Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6921 участник
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20250209195305

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

МУЛЬТФИЛЬМ АЛАДДИН.ТЕХНОЛОГИИ ВЛИЯНИЯ на ЗРИТЕЛЯ,

Константин Орлов  

Мульт­фильм Алад­дин 1992 года хоть и не ак­туа­лен, но я решил разо­брать его, так как в дет­стве мно­го­крат­но пе­ре­смат­ри­вал его на ви­део­кас­се­тах, а чтобы было ин­те­рес­но читать о нем, я покажу на его при­ме­ре в целом, как ра­бо­та­ют тех­но­ло­гии вли­я­ния на зри­те­ля через кино или мульт­филь­мы.

 

Су­ще­ству­ет такое по­ня­тие, как скры­тая ре­кла­ма (product placement) в филь­мах — это когда в про­из­ве­де­ние ин­те­гри­ру­ет­ся упо­ми­на­ние про­дви­га­е­мо­го бренда товара, на­при­мер, марки ав­то­мо­би­ля или на­зва­ния на­пит­ка.


Редкий фильм об­хо­дит­ся без скры­той ре­кла­мы

Это го­во­рит о воз­мож­но­сти скры­тым об­ра­зом про­дви­гать в кино идеи или смыслы, и исходя из факта су­ще­ство­ва­ния скры­той ре­кла­мы нетруд­но прийти к мысли, что в фильме вообще любая идея (по­ве­де­ние, мысль, образ) ока­зы­ва­ет на зри­те­ля вли­я­ние, причем неосо­знан­но (скрыто).

Многие из моих чи­та­те­лей когда-то ранее не за­ме­ча­ли скры­тую ре­кла­му в кино, но по мере раз­ви­тия со­зна­ния и гра­мот­но­сти в этой теме она для них стала оче­вид­на. Ос­нов­ной прин­цип, как за­ме­чать скры­тую ре­кла­му — до­ста­точ­но об­ра­тить на нее вни­ма­ние, и узнать, как это ра­бо­та­ет. Поняв на что нужно об­ра­щать вни­ма­ние, вы будете видеть ре­кла­му почти везде, так как она дей­стви­тель­но почти в каждом фильме.

В этом ма­те­ри­а­ле я хочу об­ра­тить ваше вни­ма­ние на ас­пек­ты мульт­филь­ма Алад­дин 1992 года, я не утвер­ждаю, что все опи­сан­ное сде­ла­но со­зда­те­ля­ми осо­зна­но и с небла­го­вид­ны­ми на­ме­ре­ни­я­ми, но по-моему нега­тив­ное вли­я­ние на лич­ность зри­те­ля это ока­зы­ва­ет. Мы рас­смот­рим тех­но­ло­гию по ко­то­рой стро­ит­ся юмор в мульт­филь­ме, вли­я­ние по­ве­де­ния пер­со­на­жей на вос­пи­та­ние зри­те­ля, а также просто ин­те­рес­ные мо­мен­ты из работы муль­ти­пли­ка­то­ров, ко­то­рые вы скорее всего не знали и не осо­зна­ва­ли.


А вы знали? Ани­ма­то­ры раз­ра­бо­та­ли каж­до­го пер­со­на­жа, ос­но­ван­но­го на раз­лич­ных гео­мет­ри­че­ских фи­гу­рах

С тех­ни­че­ской точки зрения мульт­фильм от­лич­ный. Ани­ма­ция, про­ра­бот­ка пер­со­на­жей, песни — все хорошо за ис­клю­че­ни­ем того, что делают пер­со­на­жи. Со смыс­лом боль­шие про­бле­мы, но начнем с хо­ро­ше­го.

Всегда говори правду

Одним из плюсов мульт­филь­ма можно счи­тать тезис "ложь до добра не до­во­дит", ко­то­рый тут про­па­ган­ди­ру­ют ре­аль­но, а не подают лишь для виду, как это часто бывает во многих филь­мах.


"Яко­ре­ние" неодоб­ре­ния на ложь

Суть в том, что Алад­дин хочет же­нить­ся на прин­цес­се Жасмин, но думает, что она его от­верг­нет, если узнает, что он не принц (к тому же по закону выйти замуж она может только за принца). Из-за этого он лжет ей и пы­та­ет­ся быть не тем, кем он есть. И эта си­ту­а­ция дей­стви­тель­но гра­мот­но по­да­ет­ся в плане на­учить зри­те­ля так не по­сту­пать.

С другой сто­ро­ны, Алад­дин при первом же зна­ком­стве про­ма­ни­пу­ли­ро­вал Джином, то есть "развел" его бес­плат­но ис­пол­нить же­ла­ние вы­брать­ся из пещеры, и об­ман­щи­ку за это ничего не было. Ма­ни­пу­ля­ция это фор­маль­но как бы не ложь, хотя по сути по-моему это ложь, почему так ре­ко­мен­дую про­чи­тать туттут и тут. Ко­неч­но, это рас­кры­ва­ет пер­со­на­жа, как лов­ко­го не только фи­зи­че­ски, но и пси­хи­че­ски, однако, про­па­ган­ди­ру­ет нечест­ное по­ве­де­ние.

Глав­ная сце­нар­ная ошибка

В первой по­ло­вине мульт­филь­ма Алад­дин за­га­дал же­ла­ние Джину "стать прин­цем", и вроде как стал им, но вся вторая по­ло­ви­на про­из­ве­де­ния стро­ит­ся на том, что Алад­дин нена­сто­я­щий принц, а по­это­му ему нужно еще раз за­га­дать это же­ла­ние (это будет уже третье, по­след­нее), но тогда он на­ру­шит свое слово Джину о том, что по­след­ним тре­тьим же­ла­ни­ем за­га­да­ет ему сво­бо­ды. Как со­зда­те­ли до­пу­сти­ли такую явную ошибку никто не знает, и непо­нят­но, если за­га­дав первый раз же­ла­ние, оно не ис­пол­ни­лось, то почему со вто­ро­го раза удаст­ся? Джин либо может сде­лать его прин­цем, либо нет, сколь­ко ни за­га­ды­вай. Ин­те­рес­но узнать в ком­мен­та­ри­ях вашу версию объ­яс­не­ния этого сце­нар­но­го ляпа.

Но в сце­нар­ной оплош­но­сти при­та­ил­ся очень по­лез­ный смысл. Друзья со­ве­то­ва­ли Алад­ди­ну ска­зать правду Жасмин, что он не принц, но он не по­слу­шал, и эта по­пыт­ка выдать себя не за того, кем он яв­ля­ет­ся, вы­хо­дит ему боком, что до­воль­но гра­мот­но подано и мысль дей­стви­тель­но хо­ро­шая и важная. Но на этом по­ло­жи­тель­ное скры­тое вли­я­ние в мульт­филь­ме ис­чер­пы­ва­ет­ся.

Ляпы в мульт­филь­ме Алад­дин 1992


Лишь часть ляпов

В клас­си­че­ской сказке из "1001 и ночи" дей­ствие про­ис­хо­дит в Баг­да­де (в том самом, в ко­то­ром все спо­кой­но), но в мульт­филь­ме место дей­ствия пе­ре­нес­ли в вы­мыш­лен­ный город Аграба, хотя мульт­фильм все равно на­чи­на­ет­ся с песни "Добрый путник, войди в слав­ный город Багдад, ты своим не по­ве­ришь глазам…".

Оправ­ды­ва­ние во­ров­ства

Пер­во­на­чаль­но­му рас­кры­тию пер­со­на­жа по­свя­ти­ли целую песню, в ко­то­рой мно­го­крат­но по­вто­ря­ет­ся тезис "ворую лишь для того, чтобы есть". Ка­за­лось бы "бла­го­род­но", но что мешало Алад­ди­ну до­га­дать­ся до такой слож­ной мысли, как устро­ить­ся на работу, чтобы по­ку­пать еду?


Пер­во­на­чаль­ные эскизы мульт­филь­ма. Алад­ди­ну 13 лет и у него есть мать.

В ори­ги­наль­ной сказке из «1001 ночи» пер­со­наж был вором, можно ли этим объ­яс­нить оправ­ды­ва­ние во­ров­ства в фильме? Нет, так как для фильма/мульт­филь­ма часто не имеет зна­че­ния, что было в ори­ги­наль­ной сказке или книге, на­при­мер, в ори­ги­на­ле у Алад­ди­на была мать, но со­зда­те­ли мульт­филь­ма решили сде­лать его круг­лым си­ро­той, а еще в сказке ему было 13 лет, но в мульт­филь­ме 18. К тому же, если необ­хо­ди­мо по­ка­зать пер­со­на­жа вором, то это можно сде­лать через муки со­ве­сти и стыд Алад­ди­на, а можно через "ворую, ну и что такого". Одно будет от­тал­ки­вать от во­ров­ства, а другое оправ­ды­вать его.


По­след­няя сцена мульт­филь­ма. Аль­фонс — муж­чи­на на со­дер­жа­нии жен­щи­ны

Под конец в пер­со­на­же не про­изо­шло из­ме­не­ний, он так же бы во­ро­вал, если бы не же­нил­ся на прин­цес­се. Не счи­тать же по­ло­жи­тель­ным посыл, что вместо во­ров­ства можно аль­фон­сить?

Про­па­ган­да ал­ко­го­ля и табака

Стан­дарт­ная про­па­ган­да в фильме — это когда курят и пьют чуть-ли не каждые 5 минут, а общий хро­но­мет­рах ал­ко­голь­но-та­бач­ных сцен 2-5% хро­но­мет­ра­жа фильма. В мульт­филь­ме Алад­дин всего несколь­ко сцен с ядами, ко­то­рые длятся счи­тан­ные се­кун­ды.

В данном муль­ти­ке нет ни ку­ря­щих (на по­сто­ян­ной основе) ни пьющих пер­со­на­жей, ал­ко­голь и табак от­сут­ству­ют, как класс, за ис­клю­че­ни­ем двух сцен-от­сы­лок с Джином, па­ро­ди­ру­ю­щим кого-то, но даже эти сценки это тоже про­па­ган­да ядов, а про­па­ган­ды трез­во­сти в мульт­филь­ме ожи­да­е­мо нет, как нет ее ни в одном ху­до­же­ствен­ном фильме.

Пас­хал­ки

Есть явные пас­хал­ки, ко­то­рые за­ме­ти­ли все, вроде краба Си­ба­сти­а­на или Пи­нок­кио, но есть и те, ко­то­рые можно уви­деть только с по­мо­щью-стоп кадра, когда тигр Раджа на миг пре­вра­ща­ет­ся в Микки Мауса. Внеш­но­сти муль­ти­пли­ка­ци­он­ных пер­со­на­жей неред­ко делают по­хо­жи­ми на людей, что их озву­чи­ва­ют, на­при­мер, так сде­ла­ли с Джином и Яго, но еще в мульт­филь­ме своей внеш­но­стью по­кра­со­ва­лись ху­дож­ни­ки, ко­то­рые "сыг­ра­ли" двух слу­чай­ных мужчин в толпе.

Семья

Фильмы и мульт­филь­мы могут со­дер­жать не только скры­тую ре­кла­му, про­па­ган­ду ядов (ал­ко­голь и табак), идео­ло­ги­че­скую про­па­ган­ду, но также они могут за­кла­ды­вать и пред­став­ле­ние о том, как вы­гля­дит нор­маль­ная семья. И в этом мульт­филь­ме с темой как-то все стран­но.


Если бы в ре­аль­но­сти были такие про­пор­ции детей и взрос­лых, то арабы до наших дней не до­тя­ну­ли

В кино можно понять, когда во­пре­ки ре­а­лиз­му по­ка­зы­ва­ют в ос­нов­ном взрос­лых, ведь с детьми ак­те­ра­ми ра­бо­тать го­раз­до труд­нее, но в мульт­филь­ме же можно на­ри­со­вать что угодно, но почему-то на улицах города мы видим так мало детей. Неуже­ли в студии Диснея боятся по­ка­зать зри­те­лю, что мно­го­дет­ность это норма, пусть и в древ­нем городе?

Почему-то у Жасмин есть только отец, мать умерла, а султан, по­те­ряв един­ствен­ную жену, еще раз не же­нил­ся. Осо­бен­но это стран­но, если вспом­нить, что в араб­ских стра­нах при­ня­то мно­го­жен­ство. Непо­нят­но, зачем сце­на­ри­сты сде­ла­ли для Жасмин непол­ную семью, ведь этот факт ни на что по сюжету не влияет. У Алад­ди­на еще ве­се­лее, по сюжету ори­ги­наль­ной сказки у него была мать, но со­зда­те­ли мульт­филь­ма уже на­ри­со­вав эскизы матери вдруг решают сде­лать его круг­лым си­ро­той. Опять же на сюжет это не влияет, зачем нужно непо­нят­но. И еще стран­но, почему тот факт, что у Алад­ди­на и Жасмин матери именно умерли, явно озву­чи­ва­ет­ся зри­те­лю, ведь можно было о них просто не упо­ми­нать.

Еще больше изум­ля­ешь­ся, когда за­ме­ча­ешь, что в этом мульт­филь­ме от­сут­ству­ют матери в прин­ци­пе. Иногда по­ка­зы­ва­ют детей, но они либо сироты, либо гуляют сами по себе без взрос­лых. У Диснея какой-то запрет на изоб­ра­же­ние матери с ре­бен­ком?

Детей в мульт­филь­ме вообще мало. В те вре­ме­на в араб­ских стра­нах было при­ня­то не только мно­го­жен­ство, но и мно­го­дет­ность, но почему-то у сул­та­на, кроме Жасмин, детей нет, да и у Алад­ди­на нет ни бра­тьев, ни сестер. На улицах города Аграбы также встре­ча­ют­ся пре­иму­ще­ствен­но взрос­лые пер­со­на­жи, дети ред­кость, и почему-то ни­ко­гда в кадре од­но­вре­мен­но не бывает больше двух — может то же у Диснея есть какое-то пра­ви­ло на этот счет. Се­мей­ных пар в мульт­филь­ме нет ни одной (кроме Жасмин и Алад­ди­на в конце мульт­филь­ма), да и вообще семьи как та­ко­вой ни одной не по­ка­за­ли (только у сул­та­на дочь). И все бы это ка­за­лось слу­чай­ным сов­па­де­ни­ем, если бы не фильмы, вроде Пол­тер­гейст 2015 года, где почти все скры­тое вли­я­ние на­прав­ле­но на про­па­ган­ду без­дет­но­сти:


Про­дол­жи­тель­ность сцен с детьми неболь­шая

Детей в мульт­филь­ме вообще мало. В те вре­ме­на в араб­ских стра­нах было при­ня­то не только мно­го­жен­ство, но и мно­го­дет­ность, но почему-то у сул­та­на, кроме Жасмин, детей нет, да и у Алад­ди­на нет ни бра­тьев, ни сестер. На улицах города Аграбы также встре­ча­ют­ся пре­иму­ще­ствен­но взрос­лые пер­со­на­жи, дети ред­кость, и почему-то почти ни­ко­гда в кадре од­но­вре­мен­но не бывает больше двух — может то же у Диснея есть какое-то пра­ви­ло на этот счет. Се­мей­ных пар в мульт­филь­ме нет ни одной (кроме Жасмин и Алад­ди­на в конце мульт­филь­ма), да и вообще семьи как та­ко­вой ни одной не по­ка­за­ли (только у сул­та­на дочь). И все бы это ка­за­лось слу­чай­ным сов­па­де­ни­ем, если бы не фильмы, вроде Пол­тер­гейст 2015 года, где почти все скры­тое вли­я­ние на­прав­ле­но на про­па­ган­ду без­дет­но­сти.


Первое лицо страны занято важ­ны­ми го­су­дар­ствен­ны­ми делами

Как непо­нят­но зачем нам в мульт­филь­ме рас­ска­за­ли о смерти ма­те­рей Жасмин и Алад­ди­на, также непо­нят­но зачем сул­та­на сде­ла­ли ин­фан­тиль­ным (незре­лым, со­хра­нив­шим ха­рак­тер ре­бен­ка), а чтобы вы не со­мне­ва­лись в его ин­фан­тиль­но­сти прямо по­ка­зы­ва­ют, как он играет в иг­руш­ки. Его дет­ские жесты и манеры по­ка­за­ны, как что-то за­бав­ное, но ведь в ре­аль­но­сти это совсем неве­се­ло, если у кого-то будет такой отец. Это были бы слу­чай­но­сти, если бы не си­сте­ма­ти­че­ское от­сут­ствие ро­ди­те­лей в мульт­филь­мах Диснея, что разо­бра­но в статье Дисней: Отрав­лен­ные сказки — Дис­кре­ди­та­ция и обес­це­ни­ва­ние ро­ди­тель­ства.


Один из ляпов

Юмор

Боль это смешно

"Боль это смешно", — видимо так думают со­зда­те­ли дет­ских мульт­филь­мов из студии Диснея. Зна­чи­тель­ная часть юмора стро­ит­ся на том, что кто-то просто стра­да­ет, а для воз­мож­но­сти не за­ви­си­мо от си­ту­а­ции в любой момент по­ка­зать стра­да­ния даже от­дель­но­го пер­со­на­жа вы­де­ли­ли по­пу­гая Яго:


Из­на­чаль­но Яго за­ду­мы­вал­ся, как неко­мич­ный от­ри­ца­тель­ный пер­со­наж, но потом решили сде­лать его раз­вле­ка­тель­ным

Очень часто ис­поль­зу­ет­ся одна и та же "шутка": в разных си­ту­а­ци­ях и по каким-либо при­чи­нам кому-то больно. Данная "боль" снаб­жа­ет­ся либо скор­чен­ной рожей либо ха­рак­тер­ной муль­тяш­ной под­звуч­кой, видимо, чтобы зри­тель по­ни­мал, что это смешно. На­де­юсь, не нужно объ­яс­нять, почему юмор, стро­я­щий­ся на прин­ци­пе "где-то кому-то почему-то больно", здра­во­мыс­ля­ще­го че­ло­ве­ка не ве­се­лит, но ин­те­рес­но другое, как мно­го­крат­ное по­вто­ре­ние одного и того же вби­ва­ет­ся на под­кор­ку, и далее уже на уровне ре­флек­сов вы­зы­ва­ет смех.

В пси­хо­ло­гии есть такой термин: "якорь — стимул, фор­ми­ру­е­мый по­вто­ре­ни­я­ми, с целью вы­зы­вать нужную ас­со­ци­а­тив­но свя­зан­ную с ним эмо­ци­о­наль­ную ре­ак­цию или со­сто­я­ние". Пример яко­ре­ния в юморе — это мо­но­ло­ги Ми­ха­и­ла За­дор­но­ва, в ко­то­рых он шутки всегда за­кан­чи­вал одной ин­то­на­ци­ей, на эту ин­то­на­цию яко­ри­лось со­сто­я­ние смеха у зри­те­ля. Как-то раз он по ошибке рас­ска­зал шутку непра­виль­но, и аб­со­лют­но не име­ю­щая юмор­но­го смысла и нфор­ма­ция вы­зва­ла в зале смех из-за сфор­ми­ро­вав­ше­го­ся якоря ("ре­флек­са") на ин­то­на­цию.

Ка­ри­ка­тур­ные и ки­не­ма­то­гра­фи­че­ские пер­со­на­жи

Кроме спе­ци­аль­но­го пер­со­на­жа для стра­да­ний (по­пу­гая Яго) так или иначе для "юмора" стра­да­ют и другие пер­со­на­жи, но неко­то­рые, на­при­мер, Алад­дин и Жасмин этому не под­вер­же­ны. Думаю, это сде­ла­но осо­знан­но, так как по­доб­ные "стра­да­ния" раз­ру­ша­ют ре­а­ли­стич­ный образ пер­со­на­жа, пре­вра­щая их в муль­тяш­ную ка­ри­ка­ту­ру. В мульт­филь­ме два типа пер­со­на­жей, я бы их назвал так: муль­ти­пли­ка­ци­он­ные (ко­мич­ные и непро­пор­ци­о­наль­ные, как шаржи) и ки­не­ма­то­гра­фи­че­ские (ре­а­ли­стич­ные, с от­но­си­тель­но пра­виль­ны­ми про­пор­ци­я­ми лица и тела).

Алад­дин и Жасмин по­па­да­ют в ка­те­го­рию ки­не­ма­то­гра­фи­че­ских. Их осо­бен­но­сти:

  • Ани­ма­ция дви­же­ния со­от­вет­ству­ет че­ло­ве­че­ской, на­при­мер, при резком уско­ре­нии шея пер­со­на­жа не может вы­тя­нуть­ся в 5 раз.
  • Мимика че­ло­ве­че­ская, не вы­хо­дит за рамки ре­а­ли­стич­но­сти — глаза от удив­ле­ния не могут стать больше в разы.
  • Внеш­ность ре­а­ли­стич­ная. У ани­ма­то­ров была задача со­здать сим­па­тич­но­го пер­со­на­жа, по­это­му лицо Алад­ди­на это со­би­ра­тель­ные образ, зна­чи­тель­ную часть ко­то­ро­го со­ста­ви­ла внеш­ность Тома Круза.
  • Если Алад­дин уда­рит­ся, то вы не уви­ди­те глупой скор­чен­ной рожи, это не будет под­зву­че­но ха­рак­тер­ным муль­тяш­ным звуком, по­доб­ные си­ту­а­ции по­да­ют­ся не ко­мич­ны­ми, а дра­ма­тич­ны­ми, за­став­ляя со­пе­ре­жи­вать. Каждый урон он пе­ре­но­сит, как живой че­ло­век с со­от­вет­ству­ю­щи­ми по­след­стви­я­ми, если сде­лать пер­со­на­жа бес­смерт­ным, как Яго, то зри­тель по­те­ря­ет ин­те­рес, так как невоз­мож­но пе­ре­жи­вать за него в опас­ных си­ту­а­ци­ях.

Также, кроме Жасмин и Алад­ди­на, не стра­да­ют и не крив­ля­ют­ся султан и Джафар.


Эмоции Жасмин

Над ми­ми­кой, же­сти­ку­ля­ци­ей и внеш­но­стью Жасмин по­ра­бо­та­ли весьма тща­тель­но — муль­ти­пли­ка­ци­он­ный пер­со­наж де­мон­стри­ру­ет лицом эмоции по­луч­ше многих ки­но­ак­трис.

Почему не вы­хо­дит про­дол­же­ние Алад­ди­на?


А вы знали? Внеш­ность многих пер­со­на­жей похожа на ак­те­ров, озву­чи­ва­ю­щих их

Робин Уи­льямс, озву­чив­ший Джина, за­пре­тил ис­поль­зо­ва­ние этого пер­со­на­жа Диснею, по­это­му ком­па­ния не может больше сни­мать про­дол­же­ния Алад­ди­на. За время работы актер озвуч­ки на­го­во­рил столь­ко фраз, что их бы хва­ти­ло на несколь­ко мульт­филь­мов, несмот­ря на то, что Робин ушел от нас в 2014 году. Пред­по­ло­жи­тель­но, актер так жестко по­сту­пил со сту­ди­ей потому, что она обе­ща­ла не ис­поль­зо­вать Джина в ре­кла­ме, но не сдер­жа­ла свое слово (ис­точ­ник).

При­ме­ры юмора


Раз за разом по­вто­ря­ет­ся одно и то же, только под раз­ны­ми со­уса­ми — кто-то где-то почему-то стра­да­ет

Раз­бе­рем одну из сцен, чтобы понять прин­ци­пы юмора в этом про­из­ве­де­нии - Алад­дин ловко сни­ма­ет ремень со страж­ни­ка, у того падают штаны, об­на­жая неле­пое ро­зо­вое нижнее белье, после чего глупый страж­ник в спешке на­де­ва­ет нере­аль­но ги­гант­скую рыбу вместо штанов, и пры­га­ет в ней за Алад­ди­ном.

Чтобы оце­нить ка­че­ство юмора необ­хо­ди­мо по­ни­мать, как вообще стро­ят­ся шутки, и что яв­ля­ет­ся не шуткой, а гэгом. У шуток есть два этапа: сетап и панчлайн. Первый вводит некую си­ту­а­цию, и зри­тель ожи­да­ет ло­гич­но­го ее раз­ре­ше­ния, но второй этап со­дер­жит что-то вроде сюр­при­за, на­ру­ша­ю­ще­го ожи­да­ния. На­при­мер, сетап: "Штир­лиц выпал из окна, но чудом за­це­пил­ся за балкон 4-го этажа...". Панчлайн: "...на сле­ду­ю­щее утро чудо сильно рас­пух­ло". Почти все "ко­мич­ные" си­ту­а­ции в мульт­филь­ме не яв­ля­ют­ся шут­ка­ми, это более при­ми­тив­ное — гэги.

Гэг (от англ. gag — шутка, ко­ми­че­ский эпизод) — ко­ме­дий­ный приём, в основе ко­то­ро­го лежит оче­вид­ная неле­пость, на­при­мер, когда во время пожара че­ло­век носит воду ре­ше­том — это неле­пость, но она может рас­сме­шить. На "неле­по­стях" почти все и по­стро­е­но в мульт­филь­ме, на­при­мер, у пер­со­на­жа неле­пое нижнее белье, пер­со­наж нелепо одел рыбу и т.д.


Фор­ми­ру­ет­ся ли услов­ный ре­флекс, что счи­тать смеш­ным, от мно­го­крат­но­го по­вто­ре­ние оди­на­ко­во­го юмора?

Опре­де­ле­ние по­ня­ти­ям шутка и гэг дано, чтобы было оче­вид­но, шуток в мульт­филь­ме нет. Вы­ше­опи­сан­ная сценка с нижним бельем и рыбой не яв­ля­ет­ся шуткой, а как по мне, то и юмором вообще! Это просто "услов­ный ре­флекс", вбитый в голову мно­го­крат­ным по­вто­ре­ни­я­ми. Шутки более ин­тел­лек­ту­аль­ны, ведь их можно рас­ска­зать сло­ва­ми, а значит, над ними нужно по­ду­мать. Гэги тре­бу­ют просто смот­реть на экран за неле­пы­ми и глу­пы­ми пер­со­на­жа­ми, ко­то­рых такими на­ри­со­ва­ли, но на­ри­со­вать можно все, что угодно, почему должно быть смешно от того, что взрос­ло­му пер­со­на­жу на­ри­со­ва­ли дет­ское нижнее белье?

То, за что так "любят" аме­ри­кан­ский юмор — это темы ниже пояса, но вер­ши­ны ма­стер­ства сце­на­рист Диснея до­сти­га­ет, когда сценку за­кан­чи­ва­ет мощная точка в виде просто па­де­ния в навоз. Это ис­поль­зо­ва­ли в фильме "Назад в бу­ду­щее" (во всех трех частях), этот вечный шедевр сце­нар­но­го ис­кус­ства был и в мульт­филь­ме Алад­дин. Также "ин­тел­лек­ту­аль­но­го" зри­те­ля должен по­ве­се­лить залет на ковре-са­мо­ле­те в пятую точку слону, обя­за­тель­но с рожей и смеш­ны­ми зву­ка­ми.

От­дель­но хо­чет­ся от­ме­тить крив­ля­ние рож, как та­ко­вое. Все слы­ша­ли, что аме­ри­кан­ский юмор глупый, так как там каждую шутку необ­хо­ди­мо по­ме­чать крив­ля­ни­ем, чтобы зри­тель понял, где сме­ять­ся — в этом мульт­филь­ме то же самое.

Также ми­ни­мум 3 раза в мульт­филь­ме ис­поль­зо­вал­ся гэг, когда по­ка­зы­ва­ет­ся язык с пу­ка­ю­щим звуком. И еще иногда в «юморе» по­ка­зы­ва­ют от­кро­вен­но глупые вы­ра­же­ния лиц. По­нят­но, что юмор для детей, но ведь не для низко ин­тел­лек­ту­аль­ных?

Кстати, "гений ко­ме­дии" Леонид Гайдай неда­ле­ко ушел от такого юмора:

 


Полное видео


Одна из несколь­ких от­сы­лок или "пас­ха­лок" в муль­филь­ме

 

Пер­со­наж Яго из­на­чаль­но пла­ни­ро­вал­ся, как злой и не смеш­ной, но позже сце­на­ри­сты пе­ре­де­ла­ли его в ко­мич­но­го и по­сто­ян­но стра­да­ю­ще­го, чтобы мульт­фильм был "по­ве­се­лее". Также можно вспом­нить дис­не­ев­ско­го Гуфи (англ. goofy — неда­ле­кий, при­дур­ко­ва­тый), ко­то­ро­му по­свя­ти­ли целый сериал, этот пер­со­наж от­кро­вен­но ин­фан­тиль­ный и глупый (кстати, у него еще есть сын, но нет жены). Объ­еди­ня­ет Яго и Гуфи то, что они как будто сде­ла­ны под задачу — один про­дви­га­ет стра­да­ния, как будто это смешно, а другой глу­пость и ин­фан­ти­лизм, будто это при­коль­но.

Ко­неч­но, есть немно­го шуток, ко­то­рые можно от­не­сти к здо­ро­во­му юмору, но погоды они не делают. Пример такой шутки:

Ковер по сюжету об­ла­да­ет ра­з­умом, и весьма непло­хим, по­это­му за­бав­но, когда мульт­фильм об­ра­ща­ет вни­ма­ние на свою же внут­рен­нюю логику ска­зоч­но­го мира и со­по­став­ля­ет ее с ре­аль­ной, где про­иг­рать ковру в шах­ма­ты было бы по­во­дом об­ра­тить­ся к пси­хи­ат­ру.


Фи­наль­ный аккорд того, что выдают за юмор

 

Как из­вест­но, речь — это ин­стру­мент от­но­ся­щий­ся к высшим пси­хи­че­ским функ­ци­ям нерв­ной си­сте­мы, и на­пря­мую свя­зан­ный с ин­тел­лек­том. В этом мульт­филь­ме я не могу вспом­нить ни одной шутки, ко­то­рую воз­мож­но пе­ре­дать речью, все стро­ит­ся на при­ми­тив­ных гэгах — кто-то скор­чил рожу, кому-то больно, кто-то упал в навоз и по­доб­ное. Хоть чего-то над чем нужно по­ду­мать в мульт­филь­ме просто нет.

Песня Джина

Я просто остав­лю эту кар­тин­ку здесь для тех, кто по­ни­ма­ет. Ак­цен­ти­ро­вать вни­ма­ния на ней не буду, так как ее по­ни­ма­ние тре­бу­ет под­го­тов­ки, и если начать объ­яс­нять, что вижу на ней (как в тестах Рор­ша­ха), то меня сочтут су­ма­сшед­шим. Это стоп-кадры из песни Джина во время зна­ком­ства с Алад­ди­ном, но лучше по­смот­рим на другие кадры, они более по­нят­ны:


Видимо тонкий намек на какой-то аспект араб­ско­го мен­та­ли­те­та ?

После по­яв­ле­ния Джина он на­чи­на­ет свою пре­зен­та­цию через песню, и вот это кра­соч­ное, аб­стракт­ное шоу с быстро сме­ня­е­мы­ми кар­тин­ка­ми вводит в неко­то­рое непо­ни­ма­ние. На­при­мер, к чему там вер­блю­ды в лиф­чи­ках? Есть старое видео на ан­глий­ском языке, где де­таль­но раз­би­ра­ет­ся то, что по­ка­за­но в песне Джина.

То, без чего не может обой­тись мульт­фильм с воз­раст­ным рей­тин­гом 0+. Сек­су­аль­ные по­це­луи, томные взгля­ды, формы тела. Зачем, если дети не знают, что такое сек­су­аль­ность? А глав­ное — как на них это от­ра­зить­ся? Как это ра­бо­та­ет я объ­яс­нять не буду, вижу, вы уже устали читать, по­это­му за меня вам это рас­ска­жет видео.

Вторая и третья часть мульт­филь­ма

На этом за­кон­чим с данным мульт­филь­мом, хотя есть еще много чего ска­зать, но к этому чи­та­те­ля нужно еще под­го­то­вить. Так как у мульт­филь­ма есть про­дол­же­ние, то ин­те­рес­но, что там.

«Воз­вра­ще­ние Джа­фа­ра» 1994 года и «Алад­дин и король раз­бой­ни­ков» 1996 года — это вторая и третья часть мульт­филь­ма, ко­то­рые не за­слу­жи­ва­ют вни­ма­ния, причем даже по мнению самих со­зда­те­лей, так как данные кар­ти­ны не по­ка­зы­ва­ли в ки­но­те­ат­рах, они сразу вышли на ви­део­но­си­те­лях (VHS). После оглу­ши­тель­но­го успеха первой части, со­зда­ние ко­то­рой стоило 28 мил­ли­о­нов дол­ла­ров, а при­нес­ло со­зда­те­лям 504 мил­ли­о­на, вы­пус­ка­ет­ся вторая часть с бюд­же­том — всего 3,5 мил­ли­о­на. Ка­че­ство про­ра­бот­ки всех ас­пек­тов со­от­вет­ству­ю­щее — ани­ма­ция го­раз­до хуже, про­ра­бот­ка пер­со­на­жей на уровне плин­ту­са, на­при­мер, Жасмин из умной (она не со­вер­ши­ла ни одного глу­по­го по­ступ­ка!) вне­зап­но пре­вра­ти­лась в глупую ис­те­рич­ку, а шутки стали еще глупее и по­хаб­ней. Что про­ис­хо­ди­ло по сюжету и какие новые факты от­кры­ва­ют нам новые части, зна­че­ния не имеет, так как мало кто их смот­рел, и слава Богу.

Вывод


Как ри­со­вал­ся мульт­фильм, кадры из фильма о со­зда­нии мульт­филь­ма

 

Ани­ма­ция, кра­соч­ность, про­ра­бот­ка пер­со­на­жей и песни - все в "Алад­дине" на высшем уровне. В тех­ни­че­ском плане многие фильмы и мульт­филь­мы по­тря­са­ют и вы­зы­ва­ют вос­торг, но как всегда дьявол кро­ет­ся в ме­ло­чах, точнее в данном случае в смыс­лах. В мульт­филь­ме ничего необыч­но­го, все стан­дарт­но для любого фильма:

  • Он фор­ми­ру­ет нездо­ро­вое чув­ство юмора, с самого дет­ства зри­те­лю на под­со­зна­ние якорит счи­тать смеш­ным глу­пость, боль и чужие неуда­чи.
  • Имеет сек­су­аль­ные темы и под­текст, ко­то­рые аб­со­лют­но не нужны в дет­ском муль­ти­ке.
  • А вот что ред­кость — это от­но­си­тель­но непло­хая по­пыт­ка про­дви­гать важную мысль, что нельзя лгать (а я еще до­бав­лю — ма­ни­пу­ли­ро­вать нельзя!), но она за­дав­ли­ва­ет­ся обы­ден­ным шква­лом прочей вред­ной про­па­ган­ды.
  • С се­мей­ной те­ма­ти­кой все прямо кон­крет­но плохо: ма­те­рин­ство в мульт­филь­ме от­сут­ству­ет, по­сто­ян­но непол­ные семьи, сироты, дети ред­кость, и все это без сю­жет­ной необ­хо­ди­мо­сти.
  • Есть про­дви­же­ние во­ров­ства, ко­то­ро­му по­свя­ти­ли целую песню, и по итогу пер­со­наж не пе­ре­стал быть вором путем нрав­ствен­но­го роста, он просто же­нил­ся на бо­га­той.
  • Есть весьма непо­нят­ная сцена с песней Джина, со­дер­жа­щая за­шка­ли­ва­ю­щее ко­ли­че­ство ал­ле­го­рий на темы ниже пояса, есть неод­но­крат­ное пе­ре­оде­ва­ние мужчин в женщин, вер­блю­ды в лиф­чи­ках, и прочее, прочее.
  • Немно­го про­па­ган­ды ядов.

Каждый мульт­фильм Диснея нужно рас­смат­ри­вать не от­дель­но, а вкупе с дру­ги­ми его про­из­ве­де­ни­я­ми, чтобы была видна си­стем­ность про­дви­же­ния смыс­лов. В статье "Дисней: Отрав­лен­ные сказки" про­ана­ли­зи­ро­ва­ли несколь­ко де­сят­ков мульт­филь­мов студии Диснея, и вы­яви­ли си­стем­ность всего того, о чем я писал. Один раз слу­чай­ность, но если мно­го­крат­но, то за­ко­но­мер­ность.

Ав­тор­ство:  Ав­тор­ская работа / пе­ре­во­ди­ка Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки:  Ма­ни­пу­ля­ции в СМИ (группа ВК) Скры­тые смыслы в мульт­филь­ме Алад­дин.. | Ма­ни­пу­ля­ции со­зна­ни­ем | ВКон­так­те
..
  Комментарии Аватар пользователя e.tvorogov e.​tvorogov(4 года 2 месяца)(04:41:42 / 10-04-2020)

Дети, когда смот­рят такие мульт­филь­мы, не пре­па­ри­ру­ют их до ме­ло­чей и не ана­ли­зи­ру­ют смыслы, потому что они – дети, и им просто ин­те­рес­но. Я бы лучше бес­по­ко­ил­ся за взрос­лых, для ко­то­рых зло, ока­зы­ва­ет­ся, кро­ет­ся в мульт­филь­мах.

Аватар пользователя Константин Орлов Кон­стан­тин Орлов(2 месяца 1 неделя)(04:45:31 / 10-04-2020)

От­лич­ная логика - если не пре­па­ри­ро­вать и не ана­ли­зи­ро­вать, то не вредит. А если кушать отрав­лен­ную пищу, но не за­ме­чать яда, то не отра­вишь­ся...

Аватар пользователя e.tvorogov e.​tvorogov(4 года 2 месяца)(04:55:02 / 10-04-2020)

Я вырос на этих мульт­филь­мах. Смот­рел также "Тома и Джерри", Багза Банни и по­доб­ные мульт­филь­мы. Ещё "Утиные ис­то­рии", "Чип и Дейл" и все эти мульт­се­ри­а­лы. По вашей логике, моя пси­хи­ка должна быть чрез­вы­чай­но сильно ис­пор­че­на, а сам я должен быть мо­раль­ным чу­до­ви­щем. Однако ни сам я себя та­ко­вым не считаю, ни другие. Может дело всё же в вашем субъ­ек­тив­ном спо­со­бе ин­тер­пре­ти­ро­вать, м?

Аватар пользователя Kir2328 Kir2328(7 лет 3 месяца)(05:00:18 / 10-04-2020)

Я тоже все это смот­рел, но не до конца, как и все аме­ри­кан­ские мульт­филь­мы, они  по­ра­жа­ют своей хо­ро­шей про­ри­сов­кой, и со­вер­шен­но тупым сю­же­том и диа­ло­га­ми.  Днище во­об­щем.

Аватар пользователя Fandaal Fandaal(5 лет 4 месяца)(05:47:02 / 10-04-2020)

yes Ре­аль­но дно, и от такого тупеют. Я лучше какой-нибудь сов­ко­вый ку­коль­ный муль­тик по­смот­рю, хотя когда был ма­лень­кий - такие не любил, оценил только когда с экрана пошла дичь типа "Тома и Джерри".

А Тво­ро­гов - это ж дитя пе­ре­строй­ки, ему можно.

Аватар пользователя Константин Орлов Кон­стан­тин Орлов(2 месяца 1 неделя)(05:24:38 / 10-04-2020)

"Однако ни сам я себя та­ко­вым ни считаю, ни другие"

А откуда вы знаете, что другие думают о вас? Мне вот первый же ваш ком­мен­та­рий по­ка­зал­ся не совсем адек­ват­ным. И дело не в том, что у вас мнение от­лич­ное от моего, разные мнения это нор­маль­но, а я увидел именно неаде­кат­ность в форме вы­ра­же­ния мнения. Но не хо­те­лось бы, чтобы раз­го­вор пе­ре­шел на лич­но­сти, хотя вы сами его туда повели.

Спро­си­те у "других", что они о вас думают, если они скажут правду (а я в этом со­мне­ва­юсь, так как в нашем об­ще­стве свое прав­ди­вое мнение о че­ло­ве­ке при­ня­то в ин­тер­не­те вы­ра­жать, а не в реале), то, воз­мож­но, будете удив­ле­ны. И спро­си­те у разных со­ци­аль­ных групп, не только друзей, с ко­то­ры­ми вместе учи­лись, а, на­при­мер, у своего ра­бо­то­да­те­ля, кли­ен­тов по работе, род­ствен­ни­ков и не род­ствен­ни­ков разных воз­рас­тов. И если они вам скажут правду (а это ма­ло­ве­ро­ят­но), тогда это будут данные для ана­ли­за.

 

Аватар пользователя e.tvorogov e.​tvorogov(4 года 2 месяца)(05:37:43 / 10-04-2020)

Мне вот первый же ваш ком­мен­та­рий по­ка­зал­ся не совсем адек­ват­ным. И дело не в том, что у вас мнение от­лич­ное от моего, разные мнения это нор­маль­но, а я увидел именно неаде­кат­ность в форме вы­ра­же­ния мнения.

Это просто ре­ак­ция на неадек­ват­ное со­дер­жа­ние вашей записи. По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство всё-таки не об­гла­ды­ва­ет мульт­филь­мы до костей.

Аватар пользователя Престарелый Neo Пре­ста­ре­лый Neo(1 год 12 ме­ся­цев)(05:17:53 / 10-04-2020)

Чё, се­рьез­но? 

Иногда муль­тик это просто муль­тик. В 99 слу­ча­ях из ста.

Жду разбор "Баба Яга против".

Аватар пользователя Отец Гервасий Отец Гер­ва­сий(2 недели 5 дней)(05:54:47 / 10-04-2020)

Да там-то вообще проще про­сто­го. Баба Яга-Мар­га­рет Тэтчер, Кощей-Рейган, Ту­по­ва­тый дракон-обоб­щен­ная Европа( НАТО).

Аватар пользователя Fandaal Fandaal(5 лет 4 месяца)(05:29:21 / 10-04-2020)

Стан­дарт­ная про­па­ган­да в фильме — это когда курят и пьют чуть-ли не каждые 5 минут

 Фильм есть непло­хой "100 си­га­рет". А сейчас вроде строже с этим, лиц с нетра­ди­ци­он­ной ори­ен­та­ци­ей по­ка­зать можно, и даже нужно, причём обя­за­тель­но в ка­че­стве по­ло­жи­тель­ных пер­со­на­жей. А ку­ре­ние не.

Аватар пользователя oliakhim oliakhim(3 года 10 ме­ся­цев)(05:30:46 / 10-04-2020)

Спа­си­бо, хо­ро­ший разбор по­лё­тов. Через фильмы фор­ми­ру­ет­ся со­зна­ние - и Гол­ли­вуд здесь играет мас­сив­ную роль в том как будут люди думать лет через 15. Надо ска­зать, что их муль­ти­ки из 90х от­но­си­тель­но без­обид­ны по срав­не­нию с тем, что вы­пус­ка­ют сейчас. Тот кто это в упор не хочет видеть - сам себе злоб­ный Бу­ра­ти­но.

Ин­те­ре­са ради - вы канал Несто­ра на Ютюбе не знаете? Но сделал по­хо­жий разбор со­вет­ско­го фильма Мэри Попинс. Ин­те­рес­но ваше мнение.

Аватар пользователя Phenomenon Phenomenon(2 года 5 дней)(05:46:37 / 10-04-2020)

Шел 10-й день са­мо­изо­ля­ции...

Таким ма­ка­ром к любому, даже со­вет­ско­му муль­ти­ку можно до­ко­пать­ся. Автор болен.

Аватар пользователя Отец Гервасий Отец Гер­ва­сий(2 недели 5 дней)(05:58:26 / 10-04-2020)

Легко)))

"Ежик в тумане"-про­бле­ма рус­ско­го ев­рей­ства, выбор пути( алия или остать­ся) и яркий пример вза­и­мо­от­но­ше­ний ев­рей­ско­го и рус­ско­го на­ро­дов))).

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения) Аватар пользователя SubV SubV(10 ме­ся­цев 1 день)(06:02:32 / 10-04-2020)

Лучше бы автор разо­брал не Алад­ди­на, а что-нибудь по­све­жее. Тех же Шреков, на­при­мер. Вот там дей­стви­тель­но впа­ри­ва­ет­ся "об­ще­че­ло­ве­че­ская" мораль на полную ка­туш­ку.

В 1992-м Дисней всё же был Дис­не­ем, хотя и без Уолта, ко­то­рый и в страш­ном сне вряд ли мог пред­ста­вить, во что пре­вра­тят его студию люди, с ко­то­ры­ми он бо­рол­ся всю жизнь.

Это интересно
0

10.04.2020
Пожаловаться Просмотров: 449  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены