Цепь с крестом — традиционное украшение на Русском Севере
: svasti asta,
Цепь с крестом «колетцатая» – украшение повязочницы
Ношения на груди креста поверх одежды крестьянами – это древняя традиция, так П. С. Ефименко пишет в 1877 г.: «...к шейным украшениям относим: кресты, они бывают деревянные (кипарисные), медные и серебряные массивные, висят на шеях...на серебряной широкой цепочке». Пинежане сохраняли этот обычай и в конце XIX в., а сам костюм повязочницы бытовал на Пинежье до 1930-х г.
Цепь с крестом – это украшение наряда девушки–повязочницы*. Называлась она «колетцатая», так как ширину ее составляли несколько скреплённых между собой колечек: от двух «двухколетчатые» — узкие, до пяти «пятиколетчатые» — широкие. Эти различия говорили о достатке семей.
_______
*Богатых крестьянок величали «повязочницами», а бесприданниц – «косыночницами». Но последних это не обижало, поскольку на вечерках, гуляньях да гульбищах внимание парней перепадало им. Они проще, радостные, кадриль плясать могли и в играх участвовать.
«Повязочницы» же резво не танцевали, предпочитая спокойно прогуливаться и неспешно водить хороводы. Не мудрено: берегли дорогой наряд. Но… сватов все же засылали именно к богатым.
На цепь навешивался массивный крест – серебряный, медный или металлический. Одновременно одевали от одной до трёх цепей: один из крестов располагался по центру, а два других креста – по краям. Цепи часто были длинными, и кресты находились почти у пояса.
Также девушки одевали: янтарные и стеклянные бусы, жемчужные серьги, а на правой руке носили серебряные браслеты и кольца. Всеми этими украшениями щеголяли девушки из зажиточного и богатого крестьянства.
Надевали этот наряд повязочницы в весенне-летние престольные праздники, когда из соседних деревень пинежане съезжались на центральный погост. Молодежь устраивала гулянья — «ходеци» (название в нижнем течении р. Пинеги), «метище» (в верхнем течении реки), которые длились несколько дней. На гуляньях часто выбирали себе жениха и невесту, поэтому наряд девушки играл важную роль. Когда девушку после гулянья просватали, то костюм с повязкой становился свадебным нарядом невесты, в нем она венчалась. Дополнением к этому наряду девушки-повязочницы становился свадебный венец. Его надевали поверх повязки во время свадебного обряда, когда накануне венчания в дом невесты приезжала вся семья жениха и невесту, выводили к будущему мужу.
На фото цепи «колетцатые» в музеях одеты не только на наряд повязочницы, но и на костюмы из Вологодской и Олонецкой губерний.
Из комментариев:
.. А никакого распятия и близко нет ... ))
У крестьян на картинах встречается ношение креста "навыпуск"
Ниже - картина Федора Григорьевича Солнцева - русского живописца и художника-реставратора 19 в. (а также архитектора и историка. Специалиста по художественной археологии, одного из теоретиков эклектического русско-византийского стиля).

Крест тельник всегда был скрыт под одежду, а вот наперсный миряне носили снаружи. Носить снаружи распятие перестали задолго до революции. Только священник и то не каждый имел право на ношение распятия на персях. Но народная традиция не соблюдала жестких правил, поэтому до нас дошли фотографим женщин, среди прочих красот на которых можно видеть и гайтан с крестом, но, заметь без Христа.
Напомнило абстракцию, нарисованную нейросетью, не представляющую абсолютно никакую научную ценность

- Рушник
- Изготовление и отделка женской крестьянской одежды конца XIX − начала XX веков
- Шереметева, М.Е. Крестьянская одежда калужской Гамаюнщины. Этнографический очерк. Калуга: Калужское общество истории и древностей, 1925
- Шереметева, М.Е. Женская одежда в бывшем Перемышльском уезде Калужской губернии, 1929
- Русский народный костюм, нарисованный нейросетью
![]() |
П. Ефименко "Приданое по обычному праву крестьян Архангельской губернии." 1872 года издания
Бесценная книга, в которой говорится о том, что праздничную одежду берегли и надевали на протяжении 300 лет, что более других ценилась невеста "работлива, ткать и прясть гораздна, шолком шить мастерица", что в приданое зачастую давали ткацкий стан (красенную збрую или кросна), самовар, мебель, |
![]() |
Традиционный Усть-Цилемский костюм
Старинное русское село Усть-Цильма, история которого насчитывает уже 465 лет, сумела сохранить свою традиционную культуру, обряды, обычаи, устои. В Усть-Цилемском районе ещё сегодня можно послушать сказителей былин киевского и новгородского цикла, поносить парчовые русские наряды, сшитые по фасону |
![]() |
Во всех ты, душенька, нарядах хороша
Пыляев писал, что «Екатерина ввела при дворе изящную простоту русского платья». Все должны были являться ко двору в платьях с элементами русского национального костюма. При Павле Петровиче эта традиция не соблюдалась. Александру Павловичу было всё равно кто во что одет. Все одевались по французской |
![]() |
Книга-альбом «Костюм в русском стиле»
Книга-альбом «Костюм в русском стиле» посвящена яркому, но забытому явлению материальной культуры и моды. Нарядный городской костюм, выполненный из вышитых и кружевных полос, появился в конце XIX – начале XX века, когда в декоративном искусстве стал распространяться так называемый русский стиль, в |
![]() |
Чувашский костюм
Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пёркенчёк). |
![]()
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: