Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6922 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

О РАЗРУШЕНИИ ДОСТОИНСТВА И БЕССМЫСЛЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО

О РАЗРУШЕНИИ ДОСТОИНСТВА И БЕССМЫСЛЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО

 

Борис Ихлов

 

Актуально ли, возможно ли говорить сегодня о достоинстве и ответственности философии, как ставят  вопрос на университетских конференциях, о перспективах цивилизации, о смысле в бессмысленное время, о новой субъективности, о судьбе искусства после постмодерна и тому подобное? Вы будете смеяться, но именно такова повестка ноябрьской философской конференции в пермском классическом университете. Поболтать о том, о сём… Самое поразительное – философы будто на необитаемом острове, их совершенно не заботит, что там за окном.

 

Итак.

 

Говорить об ответственности и достоинстве философии невозможно, можно говорить лишь об ответственности и достоинстве философов.

Сначала нужно отметить, на каком фоне происходит разговор.

Изменения произошли в степени грамотности населения, в уровне науки, в России – вследствие перевода науки на коммерческую основу, вследствие ЕГЭ, тестовой системы, реформы РАН. В Европе и Америке свернуты профсоюзные образовательные программы, сокращены программы школьного обучения. В кризисе биология, медицина, фундаментальная физика, в США уже десятилетия основные средства вкладываются в развитие теории струн, которая не имеет экспериментального подтверждения.

Изменились литература, поэзия, музыка, театр, кинематограф. Искусство просто исчезло, уже в период постмодерна. На смену театру абсурда приходит театр маразма, девиантное поведение, патологии, уродство становятся нормой, норма – патологией.

Молодежь – поколение вырожденцев, не знающее, кто такой Александр Суворов или Петр I, это интернет-олигофрены и АУЕ.

Факторы, влияющие на смертность, отмечал еще Мальтус. В России демографический кризис не преодолен, он усиливается низкими доходами населения, тотальной фальсификацией продуктов питания, проблемами сферы здравоохранения, ростом наркомании и числа зараженных ВИЧ-инфекцией. Статистика смертности не учитывает ряд важных факторов, в частности, смежные (между городскими районами) кладбища не попадают в статистику, не учитывается вывоз гробов на село, братские могилы для бомжей ЗАГСы считают за одну могилу.

Уровень смертности определяет состояние экономики. Немалую роль в состоянии экономики играет искусственное обрушение Кремлем и ЦК курса рубля в угоду сырьевым магнатам, причем дикое обрушение.

Ежегодно в мире 40 млн человек умирает от голода.

Понижен и уровень религиозного обобщения – до анимизма или тотемизма и отдельного мифа, например, эмфатические нарративы «лунный заговор», «химтрейлы», «инопланетяне среди нас», «информационное поле ноосферы», «путешествия во времени» и т.д. вполне можно отнести к верованиям нового типа.

В российской экономике доведение нормы прибыли к средней достигается не за счет снижения издержек, введения новых технологий и т.д., а путем замораживания или невыдачи заработной платы.

Если до 1991 года средняя производительность труда в СССР составляла 70% от уровня производительности в США и 60% от уровня ФРГ или Японии, то сегодня она составляет треть уровня производительности во Франции. Заводы перешли на работу в одну смену вместо трех.

Бегство капитала привело к деградации рабочего класса в развитых странах,  в то время как рост его численности в странах Азии и Африки еще не привел к качественным изменениям.

В этом плане говорить о каком-либо достоинстве кого-либо затруднительно. Сегодня российский пролетариат не способен даже на борьбу за наиболее выгодные условия продажи рабочей силы.

Отважная женщина, член профкома завода, встает грудью на защиту рабочих, в которых стреляет спецназ «Тайфун» - но захваты в начале тысячелетия ВЦБК в поселке Советском, глиноземного комбината в Ачинске, моторостроительного завода в Тутаево Ярославской области, хлебокомбината в Щучьем Курганской области, оккупация Ясногорска восставшими рабочими ушли в прошлое.

Нравственность, моральные нормы не привносятся извне и не существуют отдельно. Они возникают из общественного бытия, высшие их формы порождаются трудовой деятельностью, освободительными войнами, кровью гёзов, левеллеров и санкюлотов, Корзуна и Карбышева, Георга Эльзера и Виктора Хары, полетом Леонова и Армстронга, противостоянием сталинизму большевиков Рютина и Угланова, Раковского и генерала Горбатова.

Если такового нет, нормой становится безнравственность. Отказ от разума, имморализм стали нормой и в искусстве, и в философии.

 

Анамнез

 

«Каждый практический шаг дороже дюжины программ», - провозгласил Карл Маркс. Если философы до XIX века объясняли мир, в XIX веке им была поставлена задача его изменить. Что и было сделано. Однако после 1917 года философы были заняты исключительно облуживанием правящих классов по обе стороны баррикады, то есть, всякого рода объяснениями. Казалось бы, некоторые представители Франкфуртской школы, например, Герберт Маркузе, создали идеологическую базу молодежного движения конца 60-х, однако объективно они способствовали его подавлению. В движение были вброшены идеи однополой любви, хиппи, антипрогибиционизма, и движение за самоуправление, усиленное рабочими  забастовками против конвейерной обезлички, было выхолощено.

 

Если народников ждал Александровский равелин, Плеханову грозил арест, и он уехал из России, если Мартов, Аксельрод не избежали тюрьмы, а Ленин ссылки и заключения в Австрии, если Маркс жил в нищете, подвергался гонениям и был вынужден бежать в Англию, если в Латинской Америке левых уничтожали физически, то современные левые философы чувствуют себя вполне благополучно. Для них – кафедры во всех университетах мира, с хорошим окладом, их книги многократно изданы без всякой цензуры, их ни разу не арестовывали и даже не увольняли с работы. Они стали совершенно безопасны для правящих классов, более того – необходимы им. Во всех развитых странах правящий класс оплачивает компартиям избирательные кампании. Чем больше кандидатов от компартии станет депутатами, тем больше денег получит компартия.

Левые партии удачно дополнили систему плюрализма мнений, которая действует жестче любой законодательной цензуры, гася своим белым шумом любой полезный сигнал, в многообразии мнений всплывает лишь то, на что затрачен больший капитал.

Принят в ведущих университетах США и наиболее влиятельный философ Франкфуртской школы Юрген Хабермас, сын члена НДСАП и в молодости убежденный член гитлерюгенда. Действительно, левый он лишь по названию, это стандартный либерал.

 

Студенчество столкнулось с поразительным феноменом: преподаватели философии, истории, экономики на лекциях повествуют, как они до 1991 года боролись против социализма за демократию и призывают в подтверждение изучить их труды. Студенты отправляются в библиотеку и обнаруживают, что данные преподаватели до 1991 года яро защищали социализм.

Зеркальным отражением является отрицание или оправдание сталинских репрессий философами, являющимися членами компартий.

 

Марксизм утверждает примат практики над теорией, однако современные левые готовы лишь на цветные псевдореволюции, они не замечены в организации забастовок, оккупации предприятий или перекрытиях магистралей и даже в них не участвовали, основной род их занятий – сотрясание воздуха, написание программ и реклама самих себя.

 

Что касается философов правого или консервативного толка, их ангажированность правящими классами не вызывает сомнений. Не так уж давно бригады философов-имиджмейкеров пытались сравнивать кретина Черномырдина с Сократом.

Поскольку буржуазия в России всё еще компрадорская, все еще не вызрела как класс-для-себя, ангажированность  переходит государственные границы: философы ангажируются не местным, а американским правящим классом.

Несколько российских государственных вузов получали гранты от «Оксфордского Российского фонда», связанного с «Фондом Ходорковского», деятельность которой генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ. В 2017-2018 гг. Воронежский государственный университет получал от фонда 193 000 долл./год, Дальневосточный федеральный университет – 298 000 долл., Уральский федеральный университет им. Ельцина – 193 000 долл. и т.д. Получатели денег - в первую очередь, философы. Цель фонда – помощь Госдепартаменту США в создании образа врага в лице России.

 

Были последовательно ангажированы и, следовательно, дискредитированы движение за равноправие женщин, экологическое движение (яркий пример – Greene Peace), профсоюзное движение (пример – АФТ КПП), наконец, движение против расизма (BLM).

Активность низов была направлена в русло бесполезных мобилизаций анти- и альтерглобалистов в Кёльне, Порту-Алегри, Каракасе и др., которые оказались бессильны отстоять даже налог Тобина.

Все партии, от ультралевых до ультраправых, превратились в предохранительный стабилизирующий буфер между властью и массами, что вызвало рост абсентеизма в мире уже в 60-е. В десятых годах этот процесс коснулся даже образцово избирающей Франции, где на выборы Макрона пришло менее половины избирателей при стандарте 80%, в США между Клинтон и Трампом выбирали 47% имеющих право голоса.

Соответственно, потерял смысл системный анализ многопартийной структуры с делением на правых, левых, центристов и т.д.

Утрата буфера в лице компартии в США привела  в 2020 году к охлократии.

 

Соответственно трансформировалась и философия - и левых, и правых. Уже Маркузе, игнорируя противоречие между абстрактным и конкретным трудом, отказал рабочему классу в гегемонии. После распада СССР философия левых окончательно утратила социальный адрес, некоторые троцкистские организации провозгласили гегемоном ЛГБТ.

Резко снижен уровень философского дискурса. Бытует представление, что если заменить каузальность темпоральностью, случайное акцидентальным (хотя термин использовал Маркс), враждебность рессентиментом и т.д., наполнить изложение контрактуализмом, пропонентом, сотериологическим, нонкогнитивизмом, метаэтическим, деонтологическим и т.п., то текст станет научным. Идет возврат к самым примитивным формам субъективного идеализма, к позитивизму, неопозитивизму, постпозитивизму, от Конта, Маха и Витгенштейна до Поппера, Карнапа и Фейерабенда, к экзистенциализму, к мифологии Шпенглера, у которого Достоевский родился в Петербурге,  и даже к схемам Фрейда и Юнга и болезненным фантазиям Кьеркегора. Отметим, что у Фрейда было всего 46 пациентов, он не вылечил ни одного и оставил лишь пять описаний психопатологий.

Российская философия от макушки дл пят пронизана жаждой соответствия, она апеллирует к Хантингтону и Валлерстайну, Аттали и Гидденсу с их примитивным текстами.

 

Единство противоположностей

 

Почему левые партии мало чем отличаются от правых, что их объединяет?

В проекте в 1-й программе РСДРП Ленин писал, что у социал-демократии нет задачи построения партии, есть задача организации всего пролетариата в политическую партию, роль социал-демократии – это помощь рабочему классу в его самоорганизации. В диалектическом взаимодействии двух субъектов истории, класса и партии, марксизм ставит класс первичным, партию – вторичной. Однако в 30-е годы прошлого столетия в СССР утвердилось обратное отношение, выраженное формулой «планы партии – планы народа». Ситуативная идея Бернштейна о привнесении политического сознания в темную, косную, инертную материю рабочего класса была воспринята как концептуальная. Субъективный партийный фактор был возведен в ранг объективного, история борьбы классов превратилась в историю царей.

И правые и левые партии реализуют одну и ту же схему: 1) написание программы, 2) ее пропаганда, 3) агитация голосования населения за партию. Нетрудно видеть, что и либеральные, и националистические партии руководствуются в этой схеме двумя статьями Ленина: «Что делать» и «Детская болезнь левизны в коммунизме», хотя обе они противоречат историческим фактам: опыту Парижской Коммуны и первых Советов.

«Сколько мы понаписали чепухи», - говорил Ленин. Он неоднократно опровергал эти две статьи, и в работе «Очередные задачи Советской власти», где утверждал, что социализм – когда «каждый после отработки своего 8-часового урока начинает заниматься государственной деятельностью», и в повторении тезиса Маркса, что «социализм – это живое творчество масс» (а не партии), и в тезисе «сведем роль партийных госчиновников к просты исполнителям воли трудящихся», и на II Конгрессе Коминтерна, утверждая, что диктатура пролетариата выражается в форме Советов, «форме, найденной самими рабочими», но не в форме диктатуры партии, как это было зафиксировано на XII съезде РКПб в 1923 году в отсутствие Ленина.

 

В 1930 году Ортега-и-Гассет в противовес тезису о классовом антагонизме предложил идеологему социального партнерства между общественными классами [1].

В 90-е и левые (КПРФ), и правые партии приняли тезис о социальном партнерстве, которое стало главной темой Глобальных форумов в Рио-де-Жанейро в 1992 и в Манчестере в 1994 годах, проведенных под эгидой ООН по программе Альберта Гора. Стоит отметить, что полной мере социальное партнерство было достигнуто в гитлеровской Германии, СССР и Китае.

 

Предвыборные программы за их тождественностью и абстрактностью потеряли смысл, неисполнение предвыборных обещаний стало традицией, депутатами становятся кандидаты, которых население никогда не видело и не слышало. Избирательные кампании, сама деятельность политических партий превратились в разновидность бизнеса. Несмотря на законодательные запреты, во всем мире криминал активно участвует в избирательных кампаниях.

Всё это привело в России к отторжению всего партийного и, вкупе с резким уменьшением числа пенсионеров, к отмене порога явки на выборах.

Понятие «социализм» настолько обесценилось, что в качестве социалиста в избирательный кампаниях в США участвует демократ Сандрес, которого используют в качестве «торпеды», т.е. чтобы отнять часть голосов у республиканцев, в России – капиталист Грудинин, демагог Платошкин.

Вместо классовых интересов столичные светильники разума заговорили о какой-то справедливости, будто ее понимание одно и то же у богатых и бедных, Делягин даже уверяет, что у русских эта справедливость есть, а у испанцев или японцев – отсутствует.

 

Провал многопартийности в России произошел уже в 90-е, когда чувствующие настрой населения кандидаты шли в парламенты уже не от партий, а от наспех созданных фондов и прочих организаций. Так, прокурор Валентин Степанков стал депутатом Госдумы от фонда борьбы с наркоманией «Пульс», который исчез сразу после получения Степанковым депутатского мандата.

И левые, и правые партии одинаково отстоят от населения, никак не связаны с ним, они проявляются лишь на периоды избирательных кампаний. В СССР «отрыв от масс» произошел еще в конце 20-х, поскольку привилегированный труд касты партийных управленцев определил их кастовое сознание.

Процесс обесценивания политических партий происходил одновременно с обесцениванием понятия «политика». Самые высокие рейтинги политиков получают в регионах губернаторы, в стране – правительственные чиновники, в отсутствие фактов, подтверждающих какие-либо политические действия чиновников, особенно в сравнении с такими политиками, как Теодор Рузвельт, Вудро Вильсон, Черчилль, Луи Барту, Франклин Рузвельт, Дэн Сяопин.

 

Если ранее политическими событиями считались победа в военном или экономическом противостоянии, в национально-освободительной революции, пуск нового завода, высадка модуля на лунную поверхность и т.д., ныне политическими событиями являются на 99,99% высказывания тех или иных чиновников и шоуменов. В этом легко убедиться, просмотрев новостные ленты любого информационного агентства.

 

Говорить о смене социальных идеалов тоже не приходится, поскольку классовую мораль сменила кассовая мораль задолго до перестройки. После легализации капиталистических отношений в СССР тайное стало явным.

 

И всё же политика

 

Как говорил Аристотель, человек – животное политическое.

Означает ли вышеизложенное разрушение политического? В какой-то мере да, поскольку капитал в своем развитии уничтожает государственные границы, процесс глобализации привел к ангажированности не только отдельных политиков, но целых правительств. Политикой является противодействие этому процессу, которое иногда доходит до абсурда, как, например, в Шотландии или Каталонии.

Но и централизация капитала тоже, несомненно, подкреплена политически.

После распада СССР для США исчез консолидирующий материал в образе внешнего врага, резко обострилась конкуренция между США и ЕС, началась война евро и доллара. В Латинской Америке (Мексика, Эквадор, Перу, Аргентина, Бразилия, Никарагуа, Боливия, Венесуэла) грянула новая революция – за независимость от США. Наконец, труд и капитал столкнулись лицом к лицу, без посредника в виде «лагеря социализма».

В США был отменен вэлфер, упал минимальный размер оплаты труда. В Великобритании резко выросла безработица, были отменены бесплатная медицина и образование, были закрыты десятки угольных шахт, во Франции урезали социальные программы, повысили пенсионный ценз. В Японии с ее институтом пожизненного найма к 2000 году возникла 5%-я безработица, шок для японцев.

В Европе начались мощные выступления, только во Франции – две общенациональные забастовки, причем без участия партий и даже профсоюзов. По США  в начале 90-х прокатились волны негритянских протестов, в 1992 году для их подавления в Лос-Анджелесе были введены 9000 полицейских, 10 000 военнослужащих национальной гвардии, 3300 служащих армии и морской пехоты США, 1000 сотрудников ФБР, бронетехника, боевые и полицейские вертолеты. Был открыт огонь на поражение, около 100 человек убиты, более 11 000 человек подверглись аресту, около 500 человек получили от 25 лет и до пожизненного заключения.

 

В связи с этим в 2008 году, когда евро подошел к психологической отметке 1,5 долл.,  состоялась первая попытка реанимации образа внешнего врага – провокация с нападением грузинской армии на Цхинвали. Цена барреля нефти снизилась со 140 долл. до 40 долл.,  упал и курс российской валюты. Однако достаточно было в начале 2009 года поставить газопровод в Европу на ремонт, как рубль вернулся на прежнее место, кампания была свернута. Следующая попытка в 2014 году на киевском майдане оказалась успешной.

Политика реанимации образа внешнего врага – на долгие годы, ее ничем не отменить.

Специфика в сравнении с политикой до 1991 года в том, что она имеет отчетливо патологические формы. Яркий пример – муссирование темы отравления одного или двух человек оружием массового поражения через 4 часа после соприкосновения с отравляющим веществом.

 

Уровень политического резко снижен в целом. Это видно по поведению Буша-младшего, по нетрезвому виду японских, германских парламентариев или Саркози перед публикой, по выступлениям представителей Госдепартамента США, по утверждению спикера Госдепартамента Псаки о прекрасном горном воздухе в Ростове-на-Дону, по ужимкам Обамы перед зеркалом и ловле мух перед телекамерами, по предложению членов Конгресса США бомбить Чехию (перепутали с Чечнёй), наконец, по собачьему лаю в эфир Хиллари Клинтон, баллотировавшейся на пост президента США. Что, разумеется, сопоставимо с законопроектами о запрете чеснока, орального секса или с официальным сообщением, что причиной падения «Протона» стала якобы неправильная, на 180 градусов, установка датчика угловой скорости.

 

Использование меньшинства населения для вторжения войск – метод старый, его современная форма – цветные революции, которые заняли достойное место в политическом инструментарии.

 

Вместо заключения

 

Лозунг леваков «требуйте невозможного» революции 1968 года во Франции плавно перешли к нелепым лозунгам «антикапитализм» и «социализм или варварство», в тот период, когда производительные силы - в стадии регресса. Будто есть такой общественный строй – антикапитализм, будто бы социализм – как выбор блюд в ресторане.

 

Распределение между богатыми и бедными странами, составлявшее в 1820 г. 3:1, в 1913 г. -11:1, в 1950 г. - 35:1, в 1973 г. - 44:1, достигло к 2001 г. 78:1. Уровень жизни в самой богатой стране, Швейцарии, превышает уровень жизни в самой бедной стране, Мозамбике, в 400 раз, в то время как 200 лет назад соотношение между двумя «полюсами» составляло 5:1. Однако война бедного Юга с богатым Севером, о которой предупреждал еще Ленин [2], вылилась в уродливую форму исламского фундаментализма.

 

Рост абсентеизма, характер последней избирательной кампании в США в 2020 году ознаменовали крах парламентаризма вместе с мифом о честных выборах.

Однако рабочий класс, размытый экологами, феминистками, ЛГБТ, BLM и т.д. еще не вырвался из прокрустова ложа многопартийной системы, его сопротивление пассивно.

 

Хоркхаммер, Адорно, Маркузе под аплодисменты анархистов призвали к отказу от мировой культуры, дабы освободить личность от давления общественного сознания, которое отождествили лишь с жесткой формовкой индивидуального сознания. Тем самым вместе с водой выплеснули и ребенка, поскольку мышление возникает исключительно в обществе как новое системное качество.

Самостоятельное, не подверженное штамповке средств массовой информации мышление возникает только на базе мировой культуры.

 

Можно было бы сказать, что смысл – в разрушении бессмысленного, но разве можно разрушить то, что уже хаос? Остается лишь вопрос: будет ли сделан шаг в обратном направлении - к проекту 1-й программы РСДРП.

 

Литература

  1. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. В сб. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 588 с.
  2. Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализма. ПСС, изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1976. Т. 27. С. 299-426.

 

 

Это интересно
0

23.11.2021
Пожаловаться Просмотров: 187  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены