Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6922 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Кто-то их теряет, а кто-то взращивает. Наша Сказка.

 | shed  

В этой статье про­дол­жа­ет­ся раз­го­вор об участ­ни­ках про­ек­та по со­зда­нию МС-21. Данный пост будет «об­лег­чен­ным» (по срав­не­нию с постом сле­ду­ю­щим): по ко­ли­че­ству знаков и в связи с от­сут­стви­ем ссылок. В общем, - он для тех, кому в лом читать боль­шие тексты. Для тех, кому не в лом,  - будет Вам и белка, будет и сви­сток :) Чуть позже.

... Планы участ­ни­ков про­ек­та МС-21 и их ре­а­ли­за­ция

- ... Уг­ле­во­лок­но: Ки­ри­ен­ко/Ли­ха­чев и их ко­ман­да

... Неболь­шая част­ная ком­па­ния Вик­то­ра Ав­де­е­ва о про­из­вод­стве уг­ле­во­лок­на даже не думала: слиш­ком высок порог в эту сферу де­я­тель­но­сти, - от 60 до 100 мил­ли­о­нов дол­ла­ров. Такие траты могла себе поз­во­лить только мощная и ам­би­ци­оз­ная ор­га­ни­за­ция.

Вот одна такая ор­га­ни­за­ция на эти траты и пошла:

... 15 мая 2015 года в Та­тар­стане, на тер­ри­то­рии ОЭЗ «Ала­бу­га» со­сто­я­лось от­кры­тие завода по про­из­вод­ству уг­ле­род­но­го во­лок­на.

 

Пред­при­я­тие «Ала­бу­га-Во­лок­но» ос­но­ва­но «Хол­дин­го­вой ком­па­ни­ей «Ком­по­зит» по заказу ГК «Ро­са­том». Общий объем ин­ве­сти­ций со­ста­вил 3,3 мил­ли­ар­да рублей. От­кры­тие завода поз­во­ли­ло со­здать 250 новых ра­бо­чих мест.

Сто­про­цент­ным соб­ствен­ни­ком этого завода оста­ет­ся Ро­са­том. Из ин­ве­сти­ро­ван­ных в проект 3,3 мил­ли­ар­дов рублей, 1,3 мил­ли­ар­да рублей вложил Ро­са­том, осталь­ные деньги по­сту­пи­ли по фе­де­раль­ной це­ле­вой про­грам­ме. Мощ­ность первой за­пу­щен­ной про­из­вод­ствен­ной линии, ко­то­рая ра­бо­та­ет по рос­сий­ской тех­но­ло­гии, со­ста­ви­ла 1,7 тыс. т в год. Стар­то­вал проект в 2012году, а тех­ни­че­ский запуск про­из­вод­ствен­ной линии со­сто­ял­ся осенью 2014-го.

Первым за­ме­сти­тель ген­ди­рек­то­ра ГК «Ро­са­том» Алек­сандр Локшин по­яс­нил, что со вводом завода «Ала­бу­га-Во­лок­но» рос­сий­ские мощ­но­сти по про­из­вод­ству уг­ле­во­лок­на уве­ли­чи­ва­ют­сяпочти в четыре раза, что резко снизит се­бе­сто­и­мость ком­по­зит­но­го сырья. И, в свою оче­редь, от­кро­ет дорогу ком­по­зи­там в новые от­рас­ли..

В пре­де­лах страны, сы­рье­вой базы для за­груз­ки мощ­но­стей нового завода в то время (в 2015 году) было недо­ста­точ­но, по­это­му все по­ни­ма­ли, что либо  сырье при­дет­ся до­ку­пать за гра­ни­цей, либо надо будет стро­ить еще один завод — по про­из­вод­ству по­лиа­кри­ло­нит­риль­но­го во­лок­на (ПАН-во­лок­на).

Пе­ре­но­сим­ся в 2019 год: стро­и­тель­ство такого завода начато:

... 17 июля 2019. В ходе визита в ОЭЗ «Ала­бу­га» де­ле­га­ция во главе с Пре­зи­ден­том Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан Ру­ста­мом Мин­ни­ха­но­вым и ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром Ро­са­то­ма Алек­се­ем Ли­ха­че­вым по­бы­ва­ла на пред­при­я­тии «АЛА­БУ­ГА-ВО­ЛОК­НО», ко­то­рое входит в ком­по­зит­ный ди­ви­зи­он Ро­са­то­ма UMATEX.

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор UMATEX (Ро­са­том) Алек­сандр Тюнин про­де­мон­стри­ро­вал гостям и участ­ни­кам со­ве­ща­ния про­цесс по­лу­че­ния уг­ле­род­но­го во­лок­на, ко­то­рый ба­зи­ру­ет­ся на несколь­ких ста­ди­ях.

Сна­ча­ла ПАН-во­лок­но, сырье для по­лу­че­ния уг­ле­род­но­го во­лок­на, про­тя­ги­ва­ют через печи окис­ле­ния и вы­со­ко­тем­пе­ра­тур­ные печи кар­бо­ни­за­ции, после этого уг­ле­род­ное во­лок­но про­хо­дит элек­тро­хи­ми­че­скую об­ра­бот­ку по­верх­но­сти в спе­ци­аль­ных ваннах, затем на него на­но­сит­ся аппрет для улуч­ше­ния ад­ге­зии со свя­зу­ю­щим в бу­ду­щем ком­по­зит­ном ма­те­ри­а­ле...

-----  ПД-14. Сбор­ная ко­ман­да: ВИАМ- Каблов/ОДК- Авиа­дви­га­тель - Ино­зем­цев/ад­ди­тив­ка – Ту­ри­чин...

Как все на­чи­на­лось:

--- ...  Ев­ге­ний Каблов: На­ча­лось все нестан­дарт­но и во многом неожи­дан­но. Здесь, где мы го­во­рим с вами сейчас, 11 лет назад слу­чил­ся другой раз­го­вор. Тогда, в 2008-м, у нас в ин­сти­ту­те по­бы­вал пре­зи­дент России Вла­ди­мир Путин, а с ним - глава Мин­пром­тор­га Виктор Хри­стен­ко.

 Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич по­здо­ро­вал­ся и го­во­рит: "Вот, обещал при­е­хать - при­е­хал. Рас­ска­зы­вай­те..." И я, как сумел, объ­яс­нил, что рос­сий­ско­му авиа­про­му по­за­рез нужен свой новый дви­га­тель. И вкрат­це об­ри­со­вал, что это такое, какая слож­ная кон­струк­ция.

http://​mc-​21.​wdfiles.​com/​local--​files/​news:​478/​vtbrussia_​03_​pd14_​600.​jpg

Когда я до­ло­жил, что у нас для литья ло­па­ток тур­би­ны вы­со­ко­го дав­ле­ния раз­ра­бо­та­ны тех­но­ло­гии, в 30 раз эф­фек­тив­нее аме­ри­кан­ских, а потом упо­мя­нул тех­но­ло­гии по­лу­че­ния литых охла­жда­е­мых ло­па­ток с вы­со­кой эф­фек­тив­но­стью охла­жде­ния, про жа­ро­проч­ные сплавы с рением, ру­те­ни­ем, ко­то­рые поз­во­ля­ют под­нять тем­пе­ра­ту­ру газа перед тур­би­ной до 1900 К, он оста­но­вил меня во­про­сом: "А что же не внед­ря­е­те?" "Денег нет", - говорю.

"А есть на что их тра­тить?" - "Есть. В Перми кон­струк­тор Алек­сандр Ино­зем­цев со­зда­ет новый га­зо­ге­не­ра­тор и ба­зо­вый авиа­дви­га­тель на его основе ПД-14". "Ну что тогда? - об­ра­тил­ся пре­зи­дент к ми­ни­стру Хри­стен­ко. - Виктор Бо­ри­со­вич, го­товь­те пред­ло­же­ния". По­за­да­вал еще во­про­сы и уехал...

... При­мер­но через неделю мне по­зво­нил Виктор Бо­ри­со­вич Хри­стен­ко и го­во­рит: "Вчера в два часа ночи вышел от пре­зи­ден­та в Ново-Ога­ре­во. Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич под­пи­сал по­ру­че­ние овы­де­ле­нии 12,8 мил­ли­ар­да рублей на со­зда­ние нового га­зо­ге­не­ра­то­ра".

 

Ино­зем­цев – второй слева. С другой сто­ро­ны от Путина, - Ки­ри­ен­ко и Трут­нев

И вот когда слу­чи­лось это ре­ше­ние, по­яви­лись ре­аль­ные деньги, их надо было от­сле­жи­вать. Тогда и была со­зда­на Объ­еди­нен­ная дви­га­те­ле­стро­и­тель­ная кор­по­ра­ция (ОДК)...

--- Почему Ино­зем­цев ? - Потому что Пермь

Та самая Пермь, где в начале 1930-х годов был по­стро­ен  завод авиа­ци­он­ных дви­га­те­лей. От него и ведет ис­то­рию ны­неш­нее  АО «ОДК-Авиа­дви­га­тель», в ко­то­ром сейчас Алек­сандр Ино­зем­цев яв­ля­ет­ся Ге­не­раль­ным кон­струк­то­ром...

... В 1934 году тех­ни­че­ский ди­рек­тор и глав­ный кон­струк­тор завода Ар­ка­дий Дмит­ри­е­вич Швецовор­га­ни­зо­вал в со­ста­ве завода своё кон­струк­тор­ское бюро, ко­то­рое 11 де­каб­ря 1939 года по­ста­нов­ле­ни­ем пра­ви­тель­ства было вы­де­ле­но в са­мо­сто­я­тель­ное пред­при­я­тие: «ОКБ-19», став­шее позд­нее «Мо­то­ро­стро­и­тель­ным кон­струк­тор­ским бюро» («МКБ»), а в на­сто­я­щее время на­зы­ва­ю­ще­е­ся АО «ОДК - Авиа­дви­га­тель». 

Ар­ка­дий Дмит­ри­е­вич Швецов ро­дил­ся 12 января 1892 года в одном из ра­бо­чих по­сёл­ков Перм­ской гу­бер­нии в семье школь­но­го учи­те­ля. В 1909 году окон­чил Перм­ское Алек­се­ев­ское ре­аль­ное учи­ли­ще. В 1921 году за­кон­чил Мос­ков­ское высшее тех­ни­че­ское учи­ли­ще (ныне МГТУ им. Н. Э. Ба­у­ма­на), по­лу­чил диплом ин­же­не­ра‑ме­ха­ни­ка по дви­га­те­лям внут­рен­не­го сго­ра­ния.

 

Билет Ар­ка­дия Шве­цо­ва, - сту­ден­та Мос­ков­ско­го выс­ше­го тех­ни­че­ско­го учи­ли­ща

С 1922 года по 1934 год ра­бо­тал на авиа­мо­тор­ном заводе № 24 (г. Москва, ныне ФГУП НПЦГ «Салют»). Прошёл путь от за­ве­ду­ю­ще­го тех­ни­че­ским бюро до тех­ни­че­ско­го ди­рек­то­ра завода.

С 1 апреля 1934 года на­зна­чен глав­ным кон­струк­то­ром завода № 19 (г. Пермь), с июня 1938 года од­но­вре­мен­но стал тех­ни­че­ским ди­рек­то­ром завода.

С 11 де­каб­ря 1939 года по 19 марта 1953 — глав­ный кон­струк­тор ОКБ завода № 19 (ОКБ-19).

6 марта 1944 года По­ста­нов­ле­ни­ем Го­су­дар­ствен­но­го ко­ми­те­та обо­ро­ны «О вве­де­нии новых на­зва­ний авиа­ци­он­ных мо­то­ров» дви­га­те­лям Ар­ка­дия Шве­цо­ва был при­сво­ен индекс «АШ» (аб­бре­ви­а­ту­ра «Ар­ка­дий Швецов»).

 

В 1948 году Со­ве­том Ми­ни­стров СССР при­сво­е­но во­ин­ское звание ге­не­рал-лей­те­нан­та ин­же­нер­но‑авиа­ци­он­ной службы.

Скон­чал­ся Ар­ка­дий Швецов 19 марта 1953 года (в 61 год), по­хо­ро­нен на Но­во­де­ви­чьем клад­би­ще (г. Москва).

При Шве­цо­ве в ОКБ раз­вер­ну­лись работы по со­зда­нию оте­че­ствен­ных авиа­ци­он­ных дви­га­те­лей, глав­ным об­ра­зом, для ис­тре­би­тель­ной авиа­ции. Таким об­ра­зом, к началу Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны было со­зда­но целое се­мей­ство авиа­ци­он­ных дви­га­те­лей.

За со­зда­ние дви­га­те­лей, обес­пе­чив­ших во­ен­ное пре­вос­ход­ство ис­тре­би­тель­ной авиа­ции СССР над силами про­тив­ни­ка, ОКБ-19 21 июня 1943 года от­ме­че­но пра­ви­тель­ствен­ной на­гра­дой -ор­де­ном Ленина.

В 1953 году (в воз­расте 36 лет), - после смерти Ар­ка­дия Шве­цо­ва - Глав­ным кон­струк­то­ром пред­при­я­тия  был на­зна­чен Павел Со­ло­вьев, ко­то­рый и ру­ко­во­дил им на про­тя­же­нии 35 лет, до 1988 года. На при­ве­ден­ной в начале статьи фо­то­гра­фии он, - край­ний справа, рядом со Шве­цо­вым.

Павел Со­ло­вьев стал ос­но­во­по­лож­ни­ком двух­кон­тур­но­го га­зо­тур­бин­но­го дви­га­те­ле­стро­е­ния в нашей стране. Его раз­ра­бот­ки опе­ре­ди­ли время на де­сят­ки лет. При нем в авиа­ци­он­ных дви­га­те­лях стали широко при­ме­нять­ся алю­ми­ний и уста­нав­ли­вать­ся ти­та­но­вые ло­пат­ки.

--- Очень хорошо помню стиль, в ко­то­ром он про­во­дил со­ве­ща­ния, – он очень часто при­ни­мал ре­ше­ния прямо на них. Помню: он со­бе­рет спе­ци­а­ли­стов, по­ста­вит какой-то вопрос, далее идет об­суж­де­ние. Вот вы­бра­ли на­прав­ле­ние, ка­за­лось бы, Павел Алек­сан­дро­вич должен ска­зать: «Ты завтра при­не­сешь мне го­то­вое пред­ло­же­ние».

Но он берет ло­га­риф­ми­че­скую ли­ней­ку, быст­рень­ко при­ки­ды­ва­ет на ней, какой должен быть ре­зуль­тат. Он уже ка­че­ствен­но видел, какой ва­ри­ант по­лу­ча­ет­ся, и тут же при­ни­мал ре­ше­ние, как мы будем делать, – рас­ска­зы­ва­ет Юрий Ре­шет­ни­ков...

В конце 1980-х годов при непо­сред­ствен­ном ру­ко­вод­стве Павла Со­ло­вье­ва в Перми спро­ек­ти­ро­ва­ли и со­зда­ли аб­со­лют­но новый дви­га­тель Д-90А, ко­то­рый стал ос­нов­ным мо­то­ром для многих оте­че­ствен­ных са­мо­ле­тов, в том числе и для пре­зи­дент­ско­го борта Ил-96-300ПУ. В 1987 году ми­ни­стер­ство авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти СССР при­сво­и­ло дви­га­те­лю индекс «ПС» от аб­бре­ви­а­ту­ры «Павел Со­ло­вьев».

Скон­чал­ся Павел Со­ло­вьев 13 ок­тяб­ря 1996 года.

О своем пре­ем­ни­ке этот че­ло­век по­за­бо­тил­ся за­ра­нее. В мае 1983 года глав­ным кон­струк­то­ром - первым за­ме­сти­те­лем ру­ко­во­ди­те­ля МКБ был на­зна­чен Алек­сандр Ино­зем­цев.

Это стало неожи­дан­но­стью для коллег. Многих смущал воз­раст нового ру­ко­во­ди­те­ля - 32 года. Но для Павла Со­ло­вье­ва, ге­не­раль­но­го кон­струк­то­ра МКБ в те годы, воз­раст не был ос­нов­ным кри­те­ри­ем. Он и сам в 36 лет встал во главе КБ. ...

К началу тру­до­вой де­я­тель­но­сти Алек­сандр Ино­зем­цев с ме­да­лью окон­чил ка­мы­шин­скую сред­нюю школу, с крас­ным ди­пло­мом - аэро­кос­ми­че­ский фа­куль­тет Перм­ско­го по­ли­тех­ни­че­ско­го ин­сти­ту­та. В 1973 году мо­ло­дой ин­же­нер-ме­ха­ник Ино­зем­цев по­сту­пил на работу в Перм­ское мо­то­ро­стро­и­тель­ное кон­струк­тор­ское бюро. Он не мог и пред­по­ла­гать, что уже через 10 лет станет за­ме­сти­те­лем самого Павла Со­ло­вье­ва...

... "Глав­ное, - считал Со­ло­вьев, - талант, же­ла­ние делать дело, а не ка­рье­ру, са­мо­сто­я­тель­ность, ра­бо­то­спо­соб­ность, от­вет­ствен­ность". Со­ло­вьев выбрал Ино­зем­це­ва, хотя пре­тен­ден­тов на долж­ность глав­но­го кон­струк­то­ра было немало, и по­стар­ше, и по­ма­сти­тей.

Ге­не­раль­ный кон­струк­тор Ино­зем­цев и се­год­ня от­ли­ча­ет­ся неве­ро­ят­ной ра­бо­то­спо­соб­но­стью. Для него норма - работа по 12-14 часов, без вы­ход­ных и от­пус­ков много лет подряд. В дороге - в са­мо­ле­те, ав­то­мо­би­ле, в аэро­пор­ту - он успе­ва­ет под­пи­сать до­ку­мен­ты, сде­лать важные звонки, на­зна­чить со­ве­ща­ния, отдать ука­за­ния, решить сроч­ные во­про­сы.

В начале 80-х в КБ на­ча­лась работа над дви­га­те­лем ПС-90А, в ко­то­ром во­пло­ща­лись идеи учи­те­ля - Павла Со­ло­вье­ва. Сборка пер­во­го дви­га­те­ля стала для А.А. Ино­зем­це­ва про­вер­кой на проч­ность. По слож­но­сти кон­струк­ции и па­ра­мет­рам дви­га­тель резко от­ли­чал­ся от всего про­из­во­ди­мо­го ранее. Он со­би­рал­ся с нуля, де­лал­ся почти "на ко­лен­ке".

... Се­год­ня го­су­дар­ство по­вер­ну­лось к рос­сий­ским авиа­про­из­во­ди­те­лям - утвер­жде­на про­грам­ма раз­ви­тия авиа­про­ма, со­зда­на Объ­еди­нен­ная дви­га­те­ле­стро­и­тель­ная кор­по­ра­ция, под ру­ко­вод­ством ко­то­рой ре­а­ли­зу­ет­ся на­ци­о­наль­ный про­рыв­ной проект - со­зда­ние пер­спек­тив­но­го се­мей­ства авиа­ци­он­ных дви­га­те­лей нового по­ко­ле­ния и про­мыш­лен­ных ГТУ на базе уни­фи­ци­ро­ван­но­го га­зо­ге­не­ра­то­ра.

Дви­га­те­ле­стро­и­тель­ные фирмы страны объ­еди­ни­ли свои усилия для со­зда­ния ба­зо­во­го дви­га­те­ля се­мей­ства - ПД-14 для МС-21. Го­лов­ное пред­при­я­тие в про­ек­те - КБ "Авиа­дви­га­тель".

Вы­сту­пая на про­шед­шем 19–21 апреля 2016 г. в Москве Меж­ду­на­род­ном форуме дви­га­те­ле­стро­е­ния МФД-2016, Алек­сандр Ино­зем­цев от­ме­тил, что имев­ший­ся задел, про­ве­ден­ная ме­то­ди­че­ская и ор­га­ни­за­ци­он­ная работа поз­во­ли­ли про­грам­ме ПД‑14 удачно стар­то­вать:

--- Это важнопо­сколь­ку в те­че­ние многих лет никто не верил, что мы спо­соб­ны даже ор­га­ни­зо­вать такой про­цесс. Но старт – это далеко не все. Се­год­ня мы сов­мест­но с нашими парт­не­ра­ми на­хо­дим­ся на очень от­вет­ствен­ной стадии, когда уже по­ни­ма­ем все «бо­ляч­ки» и про­бле­мы этого дви­га­те­ля не только тео­ре­ти­че­ски, но и экс­пе­ри­мен­таль­но. Сейчас наша задача – опе­ра­тив­но по­пра­вить то, что мы нашли при пред­ва­ри­тель­ных ис­пы­та­ни­ях, и про­ве­сти за­чет­ные сер­ти­фи­ка­ци­он­ные работы, чтобы по­лу­чить право по­ста­вить дви­га­те­ли на са­мо­лет МС‑21 и начать летать. Это крайне важная стадия работ».

Идея со­зда­вать не один дви­га­тель на один тип са­мо­ле­та, а целое се­мей­ство, ко­то­рое поз­во­ля­ет опе­ра­тив­но менять по­ли­ти­ку в за­ви­си­мо­сти от конъ­юнк­ту­ры рынка, по словам Алек­сандра Ино­зем­це­ва, не нова:

--- Как только сто­и­мость раз­ра­бот­ки авиа­ци­он­но­го дви­га­те­ля пе­ре­ва­ли­ла за 1 млрд долл., стало ясно, что просто со­зда­вать дви­га­тель для одного типа са­мо­ле­та – это ги­гант­ские фи­нан­со­вые риски, эту идео­ло­гию ис­по­ве­ду­ют все наши ос­нов­ные кон­ку­рен­ты.

... Мы со­бра­ли в про­грам­ме прак­ти­че­ски всех. Все в этом про­ек­те со­еди­ни­лись, и все ин­ве­сти­ции в тех­но­ло­гии рас­пре­де­ля­ют­ся по этим пред­при­я­ти­ям». От­дель­но он вы­де­ля­ет ор­га­ни­зо­ван­ное в Уфе про­из­вод­ство пу­сто­те­лых ло­па­ток: «Это чет­вер­тый завод в мире, ко­то­рый овла­дел по­доб­ной тех­но­ло­ги­ей, но наша тех­но­ло­гия – соб­ствен­ная, за­па­тен­то­ван­ная.

Мы с самого начала по­ни­ма­ли, что если сами не со­зда­дим свою тех­но­ло­гию, на­чи­ная от ти­та­но­вых за­го­то­вок «ВСМПО-Ависма» и до ко­неч­ной кон­струк­ции, не за­па­тен­ту­ем ее и «су­нем­ся» на рынок, то нас оттуда просто вы­да­вят все­воз­мож­ны­ми юри­ди­че­ски­ми пре­сле­до­ва­ни­я­ми».

Алек­сандр Ино­зем­цев от­ме­ча­ет, что в рамках про­грам­мы ПД‑14 дви­га­те­ли­сты впер­вые за­ня­лись и мо­то­гон­до­лой. Идти по пути заказа на Западе мы не пла­ни­ро­ва­ли и при­ня­ли ре­ше­ние со­зда­вать мо­то­гон­до­лу сами, сов­мест­но с ин­сти­ту­та­ми, в т.ч. с ВИАМ, ко­то­рый раз­ра­бо­тал всепо­ли­мер­ные ком­по­зи­ци­он­ные ма­те­ри­а­лы – в нашей мо­то­гон­до­ле при­мер­но 60% – это по­ли­мер­ные ком­по­зи­ты».

... Ин­же­нер­ные ис­пы­та­ния, ко­то­рые пла­ни­ру­ет­ся про­ве­сти в этом [2016] году, Ге­не­раль­ный кон­струк­тор на­зы­ва­ет тя­же­лей­ши­ми, по­сколь­ку они свя­за­ны «с де­мон­стра­ци­ей, что при обрыве ло­пат­ки вен­ти­ля­то­ра из-за какого-то де­фек­та не будет нело­ка­ли­зо­ван­но­го раз­ру­ше­ния дви­га­те­ля, а при обрыве тур­би­ны низ­ко­го дав­ле­ния она не уйдет в «рас­крут­ку», и эле­мен­ты диска не по­вре­дят фю­зе­ляж». Ми­ро­вой опыт по­ка­зы­ва­ет, что такие ис­пы­та­ния редко когдауда­ет­ся успеш­но про­ве­сти с пер­во­го раза: «На ПС‑90 они у нас по­лу­чи­лись со вто­ро­го раза и стре­тье­го – по тур­бине низ­ко­го дав­ле­ния. На­де­ем­ся, что опыт, ко­то­рый мы имеем, поз­во­лит нам до­ста­точ­но быстро по­лу­чить ре­зуль­тат». 

Ка­са­ясь во­про­сов сер­ти­фи­ка­ции, Алек­сандр Ино­зем­цев за­ме­ча­ет, что подача заявки на нее – это тоже опре­де­лен­ное ис­кус­ство:

--- ... Заявка дей­ству­ет только три года с воз­мож­но­стью про­дле­ния еще на два, т.е. всего пять лет. После подачи заявки все новые тре­бо­ва­ния, ко­то­рые по­яв­ля­ют­ся, на нас не рас­про­стра­ня­ют­ся. Если срок сры­ва­ет­ся, то потом все, что за эти годы по­яви­лось, при­дет­ся учи­ты­вать – все при­дет­ся до­де­лы­вать, пе­ре­де­лы­вать и т.д..

3 ноября 2015 года со­сто­ял­ся первый полет дви­га­те­ля ПД-14 на крыле ле­та­ю­щей ла­бо­ра­то­рии Ил-76ЛЛ. Полет про­дол­жал­ся 40 минут и прошел в точном со­от­вет­ствии с летной про­грам­мой. Уни­каль­ная те­ле­мет­ри­че­ская си­сте­ма поз­во­ли­ла на­хо­дя­щим­ся в Перми ин­же­не­рам-ис­пы­та­те­лям в режиме ре­аль­но­го вре­ме­ни сле­дить за па­ра­мет­ра­ми работы дви­га­те­ля на крыле.

На за­се­да­нии пре­зи­ди­у­ма Гос­со­ве­та, со­сто­яв­шем­ся в Нижнем Тагиле 25 ноября 2015 года, Пре­зи­дент России Вла­ди­мир Путин по­здра­вил дви­га­те­ле­стро­и­те­лей с «без­услов­ной по­бе­дой».

... 15 ок­тяб­ря 2018 года Фе­де­раль­ное агент­ство воз­душ­но­го транс­пор­та выдало «ОДК-Авиа­дви­га­тель» Сер­ти­фи­кат типа на дви­га­тель ПД-14. А это в свою оче­редь под­твер­жда­ет со­от­вет­ствие ПД-14 нормам летной год­но­сти и охраны окру­жа­ю­щей среды Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и сви­де­тель­ству­ет о го­тов­но­сти к уста­нов­ке дви­га­те­ля на са­мо­лет...

Спе­ци­а­ли­сты улья­нов­ско­го са­мо­лё­то­стро­и­тель­но­го пред­при­я­тия АО «Авиа­стар-СП» из­го­то­ви­ли первый киль са­мо­ле­та МС-21-300, ко­то­рый осна­ща­ет­ся рос­сий­ским дви­га­те­ля­ми ПД-14. Вскоре его от­пра­вят на Ир­кут­ский авиа­ци­он­ный завод, где про­из­во­дят сами лай­не­ры. С новым килем на МС-21 будут уста­нав­ли­вать новые дви­га­те­ли ПД-14 рос­сий­ско­го про­из­вод­ства.

На­пом­ним, что первые дви­га­те­ли ПД-14 рос­сий­ско­го про­из­вод­ства до­ста­ви­ли на ир­кут­ский авиа­за­вод для МС-21 еще в январе. Са­мо­ле­ты МС-21 про­из­во­дят­ся на ир­кут­ском авиа­ци­он­ном заводе. В ок­тяб­ре 2019 года Ев­ро­пей­ское агент­ство по без­опас­но­сти по­ле­тов за­вер­ши­ло третью серию ис­пы­та­нийМС-21-300.

Се­рий­ное про­из­вод­ство дви­га­те­лей для ир­кут­ских МС-21 за­пу­сти­ли в России. Об этом со­об­ща­ют РИА «Но­во­сти» со ссыл­кой на ис­пол­ни­тель­но­го ди­рек­то­ра Ро­сте­ха Олега Ев­ту­шен­ко...Са­мо­лёт с ПД-14 должен под­нять­ся в воздух уже в этом году.

--- Ту­ри­чин и его ко­ман­да

Вы­держ­ки из статьи, опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле «Экс­перт», № 12, 2017 года:

... Начав со­от­вет­ству­ю­щие работы четыре года назад [в 2013 году], Ин­сти­тут ла­зер­ных и сва­роч­ных тех­но­ло­гий Санкт-Пе­тер­бург­ско­го по­ли­тех­ни­че­ско­го го­су­ни­вер­си­те­та (СПбГТУ) создал самую про­из­во­ди­тель­ную в мире уста­нов­ку по вы­ра­щи­ва­нию из­де­лий боль­шо­го раз­ме­ра.

 

За­ка­зан­ное за­во­дом ОДК кольцо диа­мет­ром почти два метра, вы­ра­щен­ное всего за 15 часов с ма­ши­но­стро­и­тель­ной точ­но­стью, вы­зва­ло на­сто­я­щий пе­ре­по­лох в за­пад­ном научно-тех­ни­че­ском со­об­ще­стве, счи­та­ю­щем эту про­грес­сив­ную сферу ис­клю­чи­тель­но своей мо­но­по­ли­ей. О том, как на самом деле об­сто­ят дела в рос­сий­ской «ад­ди­тив­ке», «Экс­перт» по­бе­се­до­вал с воз­му­ти­те­лем спо­кой­ствия, главой Ин­сти­ту­та ла­зер­ных и сва­роч­ных тех­но­ло­гий СПбГТУ, недав­но воз­гла­вив­шем еще и ос­нов­ной ко­раб­ле­стро­и­тель­ный вуз страны – СПбГ­М­ТУ, про­фес­со­ром Глебом Ту­ри­чи­ным.

--- .... Чу­дес­ная ком­па­ния Lokheed Martin со своими бе­ше­ны­ми на­уч­ны­ми бюд­же­та­ми вва­ли­ва­ет не менее в не менее хо­ро­шие ком­па­нии Optomec и Efesta деньги. Эти люди ра­бо­та­ют хорошо. Но насчет [на­ли­чия у них] по­ло­ви­ны числа уста­но­вок… Я бы сказал, что по­ло­ви­на у ки­тай­цев, и темпы роста у них огром­ные. И они недав­но по­ка­зы­ва­ли двух­мет­ро­вые ти­та­но­вые вы­ра­щен­ные же­лез­ки. Такие могут вы­рас­тить в мире только ки­тай­цы и мы.

 

Уста­нов­ка – ми­ро­вой ре­корд­смен

... Пока мы тут во­зи­лись, я пы­тал­ся понять, откуда вообще эти огра­ни­че­ния на про­из­во­ди­тель­ность, откуда огра­ни­че­ния на тол­щи­ну стенки, откуда вли­я­ние или невли­я­ние тол­щи­ны слоя на ме­ха­ни­че­ские свой­ства, есть ли ани­зо­тро­пия… Потом два года, уже по­ни­мая эти вещи, мы этого никому не рас­ска­зы­ва­ли.

Рас­ска­зал я впер­вые на кон­фе­рен­ции в сен­тяб­ре 2016-го. Тогда я опуб­ли­ко­вал статью «К во­про­су об устой­чи­во­сти…», где было на­пи­са­но то усло­вие ма­те­ма­ти­че­ское, ко­то­рое нужно со­б­лю­сти, чтобы по­лу­чить боль­шую про­из­во­ди­тель­ность. К этому мо­мен­ту у нас уже были свои уста­нов­ки, не нужно было дер­жать это знание в ка­че­стве кон­ку­рент­но­го пре­иму­ще­ства.

И тогда мы сразу по­лу­чи­ли боль­шой го­су­дар­ствен­ный проект – деньги от Ми­но­бр­на­у­ки и Са­мар­ско­го завода им. Куз­не­цо­ва, ко­то­рый при­над­ле­жит ОДК. По 112 мил­ли­о­нов рублей они сло­жи­лись, чтобы мы по­стро­и­ли уста­нов­ку. Вообще, ОДК из наших госкор­по­ра­ций самая тех­ни­че­ски про­дви­ну­тая.

У каж­до­го завода [вхо­дя­ще­го в ОДК] была какая-то фишка, а завода им. Куз­не­цо­ва не было. Они решили: а у нас будет вы­ра­щи­ва­ние круп­но­га­ба­рит­ных из­де­лий...

8 июня 2016 года в Ир­кут­ске со­сто­я­лась пре­зен­та­ция нового рос­сий­ско­го пас­са­жир­ско­го са­мо­лё­та МС-21.

"Отцом" нового са­мо­лё­та можно на­звать пре­зи­ден­та кор­по­ра­ции "Иркут" и Ге­не­раль­но­го кон­струк­то­ра ОКБ им. Яко­вле­ва Олега Дем­чен­ко. Он че­ло­век непуб­лич­ный, по­след­нее ин­тер­вью, если верить ин­тер­не­ту, дал в 2006 году. Не любит "све­тить­ся" в свите ру­ко­во­ди­те­лей страны, на одном из редких фото - Олег Дем­чен­ко и Вла­ди­мир Путин на стенде МС-21 во время авиа­са­ло­на МАКС-2015 . О том, как со­зда­вал­ся МС-21, Олег Дем­чен­ко рас­ска­зал в ин­тер­вью "Рос­сий­ской газете".

- Олег Фё­до­ро­вич, когда и как на­ча­лись пол­но­мас­штаб­ные работы по про­ек­ту МС-21?

--- Олег Дем­чен­ко: Ре­ше­ние о раз­ра­бот­ке прин­ци­пи­аль­но нового пас­са­жир­ско­го са­мо­лё­та мы при­ня­ли в самом конце 1990-х годов. К этому вре­ме­ни стало по­нят­но, что учебно-боевой са­мо­лёт нового по­ко­ле­ния Як-130 по­лу­чил­ся и можно при­сту­пать к сле­ду­ю­ще­му про­ек­ту.

У ОКБ Яко­вле­ва был опыт со­зда­ния вос­тре­бо­ван­ных пас­са­жир­ских са­мо­лё­тов. С лёгкой руки Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Яко­вле­ва кон­цеп­ция ре­ги­о­наль­но­го ре­ак­тив­но­го лай­не­ра и бизнес-джета по­лу­чи­ла в мире по­все­мест­ное при­зна­ние. Более 1000 Як-40 было по­став­ле­но в 18 стран мира, а Як-42 до сих пор на­хо­дит­ся в экс­плу­а­та­ции.

Мы знали, что России нужна со­вре­мен­ная машина для замены самого мас­со­во­го пас­са­жир­ско­го са­мо­лё­та Ту-154. Было также по­нят­но, что бу­ду­ще­му лай­не­ру пред­сто­ит кон­ку­ри­ро­вать на рынке с "Бо­ин­гом" и "Эр­ба­сом". Потому са­мо­лёт должен быть самым ком­фор­та­бель­ным в своем классе и од­но­вре­мен­но иметь при­вле­ка­тель­ные для авиа­ком­па­ний эко­но­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки. Звучит просто и по­нят­но, но как это решить тех­ни­че­ски?

И вот я стал при­гла­шать к нам в ОКБ Яко­вле­ва ко­ри­фе­ев нашей от­рас­ли, в том числе вы­да­ю­ще­го­ся кон­струк­то­ра "Илов" Ген­ри­ха Но­во­жи­ло­ва. Об­суж­да­ли, спо­ри­ли, иногдару­га­лись. В ре­зуль­та­те пришли к выводу: необ­хо­ди­мо делать ком­по­зит­ное крыло. Только оно спо­соб­но су­ще­ствен­но улуч­шить аэро­ди­на­ми­ку са­мо­лё­та.

В 2002 году эс­киз­ный проект был за­вер­шён. В 2003-м он по­бе­дил на кон­кур­се Ро­са­виа­кос­мо­са. Но пол­но­мас­штаб­ные работы мы смогли раз­вер­нуть лишь в 2008 году, когда на­ча­лось пол­но­цен­ное го­су­дар­ствен­ное фи­нан­си­ро­ва­ние. Тогда же указом пре­зи­ден­та России кор­по­ра­ция "Иркут" была на­зна­че­на го­лов­ным ис­пол­ни­те­лем про­грам­мы МС-21...

- Что нового будет в лётных ис­пы­та­ни­ях МС-21 по срав­не­нию с тем, что уже есть в России?

--- Олег Дем­чен­ко: Ин­но­ва­ций много. На­при­мер, мы в ре­аль­ном вре­ме­ни будем от­сле­жи­вать фи­зи­че­ские па­ра­мет­ры са­мо­лё­та и его систем в ходе полёта. Раньше такая работа тре­бо­ва­ла до­воль­но дли­тель­ной на­зем­ной рас­шиф­ров­ки ин­фор­ма­ции.

- Как скла­ды­ва­ют­ся ваши от­но­ше­ния с первым за­каз­чи­ком МС-21 - ком­па­ни­ей "Аэро­флот"?

--- Олег Дем­чен­ко: Наши от­но­ше­ния на­ча­лись фак­ти­че­ски с мо­мен­та раз­во­ра­чи­ва­ния пол­но­мас­штаб­ных работ по про­грам­ме. Тре­бо­ва­ния авиа­ком­па­нии учи­ты­ва­лись при опре­де­ле­нии облика са­мо­лё­та. У нас на­ла­же­но по­сто­ян­ное вза­и­мо­дей­ствие.

... 15 ав­гу­ста 2018 г. Совет ди­рек­то­ров авиа­ком­па­нии "Аэро­флот" решил на­пра­вить более 7 млрд рублей на выкуп у ак­ци­о­не­ров, несо­глас­ных с ли­зин­го­вым кон­трак­том на 50 са­мо­лё­тов МС-21, при­над­ле­жа­щих им акций. Как со­об­ща­ет пресс-служба "Аэро­фло­та", речь идёт о тре­бо­ва­ни­ях ак­ци­о­не­ров, ко­то­рые на со­сто­яв­шем­ся 25 июня 2018 года оче­ред­ном го­до­вом общем со­бра­нии про­го­ло­со­ва­ли против круп­ной сделки ли­зин­га 50 новых рос­сий­ских пас­са­жир­ских са­мо­лё­тов МС-21-300 или не при­ня­ли уча­стия в го­ло­со­ва­нии.

Всего на выкуп 47 817 796 (4,3%) акций Совет ди­рек­то­ров решил на­пра­вить 7 039 735 927,12 руб., про­пор­ци­о­наль­но за­яв­лен­ным ак­ци­о­не­ра­ми тре­бо­ва­ни­ям...

--- ОАК и их ко­ман­да

Объ­еди­нен­ная авиа­стро­и­тель­ная кор­по­ра­ция (ПАО "ОАК") со­зда­на в 2006 году с целью кон­со­ли­да­ции ак­ти­вов круп­ней­ших авиа­пред­при­я­тий России, в на­сто­я­щее время го­су­дар­ству при­над­ле­жит 92,89% акций хол­дин­га. В состав ПАО "OAK" входят: Ком­па­ния "Сухой", Кор­по­ра­ция "Иркут", РСК "МиГ", "Ту­по­лев", "Ил", "Граж­дан­ские са­мо­ле­ты Сухого", "Авиа­стар-СП", ТАНТК им. Г.М. Бе­ри­е­ва, ВАСО, "Аэро­Ком­по­зит", "ОАК-Центр ком­плек­си­ро­ва­ния", ЭМЗ им. В.М. Мя­си­ще­ва, ЛИИ им. М.М. Гро­мо­ва. Кор­по­ра­ция вы­пус­ка­ет са­мо­ле­ты таких все­мир­но из­вест­ных брен­дов как "Су", "МиГ", "Ил", "Ту", "Як", "Бериев", а также новые - SSJ100 и МС-21. Пред­при­я­тия OAK вы­пол­ня­ют полный цикл работ от про­ек­ти­ро­ва­ния до по­сле­про­даж­но­го об­слу­жи­ва­ния и ути­ли­за­ции авиа­ци­он­ной тех­ни­ки. Кон­со­ли­ди­ро­ван­ная вы­руч­ка кор­по­ра­ции в 2017 году со­ста­ви­ла 451,8 млрд рублей, что на 8% выше ре­зуль­та­та 2016 года. Пре­зи­дент ОАК - Юрий Бо­ри­со­вич Слю­сарь.

Вы­держ­ки из ма­те­ри­а­ла от се­ре­ди­ны 2016 года:

... Рынок пол­но­стью заняли Boeing и Airbus, но в этом, как ни стран­но, и со­сто­ит глав­ная на­деж­да для МС-21. Про­дук­ция кон­ку­рен­тов рас­куп­ле­на на многие годы вперед. [Так что], авиа­ком­па­ни­ям-но­вич­кам, же­ла­ю­щим летать на новых, а не по­дер­жан­ных са­мо­лё­тах, при­дет­ся либо ждать своей оче­ре­ди долгие годы, либо по­ку­пать МС-21.

...  Пока МС-21 пред­ла­га­ют с аме­ри­кан­ски­ми дви­га­те­ля­ми PW 1400G, прак­ти­че­ски теми же самыми, что уста­нав­ли­ва­ют и на ос­нов­ные кон­ку­рен­ты, но затем по­явит­ся ва­ри­ант с первым оте­че­ствен­ным авиа­дви­га­те­лем 5-го по­ко­ле­ния ПД-14, ко­то­рый сде­ла­ет по­куп­ку МС-21 ещё более при­вле­ка­тель­ной по цене и от­кро­ет са­мо­лё­ту дорогу к таким за­каз­чи­кам, как Ми­но­бо­ро­ны России, ФСБ, МЧС и прочие гос­струк­ту­ры, чьи по­треб­но­сти оце­ни­ва­ют­ся как ми­ни­мум в несколь­ко де­сят­ков са­мо­лё­тов этого класса.

... Ширина фю­зе­ля­жа у кон­ку­рен­тов: 3,75 м — у Boeing 737 MAX и 3,96 м — у А320neo.

Диа­метр же фю­зе­ля­жа МС-21, ко­то­рый про­ек­ти­ро­ва­ли с нуля, сразу сде­ла­ли раз­ме­ром 4,06 м. В Boeing 737 уста­нав­ли­ва­ют кресла ши­ри­ной 17 дюймов, в А320 — 18 дюймов, а в МС-21 — 19 дюймов и шире, обес­пе­чи­вая пас­са­жи­ром ком­форт на уровне ши­ро­ко­фю­зе­ляж­но­го лай­не­ра.

... Но есть у МС-21 и ещё одно тех­но­ло­ги­че­ское пре­иму­ще­ство. Это, -  «чёрное» крыло, ко­то­рое на­зва­но так по цвету уг­ле­пла­сти­ка, из ко­то­ро­го из­го­тов­ле­но. Именно эта тех­но­ло­гия не только ставит рос­сий­скую но­вин­ку на один уро­вень с ве­ду­щи­ми за­пад­ны­ми ана­ло­га­ми, но даже слегка при­под­ни­ма­ет оте­че­ствен­ный авиа­пром над кон­ку­рен­та­ми.

...  дело ведь не только в при­бы­лях и долях рынка. Соб­ствен­ной авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­стью об­ла­да­ют счи­тан­ное число стран. В ко­опе­ра­ции по про­из­вод­ству МС-21 участ­ву­ют 70 пред­при­я­тий, а в целом от­расль — это сотни тысяч ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных людей, ко­то­рые будут гор­дить­ся своим трудом и, что также нема­ло­важ­но, кор­мить свои семьи в не самых бо­га­тых ре­ги­о­нах страны...

Ма­те­ри­ал от се­ре­ди­ны 2018 года:

Пре­зи­дент Объ­еди­нён­ной авиа­стро­и­тель­ной кор­по­ра­ции Юрий Слю­сарь рас­ска­зал о ходе сер­ти­фи­ка­ци­он­ных ис­пы­та­ний, сто­и­мо­сти и пер­спек­тив­ных мо­де­лях нового рос­сий­ско­го са­мо­лё­та МС-21.

– Глав­ный пер­спек­тив­ный про­дукт ОАК – это сред­не­ма­ги­страль­ный лайнер МС-21. Когда на­ча­лись сер­ти­фи­ка­ци­он­ные ис­пы­та­ния МС-21, как они идут? За­держ­ки с новыми про­грам­ма­ми слу­ча­ют­ся у и Boeing с Airbus. Не пред­ви­дит­ся ли за­дер­жек с МС-21?

---  Юрий Слю­сарь: Стен­до­вые сер­ти­фи­ка­ци­он­ные ис­пы­та­ния идут с про­шло­го года, лётные на­ча­лись в этом году. Недав­но са­мо­лёт успеш­но вы­пол­нил слож­ные полёты на боль­ших углах атаки.

На се­го­дняш­ний день на лётных ис­пы­та­ни­ях две машины. Второй са­мо­лёт в июле пе­ре­ле­тел из Ир­кут­ска в Жу­ков­ский, на ос­нов­ную пло­щад­ку ис­пы­та­ний. Стро­ят­ся ещё три опыт­ных са­мо­лё­та, в том числе один для те­сти­ро­ва­ния в ЦАГИ.

Перед нами се­рьёз­ный вызов. Для до­сти­же­ния тех­ни­че­ско­го пре­вос­ход­ства МС-21 мы пошли на се­рьёз­ные ин­но­ва­ции. А они тре­бу­ют про­вер­ки на ис­пы­та­ни­ях и под­твер­жде­ния в про­цес­се сер­ти­фи­ка­ции. Это и ком­по­зит­ное крыло боль­шо­го удли­не­ния, и новый дви­га­тель, и новый ком­плекс бор­то­во­го ра­дио­элек­трон­но­го обо­ру­до­ва­ния...

... Все это делает про­грам­му про­ек­ти­ро­ва­ния и ис­пы­та­ний до­ста­точ­но боль­шой и слож­ной... Зато, пройдя этот путь, мы среди коллег-кон­ку­рен­тов будем иметь самый со­вре­мен­ный, самый ин­но­ва­ци­он­ный, самый тех­ни­че­ски пе­ре­до­вой са­мо­лёт.

– Какова ак­ту­аль­ная ка­та­лож­ная цена МС-21?

---  Юрий Слю­сарь: МС-21-300 – 96 млн 100 тыс дол­ла­ров США.

МС-21 с вы­хо­дом на се­рий­ное про­из­вод­ство и со­зда­ни­ем си­сте­мы по­сле­про­даж­но­го об­слу­жи­ва­ния пред­став­ля­ет собой кон­ку­рен­то­спо­соб­ную плат­фор­му, ко­то­рая опре­де­лит облик граж­дан­ско­го авиа­стро­е­ния России и задаст опре­де­лен­ную тех­но­ло­ги­че­скую планку на ми­ро­вом рынке на де­ся­ти­ле­тия вперед.

– В 2015 г. на МС-21 было 175 твёр­дых за­ка­зов. Этот порт­фель не вырос?

--- Юрий Слю­сарь: Пока 175 твёр­дых за­ка­зов оста­ёт­ся. План про­из­вод­ства пред­по­ла­га­ет по­ша­го­вый – 10, 20, 30 – выход на про­из­вод­ство до 70 са­мо­лё­тов МС-21 в год к 2025 г. За­ка­зов на 175 лай­не­ров вполне до­ста­точ­но, чтобы раз­вер­нуть серию.

Экс­плу­а­та­ция МС-21 поз­во­лит авиа­ком­па­ни­ям эко­но­мить по­ряд­ка $2 млн в год по срав­не­нию с ак­ту­аль­ным по­ко­ле­ни­ем Airbus 320 и Boeing 737. За счёт мень­ше­го рас­хо­да топ­ли­ва, боль­ше­го ком­фор­та и со­кра­ще­ния вре­ме­ни обо­ра­чи­ва­е­мо­сти воз­душ­но­го судна.

– Сколь­ко надо вло­жить в Ир­кут­ский авиа­за­вод (ИАЗ), чтобы он смог вы­пус­кать 70 лай­не­ров в год?

--- Юрий Слю­сарь: Тех­ни­че­ское пе­ре­во­ору­же­ние ИАЗа и всей от­рас­ли в ин­те­ре­сах про­грам­мы МС-21 ве­дёт­ся уже несколь­ко лет и дало ощу­ти­мые ре­зуль­та­ты.

Ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ные линии аг­ре­гат­ной и окон­ча­тель­ной сборки вве­де­ны в строй на ИАЗе... Для МС-21 со­зда­ны два центра ком­пе­тен­ций по ком­по­зит­ным ком­по­нен­там в Улья­нов­ске и Казани, но они ра­бо­та­ют в ин­те­ре­сах и других про­грамм граж­дан­ско­го авиа­стро­е­ния. Там уста­нов­ле­но самое со­вре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние для из­го­тов­ле­ния ком­по­зит­но­го крыла по уни­каль­ной ин­фу­зи­он­ной без­ав­то­клав­ной тех­но­ло­гии.

В целом, могу ска­зать, про­грам­ма тех­ни­че­ско­го пе­ре­во­ору­же­ния пред­при­я­тий обой­дёт­ся при­мер­но в 100 млрд руб., из них по со­сто­я­нию на конец 2017 г. про­ин­ве­сти­ро­ва­но уже около 17%. Это сред­ства внутри общего бюд­же­та про­грам­мы МС-21...

... Рабоче-кон­струк­тор­ская до­ку­мен­та­ция была пе­ре­да­на на Ир­кут­ский авиа­за­вод и другие пред­при­я­тия, участ­ву­ю­щие в ко­опе­ра­ции по са­мо­лё­ту, в конце 2013 - начале 2014 года. При этом необ­хо­ди­мо учи­ты­вать, что это была не бу­маж­ная до­ку­мен­та­ция, а элек­трон­ная. Раз­ра­бот­ка са­мо­лё­та ве­дёт­ся только на основе ком­пью­тер­но­го 3D-мо­де­ли­ро­ва­ния, а все пред­при­я­тия свя­за­ны в единую вы­со­ко­ско­рост­ную за­щи­щён­ную сеть.

В фев­ра­ле 2014 года на ИАЗ на­чал­ся монтаж первых восьми стан­ций линии ав­то­ма­ти­че­ской сборки са­мо­лё­та. Эта про­из­вод­ствен­ная линия обес­пе­чи­ва­ет быст­рую и вы­со­ко­точ­ную се­рий­ную сборку МС-21 бла­го­да­ря ис­поль­зо­ва­нию со­вре­мен­ных циф­ро­вых и ла­зер­ных тех­но­ло­гий.

Первый про­то­тип МС-21-300 на Ир­кут­ском авиа­за­во­де за­ло­жи­ли 6 фев­ра­ля 2014 года...

— ... Когда можно ожи­дать, что МС-21 с новым крылом от­пра­вит­ся на ис­пы­та­ния?

----- Виктор Авдеев: Задача стоит такая, что к концу сле­ду­ю­ще­го года [2020 года - shed]нужно со­здать са­мо­лет из новых ма­те­ри­а­лов. То есть все раз­ре­ше­ния должны быть по­лу­че­ны и он сможет под­нять­ся в воздух. Что же ка­са­ет­ся ис­пы­та­ний неко­то­рых эле­мен­тов кры­льев, то они уже идут полным ходом.

А дальше?

----- А дальше от опыт­ной тех­но­ло­гии нужно пе­рей­ти к про­мыш­лен­ной. Мы сейчас тоже ор­га­ни­зо­вы­ва­ем про­из­вод­ство, потому что тре­бу­ет­ся уве­ли­че­ние объ­е­мов вы­пус­ка. Мы это со­би­ра­ем­ся сде­лать к лету (2019 года – shed)...

17 марта 2020 г.
Чет­вёр­тый опыт­ный са­мо­лёт МС-21-300 ре­ги­стра­ци­он­ный номер 73056 вы­пол­нил пе­ре­лёт из Ир­кут­ска в под­мос­ков­ный Жу­ков­ский. В ходе бес­по­са­доч­но­го пе­ре­лё­та про­дол­жи­тель­но­стью 5 часов 49 минут са­мо­лёт пи­ло­ти­ро­вал экипаж в со­ста­ве Героев России, за­слу­жен­но­го лёт­чи­ка-ис­пы­та­те­ля Романа Тас­ка­е­ва и лёт­чи­ка-ис­пы­та­те­ля 1-го класса Олега Му­то­ви­на.

6 фев­ра­ля 2020 г.
Про­грамм­ный ком­плекс «Элек­трон­ный журнал воз­душ­но­го судна» (ПК «ЭЖВС»), раз­ра­бо­тан­ный Го­су­дар­ствен­ным научно-ис­сле­до­ва­тель­ским ин­сти­ту­том авиа­ци­он­ных систем (Го­с­НИ­И­АС) в со­дру­же­стве с кор­по­ра­ци­ей "Иркут", про­хо­дит этап опыт­ной экс­плу­а­та­ции в со­ста­ве сред­не­ма­ги­страль­но­го лай­не­ре МС-21 на до­во­доч­ной базе ПАО «Иркут» в Жу­ков­ском.

22 января 2020 г.
Первые по­став­ки са­мо­лё­тов МС-21 пред­по­ла­га­ет­ся начать в конце сле­ду­ю­ще­го года. В на­сто­я­щее время на ИАЗ за­вер­ша­ет­ся сборка опыт­ных са­мо­лё­тов и уже ве­дёт­ся стро­и­тель­ство первых се­рий­ных машин.

10 де­каб­ря 2019 г.
На ИАЗ за­вер­ше­на сборка фю­зе­ля­жа са­мо­лё­та пятого МС-21-300 (зав. № 0007, по­лу­чит бор­то­вой номер 73057). Это первое воз­душ­ное судно МС-21, ко­то­рое стро­ит­ся по се­рий­ным тех­но­ло­ги­ям. В сле­ду­ю­щем году са­мо­лёт под­ни­мет­ся в небо и прой­дёт сер­ти­фи­ка­ци­он­ные ис­пы­та­ния уже с рос­сий­ски­ми дви­га­те­ля­ми ПД-14...

26 ноября 2019 г.
Шесть МС-21-300 пла­ни­ру­ет­ся по­стро­ить в 2021 году на Ир­кут­ском авиа­за­во­де кор­по­ра­ции "Иркут". [О планах ОАК] со­об­щил со­вет­ник ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра ОАК Ва­ле­рий Окулов в ходе вы­ступ­ле­ния в Совете Фе­де­ра­ции:

--- По­ступ­ле­ние МС-21 в 2021 году - шесть машин, в 2022 году - 12 машин, в 2023 году - 25 машин. К 2025 году выход на 72 машины в год.

31 ок­тяб­ря 2019 г.
Ис­пы­та­те­ли Ев­ро­пей­ско­го агент­ства по без­опас­но­сти по­ле­тов (European Union Aviation Safety Agency, EASA) за­вер­ши­ли третью сессию ис­пы­та­ний в рамках про­грам­мы сер­ти­фи­ка­ции са­мо­ле­та МС-21-300. На первом этапе сессии спе­ци­а­ли­сты EASA ра­бо­та­ли на авиа­ци­он­ном тре­на­же­ре. На втором - ис­пы­та­те­ли EASA и ОКБ им. А.С. Яко­вле­ва (в со­ста­ве Кор­по­ра­ции «Иркут») сов­мест­но вы­пол­ни­ли серию по­ле­тов на МС-21-300.

2 сен­тяб­ря 2019 г.
В Жу­ков­ском за­вер­шил­ся авиа­са­лон МАКС-2019. Глав­ной пре­мье­рой стал лайнер МС-21. Его де­мон­стра­ци­он­ные полёты вы­хо­дят за рамки по­ни­ма­ния того, как могут и должны летать граж­дан­ские са­мо­лё­ты. После отрыва от ВПП по­сле­до­вал набор высоты прак­ти­че­ски вер­ти­каль­но вверх, затем вираж с креном около 90 гра­ду­сов. Это неве­ро­ят­но!

--- Это не на­зы­ва­ет­ся трюки или что-то, это просто обыч­ное пи­ло­ти­ро­ва­ние, да, немнож­ко больше кренов, набора высоты, сни­же­ния, но это нужно, чтобы мак­си­маль­но полно по­ка­зать воз­мож­но­сти са­мо­ле­та, - рас­ска­зал лётчик-ис­пы­та­тель кор­по­ра­ции "Иркут" Ва­си­лий Се­ва­стья­нов.

28 ав­гу­ста 2019 г.
МС-21 с дви­га­те­ля­ми ПД-14 начнет летные ис­пы­та­ния в 2020 году, это будет пятый са­мо­лёт, заявил жур­на­ли­стам глав­ный кон­струк­тор МС-21 Кон­стан­тин По­по­вич на авиа­кос­ми­че­ском салоне МАКС-2019...

8 ав­гу­ста 2019 г.
Ка­менск-Ураль­ский ли­тей­ный завод хол­дин­га «Тех­но­ди­на­ми­ка» бла­го­да­ря новому то­кар­но­му центру с ЧПУ сможет участ­во­вать в про­из­вод­стве колёс для са­мо­лё­тов МС-21.

Запуск в работу нового ме­тал­ло­ре­жу­ще­го обо­ру­до­ва­ния поз­во­лит пред­при­я­тию в рамках про­грам­мы им­пор­то­за­ме­ще­ния про­из­во­дить ба­ра­ба­ны и ре­бор­ды колёс к рос­сий­ским пас­са­жир­ским са­мо­лё­там, в том числе и к сред­не­ма­ги­страль­но­му МС-21.

24 июля 2019 г.
ОНПП «Тех­но­ло­гия» им. А.Г. Ро­ма­ши­на при­сту­пи­ло к НИОКР по раз­ра­бот­ке нового остек­ле­ния для кабин пи­ло­тов са­мо­лё­тов МС-21... В ходе про­ве­ден­ных ранее ис­пы­та­ний пен­таплекс до­ка­зал, что спо­со­бен вы­дер­жать удар птицы весом 1,8 кг на ско­ро­сти более 600 км/ч.

7 июля 2019 г.
На со­ве­ща­нии по вы­пол­не­нию про­грамм Ир­кут­ско­го авиа­за­во­да вице-пре­мьер Юрий Бо­ри­сов заявил, что на­ло­жен запрет на по­став­ку ком­по­зи­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов, ис­поль­зу­е­мых при про­из­вод­стве крыла для са­мо­лё­та МС-21. Кроме того, за­бло­ки­ро­ва­ны по­став­ки ти­та­но­во­го кре­пе­жа, машин для вы­клад­ки сухой уг­ле­род­ной ленты и дру­го­го обо­ру­до­ва­ния. Со­хра­ня­ют­ся риски вве­де­ния новых санк­ций.

По его словам, в целях успеш­ной ре­а­ли­за­ции про­грам­мы МС-21 Мин­пром­тор­гом России сов­мест­но с кор­по­ра­ци­ей "Иркут" раз­ра­бо­тан и вы­пол­ня­ет­ся ком­плекс ме­ро­при­я­тий по замене ино­стран­ных ком­по­зи­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов и ряда ком­плек­ту­ю­щих из­де­лий на рос­сий­ские ана­ло­ги. "Это поз­во­лит обес­пе­чить тех­но­ло­ги­че­скую неза­ви­си­мость про­из­вод­ства са­мо­лё­тов МС-21 от "санк­ци­он­ной" про­дук­ции. Именно по­это­му пра­ви­тель­ство РФ ока­зы­ва­ло и будет ока­зы­вать под­держ­ку про­грам­ме МС-21", - под­черк­нул Бо­ри­сов.

22 марта 2019 г.
По­треб­ность рос­сий­ско­го рынка в са­мо­лё­тах МС-21 оце­ни­ва­ет­ся в 860 единиц, заявил жур­на­ли­стам вице-пре­мьер Юрий Бо­ри­сов по итогам по­се­ще­ния особой эко­но­ми­че­ской зоны Ала­бу­га.

На заводе "Аэро­ком­по­зит" уже идёт из­го­тов­ле­ние цен­тро­пла­на и кес­со­на крыла без ис­поль­зо­ва­ния аме­ри­кан­ских ис­ход­ных ма­те­ри­а­лов. 

17 де­каб­ря 2018 г.
ОДК и кор­по­ра­ция "Иркут" со­гла­со­ва­ли ме­ро­при­я­тия по ин­те­гра­ции дви­га­те­ля ПД-14 и са­мо­лё­та МС-21. Кон­струк­тор­ская, сер­ти­фи­ка­ци­он­ная и экс­плу­а­та­ци­он­ная до­ку­мен­та­ция будет утвер­жде­на к июню 2019 г., а за­клю­че­ние к пер­во­му вылету вы­да­дут в июле 2019 г.

23 ок­тяб­ря 2018 г.
По­этап­ный выход на за­пла­ни­ро­ван­ный уро­вень 72 са­мо­лё­та в год по­тре­бо­вал ор­га­ни­за­ции по­точ­но­го про­из­вод­ства на линиях аг­ре­гат­ной и окон­ча­тель­ной сборки Ир­кут­ско­го авиа­ци­он­но­го завода – фи­ли­а­ла кор­по­ра­ции. Од­но­вре­мен­но на пред­при­я­тии со­зда­ёт­ся ин­тел­лек­ту­аль­ная си­сте­ма...

10 сен­тяб­ря 2018 г.

Кон­церн "Ра­дио­элек­трон­ные тех­но­ло­гии" (КРЭТ, входит в Ростех) ведёт работу над со­зда­ни­ембор­то­во­го ком­плек­са обо­ро­ны для сред­не­ма­ги­страль­но­го лай­не­ра МС-21. Об этом рас­ска­зал со­вет­ник пер­во­го за­ме­сти­те­ля ген­ди­рек­то­ра КРЭТ Вла­ди­мир Михеев.

На МС-21 мы пла­ни­ру­ем, что такой ва­ри­ант будет, работы такие мы ведём. Я думаю, что там будет новый ком­плекс, в ко­то­ром мы обоб­щим все на­ра­бот­ки из су­ще­ству­ю­щих ком­плек­сов обо­ро­ны. Если будет заявка, то мы готовы со­здать ком­плекс обо­ро­ны для МС-21, – сказал он.

17 ав­гу­ста 2018 г.
На­чал­ся 3-й этап экс­плу­а­та­ци­он­ных ис­пы­та­ний дви­га­те­ля ПД-14 на ле­та­ю­щей ла­бо­ра­то­рии Ил-76ЛЛ в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми сер­ти­фи­ка­ци­он­но­го базиса.

16 ав­гу­ста 2018 г.
Ка­та­лож­ная цена МС-21-300 со­став­ля­ет 96 млн 100 тыс дол­ла­ров США. Об этом со­об­щил пре­зи­дент ОАК Юрий Слю­сарь в ин­тер­вью газете "Ве­до­мо­сти". Для срав­не­ния: прямой кон­ку­рент A320neo про­да­ёт­ся по цене $107,3 млн, A321neo - $125,7 млн. B737-800 - $102,2 млн, B737-900ER - $108,4 млн, B737 MAX 9 - $124,1 млн.

15 ав­гу­ста 2018 г.
Совет ди­рек­то­ров авиа­ком­па­нии "Аэро­флот" решил на­пра­вить более 7 млрд рублей на выкуп у ак­ци­о­не­ров несо­глас­ных с ли­зин­го­вым кон­трак­том на 50 са­мо­лё­тов МС-21 при­над­ле­жа­щих им акций. Как со­об­ща­ет пресс-служба "Аэро­фло­та", речь идёт о тре­бо­ва­ни­ях ак­ци­о­не­ров, ко­то­рые на со­сто­яв­шем­ся 25 июня 2018 года оче­ред­ном го­до­вом общем со­бра­нии про­го­ло­со­ва­ли против круп­ной сделки ли­зин­га 50 новых рос­сий­ских пас­са­жир­ских са­мо­лё­тов МС-21-300 или не при­ня­ли уча­стия в го­ло­со­ва­нии.

Всего на выкуп 47 817 796 (4,3%) акций Совет ди­рек­то­ров решил на­пра­вить 7 039 735 927,12 руб., про­пор­ци­о­наль­но за­яв­лен­ным ак­ци­о­не­ра­ми тре­бо­ва­ни­ям.

18 июля 2018 г.
Сирия и Россия ведут пе­ре­го­во­ры о раз­ви­тии эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ства, в част­но­сти о за­куп­ке Сирией са­мо­лё­тов МС-21, заявил посол России в Сирии Алек­сандр Кинщак в эфире те­ле­ка­на­ла "Россия 24".

21 марта 2018 г.
Проект се­рий­но­го про­из­вод­ства шасси са­мо­лё­та МС-21 на НОАО "Гид­ро­маш" (Нижний Нов­го­род) по­лу­чит гос­под­держ­ку в раз­ме­ре 592,2 млн рублей.

1 фев­ра­ля 2018 г.
"Аэро­флот" и "Ростех" под­пи­са­ли кон­тракт на по­став­ку 50 са­мо­лё­тов МС-21, по­став­щи­ком вы­сту­пит до­чер­нее пред­при­я­тие «Ро­сте­ха» — ли­зин­го­вая ком­па­ния «Авиа­ка­пи­тал-Сервис». Сумма ли­зин­го­вых пла­те­жей и ре­зер­вов на тех­об­слу­жи­ва­ние со­ста­вит более $5 млрд.

26 января 2018 г.
АО «ОДК-Перм­ские моторы» и кор­по­ра­ция «Иркут» за­клю­чи­ли до­го­вор на по­став­ку дви­га­те­лей ПД-14 для про­ве­де­ния лётных ис­пы­та­ний са­мо­лё­та МС-21. По­став­ки нач­нут­ся в конце 2018 года. К этому вре­ме­ни ПД-14 должен по­лу­чить сер­ти­фи­кат типа Фе­де­раль­но­го агент­ства воз­душ­но­го транс­пор­та (Ро­са­виа­ция).

9 января 2018 г.
МС-21-300 RA-73051 вы­пол­нил 33 ис­пы­та­тель­ных полёта. На ИАЗ за­вер­ша­ет­ся сборка вто­ро­го опыт­но­го са­мо­лё­та, в конце фев­ра­ля - начале марта он при­со­еди­нит­ся к лётным ис­пы­та­ни­ям. На заводе идёт под­го­тов­ка к за­пус­ку в 2019 году се­рий­но­го про­из­вод­ства са­мо­лё­тов МС-21-300

https://​aviation21.​ru/​ms-​21-​poslednie-​novosti-​i-​status-​programmy/  МС-21 — по­след­ние но­во­сти и статус про­грам­мы  по 17 марта 2020 года

------------------

Посты до-того:

Святая Троица и Сатана-89. Чем­пи­о­ны (6). Кто-то их теряет, а кто-то взра­щи­ва­ет. Наша Сказка (2)... https://​aftershock.​news/?​q=node/​845628

Святая Троица и Сатана-88. Чем­пи­о­ны (5). Кто-то их теряет, а кто-то взра­щи­ва­ет. Наша Сказка...https://​aftershock.​news/?​q=node/​844831

Святая Троица и Сатана-87. Чем­пи­о­ны (4). Кто-то их теряет, а кто-то взра­щи­ва­ет. При­сказ­ка...https://​aftershock.​news/?​q=node/​842301

«Святая Троица и Сатана-86. Сатана теряет чем­пи­о­нов, - атом (3). Почему ? И, - что дальше ?)»:https://​aftershock.​news/?​q=node/​841554

«Святая Троица и Сатана-85. Сатана теряет чем­пи­о­нов, - атом (2)»:https://​aftershock.​news/?​q=node/​838928

«Святая Троица и Сатана-84. Сатана теряет чем­пи­о­нов, - атом»:https://​aftershock.​news/?​q=node/​835947

Про­дол­же­ние сле­ду­ет...

Ав­тор­ство:  Ав­тор­ская работа / пе­ре­во­ди­ка

Это интересно
+1

09.04.2020
Пожаловаться Просмотров: 155  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены