Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6922 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Цепь с крестом — традиционное украшение на Русском Севере

Цепь с крестом — традиционное украшение на Русском Севере : svasti asta

Цепь с крестом «колетцатая» – украшение повязочницы
Ношения на груди креста поверх одежды крестьянами – это древняя традиция, так П. С. Ефименко пишет в 1877 г.: «...к шейным украшениям относим: кресты, они бывают деревянные (кипарисные), медные и серебряные массивные, висят на шеях...на серебряной широкой цепочке». Пинежане сохраняли этот обычай и в конце XIX в., а сам костюм повязочницы бытовал на Пинежье до 1930-х г.

Цепь с крестом – это украшение наряда девушки–повязочницы*. Называлась она «колетцатая», так как ширину ее составляли несколько скреплённых между собой колечек: от двух «двухколетчатые» — узкие, до пяти «пятиколетчатые» — широкие. Эти различия говорили о достатке семей.

_______
*Богатых крестьянок величали «повязочницами», а бесприданниц – «косыночницами». Но последних это не обижало, поскольку на вечерках, гуляньях да гульбищах внимание парней перепадало им. Они проще, радостные, кадриль плясать могли и в играх участвовать.

«Повязочницы» же резво не танцевали, предпочитая спокойно прогуливаться и неспешно водить хороводы. Не мудрено: берегли дорогой наряд. Но… сватов все же засылали именно к богатым.

На цепь навешивался массивный крест – серебряный, медный или металлический. Одновременно одевали от одной до трёх цепей: один из крестов располагался по центру, а два других креста – по краям. Цепи часто были длинными, и кресты находились почти у пояса.

Также девушки одевали: янтарные и стеклянные бусы, жемчужные серьги, а на правой руке носили серебряные браслеты и кольца. Всеми этими украшениями щеголяли девушки из зажиточного и богатого крестьянства.

Надевали этот наряд повязочницы в весенне-летние престольные праздники, когда из соседних деревень пинежане съезжались на центральный погост. Молодежь устраивала гулянья — «ходеци» (название в нижнем течении р. Пинеги), «метище» (в верхнем течении реки), которые длились несколько дней. На гуляньях часто выбирали себе жениха и невесту, поэтому наряд девушки играл важную роль. Когда девушку после гулянья просватали, то костюм с повязкой становился свадебным нарядом невесты, в нем она венчалась. Дополнением к этому наряду девушки-повязочницы становился свадебный венец. Его надевали поверх повязки во время свадебного обряда, когда накануне венчания в дом невесты приезжала вся семья жениха и невесту, выводили к будущему мужу.

На фото цепи «колетцатые» в музеях одеты не только на наряд повязочницы, но и на костюмы из Вологодской и Олонецкой губерний.




























Из комментариев:

.. А никакого распятия и близко нет ... ))


У крестьян на картинах встречается ношение креста "навыпуск"

Ниже - картина Федора Григорьевича Солнцева - русского живописца и художника-реставратора 19 в. (а также архитектора и историка. Специалиста по художественной археологии, одного из теоретиков эклектического русско-византийского стиля).

Картина Ф. Г. Солнцев "Крестьянское семейство перед обедом"
Крест тельник всегда был скрыт под одежду, а вот наперсный миряне носили снаружи. Носить снаружи распятие перестали задолго до революции. Только священник и то не каждый имел право на ношение распятия на персях. Но народная традиция не соблюдала жестких правил, поэтому до нас дошли фотографим женщин, среди прочих красот на которых можно видеть и гайтан с крестом, но, заметь без Христа.


Напомнило абстракцию, нарисованную нейросетью, не представляющую абсолютно никакую научную ценность

Цепь с крестом — традиционное украшение на Русском Севере   https://vk.com/wall11789340_1423   Ещё интересное:  
 
   
П. Ефименко "Приданое по обычному праву крестьян Архангельской губернии." 1872 года издания П. Ефименко "Приданое по обычному праву крестьян Архангельской губернии." 1872 года издания

Бесценная книга, в которой говорится о том, что праздничную одежду берегли и надевали на протяжении 300 лет, что более других ценилась невеста "работлива, ткать и прясть гораздна, шолком шить мастерица", что в приданое зачастую давали ткацкий стан (красенную збрую или кросна), самовар, мебель,

Традиционный Усть-Цилемский костюм Традиционный Усть-Цилемский костюм

Старинное русское село Усть-Цильма, история которого насчитывает уже 465 лет, сумела сохранить свою традиционную культуру, обряды, обычаи, устои. В Усть-Цилемском районе ещё сегодня можно послушать сказителей былин киевского и новгородского цикла, поносить парчовые русские наряды, сшитые по фасону

Во всех ты, душенька, нарядах хороша Во всех ты, душенька, нарядах хороша

Пыляев писал, что «Екатерина ввела при дворе изящную простоту русского платья». Все должны были являться ко двору в платьях с элементами русского национального костюма. При Павле Петровиче эта традиция не соблюдалась. Александру Павловичу было всё равно кто во что одет. Все одевались по французской

Книга-альбом «Костюм в русском стиле» Книга-альбом «Костюм в русском стиле»

Книга-альбом «Костюм в русском стиле» посвящена яркому, но забытому явлению материальной культуры и моды. Нарядный городской костюм, выполненный из вышитых и кружевных полос, появился в конце XIX – начале XX века, когда в декоративном искусстве стал распространяться так называемый русский стиль, в

Чувашский костюм Чувашский костюм

Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пёркенчёк).

Это интересно
+1

21.03.2023
Пожаловаться Просмотров: 242  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены