Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6922 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20250426031453

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Психофизиолог: «Половина первоклассников не созрели до учёбы».

Herrero

Ин­тер­вью ака­де­ми­ка РАО, док­то­ра био­ло­ги­че­ских наук, про­фес­со­ра, ла­у­ре­а­та премии Пре­зи­ден­та РФ в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния, ди­рек­то­ра Ин­сти­ту­та воз­раст­ной фи­зио­ло­гии Рос­сий­ской ака­де­мии об­ра­зо­ва­ния, Ма­рья­ны Без­ру­ких.

– Ма­рья­на Ми­хай­лов­на, се­год­ня читать, писать, счи­тать и го­во­рить на ино­стран­ном языке ма­лы­шей учат едва ли не с пе­лё­нок. Стали ли от этого дети умнее?

Ма­рья­на Без­ру­ких: 40–60% се­го­дняш­них пер­во­класс­ни­ков не готовы к обу­че­нию. Речь идёт не о на­вы­ках чтения и письма – дети и не должны этого уметь к мо­мен­ту по­ступ­ле­ния в школу. Первый по­ка­за­тель школь­ной го­тов­но­сти – это сфор­ми­ро­ван­ная речь. А у по­ло­ви­ны пер­во­кла­шек с этим боль­шие про­бле­мы. У них бедный сло­вар­ный запас (вместо по­ло­жен­ных к 7 годам 3 тысяч слов не на­би­ра­ет­ся и 1 тысячи), они не умеют раз­вёр­ну­то от­ве­чать на во­про­сы и пра­виль­но их за­да­вать, не могут пе­ре­ска­зать текст. У многих недо­ста­точ­но сфор­ми­ро­ва­ны важ­ней­шие функ­ции, необ­хо­ди­мые для учёбы, – вни­ма­ние, вос­при­я­тие, мыш­ле­ние, память.

Спешка ни к чему

– В каком воз­расте лучше отдать ре­бён­ка в школу – в 6–7 лет или ближе к 8?

– В сред­нем ре­бё­нок функ­ци­о­наль­но со­зре­ва­ет для учёбы к 7 годам, но у неко­то­рых детей биологиче­ский воз­раст от­ста­ёт от фи­зи­че­ско­го. На­при­мер, ре­бён­ку уже 7 лет, а его по­знавательные функ­ции раз­ви­ты как у пя­ти­ле­ток. Это не кри­ми­нал, «до­зревание» про­изой­дёт, только позже. Но с обу­че­ни­ем у таких детей могут быть труд­но­сти. Причин сни­жен­но­го адап­тив­но­го ре­сур­са может быть масса: небла­го­при­ят­но про­те­кав­шая бе­ре­мен­ность, тя­жё­лые роды, хро­ни­че­ские за­бо­ле­ва­ния. А ещё увле­че­ние ро­ди­те­лей свер­х­ран­ним обу­че­ни­ем, когда 2–3‑лет­не­го малыша, ко­то­ро­му нужно раз­ви­вать навыки речи и дви­же­ния, вместо этого учат ма­те­ма­ти­ке, чтению и ан­глий­ско­му. На самом деле такие ме­то­ди­ки не только не спо­соб­ству­ют раз­ви­тию, а, на­о­бо­рот, тор­мо­зят его.

 – А что ещё может сни­жать успеш­ность ре­бён­ка в школе?

– Один из наи­бо­лее важных фак­то­ров – это неадек­ват­ные тре­бо­ва­ния к ре­бён­ку взрос­лых и жёст­кое дав­ле­ние, нега­тив с их сто­ро­ны. Ведь многие мамы и папы на­це­ле­ны на вы­ра­щи­ва­ние ма­лень­ких гениев, а гении по­лу­ча­ют­ся далеко не из всех. Иногда учи­те­ля и ро­ди­те­ли тре­бу­ют от уче­ни­ков того, на что те просто неспо­соб­ны по воз­рас­ту, и это, есте­ствен­но, вы­зы­ва­ет у них стресс. А стресс, как по­ка­зы­ва­ют мно­го­чис­лен­ные ис­сле­до­ва­ния, тор­мо­зит раз­ви­тие мозга и по­зна­ва­тель­ных функ­ций. Кстати, если раньше боль­шин­ство детей стре­ми­лись учить­ся, то се­год­ня, на­о­бо­рот, не хотят в школу. Ведь ещё до начала обу­че­ния им уже при­ш­лось столк­нуть­ся с труд­но­стя­ми, и они не слы­ша­ли от ро­ди­те­лей доб­ро­го слова. Ведь у нас при­ня­то хва­лить детей только за до­сти­же­ния, а не за стрем­ле­ние. Но ру­га­нью, уни­же­ни­ем, на­смеш­ка­ми и язвительно­стью ничего хо­ро­ше­го не до­бить­ся.

Как наше слово от­зо­вёт­ся

– Ругать детей нельзя. Значит, всё время хва­лить? Даже за двойки?

– Не всегда хва­лить, но объ­яс­нять, что ре­бё­нок сделал не так. Но осуж­дать не его самого, а его по­сту­пок, ко­то­рый вас огор­чил. При этом очень важно, чтобы тре­бо­ва­ния ро­ди­те­ля к детям были адек­ват­ны­ми, по­нят­ны­ми и еди­ны­ми, а не ме­ня­лись в за­ви­си­мо­сти от на­стро­е­ния.

Страх – худший по­мощ­ник вос­пи­та­ния. Ре­бё­нок, остав­лен­ный без ро­ди­тель­ской под­держ­ки, ощу­ща­ет сигнал био­ло­ги­че­ской опас­но­сти, что при­во­дит к из­ме­не­нию его гор­мо­наль­но­го ста­ту­са. В ре­зуль­та­те при ма­лей­шей тре­во­ге ор­га­низм ре­бён­ка вы­стра­и­ва­ет за­щит­ную стенку. Годам к 11 эту стенку уже не про­бить. Учить­ся до­го­ва­ри­вать­ся с детьми надо го­раз­до раньше, за­дол­го до школы.

– Как ро­ди­те­лю сдер­жать нега­тив­ные эмоции, раз­дра­же­ние?

– Йога, ауто­тре­нинг, са­мо­вну­ше­ние, юмор – пусть это решает каждый сам. Но обуз­дать своего внут­рен­не­го «зверя» необ­хо­ди­мо, ведь стиль вос­пи­та­ния транс­ли­ру­ет­ся. Ре­бё­нок, ко­то­ро­го ро­ди­те­ли били, сам будет бить, тот, на кого орали, тоже будет кри­чать на детей, а тот, ко­то­ро­го в дет­стве иг­но­ри­ро­ва­ли, будет на­ка­зы­вать близ­ких «мол­чан­кой».

В 1939 году в США был про­ве­дён один из самых же­сто­ких пси­хо­ло­ги­че­ских экс­пе­ри­мен­тов с уча­сти­ем 22 детей-сирот. Их раз­де­ли­ли на две группы и про­ве­ли об­сле­до­ва­ние, ко­то­рое ни у одного ре­бён­ка не вы­яви­ло про­блем с речью. Однако детям из первой группы со­об­щи­ли, что они го­во­рят очень плохо и за­и­ка­ют­ся. Вторым, на­о­бо­рот, ска­за­ли, что их речь пре­крас­на. На про­тя­же­нии неко­то­ро­го вре­ме­ни, пока длился экс­пе­ри­мент, одним детям по­сто­ян­но под­чёр­ки­ва­ли, что они за­и­ка­ют­ся, вторых хва­ли­ли. В итоге дети из первой группы дейст­вительно стали за­и­кать­ся, а у неко­то­рых из них этот дефект со­хра­нил­ся на всю жизнь. Всем ро­ди­те­лям, не вы­би­ра­ю­щим слова и часто руга­ющим детей, хорошо бы вспо­ми­нать эту ис­то­рию.

Кстати, ре­че­вые атаки по ха­рак­те­ри­сти­ке ВОЗ яв­ля­ют­ся актом эмо­ци­о­наль­но­го на­си­лия. Но многие ро­ди­те­ли при­бе­га­ют к ним, порой бес­со­зна­тель­но вы­ме­щая свой нега­тив на детях как на более слабых по срав­не­нию с ними. Это недо­пу­сти­мо!

Стра­да­ния по «до­маш­ке»

– Есть такая шутка, что до­маш­нее за­да­ние в школе нужно только для того, чтобы по­ссо­рить детей с ро­ди­те­ля­ми. Как на­учить ре­бён­ка делать уроки са­мо­сто­я­тель­но?

– По­мо­гать с уро­ка­ми можно и нужно, если дети не могут с чем-то спра­вить­ся са­мо­сто­я­тель­но. Но сидеть рядом с ре­бён­ком, пока тот вы­пол­ня­ет за­да­ние, не сле­ду­ет, причём уже с пер­во­го класса. Надо просто дать воз­мож­ность ему ра­бо­тать самому, сказав, что, если по­тре­бу­ет­ся помощь, ро­ди­тель всегда рядом. Очень важно также на­учить ре­бён­ка пла­ни­ро­вать время. Можно от­ве­сти на вы­пол­не­ние до­маш­них за­да­ний опре­де­лён­ное время, на­при­мер, минут 20 на одно за­да­ние. Между ними должен быть пе­ре­рыв – минут 5, ре­бё­нок в это время может съесть яблоко, немно­го раз­мять­ся, а потом про­дол­жить работу.

– А если ре­бё­нок сделал работу кое-как? Надо за­став­лять его пе­ре­пи­сы­вать?

– Ни в коем случае, если вы хотите вос­пи­тать в ре­бён­ке са­мо­сто­я­тель­ность. Ведь, по­сту­пая таким об­ра­зом, ро­ди­тель берёт от­вет­ствен­ность на себя. А это не его от­вет­ствен­ность, а ре­бён­ка. До­ста­точ­но просто ска­зать, что, на ваш взгляд, то-то и то-то сде­ла­но небреж­но, непра­виль­но и вряд ли за­слу­жи­ва­ет вы­со­кой оценки. Ре­бё­нок может решить пе­ре­де­лать, пе­ре­пи­сать. Такое ре­ше­ние можно поддер­жать, а вот за­став­лять пе­ре­пи­сы­вать не стоит. Пусть это будет ре­ше­ни­ем ре­бён­ка. Про­стых ре­ше­ний в вос­пи­та­нии не бывает. Это всегда дли­тель­ный про­цесс, тре­бу­ю­щий мно­го­крат­ных по­вто­ре­ний и обя­за­тель­но помощи, со­чув­ствия и под­держ­ки и на словах, и на деле.

– Но если ре­бё­нок не хочет учить­ся, что делать тогда? Как его пра­виль­но мо­ти­ви­ро­вать? Можно ли за пя­тёр­ки пла­тить? Обе­щать по­дар­ки?

– Боль­шая ошибка – думать, что мо­ти­ва­ция на­хо­дит­ся сна­ру­жи учеб­ной де­я­тель­но­сти. Она всегда внутри. Же­ла­ния хорошо учить­ся ни­ко­гда не воз­ник­нет, если у ре­бён­ка что-то дли­тель­но не по­лу­ча­ет­ся, в этом случае задача ро­ди­те­ля – самому или с по­мо­щью ре­пе­ти­то­ра устра­нить пре­пят­ствие. А по­дар­ки – это хорошо, но не в качест­ве усло­вия успеш­ной учёбы.

Важно!

Сек­ре­ты успеха школь­ни­ка:

  • Най­ди­те, за что по­хва­лить ре­бён­ка на каждом за­ня­тии.
  • По­ощ­ряй­те его во­про­сы и ста­рай­тесь от­ве­чать на них.
  • Сде­лай­те за­ня­тия ра­до­стью, а не тяжким трудом.
  • За­ня­тия нач­ни­те с того, что ре­бё­нок уже хорошо знает.
  • За­ни­май­тесь ком­плекс­но и си­стем­но.
  Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки:  Пси­хо­фи­зио­лог: «По­ло­ви­на пер­во­класс­ни­ков не со­зре­ли до учёбы» Психофизиолог: «Половина первоклассников не созрели до учёбы» Пси­хо­фи­зио­лог: «По­ло­ви­на пер­во­класс­ни­ков не со­зре­ли до учёбы» На­чал­ся новый учеб­ный год. Для кого-то оче­ред­ной, а для кого-то самый первый. Как сде­лать так, чтобы дети шли в школу без страха, а учи­лись с же­ла­ни­ем? Ком­мен­та­рий автора: 

Не первая ее статья по этому поводу. Вот еще. Плюс вот эту ре­ко­мен­дую, от дру­го­го автора. По­ис­ком не на­шлась. Если те­ма­ти­ка не для пульса, уберу в блоги.

Ма­рья­на Без­ру­ких: «Не спе­ши­те от­да­вать детей в школу»   Ком­мен­та­рий ре­дак­ции раз­де­ла Ре­сур­сы Земли

 

Это интересно
0

03.10.2019
Пожаловаться Просмотров: 266  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены