Вступление:
Бояться смерти - это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем её боятся, словно знают наверное, что она - величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество - воображать, будто знаешь то, чего не знаешь?
Платон.
Бывают люди-растения, люди-звери, люди-боги.
Жан Поль.
В жизни важно, кто именно говорит правду. В устах некоторых и правда становится ложью.
Томас Манн.
В излишних спорах теряется истина.
Публий Сир.
В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.
Михаил Пришвин.
В простодушных рассуждениях ребёнка из хорошей семьи заключена порой презанятная философия.
Я. Шамфор.
В слове «ученый» иногда заключено лишь понятие того, что человека многому научили, но не то, что он сам чему-то научился.
Георг Лихтенберг.
Все эти фразы из книги - Мудрость тысячелетий от А до Я.
Автор Владимир Николаевич Зубков.
* * *
Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/u7IZykndUJM
* * *
ШАМАН
Нет необходимости пояснять, что «шаманизм», название «метода» предсказания будущего, происходит от слова «шаман».
На языках тунгусо-маньчжурских народов saman означает «человек, который испытывает возбуждение, волнение, подъем». Один современный исследователь возводит его к древнеиндийскому слову, означающему «исцелять себя».
Возможно, оно также связано с санскритским saman - «песня».
Исследователи, покорявшие Сибирь в конце XVII - начале XVIII века, стали первыми европейцами, которые переняли это слово и пытались дать шаманизму объяснение.
Среди них были слуги Петра Великого и его последователей, такие как, например, немецкий врач Даниэль Готлиб Мессершмидт; их задачей было описать географию и этнографию этого неизведанного региона и возвратиться с докладом о редких и полезных ресурсах. А кроме того, в Сибирь отправлялись миссионеры и ссылались пленные.
Западный взгляд на шаманизм со временем менялся, и в этом процессе можно выделить пять ключевых стадий.
Начиная с 1700 года шаманов как в Сибири, так и по всему миру считали посланниками дьявола; протопоп Аввакум, русский священник, который одним из первых употребил это слово, писал об одержимости шамана бесами. Некоторые даже замечали созвучие слов «шаман» и «Сатана».
Путешественники эпохи Просвещения и ученые, которые читали их заметки, не покидая своих уютных кабинетов, придерживались иного мнения. Они были убеждены, что стоят на страже разума, и в шаманах видели не дьявольских отпрысков, творящих злую магию, а нелепых притворщиков. Существовало мнение, что шаманов следует наказывать за ложные предсказания.
Но это было лишь начало.
Управляющие колониями и антропологи XIX века считали шаманизм порождением умов «то дьяволов, то детей», по выражению Редьярда Киплинга, полагая, что он противоречит здравому смыслу и человеческой природе, и жестоко его подавляли.
К самому созданию, породившему подобные практики, они относились с умилением и старались подчинить его себе, чтобы контролировать «доверчивых туземцев».
Затем на рубеже веков стал набирать популярность взгляд на шаманов, так сказать, изнутри. Исследователи пытались преодолеть различия между культурами, чтобы понять, какова роль шаманов и на чём зиждется их авторитет в обществе.
В 1970-х, с распространением идей мультикультурализма, разнообразия и нью-эйдж, такой подход вновь получил признание.
Всё чаще и чаще в шаманах видят не реликты ушедшей эпохи, а одновременно мудрецов, целителей, учителей, лидеров и даже художников. Они ближе к «природе», а потому поддельного и напускного в них меньше, чем в представителях западной цивилизации, давным-давно обратившихся к науке и технологиям.
Шаманы глубоко познали социальные и психологические потребности своей паствы, а их советы касаются самых различных деталей окружающего мира: погоды и климата, разнообразных животных, растений, еды, целебных трав, ядов и минералов.
Шаманские практики были основаны отнюдь не только на суевериях, где-то они опередили развитие медицинской и психологической мысли. И потому заслуживали пристального внимания и легко адаптировались к современным реалиям.
В монографии 1951 года, ставшей классической, румынский историк культуры Мирча Элиаде определял шаманизм как «технику религиозного экстаза». Такое широкое понимание шаманизма позволяло не ограничиваться регионом Северо-Восточной Азии (Сибирь, Китай и Корея), давшим название явлению, но увидеть сходные практики по всему миру. Особенно они были заметны в сообществах, занимавшихся охотой и собирательством, огородничеством и скотоводством, – племенах без правителей, как я называл их в другой своей книге, которые до сих пор сохранились в отдаленных и глухих районах в верховьях Амазонки. В Латинской Америке бытует название «mestizo shamanism» («метисский шаманизм»).
Поскольку шаманизм прежде всего духовная практика, он оставляет мало материальных свидетельств.
Тем не менее некоторые археологи полагают, что первые свидетельства шаманских практик относятся к периоду палеолита и насчитывают 30 тысяч лет.
Так это или нет, шаманизм точно предшествует более организованным формам религии с иерархической структурой священников и прихожан. Все известные нам сообщества, даже такие примитивные и однородные, как племена с Андаманских островов в Индийском океане, имеют своих шаманов.
Есть основания полагать, что это одна из древнейших форм структур власти или, если угодно, протовластных структур на Земле.
В разных обществах шаманы выполняли различные роли; общим оставалось то, что шаманы наделяли себя, и их наделяли другие, властью над погодой, умением насылать и снимать заговоры, излечивать болезни (или, наоборот, навлекать недуги на людей и скот) и другими подобными качествами.
Вместе со способностью прозревать будущее обладатели этих умений легко приобретали экономический или политический авторитет.
Среди шаманов подавляющее большинство мужчин. Но в некоторых сообществах эту роль выполняли и женщины: в отдаленных сельских уголках имперской России можно было встретить «кликуш». Кликуши демонстрировали признаки помешательства. Традиционно же считалось, что они одержимы и могут в какой-то степени предсказывать будущее.
Вопросы о будущем, с которыми обращались к шаманам, были непосредственно связаны с повседневной жизнью; попытки заглянуть далеко в будущее и вообразить мир, который радикально отличался бы от реального, были редки.
Не заболею ли я (или член моей семьи, или мой скот)? Не умру ли я? Вылечусь ли? Будут ли у меня дети? Принесет ли мне то или иное предприятие выгоду, на которую я рассчитываю?
На вопрос «Откуда тебе знать?» шаман мог ответить: «Я или моя душа были там». То есть в таком месте, которое не существует в действительности, но где можно увидеть ответы на такие вопросы.
Наконец, важно не забывать, что предсказание будущего лишь одна из многочисленных способностей, которыми обладали шаманы, современные и древние, настоящие или вымышленные.
Набор их задач зависел как от культуры разных обществ и стран, так и от индивидуальных способностей.
Одной из основных было колдовство и защита от заклинаний.
Шаманы также помогали осуществлять божественное правосудие, указывая на виновника различных невзгод, таких как хвори, несчастья и смерти, и служили целителями.
Исцеление от болезни считалось одновременно и результатом шаманской магии, и доказательством того, что практикующий её обладает реальной силой.
Независимо от культуры такие способности воспринимались как нечто недоступное обычным людям.
Это отрывки из книги - Прозревая будущее. Краткая история предсказаний.
Автор Мартин Ван Кревельд.
* * *
На этом всё, всего хорошего, недавно мне написали, что я занимаюсь нравоучением, повторяя одну и ту же фразу в конце моих тем о книгах и что мне этого не следует делать.
Не вижу ничего дурного в этой фразе и повторю:
Читайте книги - с ними интересней жить!
Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.
До свидания.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: