик, химикаты и удобрения. Это может поставить под угрозу многие экономики, подвергнувшись риску рецессии. И последствия будут наиболее сильными в странах, которые зависят от импорта нефти, особенно в бедных странах Африки.

Если Израиль захочет использовать свои ВВС для удара по объектам Ирана, его самолетам придется пролететь большие расстояния. Но недавно он показал, что может это сделать.

В ходе атак на хуситов в Йемене в конце сентяря 2024 года израильские ВВС пролетели более тысячи км, чтобы атаковать электростанции и судоходную инфраструктуру, используя разведывательные самолеты и десятки истребителей, которые приходилось дозаправлять в полете.

Атака Ирана с воздуха будет включать в себя аналогичные расстояния, но это будет гораздо более опасно. У Ирана гораздо более сильная ПВО, чем у Ливана и Йемена.

В апреле 2024 года в ответ на первый ракетный обстрел Ирана израильский авиаудар повредил зенитную систему С-300 около Натанза, города в центральном Иране, критически важного для программы страны по созданию ядерного оружия. Западные и иранские официальные лица заявили, что Израиль задействовал беспилотники и по крайней мере одну ракету, выпущенную с боевого самолета в ходе этой атаки.

«Я думаю, что они, скорее всего, повторят апрельскую операцию и попытаются вывести из строя системы раннего оповещения и ПВО Ирана, чтобы расчистить путь для воздушной атаки», — сказал Грант Рамли, бывший сотрудник Пентагона и старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики. «Вопрос будет в том, насколько масштабными они будут и войдут ли вообще в иранское воздушное пространство».

Однако Израилю, возможно, не придется полагаться только на свои военно-воздушные силы при нападении на Иран.

По данным вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, у Израиля есть и другие варианты: баллистические ракеты средней дальности «Иерихон – 2» , способные пролететь 3 тыс км, и баллистические ракеты «Иерихон – 3» , способные поражать цели на расстоянии более 6 тыс км.

Что бы ни выбрал Израиль, Иран может почувствовать себя вынужденным дать решительный ответ, запустив цикл, который в конечном итоге превратит нефтепромышленный комплекс Ирана, спасательный круг режима, в мишень. Поэтому нефтяные активы не должны были бы сначала попасть под обстрел, чтобы мировые рынки начали волноваться.

Если Израиль атакует нефтяные объекты Ирана, он может нанести удар по активам, которые перерабатывают иранскую сырую нефть в нефтепродукты. Одним из возможных вариантов является столетний НПЗ в Абадан, который обеспечивает внутренний рынок 13% иранского бензина. Иран мог бы компенсировать часть дефицита топлива контрабандой большего количества баррелей из Иракского Курдистана, считает информационная фирма Kpler. Боль останется локальной. Такие удары могут даже увеличить мировые поставки сырой нефти, поскольку они могли бы высвободить больше неочищенной иранской нефти для экспорта.

Если бы Израиль хотел нанести серьезный удар по иранскому экспорту энергоносителей, он мог бы напасть на нефтяные терминалы на острове Харк в Персидском заливе, откуда отправляется девять десятых всех баррелей иранской сырой нефти, или даже на сами нефтяные месторождения. Это было бы сопряжено с дипломатическими издержками.

Администрация Байдена была бы раздражена риском того, что цены на бензин могут подскочить менее чем за месяц до президентских выборов в Америке.

Китай, куда направляется почти весь экспорт иранской нефти, также был бы недоволен. Это важно: Китай управляет портом в Хайфе, крупнейшим в Израиле, и является крупным инвестором в технологический сектор страны.

Израиль все еще может посчитать, что расходы того стоят, и выбрать удар по терминалам. Успешный удар мгновенно уберет приличный запас нефти с международных рынков: в сентябре 2024 года Иран экспортировал рекордные 2 млн баррелей в день (б/д), что эквивалентно почти 2% мировых поставок.

Даже тогда глобальные последствия, вероятно, были бы сдержаны. В отличие от СВО России на Украине, когда мир качал нефть на полную катушку, а спрос восстанавливался после пандемии, сегодня предложение обильно, а спрос вялый. После серии сокращений добычи Организация стран-экспортеров нефти и ее союзники, известные под общим названием ОПЕК +, имеют более 5 млн баррелей в сутки в резервных мощностях — более чем достаточно, чтобы компенсировать потерю иранской сырой нефти. Только у Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов в резерве более 4 млн баррелей в сутки.

Они, вероятно, не будут долго ждать, прежде чем увеличить добычу. Члены ОПЕК + , возмущенные падением своей доли рынка в последние месяцы, ждали именно такой возможности, чтобы отменить свои сокращения. В начале октября 2024 года они подтвердили планы по увеличению добычи на 180 000 баррелей в день ежемесячно в течение года, начиная с декабря 2023 года.

Дисциплина в картеле рушится — Ирак и Казахстан уже несколько месяцев превышают свои лимиты поставок — что может подтолкнуть других членов, не в последнюю очередь Саудовскую Аравию, восстановить сокращенную добычу еще быстрее. Саудовцы, похоже, настолько полны решимости не уступать дальше, что, как сообщается, снизили свою цель по возвращению нефти до 100 долларов за баррель, уровня, необходимого для балансировки баланса королевства, поскольку оно приступает к серии мегапроектов.

Производство растет в Америке, Канаде, Гайане, Бразилии и других странах. Международное энергетическое агентство ожидает, что добыча в странах, не входящих в ОПЕК, вырастет на 1,5 млн баррелей в день в 2025 году, что более чем достаточно, чтобы покрыть любой рост мирового спроса.

А спрос замедляется из-за вялого экономического роста в Америке, Китае и Европе и гонки за отказ от бензиновых автомобилей в пользу электрических, особенно в Китае.

До последней эскалации напряженности на Ближнем Востоке трейдеры ожидали избытка нефти в 2025 году, что приведет к снижению цен ниже 70 долларов за баррель. Сегодня запасы сырой нефти в ОЭСР, клубе в основном богатых стран, ниже среднего пятилетнего уровня. Поэтому удары на острове Харк, несомненно, встряхнут рынки. Но цены, вероятно, установятся всего на 5-10 долларов выше текущих уровней.

Ситуация может стать гораздо более дикой, если Иран набросится на другие страны Персидского залива, которые, по его мнению, поддерживают Израиль. В последние годы отношения между Ираном и его соседями стабилизируются: страна официально восстановила дипломатические контакты с Саудовской Аравией в 2023 году. В последние дни официальные лица из арабских государств Персидского залива встречались с иранскими коллегами в Дохе, столице Катара, чтобы попытаться заверить их в своем нейтралитете. Тем не менее, имея мало вариантов, Иран может попытаться нацелиться на нефтяные месторождения своих соседей — начав, возможно, с более мелких государств Персидского залива, таких как Бахрейн или Кувейт.

Другим инструментом, который Иран мог бы использовать для создания мирового хаоса, было бы закрытие Ормузского пролива, через который должно проходить 30% мировой морской сырой нефти и 20% ее сжиженного природного газа.

Это было бы равносильно экономическому самоубийству, поскольку это лишит Иран возможности не только вывозить какую-либо нефть и другой экспорт, но и ввозить много импорта. И это сильно разозлит Китай, который получает около половины своей сырой нефти из стран Персидского залива. Однако совсем исключать эту возможность не следует. Иран теоретически может прибегнуть к этому, особенно если бомбардировки или дополнительные санкции на его экспорт нефти будут означать, что он сможет отгружать меньше сырой нефти, чем раньше.

Трудно предположить, как рынок отреагирует на такие сценарии, хотя бы потому, что действия Ирана вызовут дальнейшую реакцию со стороны Израиля, Америки и других. Например, Америка и Китай, вероятно, отправят свои флоты, чтобы снова открыть Ормузский пролив. Тем не менее, если предположить, что перебои будут достаточно большими, чтобы вызвать дефицит сырой нефти, который продлится некоторое время, то цены на нефть, вероятно, вырастут до точки, где они сдержат аппетит к нефти, после чего начнут падать.

Аналитики полагают, что такое «разрушение спроса» произойдет, как только сырая нефть достигнет 130 долларов за баррель — примерно того уровня, на котором она достигла пика в 2022 году.

Если бы нефтяные рынки поверили в такую ​​возможность, их страхи начали бы отражаться на текущей цене. Трейдеры, которые делали ставки на падение цен в ближайшем будущем, поспешили бы закрыть свои позиции. Однако если немного уменьшить масштаб, то недавний рост цен не будет выглядеть поразительным, даже по относительно спокойным стандартам последних 18 месяцев. В конце торгов 7 октября 2024 года они превысили 80 долларов за баррель. В 2023 году они в среднем стоили 82 доллара. В 2022 году — 100 долларов.

Годовой конфликт на Ближнем Востоке разрушил многие ожидания. Но для того, чтобы цены на нефть снова достигли трехзначных цифр, многое еще должно пойти по очень плохому сценарию.

По данным Reuters, 8 октября 2024 года фьючерсы на нефть марки Brent, международный эталон нефти, упали на фоне ослабления опасений перебоев с поставками из-за конфликта между Израилем и Ираном и мощного урагана в Мексиканском заливе.

Фьючерсы на нефть марки Brent упали на $3,57, или на 4,41%, до $77,36 за баррель в 9:42 утра по центральному поясному времени (14:42 по Гринвичу). Фьючерсы на американскую нефть марки West Texas Intermediate упали на $3,68, или на 4,77%, до $73,45 за баррель.

7 октября 2024 года цена на нефть марки Brent впервые с августа 2024 года упала ниже 80 долларов за баррель после более чем 3%-го дневного роста, последовавшего за самым большим недельным ростом за год, составившим примерно 8% за неделю до 4 октября 2024 года, на фоне растущих опасений по поводу разрастающейся войны на Ближнем Востоке.

«Конфликт на Ближнем Востоке кипит и порождает страхи эскалации и перебоев с поставками нефти. Наиболее вероятный сценарий — еще один мягкий шок, когда цены на нефть вырастут и снова снизятся до конца года», — сказал Норберт Рюкер из инвестиционного банка Julius Baer.

Bloomberg (08.10.2024) пишет, что аналитики Goldman Sachs Group Inc., предсказали, что Brent может вырасти до 90 долларов, если поставки нефти из Ирана будут нарушены.

Отдельно трейдеры также процитировали заметку Goldman Sachs, в которой говорилось, что трейдеры, работающие по алгоритмам и известные как советники по торговле сырьевыми товарами, могли бы высвободить до 40 миллиардов долларов покупок в Brent и WTI вместе взятых, если цены значительно вырастут. Эти фонды, наряду с другими спекулянтами, заняли рекордную позицию до того, как всплыла последняя напряженность, и быстро снимали эти ставки в течение последней недели.

Мировые рынки также переоценивают перспективы снижения процентных ставок Федеральной резервной системы после отчета о резком увеличении числа рабочих мест 4 октября 2024 года. Трейдеры больше не ожидают снижения ставок на пол-пункта в 2024 году на фоне ожиданий, что экономика США продолжит расти и снова подстегнет инфляцию, оставляя мало возможностей для снижения.

Инвесторов также беспокоила возможность перебоев с поставками из-за урагана Милтон в Мексиканском заливе. Chevron эвакуировала персонал с одной платформы и остановила производство 7 октября 2024 года.

Главный экономический планировщик Китая провел пресс-конференцию 8 окября 2024 года, чтобы обсудить пакет мер политики, направленных на стимулирование экономического роста, согласно уведомлению правительства 6 октября 2024 года. Среди аналитиков растут ожидания относительно того, что Пекин расширит государственные расходы в рамках своего пакета стимулов.

«На рынке наблюдается серьезная нехватка желающих «поглотить риск», поскольку у большинства трейдеров был тяжелый год, и они не желают брать на себя огромные риски волатильности так близко к концу года», — сказал Скотт Шелтон, специалист по энергетике в TC ICAP.

Это интересно
0

09.10.2024
Пожаловаться Просмотров: 44  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены