Картина Русь Великая. Автор советский и российский художник-славянист Борис Михайлович Ольшанский.
* * *
Эта тема продолжение, начало здесь:
Говорящие на языке Ра:
Ссылка на видео: https://youtu.be/gkqCBG9VYHE
и здесь, кстати на RUTUBE, на моём канале Веб Рассказ, это видео не прошло модерацию и было отклонено, как и некоторые другие видео:
- Россия такая большая? Для них это было откровением:
Ссылка на видео: https://youtu.be/pe9DQtZvWIY
* * *
Со временем я позабыл о Люстре, и о Ра, и о прочем... И однажды, недавно уже, написал рассказ под названием «Шмель», героем которого был некто фанатичный человек. В фанатизме сжигал он свою странную жизнь, обессмысленную идеями Госплана.
Зовут моего героя Леонтий, и вспоминаю я о нём сейчас лишь потому, что фанатизм его основан на предмете, необходимом мне для этого рассказа.
Он любит сидеть по-турецки на чем-нибудь мягком, например на диване.
- Ты знаешь, откуда взялись славяне? - он спрашивает.
- В такой же степени, как и ты.
- Нет, дорогой мой, ты целыми днями думаешь о маркизете, а я тружусь.
Леонтий, о чем бы он ни говорил, сворачивает на славян. Зацикленный.
- Ты, - говорит он мне, - утратил ощущение народности. Ты считаешь себя зерном новой эры. Нет истории старой и новой, она одна - едина. Мы попались на дохлого червяка...
Леонтий самонадеян. Любит мягкий хлеб и твердые яблоки. В разговоре драчлив, как большинство самоучек.
* * *
Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/D0tS9mjXT10
* * *
- Небо - синий бык. Земля - красная корова - вымя, полное молока. Душа - конь... Я - Аз. Я - истина...
И вдруг я понимают что этот герой моего рассказа, этот «Шмель», такой наглый и такой тенористый, он - Люстра, получивший образование. Но Люстра, мальчик, был умнее, поскольку был искреннее, верил в себя, в свою звезду.
- Славяне ниоткуда не взялись. Скажем, коньяк - такой лозы нет. Коньяк складывается из разных сортов винограда и выдерживается в дубовых бочках. Ты обрати внимание на слово «вено».
Я знаю, что он скажет. Мне об этом «вено» говорил Люстра ещё до войны.
У некоторых древних народов Восточного Средиземноморья, позже у славян, позже у русских «вено» означало выкуп за невесту. Его давали в основном скотиной. Это был не просто тривиальный выкуп, а как бы соединение имущества - союз.
От «вено» образованы слова: венец, венок, веник, вензель. Главное в этих словах связность, единство. Скажем, рубят избу - кладут венец на венец. Не отдельные бревна, а связанные венцы. Не сколачивают их, не замыкают, не закалывают, но вяжут. И первый ребенок в семье называется первенец - первый венец.
- Ты какой ребенок в семье? - спрашивал меня в свое время Люстра, обалдевший от собственного величия.
- Я не венец. Я веник. Короче говоря - букет.
- Тебе палец в рот не клади, ты сам с усам. Ты что, физкультуру бросил, в мозговитость пошел? Но вернемся к нашему «вену».
У кого был такой обычай, назывались либо венты, либо венеты, либо венеды. Здесь интересный аспект перехода глухой согласной «т» в звонкую согласную «д» - признак славянства. На севере Италии целая область носит название Венето...
Люстра, помнится, все свои исторические разглагольствования заканчивал укоризной Петру Великому за то, что царь не там прорубил окно в Европу. Нужно было ему рубить где-нибудь в Адриатике, в Эгейском море или в районе Александрии.
Люстра снимал свои замечательные очки, верно, готовился погрузиться в посейдоновы теплые воды.
- Откуда у нас такое замечательное словечко «человек»?
- Человека. Ум, честь и совесть эпохи.
- Ну и дурак. «Словен» двухкоренное слово: «сло» и «вен». Корень «вен» преобразуется в суффикс, и в слове «славок» уже преобразовался. Кстати, и в слове «славянин» тоже. Выстраиваем цепочку. Словен - словак - словек.
У поляков звук «с» переходит в «ш» или «ч» - чловек. Понял - уже чловек. В русском языке появляется дополнительная огласовка - человек. Итак, человек - это словен - славянин. У русских до семнадцатого века человеков не было. Были людины и смерды. Просто - людин, буквально - простолюдин. Гришка Отрепьев нас человеками сделал... По Несторовой летописи единый славянский народ жил на Дунае, где сейчас Венгрия, Болгария, Словакия...
- А по науке?
- А по науке академик Шахматов Алексей Александрович говорит, что у славян было две прародины. Первая там, куда показывает монах. Вторая в районе Вислы, Одры, Лабы. Там в первом веке нашей эры окончательно оформился славянский язык. Западные снобы, зануды, говорят, что славянский язык, мол, слишком на их вкус своеобразен. Ну и что? Народ как раз и осознает себя по своеобразию языка.
Я хотел вызвать в своем воображении Леонтия из рассказа «Шмель», проконсультироваться с ним, но он кашлял во тьме, уходя... Люстра, его прародитель, оказался сильнее и самобытнее.
- Брось, физкультурник, - сказал Люстра, - он, твой Леонтий, придурок, а я твой старинный друг, я, можно сказать, тебя думать учил, размышлять. Не печалься, лучше послушай голос, с которого начинается миф о русском народе.
Голос этот принадлежит Андрею Первозванному - апостолу Христа.
В Несторовой летописи есть запись: «А Днепр впадает устьем в Понтийское море, это море слывет русским - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра...»
Если знаменитый апостол Петр вручил ключи, символ власти на земле и на небе, первому римскому папе, то Андрей, его брат, благословил русские земли на христианство.
«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра и захотел отправиться в Рим и приплыл в устье днепровское и оттуда отправился вверх по Днепру».
Спрашивается, кто поволок Андрея по Днепру вверх, против течения, через пороги и мели? Значит, шёл караван, и он к каравану пристал. И никто его «за так» не повез бы - был он беден и с виду дик. Видимо, нанялся апостол в лямочники - в бурлаки.
Шли по берегу воины в рогатых шлемах и буйволовых колетах. В 66 году эры Христовой.
Шел и тянул лямку Андрей Первозванный - первый ученик Иисуса, которого римляне распяли позже в Синопе на косом кресте и вниз головой, так просил сам Андрей, чтобы нельзя было даже смерть его сопоставить со смертью его учителя.
Люстре виделось, что в первой ладье с высоким форштевнем стоял светлобородый голубоглазый человек громадного роста. Звали того человека Один. Вел он свой народ на другое море, поскольку без моря люди его жить не могли. Станет Один на восемь веков скандинавским богом. Апостол же другого бога, «Бога истинного», как и положено в мифе, тянул ладью Одина, истирая плечи в кровь, к берегу его бессмертия.
«И случилось так, что он (Андрей) пришел и стал под горами на берегу. И наутро встал и сказал бывшим с ним ученикам. (Он и в пути проповедовал ватаге лямочников, нанявшихся в поход. Викинги, наверное, не тянули, они шли в боевом строю).
«Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог многие церкви». И взошел на горы эти, благословил их и поставил крест и помолился Богу и сошел с горы этой, где после возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивлялся им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим и поведал о том, как учил и что видел».
Люстре было до жути интересно: парили русичи Андрея Первозванного в бане? У него даже спина от этого вопроса чесалась.
- Наверное, парили, - говорил он. - С травяными настоями. Именно травяные целебные настои тогда называли «квасы». Конечно, парили с «квасами». Небось, плечи и спину апостол в кровь стер. А потом веником его.
Слышишь, физкультурник: «вено» - союз. В первом веке русичи назывались венадами. Потом они стали называться антами и склавенами. Анты тихие тихие, в шестом веке начинают шибко топорами махать.
Государство образовали вместе с кельтами - Само. Врезали по сопатке аварам.
Потом другое образовали государство - Великое Моравское княжество. А вот о склавенах мало что известно. Были, и всё.
Но посмотри. Скла - вены. Склад венов. Опять союз. Наверное, уже более сложный и более обширный. Склад - лад. Складно - гармонично...
Вот и я думаю, склавены ещё в первом веке стали приходить на Ильмень-озеро, на Ладогу и строить здесь свои города. В первом веке и варяги пришли.
Люстра перескакивал со склавен на варягов так просто, словно играл какое-то попурри. Перед войной среди эстрады модным словом было «попурри», а среди кондитерских шедевров «ассорти».
- Скандинавы вообще-то потомки легендарных народов моря, в Библии их называют филистимлянами. Филистимляне - потомки атлантов-асов. Пришли они с Крита, разгромили хеттское царство, основали, но скорее захватили Илион, назвали его резко - Троя. Разгромили Сирию, Финикию, Палестину, бросились громить Египет, но получили по рогам. В буквальном смысле. У них шлемы были рогаты - с Крита, от Минотавра. Осели они в Палестине, но почему-то ушли. Не все, конечно. Не выдержали конкуренцию с торгашами финикийцами и ханаанцами.
Ушли сперва в Трою, потом в глубь Малой Азии, где основали свою столицу Анкару. «Анкер» - якорь. Но в первом веке нашей эры, теснимые Римом, снялись и с этого якоря. Покинули и эти земли. И под предводительством Одина пошли по Днепру на север.
Один послал, я думаю, отряды и по Дунаю. Но все они шли не куда-нибудь, а к нынешней Балтике. Скорее всего, тип кораблей, на которых совершали свои походы народы моря, тогда не был ещё приспособлен для плавания в океане. Наверное, это были моноксилы - однодревы. На севере скандинавы создали свои легендарные дракары. «Драк» - дракон.
Когда я у Люстры спрашивал, ведомый завистью, откуда он всё это взял, тот отвечал: от коровы.
- Корова была самым древним священным животным. В Индии - Наннин, белый бык, счастливый друг Шивы - автор космической музыки. В Египте - Апис, чёрный бык с белым пятном на груди - космическая душа Ра. Священным животным корова была и у атлантов-асов. И у филистимлян. И у викингов. Аудумла - корова, выкормившая прачеловека. Ледяные камни, которые она лизала, - звезды космоса. Кто есть Минотавр?
Я представлял себе грязного волосатого парня с головой быка и хлопьями пены на черных губах.
- Бред. Это не чудовище, не урод несчастный и злобный, - шептал Люстра. - Мать его Пасифая, дочь Гелиоса. Отец - Посейдон. Огонь и вода! Имя Минотавра - Астерий. Звездный. Повторяю вопрос: кто такой Минотавр? И отвечаю! - Люстра кричал, вытаращив глаза под очками: - Верховный жрец солнца на Крите. На голове он носил золотой круглый шлем с короткими прямыми рогами. Длинные волосы ему завивали, они казались гривой. И не жрал он прекрасных девушек и прекрасных юношей. Я говорю «жрал», потому что слово «жрец» происходит от слова «жрать». Жрец приносил Богу жертву жратву. Человеческие жертвы были в те времена делом святым и обычным. Даже у ранних христиан. Но слово «жрать» так и осталось языческим, темным, даже жутким.
Победа Тезея над Минотавром вовсе не тривиальная победа одного спесивого царя над другим. Это победа новой религии над религией древней. Победа языческого политеизма над языческим монотеизмом. Людям понадобились зачем-то Афродиты, Марсы, Гермесы...
Люстра смотрел на меня, как смотрят в море. Наверное, он не видел моего лица, я для него был лишь щепкой на волнах, в лучшем случае плавником дельфина, он же стоял в ладье с прямым парусом. Я понял тогда, что увлечение интересной проблемой позволяет разуму повзрослеть так, что он вдруг из пленочного состояния собирается в мощный железный кулак. Этим кулаком Люстра бил меня в лоб. Из глаз моих искры летели. Сегодня я намеренно вздымаю и мысль и лексику Люстры, наверное, для того, чтобы показать возникший тогда разрыв в нашем мышлении - дуэт щенка с петухом...
- Короче, спасая жертвенных девушек, Тезей в тысячи крат увеличил их число. Дело тут в лабиринте. Путь в его глубины был прост, его освещал свет старой веры.
Но когда Тезей, убив Астерия, погасил этот свет, - тьма поглотила и его самого. Тёмен и страшен путь из лабиринта - путь выбора. Эх, девушки, девушки... Короче говоря, молодые герои растащили громадное всесветное солнце по бесчисленным жертвенникам богов нуворишей.
Кстати, победа Тезея над Минотавром и есть та легендарная победа греческих предков над атлантами, о которой сказано у Платона.
- А катастрофа? - спросил я. - Когда небо стало похожим на студень?
- Катастрофа была до Тезея. Крит лишь провинция. Провинций, я думаю, было много. Нужно искать золотые шлемы с прямыми рогами. Кстати, битва Тезея с Минотавром говорит знаешь о чем? О том, что асы не участвовали в конном походе индоевропейцев за Гималаи. Немцы пускай заткнутся. Арии к асам имеют такое же отношение, как и к старику Ною. Смешение культур асов и ариев произошло позже. Очень даже позже. Гораздо. Наверное, в борьбе с Римом.
Тут интересно вот что, вникай: христианский миф о святом Георгии, поразившем дракона и освободившем жертвенную царевну, - это поздняя версия, перифраз мифа о Минотавре. Дракон олицетворяет два Ра - единение огня и воды, основу всех языческих представлений о происхождении живой души. Георгий - конец Афродитам и Аполлонам. Герой новой веры укокошивает своего отца - прародителя.
Пока я размышлял над уже несвойственным Люстре словцом «укокошивает". Люстра в другую лодку перескочил.
- Дракон - это дурак. «Он» - суффикс. Как «стади(он)». «У» - огласовка. ДУРАК(он). Русские называли дракона - Змий. Дурака-то легко копьем забодать. А Егорий - герой, - Люстра снова перескочил с лодки на лодку - как не свалился в холодную воду? Хорошо бы, надо бы ему поостыть.
- Кстати, о лошадях. Викинги почитали коня и перед боем ели конину. Возможно, влияние амазонок. Возможно, влияние славян. У славян священным животным был именно конь. Конскую голову, череп, вешали на крыше бани. Или рядом с баней на шесте...
Я не смеялся над его банной привязанностью, поскольку видел в брызгах его горячего фонтана сверкающий образ, который будет звать и манить меня своей тайной - это земля моего раннего детства, валдайские золотые холмы.
- Городов и на Ильмене и на Ладоге было много, - сказал Люстра. - Варяги называли этот край Гардарики - край городов. «Рики» - край, страна. Я думаю, апостола славяне все же попарили. Да и сам он, думаю, не дурак - не мог он от такого чуда отказаться.
«Удивительное видел я в славянской земле на пути своем сюда (в Рим). Видел бани деревянные, и разожгут их до красна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя ими, и до того себя добьют, что едва слезут, чуть живые, и обольются водой студеной, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовение себе, а не мучение».
Сейчас бы я сказал Люстре, что описание бани Андреем Первозванным выглядит более захватывающим, чем благословение им Киевских гор. Некоторым исследователям кажется, что рассказ о бане насмешливый. Ничего подобного, каждому любителю бани, каждому северянину очевидно, что писал его любитель, писал и почесывался сладострастно. Возможно, сам Нестор и был тем новгородцем, тем северянином.
Но академик Рыбаков считает, что это кусок вставной и написан он в дохристианское время. Что ж, значит, писал другой новгородец. Может быть, рукопись, предшествующая «Повести временных лет», и писалась в Великом Новгороде.
И в Киеве новгородцы строили свои бани - княгиня Ольга сожгла древлян, убивших Игоря, в бане. И все же не оставляет меня ощущение, что это была не только месть княгини, но и последнее жертвоприношение язычницы Ольги богу Сварожичу.
Андрей проповедовал на славянской земле и якобы оставил русичам свой посох.
Напрашивается вывод, что именно русичи «новгородцы» сохранили на Руси и донесли до девятого века слово Христа. И доставили его на освященные Андреем Первозванным Киевские горы.
* * *
Я спрашиваю Люстру задиристо:
- А ты разделяешь мнение, что новгородцы призывали варягов править?
- Разделяю.
Я созрел для драки сразу - я стеснялся факта призвания варягов.
- Что же, по-твоему, они были шкварки?
- Важно выяснить, физкультурник, кто такие эти они?
- Новгородцы.
- Новгородцами они стали уже потом. По летописи получается так: варяги взимали дань «с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей».
- Дань - мне понятно. Я говорю, о князе.
- Варяжских племен было много, и все разбойники. Одни прибегают: «Гони деньгу!», другие прибегают: «Давай дань!». Третьи набрасываются: «А ну, раскошеливайся!». И всем дай. И приходилось мирному народу нанимать себе защитника. Лучше и дешевле такого же бандита - варяга. И нет у людей перед ним священных обязанностей.
Мне такой поворот понравился. А Люстра еще более меня успокоил:
- В общем-то все было так, но еще проще. Племена, жившие тогда по берегам Волхова и реки Великой, являли собой довольно тесную общность и выбирать князя из своих племен не могли, чтобы одно племя над другим не возвысилось. Словом - варяжский выбор был самым что ни на есть оптимальным. Варяги владели «путём». Варяги владели Киевом. Варяги как бы имели право на старшинство.
Антипатриотические выпады Люстры я относил за счет его желания поддеть меня. Я, разумеется, хотел смолчать, но не смолчал:
- Киев основал Кий, князь полян - перевозчик.
- «Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев», - сказал Люстра и добавил уныло: - Не было у полян князей... Я вычислил, кто такие Кий, Щек, Хорив и сестрица их Лыбедь. Кий - молот. Древнейшее в мире оружие - от неолита. Молот потом преобразовался в скипетр - знак верховной власти. Кстати, молотом вооружен и варяжский бог-воин Тор.
Значит, Кий не имя, а метафора - могучий грозный человек-князь. Значит, фольклор. Значит, Киев - княжий город, буквально перевод с варяжского Кенегард.
Посмотрим на Щека. Щеколда. Щит. Щека. Отгораживать, запирать, защищать. На венедском поморье есть город Щепин - крепость. Щек тоже персонификация.
Кто же такой Хорив? Вернее, что такое «хорив»? «Хор» древних треков - коллективный герой. Что мы можем назвать «коллективным героем», кроме дружины? Народный сход? Вот именно. Название горы - Хорив, упомянутой в Библии, по всей вероятности означает место народного схода у филистимлян.
Стало быть, так: князь Кий жил на горе, «где ныне подъем Боричев», на горе Щековице стояла крепость, размещалась дружина, а на Хоривице собирался народный сход. Тут, физкультурник, есть над чем подумать.
- Ладно, - сказал я, - подумаю.
Но Люстра и подумать не дал - такой просветитель.
- Был бы ты, физкультурник, не так ленив головой, ты бы понял: язык таинственнее, чем кровь. Возьмем слово «сербы». Сербы есть в полабских землях и на Балканах. Но это вовсе не определяет между ними какую-то прямую связь. Это метатезная форма слова «себры» или «собры». Кстати, себров мы и сейчас имеем в белорусском «сябры» - родичи, товарищи, и в русском, ушедшем, - «шабры». Вот когда анты пришли на Балканы, они все были себрами, и сербы, и хорваты, и болгары. «Се» означает «мы». Се бра. Мы братья. Собратья. Одна семья.
Это и есть глубинная основа славянства.
Единение. Гармония. Соборность...
«Почему это для нас так важно? Может быть, беда наша в том, что мы понимаем братство так полно, что не допускаем никакого инакочувствия. Может быть, именно поэтому. Христос, этот безжалостный демократ, от нас отказался?» - думаю я сегодня.
Сейчас, читая иногда заявления о чуть ли не генетической любви русских людей к центральной власти, их инстинкте государственности, мне так хочется, чтобы во всех школах в начальных классах было повешено на стену замечание Прокопия Кесарийского о славянах.
Прокопий писал про антов:
«...Не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве. И поэтому и счастье и несчастье в жизни считают общим»
* * *
Собственно, что такое «миф»? На этот вопрос, верно, нет ответа.
Жан-Пьер Вернан, знаменитый французский исследователь античности, пишет:
«Всё, что верно для разума, далеко не всегда верно для мифа. Последние труды антропологов предостерегают нас от попытки возвести миф в своего рода духовную реальность, которая присуща природе человека и действие которой обнаруживается везде и всегда».
Наверное, не «везде», но «всегда», когда народ настигает некое громадное поражение и народу нужно собрать волю в общую песнь, чтобы не потерять самобытность. .
* * *
Кто-то сказал: «Мне жаль тот народ, который нуждается в героях».
Фраза хлёсткая.
Но ведь ещё более достоин жалости тот народ, у которого героев нет.
Я склонен думать, что некоторые войны, обезображивающие сейчас лик планеты, затеяны исключительно для того, чтобы пополнить оскудевшие за века запасы национального героизма.
* * *
Советская проза.
Это были отрывки из книги - Дерево всех людей.
Автор Радий Петрович Погодин (1925 - 1993, 67 лет). Русский советский писатель, поэт и сценарист, художник, выдающийся детский писатель:
* * *
На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить!
Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.
До свидания.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: