МГУ хуже ОКСФОРДА? ЧЕМ? Почему МГУ не лучший в мире Университет
7.4K 11:52 - 24/Авг/23 Джельсомино
Это видео о том, почему МГУ хуже Оксфорда. Мы критически обсудим пять основных отличий МГУ от Оксфорда.
Некогда известная своим величием система образования досталась нам от СССР. Я сам закончил Мехмата МГУ и считаю что это одно из самых сильных математических образований в мире. Но наши университеты по некоторым критериям движутся глубоко в пропасть. И в этом видео я бы хотел критически обсудить почему.
10 занятных минут от перебравшегося в Оксфорд аборигена из МГУ. С текстом.
https://www.youtube.com/watch?v=gxmVy6bOevY
1. Первое, что бросается в глаза это конечно же огромное количество непрофильных предметов: ОБЖ, история, и т. д.. Конечно, в Англии ценят историю и понимают, что люди должны знать историю, но там считают, что все-таки это задача школы. В университет человек приходит чтобы стать специалистом, и именно специальные знания ему там и дают.
Было бы замечательно знать вообще все, но время и возможности студента ограничены и нельзя перенапрягать эти возможности выше допустимого предела.
Образование в России все больше становится платным, и неудивительно, что многие студенты, в том числе из России начинает предпочитать образование в Оксфорде, где их за их деньги не заставляют учить, то что им не нужно.
И вопрос здесь не только в деньгах. У взрослого человека, математика забирают 1, 2 года из трудовой жизни на изучение социологии, ОБЖ и тому подобного. Убрав непрофильные предметы мехмат вполне смог бы сократить время обучения с 6 до четырех-пяти лет.
Напомню вам, что в Оксфорде бакалавра дают за три года а магистра за четыре года обучения. И многие в мире ценят оксфорд в том числе и за вот этот короткий период обучения.
2. Второе важное отличие, то о чем мне прожужжали уже все уши и студенты и не студенты Мехмата МГУ, это огромный средний возраст преподавателей. В Оксфорде в отличие МГУ на факультете огромное число молодых сотрудников. Как же Оксфорд этого добивается?
По достижении определенного возраста людей отправляют на пенсию, там в штате нет сотрудников старше 80 лет и даже меньше. Часто это делается нежестко, человека просто исключают из штата, но будучи пенсионером он как бы продолжает быть в университете, приходить туда, руководить студентами. Просто его отстранят от чтения лекций и каких-то административных работ. Если профессор действительно крутой специалист действительно хорошо продвигает науку, то к нему пойдет огромное число студентов дипломников и аспирантов.
Еще более важный момент, который позволяет оставаться сотрудникам Оксфорда молодыми, это временные контракты, так называемый институт постдогов. Это целая армия молодых сотрудников, которых нанимают на один-два года сразу после их аспирантуры. Эти люди в основном занимаются наукой, но они в том числе и ведут, то что в России называются семинарские занятия, а некоторые даже немножко читают лекции. Эти молодые сотрудники они всегда будут молодыми их наняли на короткий срок они просто не успевают состариться.
В МГУ таких временных позиций вообще не существует, а последствия для стареющих университетов очень и очень печальные. Теряется контакт с молодежью, теряется тяга к изменениям в науке и образовании, не появляются новые дисциплины и новые учебные программы.
3. Третье очень важное отличие это абсолютно непрозрачный набор новых сотрудников. Как нанимают сотрудников в Оксфорде или других западных университетах?
Появляется вакансия, о ней объявляют в интернете, где вот это объявление висит достаточно продолжительный срок. В течение этого времени огромное число желающих подают свои заявки обычно в Оксфорде это сто-двести человек. И 4-5 лучших кандидатов приглашают на интервью, где практически весь состав факультета имеет возможность с ними пообщаться, познакомиться, присутствовать при интервью. Потом коллективным образом принимается решение.
Не единолично, а общим решением выбирается лучший кандидат, который приобщается к уже существующему коллективу.
Я очень буду рад, если я ошибаюсь, но насколько мне известно, в МГУ все устроено совершенно иначе. несмотря О вакансиях тоже объявляют в интернете, но обычно всегда уже с самого начала известен кандидат который займет объявляемую позицию.
Открытого и прозрачного конкурса набора новых сотрудников не существует.
4. В МГУ огромная педагогическая нагрузка на сотрудников. Дело в том, что в Оксфорде обычно профессор преподает не более двух пар в неделю. В России же обычный профессор должен преподавать каждый день. При такой огромной педагогической нагрузке у профессоров конечно же нет никаких шансов качественно заниматься наукой. У них просто нет на науку времени.
5. Возможно самый главный пункт это огромная разница в доходах между ректорами и работниками университетов. Ректора некоторых Университетов в России получает просто баснословные деньги некоторые получают по 40 миллионов рублей и больше. В то время как сотрудники университетов вынуждены влачить практически нищенское существование. Реальность такова что нищий человек не может мыслить о науке
И конечно, на такие низкие зарплаты не возможно пригласить к себе работать международного специалиста, а Оксфорд это международный университет.
Использованные источники: ТыТруба



В Оксфорде видимо не преподают уровень благосостояния Пифагора. А у него даже на велосипед накопить не получилось....
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Пифагор был очень богат.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Чем богат? Чем небогат!
Чем Оксфорд? Чем МГУ!
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

В университет человек приходит чтобы стать специалистом, и именно специальные знания ему там и дают.
за специальными знаниями студент идет в профильные институты. в университет идут за фундаментальным образованием. в т.ч. за знанием физики, математики, истории и социологии.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования


Было бы интересно провести аудит университетских программ на предмет научного наследия товарища Богданова.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Кругозор оксфордского инжИнера штука конечно неосязаемая, но для инжЕнера как бы штука необходимая...
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

В Оксфорде до сих пор есть приличное образование по точным и естественным наукам.
Но это сложно, и молодёжь туда не хочет.
вот описание курса 2023 года для Computer Science. Жирным я выделил самое интересное. Если студент усвоит хотя бы 2/3 этого материала, из него получится отличный специалист.
A typical weekDuring the first part of the course, your work will be divided between about ten lectures and two tutorials each week, in addition to about two practical sessions.
In tutorials you will discuss ideas in depth with an experienced computer scientist, usually with just one or two other students.
You will be expected to spend a considerable amount of time developing your own understanding of the topics covered in lectures, answering questions designed to check your understanding, and preparing for tutorials.
As the course progresses, you will also begin to work in small classes of up to ten people on more specialised topics. Class sizes may vary depending on the options you choose. There would usually be around 8-12 students, though classes for some of the more popular papers may be larger.
In the second year you will take part in a group design practical, which may be sponsored by industry.
In Years 3 and 4 about a third of your time is spent working on your chosen individual project.
Most tutorials, classes, and lectures are delivered experts in their field. Many are world-leading experts with years of experience in teaching and research. Some teaching may also be delivered by postdoctoral researchers or postgraduate students who are studying at doctoral level.
To find out more about how our teaching year is structured, visit our Academic Year page.
Course structureComputer Science can be studied for three years (BA) or four years, leading to an award of Master of Computer Science (MCompSci).
The fourth year allows the study of advanced topics and an in-depth research project. Students do not need to choose between the three-year and four-year options when applying to the course; all students apply for the four-year course, and then decide at the start of the third year whether they wish to continue to the fourth year (which is subject to achieving a 2:1 at the end of the third year).
Year 1
Courses |
Assessment |
|
Four exam papers |
Year 2
Courses |
Assessment |
|
Eight exam papers. Group Design Practical is assessed by a demonstration and presentation. |
Year 3
Courses |
Assessment |
|
Six exam papers plus project report, or eight exam papers |
Year 4
Courses |
Assessment |
The courses listed on this page are illustrative and may change. A full list of current options is available on the Computer Science website. |

- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

exam papers - это рефераты по темам? А обычные экзамены с билетами назубок, ответами без подготовки, боротьбой с преподавателем - имеются?
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

А как там было в СССР? Ну так, для сравнения
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Примерно также, но там была не просто история, а История КПСС и еще ряд идеологизированных предметов.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

СССР был разный. Безусловно наряду с созиданием и тогда было паразитирование. Сейчас гуманитарии не идеологизированны? Причём "партнёрами".
Комментарий об администрации:*** Повод для хамства Алексу подарили родители ***
Комментарий администрации: *** Неполживец АфтерШока: "Даже наглые манипуляции в виде преувеличений в десятки раз не повод для хамства" (с) ***- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Таки вы конкретно за свою публикацию готовы ответить - какие из приведенных вами критериев не относятся к советскому МГУ?
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Я успел захватить ЛГУ. И проформа гуманитарных предметов вовсе не мешала проникновению в тайны чисел, даже в позднем . И факультет наш основал, не пролезший по блату у ректора, а создатель теории прилёта ракет куда надо.
Комментарий об администрации:*** Повод для хамства Алексу подарили родители ***
Комментарий администрации: *** Неполживец АфтерШока: "Даже наглые манипуляции в виде преувеличений в десятки раз не повод для хамства" (с) ***- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

И с возрасто начинаешь ценить, что получил курс истории,философии, военную подготовку
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

И с возрасто начинаешь ценить, что получил курс истории...
Вау!
Курс истории КПСС начинаешь ценить??? ))))
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Вы с кем дискутируете? Те, кто проходил историю КПСС, уже на пенсии или почти.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

По одному предмету в год. История кпсс 2 года, марксистско-ленинская философия 1 год, политэкономия 1 год, научный коммунизм 1 год. И по каждому экзамен в конце года.
Это по специальности "прикладная математика"
Насчёт других не знаю
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

А как же движение небесных тел с позиции Марксизма-Ленинизма по астрономии?
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

История КПСС и еще ряд идеологизированных предметов.
Про эти предметы в советских вузах я слышал. Вот поэтому «никто» и не пошел защищать союз в девяностые, всем надоело учить "КПССные предметы"
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Уймитесь. История КПСС занимала пару в неделю в течение года, если правильно помню. Никому она особо и не мешала, если не конфликтовать с преподавателями. А они были мужики, в отличие от. И все понимали правильно.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

И всё понимали правильно.
Но не все...
Может мне одному так не повезло? Но и в школе (ФМШ №18 нынче СУНЦ) и в МФТИ у меня эти предметы вели настоящие гниды.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Уймитесь.
Так я еще не начинал... (а кто то в само иронию не может)
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

вот в чем персонажа из топика поддержу, так в засилии гумпредметов и особенно гумпредметников!
Давеча с коллегами примерили оптимизацию гумдисциплин в маленьком провинциальном техническом университете, так
у нас получилось высвободить овердохрена учебного времени на профессиональные и спецдисциплины.
Однако кто ж позволит урезать уважаемых людей? Скорее зарежут выпускающие кафедры, чем тронут гумов.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования


На них спустить контролёров и аудиторов — сами разбегутся.
Особенно если решать задачу комплексно (для решения проблемы свидетелей секты одной тенденциозной теории происхождения русской государственности крайне полезным будет исключение в Уголовном Кодексе).
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Вы хоть теоретически представляете себе объем контроля в государственном вузе? Да там два года готовятся к прохождению аттестации. Потом год в себя приходят. Два года работают и снова вперед на подготовку к аттестации.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

А разве часов по гуманитарщине не образовательные стандарты требуют? Которые свыше спускают.
Тоже не понимаю, нафига кому угодно лженаука социология или университетский изолированный курс иностранного языка, не говоря о дублировании школьного курса общей истории.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Проблема в том, что новые программы спускают чуть ли не каждый год. Там людям студентов учить просто некогда )))
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

В тексте это в т.ч. подано как большая педагогическая нагрузка.
ПС Вообще не понимаю желания все стандартизовать, но при этом иметь некие рейтинги вузов и т.п. Либо у вас все работают по стадарту, а если нет - то это недоработка надзирающих прежде всего, либо все конкурируют за студентов в т.ч. методом выдачи самого лучшего материала, и соответственно рейтинги от выпустившихся и вышедших на реальную оплачиваемую работу служат абитуриентам ориентиром.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

стандарты конечно же требуют. Но в них обычно вилка, кроме физкультуры, про которую написано жестко 400 у.е. или что-то вроде.
Так у нас все гумы по максимуму, да еще их всех сдвинули на первые 2 курса (там количество групп побольше) чтобы кормить бездарей и бездельников. Такшта в нашем маленьком провинциальном университете студенты на первом особенно курсе кроме общеобразовательных и гумов вообще ничего не проходят и забывают куда и зачем поступили. Спецы начинаются со второго семестра по чуть-чуть( 1 предмет у нас) и далее немного на втором. Зато на третьем и особенно на четвертом студиозы зашиваются.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Есть обязательный минимум, если у вас было сильно больше, так вы их разбаловали.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Приезжайте к нам в Оксфорд.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Человек ещё юн и зелен.
Поэтому ему кажется, что образование, где ему дадут только профильные знания и только молодые активные преподаватели - сверстники, которые легко меняют учебную программу исходя из современных реалий (а на самом деле следуя моде), у которых небольшая педагогическая нагрузка, которые набираются свободными демократическими выборами и могут жить на роскошную ногу - это самое лучшее в образовании что может быть.
Картинка красивая, не спорю. Но смотреть потом на выпущенных оттуда "специалистов" зачастую без слёз невозможно.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

А со многими выпускниками Оксфорда знакомы, чтобы рассказывать про "зачастую"?
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Насколько я понимаю, речь в данном посте на самом деле не про сравнение МГУ vs Оксфорд. А про сравнение российской и британской систем высшего образования в целом.
Поскольку, как МГУ не отличается кардинально от всей российской системы высшего образования, так и Оксфорд - не является вещью в себе, отличной от прочих британских университетов.
Перечисленные в видео характерные черты являются характерными чертами не одних только МГУ и Оксфорда, а именно наших систем высшего образования в целом.
---
Выпускников же британских ВУЗов в целом перевидел десятки. Как правило апломб, гонор, отличные прикладные знания, но слабая теоретическая подготовка - не хватает понимания пределов применения основных используемых методов и соответственно применение одних и тех же методик как универсальных в т.ч. там, где гораздо большая эффективность достигается при их кастомизации.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Курс социологии, например, нужен только социологам и медийщикам. И то не по делу, а для овладения терминологией лженауки. Кому нужно дублирование школьного курса истории страны хз. То же с курсами иностранных языков не для филологов и переводчиков - школьной базы хватает с головой для освоения профессионального чтения, терминологию и так зубрит самому, а если базы нет, то не проблема университета ее создавать, сейчас возможностей по изучению языка море.
Удивило сетование насчет ОБЖ - этот курс реально есть у математиков? Бред же.
Но, конечно, никаких возражений по поводу курса истории той или иной науки или отрасли, например. Это органично для кого угодно.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Это западный подход: вырастить хорошего специалиста по профессии, который самостоятельно не может ничего осмыслить за пределами своей профессиональной зоны и поэтому будет легко внушаем и манипулируем. У нас вот ровно такого же Грефы с Кудринами хотели бы.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Вы сами курс социологии посещали? Многому научились? А университетский иностранный посещали? Помогло?
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Нет, у меня из общегуманитарных - не по специальности - предметов в МГУ были:
- мировая история (рассмотрение истории через призму экономики, а не как в школе),
- история экономических учений
- русский язык (рассмотрен через призму правил деловой переписки, правил написания научных и отчётных работ по экономике),
- история современной науки (краткое сжатое общеобразовательное описание основных знаний физики, химии, астрономии, биологии с указанием, что считается доказанным, что пока признаётся рабочими гипотезами, где фронтир открытия нового)
- демография (демография - база для экономики, не знать её основ для экономиста очень плохо).
- английский язык (с 3 го курса - специализированный - экономический английский)
- философия (это вообще must have, если кто-то хочет быть образованным человеком, имхо)
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Так вы гуманитарий-экономист. У вас вся учеба про это. И часы другие, и преподают по-другому.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Но при этом вой стоит точно такой же:
"Зачем мне изучать историю, философию, русский язык и матан, когда я буду финансистом - и я бы лучше это время потратил/а на углублённое изучение финансовых деривативов, особенностей функционирование различных рынков ценных бумаг и бирж, финансовый анализ и т.п. вещи" (с)
От десятков человек слышал - как от сокурсников, так и затем - от моих студентов.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

А чем заняты на основных дисциплинах?
Например, в медицинском образовании социологическая дурь полностью перекрывается курсами статистики и огромным разделом ОЗиЗО. Когорты, выборки, графики, гауссианы, охваты, качество - вот это все. Нафига специалистам антинаучная тупость про Тойнби и избранные методики обследования населения вне всей их широты?
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Тупость про Тойнби не нужна.
А вот для того, чтобы лучше понимать каким дерьмом нас часто кормят под видом результатов социологических опросов - социологические знания ооооочень полезны.
Только настоящие знания, а не красиво упакованная под науку пропаганда.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Вы уверены, что это есть в учебной программе по социологии?
Сама методика опросов давно преподается еще в школе на обществознании, если что, уже тогда можно прочувствовать.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

А университетский иностранный посещали? Помогло?
Мне очень помогло. В школе учила немецкий, а в институте (тогда еще институты были) нас очень неплохо натаскали на английский.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Это было более 15 лет назад, подозреваю.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Поэтому социологию пришлось изучать самостоятельно.
И считаю важным, что изучил.
Потому что о таких вещах как правильная статистическая выборка, проблемы организации такой достоверной выборки, уровень достоверности полученных данных, зависимость ответов от постановки вопросов - на мой взгляд, очень полезно и нужно знать.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Именно что самостоятельно. Как и философию. На непрофильных факультетах фактически дается краткий курс истории науки с до сих пор имеющимся налетом научного клммунизма и еле-еле по вершкам.
Причём без интереса студента «научить» этому нельзя, даже под угрозой отчисления. Вызубрил, оттарабанил, забыл, перекрестился.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

Справедливости ради, и социологией и философией меня заинтересовали именно в ВУЗе.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

1. Все это есть в статистике. Статистика есть в курсах математики.
2. И в прикладной статистике по направлению тоже есть. Качество выборки, расчет ее размера, подбор методики для анализа при наличии неизменяемой выборки - вот это все. Одинаково считаются люди, крысы, цвет раствора в пробирках, куски металла, часы налета.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования

В ВУЗе, наконец, выучил английский. В школе преподавали из рук вон плохо.
- Войдите или зарегистрируйтесь для комментирования
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: