Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6924 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Языческая Русь: правда и вымысел

 

 

Алексей Анатольевич ОпаринOпарин     

профессор Алексей Опарин

Отмечая величайшее событие нашей истории — принятие христианства, мы одновременно с этим стали сегодня свидетелями небывалого расцвета и популяризации язычества.

Язычество буквально с каждым годом набирает силу. В последние несколько лет вышли десятки книг, посвященных «великому прошлому» языческой Руси, которое было прервано с принятием христианства, давшем, якобы, только отрицательные результаты.

Выпущены книги, в которых Русь рассматривается как центральное в астральном мистическом понимании государство мира [1]. В них раскрываются якобы «исконно русские корни», возврат к которым гарантирует счастье для России, Украины, Беларуси [2]. Дохристианская Русь рисуется «великой державой с развитой культурой и экономикой».

Полки магазинов буквально захлестнула литература о Гиперборее [3]. Буквально бум вызывает «Влесова книга» — языческая летопись Древней Руси, опубликованная около 60 лет назад и долгое время не признаваемая и не признанная многими учеными, как подлинная [4].

Однако, если беспристрастно рассматривать вопрос влияния язычества на Русь, то мы увидим, что влияние это носило крайне негативный характер.

Вот, некоторые исторические примеры:

1. Поистине одним из бичей славян является повышенное злоупотребление алкоголя, ставшее причиной крушения многих семей, огромного числа болезней

Впрочем, на эту тему можно много не говорить — что такое пьянство, знают все. Но почти никто не знает, где кроются корни этого явления. «У языческих славян религиозные обряды также сопровождались пиршествами — были даже при святилищах особые храмины, в которых пировали… Такое назначение имели и три комнаты при Штеттинском храме Триглава: в них кругом стояли скамьи, на пиру поминали богов, пили заздравные чаши, просили помощи у богов…»

«У славян, — рассказывает в славянской хронике Гельмольд, - на попойках и пиршествах по рукам ходил кубок, над которым они произносили не благожелательные, а напротив, слова проклятий в адрес богов, как доброго, так и злого, высказывая надежду, что добрый бог будет руководить их хорошими делами, а злой бог — их злыми делами».

У немецкого историка Саксона сохранилось описание такого древнеславянского праздника на острове Рюгене у кумира Святовита: «этот религиозный пир справлялся после жатвы всеми жителями острова. По совершении обрядов остаток дня проводили в пиршестве, превращая жертвенный пир в простую попойку и чревоугодие. Считалось богоугодным напиваться пьяным, а оставаться трезвым — возбранялось» [5].

«Культовое опьянение было распространено у многих народов. Буряты, например, трижды в год устраивали особый праздник жертвоприношений — тайлаган. Собравшиеся сооружали на горе жертвенник, а около ставили посуду с кислым молоком и тарасуном, хмельным напитком из молока, без которых не обходилось ни одно действие праздника. Шаман освящал напиток, затем обливал им жертвенное животное, а затем гадали, бросая вверх чаши с тарасуном — чашка, упавшая дном вверх, предвещала несчастье, вниз дном — счастье. Праздник венчал общий пир, на котором напивались все допьяна, пели, кричали. Празднества с обильными возлияниями особенно характерны для шаманских религий. При этом первыми пьют шаманы, потом — остальные. Чуваши, по окончании земледельческих работ, совершали обряд чукления хлеба, затем начиналась шумная попойка» [6].

2. Суеверия, так же являющиеся одной из черт славянского характера, пришли из язычества

«В суеверных преданиях народа русского открываем также некоторые следы древнего славянского богопочитания: доныне простые люди говорят у нас о леших, которые видом подобны сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и травой, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о русалках или нимфах дубрав (где они бегают с распущенными волосами особенно перед Троицыным днем), о благодетельных и злых домовых, о ночных кикиморах и проч.» [7]. Гадания так же пришли к нам из языческого прошлого, как и культ мёртвых.

3. Жестокость и аморальность религии

Древняя славянская религия требовала весьма жестких правил. Славяне приносили младенцев в жертву, что показали раскопки на Бабиной горе (на Днепре), где обнаружили черепа младенцев, приносимых в жертву богине Макоши [8].

Так, «славянки не хотели переживать мужей и добровольно сжигались на костре с их трупами. Вдова живая бесчестила семейство… всякая мать имела у них право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было уже слишком многочисленно… Сему обыкновению не уступало в жестокости другое: право детей умерщвлять родителей, обремененных старостью и болезнями, тягостных для семейства и бесполезных согражданам… Древляне же имели обычаи дикие, подобно зверям, с коими они жили среди лесов тёмных, питаясь всякою нечистотою; в распрях и ссорах убивали друг друга; не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов, но уводили или похищали девиц. Северяне, радимичи и вятичи уподоблялись нравам древлян; также не ведали ни целомудрия, ни союзов брачных; но молодые люди обоего пола сходились на игрища между селениями: женихи выбирали невест и без всяких обрядов соглашались жить с ними вместе; многоженство было у них в обыкновении» [9].

Даже современные поборники русского язычества вынужденно отмечают его выраженный аморальный характер. С древности было «на Руси поклонение срамным частям человеческого тела… Взглянем хотя бы мельком на традиционную святочную игру, именуемую «межи наводить“… Сама же «игра» заключается в следующем: ряженного мужика или парня кладут на спину с закрытым лицом, иногда привязывают и вынимают его детородный орган, символизирующий межевой столб. Какая-нибудь бойкая участница объявляет, что «межа упала», и по очереди подводит каждую девушку (а таких набивается полная изба) к обладателю «межи», чтобы та попыталась своими руками «столб поставить»…

Весенний праздник Ярилы… является исторически трансформированным на славянской почве хорошо известного дионисийского культа с непристойным оргиастическим действом… Несмотря на подчеркнуто непристойный характер, Ярилин праздник отмечался в России повсеместно… девушки и парни собирались плясать и веселиться в честь Ярилы. Матери охотно отпускали своих дочерей на это гуляние повеселиться. Женихи высматривали невест, а невесты женихов. Общество носило более чем вольный характер. Во время разгула любовью занимались под ветвистыми деревьями… Начинался всеобщий разгул, который обычно завершался страшным кулачным боем» [10].

Стоит отметить, что поляне резко отличались от вышеуказанных славянских племен своим кротким характером и целомудрием [11]. Чем объяснить такое резчайшее различие, ведь жили эти племена совсем рядом? Историки пока не находят полного ответа на этот вопрос. А между тем апостол Андрей провозглашал весть Евангелия в I в. х. э. как раз в районе проживания полян, возле Киева [12].

И память об этом дожила аж до XI века, когда монах Нестор писал свою летопись. Значит влияние, оказанное Андреем, было велико, и если оно сохранилось в памяти людской, то несомненно не могло не отразиться и на их образе жизни. Здесь мы видим различие между языческими племенами и полянами, слышавшими весть спасения из уст одного из учеников самого Христа. Были у славян и человеческие жертвоприношения, хотя и не столь многочисленные.

В основном в жертву приносили христиан. Языческие жрецы во время празднеств «обагряли свои требища кровию христиан по жребию из пленников или купленных у морских разбойников. Жрецы думали, что идол увеселяется христианскою кровию, и к довершению ужаса пили ее, воображая, что она сообщает дух пророчества» [13].

Весьма аморальный характер носили и языческие празднества. Так, день Ивана Купалы, овеянный сегодня столькими стихами, представлял собой массовую оргию, освященную жрецами.

4. Славяне на войне

Из истории мы знаем, что наши воины всегда славились великодушием к побежденным, практически никогда не чинили насильств и грабительства. Это отличало воинов Александра Невского и Дмитрия Донского, Петра I и Суворова, солдат Великой Отечественной войны. Конечно, были единичные случаи мародерства, жестокости и в русской, потом советской, армии. Однако, так было у славян далеко не всегда: в древности жестокость славянских племен наводила ужас на сопредельные страны. «Не желание славы, а желание добычи, которою пользовались готфы, гунны и другие народы; ей жертвовали славяне своей жизнью, и никаким другим варварам не уступали в хищности… Многие из них, не боясь поиска римлян, жили на полуденных берегах Дуная в пустых замках или пещерах, грабили селения, ужасали земледельцев и путешественников — летописи VI века изображают самыми черными красками жестокость славян» [14].

Неумолимая жестокость славян весьма ярко представлена в войнах, которые вел киевский князь Святослав (945-972). Так, «в последние дни боев у стен Доростола… русы вышли в полночь при полной Луне на берег Дуная. Сначала они собрали тела павших бойцов и сожгли их на кострах, а потом, совершая Тризну, предали смерти множество пленников и пленниц. Но самое оригинальное было то, что они топили в водах Дуная грудных младенцев и петухов. Так совершались жертвоприношения злым богам. Еще более страшные сцены происходили в Белобережье (остров Березань) после возвращения из Болгарии. Князь и его языческие вельможи приписали русским христианам, сражавшимся в том же войске, вину за поражение, нанесенное их единоверцам, объяснив его гневом богов на христиан. Святослав замучил насмерть своего брата Улеба (Глеба), а его воины так же поступили со своими боевыми товарищами, страдавшими от ран и нуждающимися во враче, а не в палаче» [15].

5. Раздробленность Руси

Язычество поддерживало и раздробленное состояние древнерусского государства, способствуя междоусобицам.

Те же и другие историки отмечают, что «только после принятия христианства эти жестокие нравы были искоренены» [16]. Так что никакого идиллического существования дохристианской Руси не было. Напротив, это была тогда страна, населенная народом, в котором религия культивировала жестокость и аморальность. Именно к этой религии и призывают нас сегодня вернуться так называемые поборники «национальных корней».

Однако, сегодня многие не знают настоящего лица русского язычества и с большим энтузиазмом вступают в создаваемые языческие общины.

И, потому, принятия христианства на Руси служит еще раз прекрасным примером, чтобы мы по достоинству оценили это событие, низвергнувшее язычество и его роль в жизни нашего Отечества.

Список использованной литерутуры

  1. Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси. В 2 т. − М., 1996.
  2. Шаян В. Вiра предкiв наших. − Канада, Онтарио, 1987.
  3. Дёмин В.Н. Загадки Русского Севера. − М.: Вече, 2000.
  4. Буганов В.И., Жуковская Л.П., Рыбаков Б.А. Мнимая «древнейшая летопись» // Вопросы истории − 1977.− № 6; Творогов О.В. Влесова книга // ТОДРЛ, − Т43. −Л., 1990.
  5. Смирнова И. Магия как она есть. − М.: ФАИР, 1997. С. 388.
  6. Смирнова. Указ. соч., с. 386.
  7. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4 т. − Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. Т. 1, с. 92.
  8. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. − М.: Наука, 1984. С. 145, 147.
  9. Карамзин. Указ. соч., т. 1, с. 77.
  10. Дёмин В.Д. Загадки русского народа. − М.: Вече, 2000. С. 117-121.
  11. Карамзин. Указ. соч., т. 1, с. 77.
  12. «Повесть временных лет». В книге: «Как была крещена Русь». − М.: Политиздат, 1990.
  13. Карамзин. Указ. соч., т. 1, с. 96.
  14. Карамзин. Указ. соч., т. 1, с. 75.
  15. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. − М.: Лорис, 1992. С. 160.
  16. Карамзин. Указ. соч., т. 1, с. 163.

Это интересно
+2

29.04.2021 , обновлено  29.04.2021
Пожаловаться Просмотров: 361  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены