Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6924 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

КАРАНДЫШЕВ НА САМОМ ДЕЛЕ

КАРАНДЫШЕВ ОСТРОВСКОГО НА САМОМ ДЕЛЕ

 

В статье «Кем был Карандышев н самом деле» автор указывает, что Карандышев хотел баллотироваться в мировые судьи: «Кто мог претендовать на должность мирового судьи во времена Островского! Существовали три ценза, при соблюдении которых человек мог предложить свою кандидатуру на эту должность: 1. Возрастной: не менее 25 лет от роду - п. 1 ст. 19 УСУ. 2. Служебно-образовательный - получил образование в высших или средних учебных заведениях, или выдержал соответствующее испытание, или прослужил не менее 3 лет в таких должностях, при исправлении которых мог приобрести практические сведения в производстве судебных дел - п. 2 ст. 19 УСУ. 3. Кандидат или его родители либо жена должны были владеть, хотя бы в разных местах, землей вдвое больше того, сколько требовалось для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания, или другой недвижимостью на сумму не менее пятнадцати тысяч рублей, а в городах - недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога: в столицах не менее 6000, в прочих городах не менее 3000 р. - п. 3 ст. 19 УСУ. Для каждого уезда норма колебалась от 200 до 400 десятин, т.е. кандидат в мировые судьи должен был владеть минимум 430 га земли. Карандышев вовсе не несчастный бедняк, каким нам его представляют».

 

Дела у него Карандышева, ничтоже сумняшеся, уверяет автор, идут куда лучше, чем у Паратова, «который, чтобы покрыть долги, вынужден продать "Ласточку" и женится, чтобы поправить дела богатым приданым. В то время как Карандышев может позволить себе жениться на бесприданнице».

«Почему же Юлий Капитоныч так безнадежно проигрывает Паратову?» - задает вопрос автор статьи. И отвечает на него весьма характерным образом: «Причина до безобразия банальна. Ведь именно этим он очаровывает Ларису, которая и сама склонна к авантюризму. А Карандышев при всех его несомненных достоинствах, о чем даже Лариса говорит матери: "Я в нем ничего не замечаю дурного", до безобразия скучен. И что еще важнее - он удушливо скуп. Вспомните, как он торговался за платье Ларисы у модистки из-за 10 рублей. Он не видит необходимости в шике, блеске, в исполнении мечтаний, он не понимает этого, все это ему бесконечно чуждо. Он чистой воды прагматик. Как его назвали бы сейчас - настоящий душнила. Причем это у них семейная черта. В фильме это не так подробно раскрыто, а вот в пьесе тетушка Карандышева на том самом званом обеде, где Юлий Капитоныч опозорился пред гостями, неоднократно сетует на дороговизну мероприятия и на то, что из-за этого обеда пришлось понести лишние расходы. Так на столе появились вина с фальшивыми этикетками, угощение было весьма скудное и невкусное (ведь и из простых продуктов можно приготовить вкусно), и мелкая рыба, которой "еще погулять бы по Волге", но более всего отвращает от Карандышева его стремление этой фальшивой роскошью сравняться, стать своим в компании Кнурова, Паратова и Вожеватова. А Карандышев и пить-то не умеет, и труслив, но хочет, чтобы считали его царьком… Был бы Карандышев чуть раскованней, чуть щедрее, не пришлось бы ему терпеть таких унижений, да и Лариса, наверное, была бы более к нему расположена».

 

Либо автор статейки жопой читал пьесу Островского, либо он социально инфантилен, либо он социальный кретин, представляет сбой средний класс или мелкую буржуазию.

 

Разумеется, и Рязанов, и Никита Михалков до безобразия исказили текст Островского. В то время, когда шло оплевывание всего социал-демократического в царской России, когда шло превознесение всего царского. купеческого, буржуазного, Рязанов и Никита Михалков не могли остаться в стороне. Они немедленно перестроились. Впрочем, Михалков просто менял костюмчик – ведь и в «Вокзале для двоих», и в «Жестоком романсе» он играл самого себя, грязного негодяя.

 

Михалков – буржуа, Рязанов – весьма не бедный человек. Им было нужно показать ничтожество бедности Карандышева в сравнении с роскошью напоказ купечества, представленного Кнуровым. Вожеватовым и Паратовым. Карандышев не принадлежит к этому сословию бизнесменов, говорить, что он успешный помещик, может только неграмотный. Напр., мы же не называем Пушкина помещиком и знаем о его бедности – а ведь у него было 600 десяти земли, как пить дать, больше, чем у Карандышева.

Если Мандевиль писал о мерзости буржуа еще н заре возникновения капитализма, то в позднем СССР процветало оправдание и даже возвеличивание мерзости буржуа: это и сериал «Богатые тоже плачут» и другой сериал – «День рождения буржуя», и американский мультсериал «Утиные истории», где из этих, по выражению «французского Высоцкого», Жака Бреля, «грязных свиней» делали благородных.

 

В «Бесприданнице» Островский не рисует Карандышева ничтожеством. Карандышев далеко не глуп, как в фильме Рязанова. И Кнуров говорит, что Карандышев неглуп.
Карандышев точно определяет: смелость Паратова – по пустякам. От точно определяет: «Сердца нет у Паратова». Но красавице Ларисе Огудаловой этот пустой человечек кажется божеством.
Островский рисует ничтожеством Паратова, не Карандышева.
Островский рисует купечество в целом (торгашей) как язву на теле общества.
Но Рязанов и Михалков в фильме «Жестокий романс» по пьесе Островского извратили пьесу. Они не могут идти против богатства. Они делают из Паратова символ, отлитый в бронзе. Ну, а то, что он в очередной раз надул Ларису Огудалову – пустячок.

Кнуров Огудаловой-маме: «Как вы думаете, хорошо вы поступаете, что выдаете дочь за человека бедного?»
Вся Россия бедна, Рязанов и Михалков хотят сказать, что бедные не должны жениться?
Сравнение фильма Рязанова – Михалкова с постановкой Худякова 1974 года – явно не в пользу первого.  Хотя ТВ делает рекламу, уверяет, что на съемках фильма все якобы были влюблены в Гузееву и даже чуть не стрелялись из-за нее, как женщина она блёклая. Уважаю гражданскую позицию Дорониной, не могу сказать, что в восторге от нее как от актрисы, но ее данные на порядок превосходят экстерьер Гузеевой.
Вожеватов у Островского – не топорный, как в фильме Рязанова.
У Островского платье к свадьбе Ларисы покупает Кнуров, в фильме Рязанова – скаредничает Карандышев. У Островского, наоборот, Карандышев на свадьбу последних денег не жалеет.

С каким презрением относится богатое сословие к бедным!
Михалков транслирует видео с богатым либералом Понасенковым, ненавидящим Россию, показывает его мерзость. Но ведь Понасенков – это Паратов, Кнуров и Вожеватов в одном лице. В фильме Рязанова мерзость Паратова в исполнении Михалкова - выдается за благородство.
Паратов же по Островскому – глуп, хам: «Страх забудут, забываться станут». Грозно верещит, оскорбляет, пугает.

А ведь казалось бы – Паратов вступился за бурлаков?
«Образец грубости невежества, учиться русскому языку у бурлаков…» - говорит Карандышев. И ведь верно говорит! И Островский того же мнения.
Неужто Паратов, буржуа, мот, пустышка – и близок народу? Неужто бедный Карандышев, который и есть народ – далек от народа?
Рязанов с Михалковым в фильме сознательно передергивают: они затушевывают факт необразованности, темноты народа в царской империи - и выпячивают фольклор.

Паратов требует извиниться, у Рязанова Карандышев трусит, у Островского он спокоен, наоборот, Паратов бесится и брызжет слюной.

Огудалова о Карандышеве: «Он никогда и не видел, как порядочные люди обедают…»
Т.е. у нее порядочные  – это богатые. Порядочность отождествляется с богатством. Бедные – непорядочные.
У Рязанова Паратов-Михалков самоуверен до тошноты.
Эпизод, когда он и Карандышев пьют на брудершафт, Рязанов извратил.

Паратов Огудаловой: «Быть рабом вашим…» - и на следующий день уезжает.
Кнуров, который постоянно хочет жрать.

Трагедия маленького человека в пьесе Островского созвучна трагедии маленького человека в комедии Тургенева «Нахлебник».
Карандышев – весь уязвленное самолюбие. Это уже сам Островский.
Его подпаивают точно также, как подпаивают безденежного Кузовкина в комедии Тургенева – но в фильме Рязанов осуждает Карандышева,  Тургенев – осуждает тех, кто подпаивает: Тропачева и Елецкого.

Есть еще один маленький человек – Робинзон. Тоже нахлебник. Его просто бьют по морде.
- Купцы – невежи.
- Давно ли догадался?
- Нет. Всегда знал.

Карандышев - единственный человек в пьесе, который способен любить. И этот человек для Ларисы ничтожество. Хотя она сама говорит, что это дорогое его достоинство. Лжет – чтобы привлечь Паратова.

 

Борис Ихлов, 8.3.2024

См. также «Крах империи»

https://stihi.ru/2022/11/19/6395?ysclid=ltid0x6f4o906825178

 

Это интересно
+2

позавчера
Пожаловаться Просмотров: 107  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены