Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6922 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1856–1933).


АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1856–1933), русский художник, теоретик искусства и историк, представитель изобразительного искусства русского модерна. Родился в селе Рябово (Вятская губерния) 25 июля (6 августа) 1856 в семье священника. Учился живописи у старшего брата, В.М.Васнецова. В 1870-е годы, проникшись идеями народничества, оставил искусство, став сельским учителем, но вскоре вернулся к живописи. В 1880–1890 жил в Петербурге, помещал свои рисунки в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и др. Затем переселился в Москву. Был членом «Товарищества передвижников» и одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1918), руководил классом пейзажной живописи после смерти И.И.Левитана.

История искусства знает немало художественных династий и примеров творчества родных братьев. Это итальянцы Беллини и Карраччи, французы Ленен, русские братья Маковские и Коровины. Этот список могут продолжить братья Васнецовы - уроженцы северного вятского края. О них очень метко сказал Федор Шаляпин: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Именно такими были братья Васнецовы». (Ф.И.Шаляпин "Страницы моей жизни")

Аполлинарий Васнецов всегда находился словно бы в тени своего старшего брата. Действительно, в массовом сознании фамилия Васнецовых чаще всего ассоциируется с именем Виктора Михайловича, автора знаменитых полотен «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка». Именно ему «младший» Васнецов был обязан почти всем: это по примеру брата он еще в раннем детстве увлекся рисованием, это брат пригласил его, когда они осиротели, жить к себе, в Петербург, обучил технике живописи, радовался успехам, поддерживал и вдохновлял. И вместе с тем Аполлинарий Васнецов прошел в искусстве свой путь, создал свой мир художественных образов. Он вошел в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу Урала и Сибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву. Аполлинарий Васнецов был скромным и спокойным человеком. Как это часто бывает, большая культура и эрудиция сочетались в его натуре со спокойной уступчивостью и мягкой незлобивостью. Ни разу он не повысил ни на кого голоса, не позволил себе резкости.

Мягкий и уживчивый характер не давал возможности наживать врагов, хотя он и умел постоять за себя, за свои принципы и убеждения. Таким рисуют нам Аполлинария Васнецова многочисленные воспоминания и рассказы современников. Вот что, например, вспоминал хорошо знавший его Александр Бенуа: «Весь он был, как «красная девица»: поминутно краснеющий, робкий и в то же время доверчивый и удивительно наивный. В целом он производил необычайно милое впечатление». Позднее Бенуа расширил характеристику: «Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Да и наружность у «Аполлинаши» удивительно соответствовала его творчеству. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие «ланиты» (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким румянцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей...

Прелестен был и его «сибирский» говор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей». Аполлинарий Васнецов прожил, на первый взгляд, спокойную и ровную жизнь без взлетов, падений, мучительных сомнений и поисков. Нет, были, конечно, и поиски, были и колебания, но только в самом начале творческого пути. Сложно находил себя Аполлинарий Васнецов. Искренние стремления юноши к правде и счастью для народа вначале увели его далеко от искусства. Переболев «народничеством», он, наконец, нашел себя в живописи, и с тех пор начался его ровный творческий путь.


В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья, 1915



Воскресенский мост в XVII веке, 1921



Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века.



Двор удельного князя



Городская площадь XVII века



Каменный мост



Книжная лавка



Красная площадь



Московский Кремль при Иване Калите, 1921



Московский Кремль при Дмитрии Донском



Московский Кремль при Иване III



На крестце в Китай-городе, 1902



Новгородский торг



Оборона города



Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке. 1924



Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке. 1922



У Мясницких ворот Белого города в XVII веке. 1926



Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926


В архиве ~140 работ художника   Скачать:
https://yadi.sk/d/BjpKwSDqcV8eRw   Ещё интересное:

Это интересно
+1

14.06.2020
Пожаловаться Просмотров: 200  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены