Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6921 участник
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Церковь. Подвижники. Воры. Мы… Часть первая

мент  

 

Тру­до­вые будни ван­да­лов

Вой­нуш­ка ничего так вышла, на­пря­жён­ная. Палили друг по другу от­ча­ян­но. Одни бились за святое дело. Другие – с точ­но­стью до на­о­бо­рот, то есть за дело без­бож­ное.

Схема работы у банды была от­ла­жен­ная. Берешь свой чёрный пи­сто­лет, благо ору­жи­ем за­то­ва­ри­лись знатно. На­цеп­ля­ешь на морду свою чёрную маску – чтобы нена­ро­ком не опо­зна­ли, потому как валить на­глу­хо всех сви­де­те­лей братва пока была мо­раль­но не готова. За­яв­ля­ешь­ся с неофи­ци­аль­ным ви­зи­том в сто­я­щую на отшибе сель­скую цер­ковь. Ста­вишь ба­тюш­ку и сто­ро­жа под стволы. И вы­ме­та­ешь Святой Храм под­чи­стую, благо не оску­де­ла пока рус­ская глу­бин­ка на всякие до­ро­гие штучки, типа икон и се­реб­ря­ной утвари.

Вот и эту цер­ковь в Кир­жа­че­ском районе Вла­ди­мир­ской об­ла­сти решили взять лихим на­лё­том. А потом ски­нуть добычу оптом с нетер­пе­ни­ем ожи­да­ю­ще­му ре­зуль­та­тов вы­лаз­ки барыге, в пе­ре­во­де на рус­ский - скуп­щи­ку кра­де­но­го. Но не свезло банде в ту ночь сильно, даже смер­тель­но сильно.

Вы­ско­чи­ли пацаны из машины – лихо так и эле­гант­но, лю­бу­ясь собой. Ри­ну­лись кор­шу­на­ми к церкви… И на­по­ро­лись на ог­не­вой отпор.

На их беду ба­тюш­ка ока­зал­ся офи­це­ром в от­став­ке, притом то ли спец­на­зов­цем, то ли де­сант­ни­ком, да еще по­ню­хав­шим пороху. Так что был он вовсе не бес­сло­вес­ной жерт­вен­ной овцой, а вполне бое­спо­соб­ной  еди­ни­цей. И палить стал сразу, без при­су­щих про­фес­сии тщет­ных при­зы­вов к со­ве­сти и сми­ре­нию.

  

Бан­ди­ты в долгу не оста­лись и от­кры­ли огонь из пи­сто­ле­тов. Только счет вышел не в их пользу. Вот и ва­ля­ют­ся в цер­ков­ном дворе двое ра­не­ных на­лёт­чи­ков. А из­да­ле­ка до­но­сят­ся ярост­ные вопли – это народ из де­рев­ни бежит, и тоже не с пу­сты­ми руками, кто с ружьем, кто с то­по­ром.

Двое ли­хо­де­ев за­прыг­ну­ли в машину, без особых ду­шев­ных тер­за­ний оста­вив в цер­ков­ном дворе ис­те­ка­ю­щих кровью ко­ре­шей. Ну си­ту­а­ция так сло­жи­лась – каждый за себя. В любой бан­дит­ской судьбе рано или поздно на­ста­ёт такой момент, когда надо по­за­быть о дружбе и обя­за­тель­ствах. И дви­ну­ли они прочь на всех парах, про­кли­ная свою бес­тол­ко­вую бан­дит­скую судьбу.

У меня зна­ко­мый, свет­лая ему память, был тогда на­чаль­ни­ком Кир­жа­че­ско­го  ОВД. С  удо­воль­стви­ем вспо­ми­нал, как ввели план «Пе­ре­хват» и остав­ших­ся в живых бан­ди­тов гоняли по Вла­ди­мир­ским лесам. Пой­ма­ли. Немно­го по­ди­ви­лись со­ста­ву банды – там было двое от­пе­тых ре­ци­ди­ви­стов и один про­стой и чест­ный во­ен­ный же­лез­но­до­рож­ный ко­мен­дант. Един­ство армии и народа, только слегка из­вра­щён­ное.

Это был конец де­вя­но­стых годов. Тогда был пик на­лё­тов на церкви и кро­ва­вых битв на этой почве. В другой об­ла­сти ба­тюш­ка, тоже со ство­лом на­пе­ре­вес, умуд­рил­ся от­бить­ся от оче­ред­ной шайки. А многим не уда­лось. Сколь­ко народу пе­ре­би­ли, пе­ре­ре­за­ли, пе­ре­стре­ля­ли охот­ни­ки за ико­на­ми.

Ста­ти­сти­ка сама за себя го­во­рит. С се­ре­ди­ны вось­ми­де­ся­тых годов до се­ре­ди­ны де­вя­но­стых число раз­бо­ев на ре­ли­ги­оз­ные учре­жде­ния вы­рос­ло в семь­де­сят раз. Много? Да нор­маль­но для страны по­бе­див­ше­го дикого, сво­лоч­но­го и кро­ва­во­го ка­пи­та­лиз­ма.

Ны­неш­няя молодь, так ярост­но  ра­ту­ю­щая за сво­бо­ду против несво­бо­ды и за снос сло­жив­ши­е­ся по­ли­ти­че­ской си­сте­мы,  даже пред­ста­вить не может, как оно бывает, когда си­сте­му сносят. И какой тёмный и уни­зи­тель­ный кошмар тогда об­ру­шил­ся на страну.

Как черти из омута тогда по­лез­ла всякая нечисть – кто с пером, кто с то­по­ром, а кто со ство­лом. Ве­ли­кая кри­ми­наль­ная ре­во­лю­ция. И откуда столь­ко мрази вдруг об­ра­зо­ва­лась – уму непо­сти­жи­мо. Хищная, энер­гич­ная сво­лочь, осе­нен­ная новой верой – дол­ла­ром.

Ни­сколь­ко не утри­рую. Из каж­до­го ре­про­дук­то­ра, из каж­до­го утюга  жур­на­ли­сты, по­ли­ти­ки, эко­но­ми­сты и прочие мо­раль­ные уроды, то есть нрав­ствен­ные ав­то­ри­те­ты, вещали: «Руби бало!» Ты для этого и пришел на эту землю, чтобы тупо рубить бабло. Грабь, бухай, от­ды­хай. И глав­ное – руби бабло. Не опоз­дай. Бабла на всех не хватит. И не зевай, вокруг такие же кру­тят­ся, куси их. Куси всех. И греби, греби, греби. Основа про­цве­та­ния – кон­ку­рен­ция, и только она. По­это­му че­ло­век че­ло­ве­ку волк и корм.

Мерило успеха одно – доллар. Но не де­ре­вян­ный же рубль, ко­то­рый обес­це­ни­ва­ет­ся  на десять про­цен­тов в день. Доллар, бакс. Про­пуск в свет­лые  рай­ские кущи бла­го­сло­вен­но­го Запада с его до боли же­лан­ны­ми стан­дар­та­ми по­треб­ле­ния.

В начале де­вя­но­стых курс дол­ла­ра (или марки с лирой – неваж­но) был несу­раз­но, просто безум­но, за­вы­шен. За сто дол­ла­ров в России можно было пол­го­да про­жить. Ну мы были такой ти­пич­ной Па­пуа­си­ей в стадии то­таль­но­го  раз­граб­ле­ния со сто­ро­ны «ци­ви­ли­зо­ван­но­го мира». Это когда за бусы по­ку­па­ют целые ост­ро­ва.

И с мо­ло­дец­ким эн­ту­зи­аз­мом и иди­о­тиз­мом нашими вы­род­ка­ми раз­граб­ля­лось всё, что можно об­ме­нять на валюту. Кто по­кру­че да по­шуст­рее, тащили на алтарь нового Идола Наживы заводы, па­ро­хо­ды, зо­ло­той запас. А другие, кто по­мель­че, пожиже, ну что они могли такого кон­вер­ти­ру­е­мо­го в твер­дую валюту найти? Ничего? Неправ­да ваша. В сво­бод­ном об­ще­стве самые ши­ро­кие воз­мож­но­сти есть у каж­до­го граж­да­ни­на. Можно сестру или на край­ний случай неве­сту при­ве­сти в ва­лют­ный бор­дель, а потом вообще ка­рье­ру сде­лать и ува­жа­е­мым су­те­не­ром стать. Можно около пункта обмена ва­лю­той с то­по­ром стоять и про­во­жать вла­дель­цев  во­жде­лен­ных баксов до тем­но­го пе­ре­ул­ка. А можно найти то, чего у нас за­ва­лись и за что ино­стра­нец за­все­гда от­баш­лять готов. Что это такое? Ан­ти­ква­ри­ат. Он во всем мире в цене. Его всегда можно пе­ре­ве­сти будто по вол­шеб­ству в во­жде­лен­ный бакс. Его всегда с руками ото­рвёт немец, аме­ри­кос и прочий «гам­бур­гер»?

А какой ан­ти­ква­ри­ат самый до­ступ­ный? Икона. За ними далеко ходить не надо. Их полно. В любой де­ревне у ста­руш­ки крас­ный угол с ико­на­ми. В любом селе есть цер­ковь с ико­на­ми. Заходи и бери. И риска осо­бо­го нет – только пни по­силь­нее бабку, чтобы не ве­ре­ща­ла, да врежь по башке при­кла­дом ста­ри­ку-сто­ро­жу, ко­то­рый почему-то за свою цер­ковь грудью встает. В общем, всё просто. Берешь машину, обрез и идешь до­бы­вать икону.

А сбра­сы­ва­ешь её барыге, ко­то­рых взрос­ло неме­ря­но на на­род­ном горе. Или с по­кло­ном  тащишь немцу, ко­то­рый от­слю­няв­ли­ва­ет тебе двести марок, обод­ря­ю­ще трепя по щеке:

- Гуд, Иван. Карашо!

Глав­ное не забыть кровь сте­реть с иконы. За ру­бе­жом народ чув­стви­тель­ный, такие мо­мен­ты его пси­хо­ло­ги­че­ски трав­ми­ру­ют.

 

- Давай, Иван, неси еще! – двести марок устра­и­ва­ют­ся в кар­мане бан­дю­ка. Нор­маль­но.

Только нельзя зевать. Необ­хо­ди­мо опе­ре­дить кон­ку­рен­тов. Потому как их толпы ко­ле­сят по нашим про­сё­лоч­ным до­ро­гам.

Вообще на страну об­ру­ши­лось какое-то на­ше­ствие вар­ва­ров – без­жа­лост­ных, бес­стыд­ных и бес­по­щад­ных. Редко какая банда не ба­ло­ва­лась ико­на­ми. Сейчас уже под­ме­ли сильно и сель­ские храмы, и в де­ре­вен­ских домах ста­рин­ных икон почти не оста­лось. А в начале де­вя­но­стых их было много. И в по­ко­сив­шей­ся де­ре­вен­ской из­буш­ке вполне можно было найти икону шест­на­дца­то­го века. Не говоря уж о храмах, где порой и сами ба­тюш­ки не ведали, какую цен­ность пред­став­ля­ют в де­неж­ном вы­ра­же­нии святые лики в ико­но­ста­се.

Размах раз­граб­ле­ния был такой, что ныне утра­че­ны целые ико­но­пис­ные школы, по­те­ря­ны для страны и народа уни­каль­ные кол­лек­ции. Сколь­ко стоят  так и не вер­нув­ши­е­ся в Россию иконы из Из­бор­ской церкви? Десять, два­дцать мил­ли­о­нов евро? Но не в евро дело. Дело в том, что утра­чен целый пласт куль­ту­ры для нашей страны, и за­ме­нить его нечем…

Солнце за­хо­дит. В де­ревне по­яв­ля­ет­ся банда. С двух сторон в клещи берут, чтобы не убежал никто и не подал сиг­на­ла. И бан­ди­ты ме­то­дич­но про­чё­сы­ва­ют дом за домом, в ко­то­рых в ос­нов­ном живут не спо­соб­ные к со­про­тив­ле­нию ста­ри­ки.

- Давай, старая, икону! И не верещи, как ошпа­рен­ная!

Чисто татаро-мон­го­лы. Остав­ля­ют за собой кровь и ра­зо­ре­ние.

В тех сёлах, где народ еще бо­е­ви­тый и фи­зи­че­ски под­го­тов­лен­ный, люди за­сы­па­ли кто с вилами под рукой, кто с то­по­ром. Знали, что  в одну из ночей обя­за­тель­но придут гра­бить, и надо быть го­то­вым. Но в ос­нов­ном ста­ри­ки там жили.

Яро­слав­ская об­ласть. В вос­ста­нов­лен­ную в селе цер­ковь при­хо­жане со­би­ра­ют иконы, в ночь перед от­кры­ти­ем храм об­во­ро­вы­ва­ют. И нет икон, ко­то­рые от всей души при­но­си­ли люди, меч­та­ю­щие иметь свой уютный и до­стой­ный храм. Теперь храм об­во­ро­ван и осквер­нен. На душе людей горе. А бан­дю­ки вру­ча­ют оче­ред­но­му при­шель­цу  из даль­них краёв оче­ред­ную партию товара, удо­ста­и­ва­ясь скупой по­хва­лы сквозь де­жур­ную улыбку:

- Сенкью. Ха­ро­ший тавар. При­но­си­те ещё, сэээр.

И бан­дит­ская ко­ман­да по старым и на­деж­ным за­ве­там войск СС  едет разо­рять рус­ские села и гра­бить оче­ред­ной храм.

Неко­то­рые церкви тогда за год вы­став­ля­ли по три-четыре раза. Пока вообще не оста­ва­лись голые стены. Вот так ме­то­дич­но, месяц за ме­ся­цем, год за годом пре­ступ­ная мразь вы­ме­та­ла  из го­ро­дов и де­ре­вень на­сле­дие пред­ков.

- Гуд, Иван, - уже более кисло при­ни­мал новую партию по­сла­нец свет­ло­го Запада. - Но почему мало?

- Потому что кон­ку­рен­ция, - со­кру­ша­ет­ся го­рест­но Иван, сжимая баксы в потной руке. - Все вымели…

Не меньше, чем раз­бой­ни­ков, раз­ве­лось и во­ри­шек. Узкие спе­ци­а­ли­за­ции были. Кто-то на­учил­ся  от­лич­но ра­бо­тать пнев­мо­нож­ни­ца­ми и другим ин­стру­мен­том – это тре­бу­ет сно­ров­ки. Были ак­ро­ба­ты-ку­поль­ни­ки, за­би­рав­ши­е­ся в церкви через проёмы в ку­по­лах. Рас­цве­ли мо­шен­ни­ки, эти как сорная трава, про­бьют­ся при любом режиме сквозь любой бетон. Одни жулики за мешок кар­тош­ки по­лу­ча­ли у бабки икону сем­на­дца­то­го века с на­ва­ром в десять тысяч про­цен­тов. Другие неза­тей­ли­во брали  в сель­ских домах иконы «на ре­став­ра­цию» с сер­деч­ны­ми за­ве­ре­ни­я­ми вер­нуть в бли­жай­шее время, при этом пред­став­ля­лись, как пра­ви­ло, со­труд­ни­ка­ми об­ласт­ных музеев или управ­ле­ний куль­ту­ры. Неис­то­щи­ма фан­та­зия че­ло­ве­ка, ре­шив­ше­го при­сво­ить чужую соб­ствен­ность.

Ан­ти­квар­ная пре­ступ­ность по­сте­пен­но все больше при­об­ре­та­ла черты ор­га­ни­зо­ван­но­сти. Це­поч­ка длин­ная в этом биз­не­се. Быки ис­пол­ни­те­ли. Ры­ноч­но про­дви­ну­тые за­каз­чи­ки. Ре­став­ра­то­ры, го­то­вые на все за де­неж­ку малую. Пе­ре­куп­щи­ки. Пе­ре­воз­чи­ки. Кон­тра­бан­ди­сты. Барыги. Несть числа кор­мя­щим­ся вокруг ан­ти­ква­ри­а­та.

По хи­ще­ни­ям икон самыми по­ра­жен­ны­ми были ре­ги­о­ны, где из­дав­на име­лись ико­но­пис­ные школы, боль­шое ко­ли­че­ство храмов. Это  Зо­ло­тое кольцо, Нижний Нов­го­род, Москва и Питер. А на Даль­нем Во­сто­ке вообще не ак­ту­аль­но, счи­тан­ные пре­ступ­ле­ния были, и те, как пра­ви­ло, рас­кры­ва­лись быстро.

Про­бле­ма была во­пи­ю­щая. Не видеть это было невоз­мож­но. Хотя чем-то уди­вить народ на фоне ва­уче­ров, Ка­шпи­ров­ско­го, тер­ак­тов было сложно. Но все равно – будто в душу еже­днев­но пле­ва­ли людям эти «лю­би­те­ли рус­ской ста­ри­ны». Вот оче­ред­ной храм осквер­нён. И такая тоска на душе у при­хо­жан от этого. А братва в кураже своём са­та­нин­ском ве­се­лит­ся – «грабь, бухай и от­ды­хай!»

Оста­ва­лись еще на вер­шине го­су­дар­ства люди со строго  по­ри­ца­е­мы­ми тогда про­грес­сив­ной об­ще­ствен­но­стью фан­том­ны­ми болями за Оте­че­ство. По­ни­ма­ли, куда дело идёт. И что, если этот мутный поток не оста­но­вить, то в России не оста­нет­ся ни­ка­ко­го куль­тур­но­го до­сто­я­ния, ничего. Одно хи­ще­ние из Эр­ми­та­жа пе­ре­кро­ет десять тысяч кар­ман­ных краж.  Потому что потери для страны невос­пол­ни­мые. Ушла икона Руб­ле­ва – так автора давно нет, новую он уже не со­здаст. И вот про­ре­ха зияет в куль­тур­ном про­стран­стве России, а у оче­ред­ной жирной свиньи на вилле на Руб­лёв­ке или Ла­зур­ном Берегу по­яв­ля­ет­ся до­ро­гая ве­щич­ка, чтобы все его кореша ну­во­ри­ши от за­ви­сти сдохли. Музеи, церкви, част­ные кол­лек­ции пу­сте­ли с пу­га­ю­щей стре­ми­тель­но­стью. А раз­граб­лен­ная страна без ма­те­ри­аль­ных пред­ме­тов ис­то­ри­че­ско­го на­сле­дия вы­гля­дит жалко и бес­пер­спек­тив­но.

Вот в 1992 году и было при­ня­то ре­ше­ние о фор­ми­ро­ва­нии в службе уго­лов­но­го ро­зыс­ка спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных под­раз­де­ле­ний по борьбе с по­ся­га­тель­ства­ми на куль­тур­ные цен­но­сти. Го­лов­ной отдел был в ГУУР МВД России. Его первые на­чаль­ни­ки - Мехти, Про­зо­ров. Сильно ува­жа­е­мые нами, при­част­ны­ми, люди, ко­то­рые со­зда­ли эту службу, в итоге пе­ре­мо­лов­шую вал ан­ти­квар­ной пре­ступ­но­сти и уни­что­жен­ную уже совсем недав­но жиз­не­ра­дост­ны­ми и неда­ле­ки­ми ре­фор­ма­то­ра­ми МВД.

С первых дней одной из глав­ных задач было  пе­ре­ло­мить  вал пре­ступ­но­сти по музеям и церк­вям. Вот со­труд­ни­ки уго­лов­но­го ро­зыс­ка, в ос­нов­ном раньше ра­бо­тав­шие по со всякой мар­ги­наль­ной рвани, по­гру­жа­лись в стран­ный для них и необыч­ный мир ре­ли­ги­оз­ных кон­фес­сий.

С самого начала в службе был си­стем­ный подход. Со­труд­ни­ки должны знать, с чем и кем ра­бо­та­ют. По­это­му устра­и­ва­лись офи­це­ры за пар­та­ми, узна­вая много нового в сфере ис­кус­ство­ве­де­ния и ре­ли­ги­оз­ных пре­муд­ро­стей. Помню, Про­зо­ров тре­бо­вал от нас ми­ни­мум раз в месяц по­се­щать с экс­кур­си­я­ми музеи. От­чи­ты­ва­лись мы би­ле­та­ми, хотя и за­став­лять никого не надо было - сами с удо­воль­стви­ем при­ни­ка­ли к ис­то­кам куль­ту­ры.

Плотно наши со­труд­ни­ки об­ща­лись с ре­ли­ги­оз­ны­ми де­я­те­ля­ми, ор­га­ни­зо­вы­ва­ли вза­и­мо­дей­ствие с кон­фес­си­я­ми в целях не только рас­кры­тия кон­крет­ных пре­ступ­ле­ний, но и про­фи­лак­ти­ки. И прак­ти­че­ски все про­ни­ка­лись каким-то при­тя­га­тель­ным оба­я­ни­ем нового про­стран­ства своего про­фес­си­о­наль­но­го су­ще­ство­ва­ния.

Кстати, неко­то­рые оста­лись в этом  стран­ном про­стран­стве на сгибе ду­хов­но­го и ма­те­ри­аль­но­го миров на­все­гда. Кто-то стал сильно ве­ру­ю­щи­ми, чтит все посты и творит мо­лит­вы. А кто-то через много лет попал на работу в в Пат­ри­ар­хию. Ну прямо как я…

 

Слу­жи­те­ли культа

Когда рас­стал­ся с пра­во­охра­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми, мне год до­ве­лось по­ра­бо­тать в одном очень круп­ном пра­во­слав­ном учре­жде­нии. Не буду го­во­рить, в каком – на то нет раз­ре­ше­ния его ру­ко­во­ди­те­лей, ко­то­рых я очень уважаю. Так что из­нут­ри  смог на­блю­дать неко­то­рые ас­пек­ты жизни пред­ста­ви­те­лей РПЦ, их взгля­ды. И должен от­ме­тить, что они пол­но­стью от­ли­ча­ют­ся от рас­хо­жих и ти­ра­жи­ру­е­мых вся­ки­ми при­дур­ка­ми штам­по­ван­ных пред­став­ле­ний о жирных и неве­же­ствен­ных попах.

Вообще, сейчас очень модно пинать Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Притом со­ли­дар­но пинают все – и ли­бе­ра­лы, и кон­сер­ва­то­ры, и правые, и левые. Иногда пинают ис­кренне, со­зда­вая какой-то со­вер­шен­но стран­ный и непри­вле­ка­тель­ный образ в об­ще­ствен­ном со­зна­нии. Другие на­о­бо­рот не жалеют пас­то­раль­ных красок. Так что две край­но­сти – от «там все святые» до «там все па­ра­зи­ты, пьющие кровя из тру­до­во­го народа».

Дей­стви­тель­ность к этой про­па­ган­де имеет при­мер­но такое же от­но­ше­ние, как пьяные бом­жац­кие песни к ариям Боль­шо­го Театра. Все не так и не то.

Не буду му­со­лить на­до­ев­шие всем гу­ля­ю­щие в СМИ и сети пе­ре­вран­ные факты и фак­ти­че­ское вранье. Больше хо­чет­ся ска­зать о своих ощу­ще­ни­ях – свет­ско­го че­ло­ве­ка, оку­нув­ше­го­ся в ре­ли­ги­оз­ную де­я­тель­ность. Притом в таком Учре­жде­нии.

Что сразу ощу­ща­ешь - на­пол­нен­ность мощной и по­зи­тив­ной, где-то устра­ша­ю­щей энер­ги­ей, за ко­то­рой стоят ты­ся­че­ле­тия Хри­сти­ан­ства. За ко­то­рой наша мно­го­стра­даль­ная и ве­ли­кая ис­то­рия. Пред­ме­ты, по­ня­тия, люди, слова – все на­пол­нен­но­го иной, не су­ет­ной, а из­на­чаль­ной энер­ги­ей и смыс­ла­ми.

Можно сколь­ко угодно до хри­по­ты спо­рить об ис­тин­но­сти и лож­но­сти ре­ли­ги­оз­ных воз­зре­ний, но, очу­тив­шись внутри си­сте­мы, ощу­ща­ешь глав­ное – цер­ковь есть мо­ну­мен­таль­ное тво­ре­ние, ре­зуль­тат ты­ся­че­лет­ней ду­хов­ной и ма­те­ри­аль­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка ра­зум­но­го и ве­ру­ю­ще­го. Дол­ги­ми веками стро­и­лись уди­ви­тель­ные храмы. Со­зда­ва­лись пре­крас­ные вещи. От­та­чи­ва­лись в дис­кус­си­ях важ­ней­шие по­ня­тия, огра­ни­ва­лись, как дра­го­цен­ные камни, лучшие ду­шев­ные устрем­ле­ния. И также со­вер­ша­лись и ве­ли­кие ошибки, и темные деяния, кипели тёмные стра­сти – без них ведь тоже не бывает че­ло­ве­ка. Эта энер­гия ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных свер­ше­ний ощу­ща­ет­ся очень ясно.

И ещё там со­вер­шен­но иные от­но­ше­ния со вре­ме­нем. Почему-то именно в Учре­жде­нии, когда ты попал в его сферу и кру­тишь­ся в его порой до­ста­точ­но ба­наль­ных бы­то­вых и ма­те­ри­аль­ных за­бо­тах, ты всту­па­ешь в иные от­но­ше­ния со вре­ме­нем. Ощу­ща­ешь, что жизнь – всего лишь миг в плав­ном те­че­нии Веч­но­сти. В по­ступ­ках, взгля­дах людей - во всем это явно про­смат­ри­ва­ет­ся. Цер­ковь сте­пен­на и не суетна. Цер­ковь – не по­жи­ра­тель, не убийца вре­ме­ни. Она его маяк.

Работа в Учре­жде­нии - это еже­днев­ное раз­ру­ше­ние штам­пов. На­при­мер, о вечном мра­ко­бе­сии и неда­лё­ко­сти попов, якобы до сих пор с неохо­той при­ни­ма­ю­щих факт, что Земля круг­лая. Мол, ста­ро­за­вет­ные пре­да­ния – это взгля­ды и ри­то­ри­ка иудей­ских пас­ту­хов древ­но­сти. А попы верят в эти сказки или, по­ни­мая их ска­зоч­ность, ко­рыст­но умыш­лен­но пич­ка­ют ими паству.

На самом деле все с точ­но­стью до на­о­бо­рот. Гу­ма­ни­тар­ное об­ра­зо­ва­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей всегда было на вы­со­чай­шем уровне – это не секрет. Знание ис­то­рии, языков, ли­те­ра­ту­ры – ба­тюш­ки всегда могли по­хва­стать­ся этим. Не говоря уж о по­сти­же­нии чисто ре­ли­ги­оз­ных ма­те­рий. Но и в есте­ствен­но­на­уч­ных их воз­зре­ни­ях мра­ко­бе­сия что-то мной не за­ме­че­но.

Вообще, кто пришёл в цер­ковь со­зна­тель­но, те как раз одер­жи­мы стрем­ле­ни­ем по­знать мир во всех его от­тен­ках и ипо­ста­сях. Да и ри­то­ри­ка среди про­дви­ну­тых свя­щен­но­слу­жи­те­лей вовсе не вет­хо­за­вет­ная, а вполне со­вре­мен­ная.

На­слу­шал­ся я в ре­ли­ги­оз­ных раз­го­во­рах за чашкой чая и про па­рал­лель­ные ре­аль­но­сти, и про кван­то­вую за­пу­тан­ность. И про до­ка­за­тель­ства вза­и­мо­дей­ствия духа и ма­те­рии. Притом уди­ви­ли не только вполне ра­ци­о­наль­ные и глу­бо­кие взгля­ды, но и опре­де­лён­ное стрем­ле­ние и увя­зать, и раз­ме­же­вать ре­ли­ги­оз­ные и на­уч­ные спо­со­бы по­зна­ния ре­аль­но­сти.

Ко­неч­но, это не дис­кус­сии в сель­ской церкви, а ри­то­ри­ка  людей, за­ни­ма­ю­щих до­ста­точ­но вы­со­кое по­ло­же­ние, ду­хов­но раз­ви­тых, не рас­те­ряв­ших с годами неукро­ти­мо­го стрем­ле­ния к по­сти­же­нию мира.

И ещё насчет неве­же­ства. Вот отец Алек­сандр, он же Илья­шен­ко, с ко­то­рым об­щал­ся много лет, как с за­ме­сти­те­лем ру­ко­во­ди­те­ля отдела Пат­ри­ар­хии по связям с армией и пра­во­охра­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми.  Он тоже неве­же­ствен­ный в есте­ствен­но­на­уч­ных дис­ци­пли­нах? Для справ­ки, бывший физик-ядер­щик, долгое время ра­бо­тал в Кур­ча­тов­ском ин­сти­ту­те. Помню, как в раз­го­во­рах очень до­ступ­но объ­яс­нял нам кон­цеп­ту­аль­ные про­сче­ты в тер­мо­ядер­ной физике, и почему затея с тер­мо­ядер­ным ре­ак­то­ром вряд ли в обо­зри­мом бу­ду­щем увен­ча­ет­ся успе­хом.

А сколь­ко из­вест­ных со­вет­ских ака­де­ми­ков были глу­бо­ко ве­ру­ю­щи­ми людьми. Не думаю, что они глупее тех, кто огуль­но об­ви­ня­ет всех ве­ру­ю­щих в неве­же­стве и неда­лё­ко­сти.

Вообще, ин­тел­лек­ту­аль­но Цер­ковь вполне под­стро­и­лась под наше под­стег­ну­тое про­грес­сом время. И ощу­ща­ет себя тут вполне сво­бод­но.

Ну а как с ан­ти­со­ве­тиз­мом и хру­стом фран­цуз­ской булки, но­сталь­ги­ей по мо­нар­хии и со­слов­ным ба­рье­рам? Правда, что вся цер­ковь нена­ви­дит не только ком­му­ни­стов, но и весь со­вет­ский период? В прин­ци­пе, вы­ска­зы­ва­ния многих пред­ста­ви­те­лей РПЦ дают ос­но­ва­ния для таких утвер­жде­ний. Но истина, как го­во­рит­ся в «Сек­рет­ных ма­те­ри­а­лах», совсем не там, а где-то рядом.

Я ис­кренне уди­вил­ся, когда в одной из бесед с ру­ко­во­ди­те­ля­ми Учре­жде­ния вы­яс­нил,  что по убеж­де­ни­ям они вовсе не ан­ти­со­вет­чи­ки, и не слиш­ком уж сильно скор­бят об угне­те­нии ком­му­ни­ста­ми церкви. Даже больше – они сами чуть ли не  ста­ли­ни­сты. Во всяком случае, со­чув­ству­ю­щие. У одного де­душ­ка был ру­ко­во­ди­те­лем рес­пуб­ли­кан­ско­го НКВД, и он им гор­дит­ся. К непро­стой со­вет­ской эпохе от­но­сят­ся с ува­же­ни­ем и, на­сколь­ко поз­во­ля­ет хри­сти­ан­ский гу­ма­низм, в целом с по­ни­ма­ни­ем.

- По­ми­на­ешь, для Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви – судьба России, её неде­ли­мость, сила, кре­пость го­су­дар­ства всегда были глав­ным. И монахи не устра­ня­лись от борьбы с вра­га­ми, сами дра­лись и с татаро-мон­го­ла­ми, и с раз­ны­ми фран­цу­за­ми-нем­ца­ми. По­дви­га­ли людей на борьбу и бились в окопах. По­это­му те, чьими тру­да­ми Россия стала ве­ли­кой – как к ним мы можем от­но­сить­ся без долж­но­го ува­же­ния? А тот же Сталин сделал для укреп­ле­ния Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства на­столь­ко много, как никто другой.

Мне стало ин­те­рес­но, и я завёл старую песню:

- А ре­прес­сии все же были.

- Вся ис­то­рия – это ре­прес­сии. Это ис­то­ри­че­ский про­цесс. Они были всегда. Потому что такое вот че­ло­ве­че­ство. Во все века были жертвы. Глав­ное, чтобы они не были на­прас­ны. А Петр Первый, а Иван Гроз­ный, те, кто сде­ла­ли Россию ве­ли­кой. Жестко пра­ви­ли, да. Но глав­ное – на пользу Оте­че­ству.

Ин­те­рес­но, но к юбилею Ста­ли­на именно одна из ор­га­ни­за­ций РПЦ издала празд­нич­ный ка­лен­дарь, в связи с чем ли­бе­раль­ная об­ще­ствен­ность ядом брыз­га­ла в неистов­стве.

Также за­ме­тил, что нет силь­но­го ак­цен­ти­ро­ва­ния на теме о том, чтобы под­ста­вить щёку врагам. Зато защита Оте­че­ства – звучит очень часто. Взяв­ше­му оружие за Оте­че­ство грехи про­ща­ют­ся.

Среди ба­тю­шек кого только не видел. Немало слу­жи­во­го люда. Помню ба­тюш­ку – под­пол­ков­ни­ка запаса, быв­ше­го ко­ман­ди­ра звена ядер­ных стра­те­ги­че­ских бом­бар­ди­ров­щи­ков. Не счесть ве­те­ра­нов всяких войн.

«В окопах ате­и­стов нет» - из­вест­ный термин, ко­то­рый вы­зы­ва­ет какую-то иро­нич­ную, а то и озлоб­лен­ную ре­ак­цию. Есть, ко­неч­но, ате­и­сты в окопах. И не каждый солдат, по­пав­ший в пе­ре­дел­ку, при­хо­дит к Богу. Но то, что свист пуль, осо­зна­ние хруп­ко­сти твоей жизни и смерть друзей на­тал­ки­ва­ет на мысли о судьбе и Высших смыс­лах, а же­ла­ние  за­ле­чить ду­шев­ные раны немало людей тол­ка­ет к тем, кто это делать умет, то есть в цер­ковь – с этим смешно спо­рить.

По­это­му среди свя­щен­но­слу­жи­те­лей много от­став­ных во­ен­ных, ве­те­ра­нов раз­лич­ных войн. Вон, ле­ген­дар­ный Павлов, тот самый, чей дом Пав­ло­ва Ста­лин­гра­де, по очень на­стой­чи­вым слухам в итоге стал мо­на­хом. Что, нам пре­тен­зии к такому че­ло­ве­ку предъ­яв­лять?

Вообще, когда ругают РПЦ, хо­чет­ся по­ка­зать на таких людей. Они что, тоже ан­ти­со­вет­чи­ки? Дураки? Что-то недо­по­ни­ма­ли? Менее от­вет­ствен­ные, чем огол­те­лые кри­ти­ка­ны церкви? Нет. Просто они уви­де­ли свой путь именно таким. И, учи­ты­вая зна­чи­мость этих людей, их ав­то­ри­тет – необ­хо­ди­мо при­знать – значит, что-то есть при­тя­га­тель­ное и важное в таком пути…

Глав­ное ощу­ще­ние в Учре­жде­нии – за всей бы­то­вой суетой, хо­зяй­ствен­ны­ми про­бле­ма­ми, кучей ор­га­ни­за­ци­он­ных мо­мен­тов, за массой бес­тол­ко­во­го, как в любой ор­га­ни­за­ции,   ха­о­тич­но­го дви­же­ния ощу­ща­ет­ся какая-то ина­ко­вость. Это иное про­стран­ство.  Эти  люди на какой-то другой волне. Жизнь там ви­дит­ся под другим углом.

Там, несмот­ря ни на что, во главе стоит по­сти­же­ние духа. А в миру чаще, даже если люди и пы­та­ют­ся по­стичь дух, все равно все сво­дит­ся к по­сти­же­нию ма­те­ри­аль­ной сто­ро­ны мира.

 

По­дай­те, граж­дане, на Храм Божий

Сергей, мой на­пар­ник, вер­нул­ся из Пат­ри­ар­хии несколь­ко оза­да­чен­ный.

- Ну чего там? – с нетер­пе­ни­ем спра­ши­ваю я..

- Да как в Ин­кви­зи­ции по­бы­вал, - усме­ха­ет­ся Серёга.

Это, ка­жет­ся, 2005 год был. Пат­ри­ар­хия офи­ци­аль­но объ­яви­ла, что все, кто в рясах, с бо­ро­да­ми и наг­лы­ми мор­да­ми клян­чит у метро деньги якобы на свой приход, по сути своей жулики и про­хо­дим­цы. На­сто­я­щим ба­тюш­кам это ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ще­но.

Ну и, чтобы не со­тря­сать по­пу­сту воздух, свя­щен­ни­ки от слов тут же пе­ре­шли к делу. Взяла их «группа быст­ро­го ре­а­ги­ро­ва­ния» за шкир­ман такого  лже-ба­тюш­ку, вы­ста­вив­ше­го около стан­ции метро ящик с кра­си­во на­ри­со­ван­ным кре­стом и над­пи­сью «На Храм Божий» и со щелью для купюр. Вот и по­ка­за­ли него­дяю, какие Божьи Оби­те­ли бывают.

По­зво­ни­ли из Пат­ри­ар­хии в МВД – мол, оформ­ляй­те под­ле­ца. Серега на разбор по­лё­тов поехал, по-моему, в их штаб-квар­ти­ру на Лю­си­нов­ке. Вер­нул­ся, пе­ре­пол­нен­ный впе­чат­ле­ни­я­ми.

- Пред­ставь. Подвал. Мох. Вода с по­тол­ка со­чит­ся. И этот несчаст­ный жулик там притих. Два бугая огром­ных, куда там нашему ОМОНу, су­ро­вые такие, в рясах, его сте­ре­гут, он рядом с ними как комар. И смот­рит за­трав­лен­но – будто его на костёр сейчас по­во­ло­кут.

В итоге на­да­ва­ли ба­тюш­ки по шее него­дяю. Уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти за мо­шен­ни­че­ство там не све­ти­ло – только ад­ми­ни­стра­тив­ка. Пре­про­во­ди­ли пинком из ка­зе­ма­та. Думаю, тот по­про­шай­ка другие спо­со­бы об­жу­ли­ва­ния на­се­ле­ния при­нял­ся осва­и­вить. Ибо поль­зо­вать­ся для обо­га­ще­ния именем Святой Церкви грешно. И опасно для здо­ро­вья.

Он был далеко не един­ствен­ный, кто ис­поль­зо­вал рясу для от­ве­де­ния глаз и об­лег­че­ния кар­ма­нов со­граж­дан.

Уни­каль­но­го жулика по­вя­за­ли в Питере в начале де­вя­но­стых. Тогда церк­вям жерт­во­ва­ли с го­тов­но­стью и много. Ну­во­ри­ши, как грибы по­ган­ки взрос­шие на пе­ре­па­хан­ной оралом рынка чер­но­зё­ме нашего От­че­ства, в массе своей больше верили в близ­ких им чертей и бесов, чем в Бога. Однако на всякий по­жар­ный случай ста­ра­лись от­но­ше­ния со Все­выш­ним без нужды не пор­тить. По­это­му жерт­во­ва­ли на храмы с го­тов­но­стью и много.

Вот и ходил по Питеру ба­тюш­ка в рясе – мо­ло­дой и оба­я­тель­ный, с чистым и свет­лым взором. С го­тов­но­стью де­мон­стри­ро­вал биз­не­сме­нам письма из Епар­хии с прось­ба­ми о по­жерт­во­ва­нии. И так  убе­ди­тель­но вещал о необ­хо­ди­мо­сти под­дер­жи­вать храмы, что руки день­го­вла­дель­цев сами тя­ну­лись к че­ко­вой книжке.

Один биз­не­смен ока­зал­ся знаток цер­ков­ных дел - до этого жерт­во­вал немало и был че­ло­ве­ком на­бож­ным. Изучил вни­ма­тель­но бумаги из Епар­хии. И опыт­ным взгля­дом уловил чисто тех­ни­че­ские несо­от­вет­ствия в тексте.

Клик­нул охрану. Та про­си­те­ля по­вя­за­ла. Ба­тюш­ка ока­зал­ся под­дель­ный, а рясу на­це­пил не по чину.

Наши опе­ра­тив­ни­ки мо­шен­ни­ка за­дер­жа­ли. И за­яви­лись к нему домой с обыс­ком.

Что сразу бро­са­лось в глаза - бед­ность убран­ства, до­хо­дя­щая до  су­ро­во­го ас­ке­тиз­ма. Не похоже было, что здесь живет че­ло­век, обув­ший на огром­ные суммы немало ком­мер­че­ских фирм Санкт-Пе­тер­бур­га.

- Куда деньги то девал? – спра­ши­ва­ют опе­ра­тив­ни­ки «попа».

Тот только пле­ча­ми по­жи­ма­ет.

А потом нашли тол­стую тет­радь. Ну прям явка с по­вин­ной – каждый мо­шен­ни­че­ский выход в свет описан с по­дроб­но­стя­ми – на­зва­ние фирмы, время, сумма. Хоть сейчас в об­ви­ни­лов­ку встав­ляй.

Самое за­бав­ная статья в отчёте была «Рас­хо­ды». Куда деньги делись? Пе­ре­ве­де­ны в дет­до­ма и на помощь боль­ным детям. Себе он только на скром­ное пи­та­ние и кварт­пла­ту остав­лял. Ну и родным еще немно­го на еду под­ки­ды­вал – вре­ме­на го­лод­ные были.

Сна­ча­ла опе­ра­тив­ни­ки не по­ве­ри­ли. Стали про­ве­рять. И всё под­твер­ди­лось.

Ну и как к такому че­ло­ве­ку от­но­сить­ся? Как к вору? Как к свя­то­му? Непо­нят­но…

   

 

До новых встреч в эфире. Но­сталь­ги­че­ских фан­то­мов на эту тему у меня много…

 

 

 

Ав­тор­ство:  Ав­тор­ская работа / пе­ре­во­ди­ка Ком­мен­та­рий автора: 

Я ни­сколь­ко не пы­та­юсь дис­ку­ти­ро­вать на ре­ли­ги­оз­ные темы и до­ка­зы­вать право­ту ре­ли­ги­оз­ных воз­зре­ний. Это больше вос­по­ми­на­ния и чув­ства от кон­так­тов со свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми, по­пыт­ки понять зна­чи­мость для нас этой, очень мало зна­ко­мой нам, сто­ро­ны об­ще­ствен­ной жизни.

И по­пыт­ка хотя бы ди­ле­тант­ски оце­нить, какое зна­че­ние для страны имеет и Пра­во­сла­вие, и Рус­ская Пра­во­слав­ная цер­ковь. А они, моё глу­бо­кое убеж­де­ние,  огром­ные…

Это интересно
0

12.05.2020
Пожаловаться Просмотров: 617  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены