Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6921 участник
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Повседневный рацион русского крестьянина в конце 19 в. и начале 20 в.

PapaSilver

Кре­стья­нин кор­мил­ся от трудов своих. На­род­ная по­сло­ви­ца гласит: «Что по­то­па­ешь, то и по­ло­па­ешь». Состав кре­стьян­ской пищи опре­де­лял­ся на­ту­раль­ным ха­рак­те­ром его хо­зяй­ства, по­куп­ные яства были ред­ко­стью. Она от­ли­ча­лась про­сто­той, еще ее на­зы­ва­ли грубой, так как тре­бо­ва­ла ми­ни­мум вре­ме­ни на при­го­тов­ле­ние. Огром­ный объем работы по хо­зяй­ству не остав­лял стря­пу­хе вре­ме­ни на го­тов­ку раз­но­со­лов и обы­ден­ная пища от­ли­ча­лась од­но­об­ра­зи­ем. Только в празд­нич­ные дни, когда у хо­зяй­ки было до­ста­точ­но вре­ме­ни, на столе по­яв­ля­лись иные блюда. Вообще, сель­ские жен­щи­ны была кон­сер­ва­тив­на в ком­по­нен­тах и при­е­мах при­го­тов­ле­ния пищи. От­сут­ствие ку­ли­нар­ных экс­пе­ри­мен­тов тоже яв­ля­лось одной из черт бы­то­вой тра­ди­ции. Селяне были не при­тя­за­тель­ны в еде, по­это­му все ре­цеп­ты для ее раз­но­об­ра­зия вос­при­ни­ма­ли как ба­лов­ство. Ин­те­рес­но в этом от­но­ше­нии сви­де­тель­ство Хлеб­ни­ко­вой, ра­бо­тав­шей в се­ре­дине 20-х гг. ХХ в. сель­ским учи­те­лем в с. Сурава Там­бов­ско­го уезда. Она вспо­ми­на­ла: "Ели щи из одной ка­пу­сты и суп из одной кар­тош­ки. Пироги и блины пекли один - два раза в год по боль­шим празд­ни­ка … "

На основе изу­чен­ных эт­но­гра­фи­че­ских ис­точ­ни­ков можно с вы­со­кой долей ве­ро­ят­но­сти ре­кон­стру­и­ро­вать по­все­днев­ный рацион рус­ско­го кре­стья­ни­на. Сель­ская пища не от­ли­ча­лась боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем. Из­вест­ная по­го­вор­ка «Щи да каша - пища наша» верно от­ра­жа­ла обы­ден­но­го со­дер­жа­ния еды жи­те­лей де­рев­ни. В Ор­лов­ской гу­бер­нии по­все­днев­ную пищу как бо­га­тых так и бедных кре­стьян со­став­ля­ло «варево» (щи) или суп. По ско­ром­ным дням эти ку­ша­нья при­прав­ля­лись свиным салом или «за­то­ло­кой» (внут­рен­ним свиным жиром), по пост­ным дням - ко­ноп­ля­ным маслом. В Пет­ров­ский пост ор­лов­ские кре­стьяне ели «муру» или тюрю из хлеба, воды и масла. Празд­нич­ная пища от­ли­ча­лась тем, что ее лучше при­прав­ля­ли, то же самое «варево» го­то­ви­ли с мясом, кашу на молоке, а в самые тор­же­ствен­ные дни жарили кар­то­фель с мясом. В боль­шие хра­мо­вые празд­ни­ки кре­стьяне варили сту­день, хо­ло­дец из ног и по­тро­хов.

Мясо не яв­ля­лось по­сто­ян­ным ком­по­нен­том кре­стьян­ско­го ра­ци­о­на. По на­блю­де­ни­ям Н. Бр­жев­ско­го пища кре­стьян, в ко­ли­че­ствен­ном и ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии не удо­вле­тво­ря­ла ос­нов­ные по­треб­но­сти ор­га­низ­ма.«Молоко, ко­ро­вье масло, творог, мясо, - писал он, - словом все про­дук­ты, бо­га­тые бел­ко­вы­ми ве­ще­ства­ми, по­яв­ля­ют­ся на кре­стьян­ском столе в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях – на сва­дьбах при раз­го­ве­нии, в пре­столь­ные празд­ни­ки. Хро­ни­че­ское недо­еда­ние – обыч­ное яв­ле­ние в кре­стьян­ской семье». Бедный мужик вволю ел мясо ис­клю­чи­тель­но только на «за­гви­ны» т. е. в день за­го­ве­ния. К этому дню кре­стья­нин, как бы не был беден, обя­за­тель­но го­то­вил себе мяс­но­го и на­е­дал­ся, так что на сле­ду­ю­щий день лежал с рас­строй­ством же­луд­ка. Редко кре­стьяне поз­во­ля­ли себе пше­нич­ные блины с салом или ко­ро­вьим маслом.

Другой ред­ко­стью на кре­стьян­ском столе был пше­нич­ный хлеб. В «Ста­ти­сти­че­ском очерке хо­зяй­ствен­но­го по­ло­же­ния кре­стьян Ор­лов­ской и Туль­ской гу­бер­ний» (1902) М. Каш­ка­ров от­ме­чал, что «пше­нич­ная мука ни­ко­гда не встре­ча­ет­ся в оби­хо­де кре­стья­ни­на, разве лишь в при­во­зи­мых из города го­стин­цах, в виде булок и т. п. На все во­про­сы о куль­ту­ре пше­ни­цы не раз слышал в ответ по­го­вор­ку: «Белый хлеб - для белого тела». В начале ХХ века в селах Там­бов­ской гу­бер­нии состав по­треб­ля­е­мых хлебов рас­пре­де­лял­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом: мука ржаная – 81,2 %, мука пше­нич­ная – 2,3 %, крупы – 16,3 %.

Из круп, упо­треб­ля­е­мых в пищу в Там­бов­ской гу­бер­нии, наи­бо­лее рас­про­стра­не­но было просо. Из нее варили кашу «сли­ву­ху» или кулеш, когда в кашу до­бав­ля­ли свиное сало. Пост­ные щи за­прав­ля­ли рас­ти­тель­ным маслом, а ско­ром­ные щи за­бе­ли­ва­ли мо­ло­ком или сме­та­ной. Ос­нов­ны­ми ово­ща­ми, упо­треб­ля­е­мы­ми в пищу, здесь яв­ля­лись ка­пу­ста и кар­то­фель. Мор­ковь, свеклу и другие кор­не­пло­ды до ре­во­лю­ции в селе вы­ра­щи­ва­ли мало. Огурцы по­яви­лись на ого­ро­дах там­бов­ских кре­стьян лишь в со­вет­ское время. Еще позже, в пред­во­ен­ные годы, на ого­ро­дах стали вы­ра­щи­вать по­ми­до­ры. Тра­ди­ци­он­но в де­рев­нях куль­ти­ви­ро­ва­ли и упо­треб­ля­ли в пищу бо­бо­вые: горох, фасоль, че­че­ви­цу.

Из эт­но­гра­фи­че­ско­го опи­са­ния Обо­ян­ско­го уезда Кур­ской гу­бер­нии сле­до­ва­ло, что в зимние посты мест­ные кре­стьяне ели кислую ка­пу­сту с квасом, луком, со­ле­ные огурцы с кар­то­фе­лем. Щи варили из кислой ка­пу­сты и ква­ше­ных бу­ра­ков. На зав­трак обычно был кулеш или га­луш­ки из греч­не­во­го теста. Рыбу упо­треб­ля­ли в раз­ре­шен­ные цер­ков­ным уста­вом дни. В ско­ром­ные дни на столе по­яв­ля­лись щи с мясом, творог с мо­ло­ком. За­жи­точ­ные кре­стьяне в празд­нич­ные дни могли поз­во­лить себе окрош­ку с мясом и яйцами, мо­лоч­ную кашу или лапшу, пше­нич­ные блинцы и кор­жи­ки из сдоб­но­го теста.

Рацион во­ро­неж­ских кре­стьян мало чем от­ли­чал­ся от пи­та­ния сель­ско­го на­се­ле­ния со­сед­них чер­но­зем­ных гу­бер­ний. Еже­днев­но упо­треб­ля­лась, пре­иму­ще­ствен­но, пища пост­ная. А именно: ржаной хлеб, соль, щи из ка­пу­сты, каша, горох и также овощи: редька, огурцы, кар­то­фель. Пища в ско­ром­ные дни со­сто­я­ла из щей с салом, молока и яиц. В празд­нич­ные дни ели со­ло­ни­ну, вет­чи­ну, кур, гусей, ов­ся­ный кисель, ситный пирог.

По­все­днев­ным на­пит­ком у кре­стьян была вода, в летнюю пору го­то­ви­ли квас. В конце XIX в. в селах чер­но­зем­но­го края чае­пи­тие рас­про­стра­не­но не было, если чай и упо­треб­ля­ли, то во время бо­лез­ни, за­ва­ри­вая его в гли­ня­ном горшке в печи. Но уже в начале ХХ в. из де­рев­ни со­об­ща­ли, что «кре­стьяне по­лю­би­ли чай, ко­то­рый они пьют по празд­ни­кам и после обеда. Более со­сто­я­тель­ные начали при­об­ре­тать са­мо­ва­ры и чайную посуду. Для ин­тел­ли­гент­ных гостей кладут вилки к обеду, сами мясо едят руками».

Обык­но­вен­но по­ря­док еды у кре­стьян был таков: утром, когда все вста­ва­ли то под­креп­ля­ют­ся кто чем: хлебом с водой, пе­че­ным кар­то­фе­лем, вче­раш­ни­ми остат­ка­ми. В девять - десять утра са­ди­лись за стол и зав­тра­ка­ли ва­ре­вом и кар­тош­кой. Часов в 12, но не позже 2 дня все обе­да­ли, в пол­дник ели хлеб с солью. Ужи­на­ли в де­ревне часов в девять вечера, а зимой и раньше. По­ле­вые работы тре­бо­ва­ли зна­чи­тель­ных фи­зи­че­ских усилий и кре­стьяне, в меру воз­мож­но­стей, ста­ра­лись упо­треб­лять более ка­ло­рий­ную пищу. Свя­щен­ник В. Емель­нов, на основе своих на­блю­де­ний за жизнью кре­стьян Боб­ров­ско­го уезда Во­ро­неж­ской гу­бер­нии, со­об­щал в Рус­ское гео­гра­фи­че­ское об­ще­ство: «В страд­ную летнюю пору едят четыре раза. В зав­трак в пост­ные дни едят кулеш с одним ржаным хлебом, когда вы­рас­та­ет лук то с ним. В обед хле­ба­ют квас, до­бав­ляя в него огурцы, потом едят щи (шты), на­ко­нец крутую пшен­ную кашу. Если ра­бо­та­ют в поле, то весь день едят кулеш, за­пи­вая его квасом. В ско­ром­ные дни к обыч­но­му ра­ци­о­ну до­бав­ля­ют сало или молоко. В празд­ник - сту­день, яйца, ба­ра­ни­на в щах, ку­ря­ти­на в лапше».

Се­мей­ная тра­пе­за в селе про­из­во­ди­лась по раз за­ве­ден­но­му по­ряд­ку. Вот как опи­сы­вал П. Фомин, житель Брян­ско­го уезда Ор­лов­ской гу­бер­нии за­ве­ден­ный по­ря­док прием пищи в кре­стьян­ской семье: «Когда са­дят­ся обе­дать и ужи­нать, то все по начину хо­зя­и­на на­чи­на­ют мо­лить­ся Богу, за тем уж са­дят­ся за стол. Вперед хо­зя­и­на никто ни одно ку­ша­нье не может на­чи­нать. Иначе по­па­дет ложкой по лбу, хотя это был и взрос­лый. Если семья боль­шая, детей от­са­жи­ва­ют на полок и там кормят. После еды опять все встают и мо­лят­ся Богу».

Во второй по­ло­вине XIX века на­блю­да­лась до­воль­но устой­чи­вая тра­ди­ция со­блю­де­ния пи­ще­вых огра­ни­че­ний в кре­стьян­ской среде. Обя­за­тель­ным эле­мен­том мас­со­во­го со­зна­ния были пред­став­ле­ния о чистой и нечи­стой пище. Корова, по мнению кре­стьян Ор­лов­ской гу­бер­нии, счи­та­лась чистым жи­вот­ным, а лошадь нечи­стым, непри­год­ной в пищу. В кре­стьян­ских по­ве­рьях Там­бов­ской гу­бер­нии со­дер­жа­лось пред­став­ле­ние о нечи­стой пище: рыбы, плы­ву­щие по те­че­нию, счи­та­ли чистой, а против те­че­ния нечи­стой.

Обо всех этих за­пре­тах за­бы­ва­ли, когда де­рев­ню по­се­щал голод. В усло­ви­ях от­сут­ствия в кре­стьян­ских семьях какого-либо зна­чи­тель­но­го запаса про­до­воль­ствия каждый неуро­жай влек за собой сами тяжкие по­след­ствия. В го­лод­ное время по­треб­ле­ние про­дук­тов сель­ской семьей со­кра­ща­лось до ми­ни­му­ма. С цель фи­зи­че­ско­го вы­жи­ва­ния в селе резали скот, пус­ка­ли в пищу се­мен­ной ма­те­ри­ал, рас­про­да­ва­ли ин­вен­тарь. В го­лод­ное время кре­стьяне упо­треб­ля­ли в пищу хлеб из гре­чи­хи, ячменя или ржаной муки с мя­ки­ной. К. К. Ар­се­ньев после по­езд­ки в го­лод­ные села Мор­шан­ско­го уезда Там­бов­ской гу­бер­нии (1892 г.) так опи­сы­вал свои впе­чат­ле­ния в «Вест­ни­ке Европы»: «Во время голода семьи кре­стьян Се­нич­ки­на и Мор­гу­но­ва кор­ми­лись щами из негод­ных ли­стьев серой ка­пу­сты, сильно при­прав­лен­ных солью. Это вы­зы­ва­ло ужас­ную жажду, дети вы­пи­ва­ли массу воды, пухли и уми­ра­ли». Спустя чет­верть века в де­ревне все те же страш­ные кар­ти­ны. В 1925 г. (го­лод­ный год!?) кре­стья­нин из с. Ека­те­ри­ни­но Яро­слав­ской во­ло­сти Там­бов­ской гу­бер­нии А. Ф. Барцев писал в «Кре­стьян­скую газету»: «Люди рвут на лугах ко­не­вой щавель, парят его и эти пи­та­ют­ся. … Кре­стьян­ские семьи на­чи­на­ют за­бо­ле­вать от голода. Осо­бен­но дети, ко­то­рые пухлые, зе­ле­ные, лежат без дви­же­ния и просят хлеба». Пе­ри­о­ди­че­ский голод вы­ра­бо­тал в рус­ской де­ревне тра­ди­цию вы­жи­ва­ния. Вот за­ри­сов­ки этой го­лод­ной по­все­днев­но­сти. «В селе Мос­ков­ское Во­ро­неж­ско­го уезда в го­лод­ные годы (1919 - 1921 гг.) су­ще­ству­ю­щие пи­ще­вые за­пре­ты (не есть го­лу­бей, ло­ша­дей, зайцев) мало имели зна­че­ние. Мест­ное на­се­ле­ние упо­треб­ля­ло в пищу мало – маль­ское под­хо­дя­щее рас­те­ние, по­до­рож­ник, не гну­ша­лись варить суп из ло­ша­ди­ны, ели «со­ро­чи­ну и ва­ра­ня­ти­ну». Ни кошек, ни собак в пищу не упо­треб­ля­ли. Го­ря­чие ку­ша­нья делали без кар­то­фе­ля, за­сы­па­ли тертой свек­лой, под­жа­рен­ной рожью, до­бав­ля­ли лебеду. В го­лод­ные годы не ели хлеба без при­ме­сей, в ка­че­стве ко­то­рых упо­треб­ля­ли траву, лебеду, мякину, кар­то­фель­ную и све­коль­ную ботву и другие сур­ро­га­ты. К ним до­бав­ля­ли муки (про­ся­ной, ов­ся­ной, яч­мен­ной) в за­ви­си­мо­сти от до­стат­ка».

Ко­неч­но, все опи­сан­ное выше это си­ту­а­ции экс­тре­маль­ные. Но и в бла­го­по­луч­ные годы недо­еда­ние, по­лу­го­лод­ное су­ще­ство­ва­ние было обы­ден­ным яв­ле­ни­ем. За период с 1883 по 1890 г. по­треб­ле­ние хлеба в стране умень­ши­лось на 4,4. % или на 51 млн. пуд (с 1899 года один пуд равен 16 кг.- PapaSilver) в год. По­треб­ле­ние пи­ще­вых про­дук­тов в год (в пе­ре­во­де на зерно) на душу на­се­ле­ния со­став­ля­ло в 1893 г.: Ор­лов­ская гу­бер­нии – 10,6 - 12,7 пуд., Кур­ская – 13 - 15 пуд., Во­ро­неж­ская и Там­бов­ская – 16 - 19 пуд. В начале ХХ в. по Ев­ро­пей­ской России среди кре­стьян­ско­го на­се­ле­ния на одного едока в день при­хо­ди­лось 4500 кал., при чем 84,7 % из них были рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния, в т. ч. 62,9 % хлеб­ных и только 15, 3 % ка­ло­рий по­лу­ча­ли с пищей жи­вот­но­го про­ис­хож­де­ния. При этом ка­ло­рий­ность днев­но­го по­треб­ле­ния про­дук­тов кре­стья­на­ми в Там­бов­ской гу­бер­нии со­став­ля­ла – 3277, а в Во­ро­неж­ской – 3247. Бюд­жет­ные ис­сле­до­ва­ния, про­ве­ден­ные в до­во­ен­ные годы, за­фик­си­ро­ва­ли очень низкий уро­вень по­треб­ле­ния рос­сий­ско­го кре­стьян­ства. Для при­ме­ра, по­треб­ле­ние сахара сель­ски­ми жи­те­ля­ми со­став­ля­ло менее фунта в месяц (в 1899 г. рус­ский фунт равен 0,4 кг - PapaSilver), а рас­ти­тель­но­го масла – пол­фун­та.

Если го­во­рить не об аб­стракт­ных цифрах, а внут­ри­де­ре­вен­ском по­треб­ле­нии про­дук­тов, то сле­ду­ет при­знать, что ка­че­ство пищи прямо за­ви­се­ло от хо­зяй­ствен­но­го до­стат­ка семьи. Так, по данным кор­ре­спон­ден­та Эт­но­гра­фи­че­ско­го бюро по­треб­ле­ние мяса в конце XIX в. бедной семьей со­став­ля­ло 20 фунтов, за­жи­точ­ной – 1,5 пуда. На при­об­ре­те­ние мяса в за­жи­точ­ных семьях тра­ти­лось в 5 раз больше средств, чем в семьях бед­ня­ков. В ре­зуль­та­те об­сле­до­ва­ния бюд­же­тов 67 хо­зяйств Во­ро­неж­ской гу­бер­нии (1893 г.) было уста­нов­ле­но, что рас­хо­ды на при­об­ре­те­ние пищи, в группе за­жи­точ­ных хо­зяйств, со­став­ля­ли в год 343 руб., или 30,5 % всех рас­хо­дов. В семьях сред­не­го до­стат­ка со­от­вет­ствен­но 198 руб. или 46,3 %. Эти семьи, в год на че­ло­ве­ка, по­треб­ля­ла 50 фунтов мяса, в то время как за­жи­точ­ные в два раза больше – 101 фунт.

До­пол­ни­тель­ные данные о куль­ту­ре быта кре­стьян­ства дают данные о по­треб­ле­нии се­ля­на­ми ос­нов­ных про­дук­тов пи­та­ния в 1920 - е гг. Для при­ме­ра взяты по­ка­за­те­ли там­бов­ской де­мо­гра­фи­че­ской ста­ти­сти­ки. Ос­но­вой ра­ци­о­на сель­ской семьи по-преж­не­му яв­ля­лись овощи и про­дук­ты рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния. В период 1921 - 1927 гг., они со­став­ля­ли в де­ре­вен­ском меню 90 - 95%. По­треб­ле­ние мяса было незна­чи­тель­ным: от 10 до 20 фунтов в год. Это объ­яс­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ным для де­рев­ни са­мо­огра­ни­че­ни­ем в по­треб­ле­нии про­дук­тов жи­вот­но­вод­ства и со­блю­де­ни­ем ре­ли­ги­оз­ных постов. С эко­но­ми­че­ским укреп­ле­ни­ем кре­стьян­ских хо­зяйств воз­рос­ла ка­ло­рий­ность по­треб­ля­е­мой пищи. Если в 1922 г. в днев­ном ра­ци­оне там­бов­ско­го кре­стья­ни­на она со­став­ля­ла 2250 единиц, то к 1926 г. уве­ли­чи­лась почти вдвое и ис­чис­ля­лась 4250 ка­ло­ри­я­ми. В том же году ка­ло­рий­ность днев­но­го по­треб­ле­ния во­ро­неж­ско­го кре­стья­ни­на со­став­ля­ла 4410 единиц. Ка­че­ствен­но­го от­ли­чия в по­треб­ле­нии про­дук­тов пи­та­ния раз­лич­ны­ми ка­те­го­ри­я­ми де­рев­ни не на­блю­да­лось. Ка­ло­рий­ность днев­но­го по­треб­ле­ния за­жи­точ­но­го кре­стья­ни­на пре­вос­хо­ди­ла по­ка­за­тель других групп де­рев­ни незна­чи­тель­но.

Из вы­ше­при­ве­ден­но­го обзора пищи кре­стьян чер­но­зем­ных гу­бер­ний видно, что основу ра­ци­о­на сель­ско­го жителя со­став­ля­ли про­дук­ты на­ту­раль­но­го про­из­вод­ства, в нем пре­об­ла­да­ли про­дук­ты рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния. До­ста­ток пищи носил се­зон­ный ха­рак­тер. От­но­си­тель­но сытый период от По­кро­ва до святок сме­нял­ся по­лу­го­лод­ным су­ще­ство­ва­ни­ем в ве­сенне – летнюю пору. Состав упо­треб­ля­е­мой пищи на­хо­дил­ся в прямой за­ви­си­мо­сти от цер­ков­но­го ка­лен­да­ря. Пи­та­ние кре­стьян­ской семьи вы­сту­па­ло от­ра­же­ни­ем хо­зяй­ствен­ной со­сто­я­тель­но­сти двора. От­ли­чие в пище за­жи­точ­ных и бедных кре­стьян за­клю­ча­лось не ее в ка­че­стве, а в ко­ли­че­стве.

  Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки:  "Кре­стьян­ская по­все­днев­ность". Автор Безгин В.Б.     Ком­мен­та­рий ре­дак­ции раз­де­ла Ана­ли­ти­ка

И не стоит за­бы­вать, что именно кре­стьяне об­ра­зо­вы­ва­ли по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство на­се­ле­ния, а не всякие фрей­ли­ны и по­лу­по­ке­ры.

 
  Комментарии Скрытый комментарий И-23 (c обсуждением) Аватар пользователя sevik68 sevik68(7 лет 1 месяц)(16:43:23 / 03-07-2019)

и ни­ка­кой он­ко­ло­гии

Аватар пользователя АндрейМ Ан­дрейМ(4 года 8 ме­ся­цев)(16:52:03 / 03-07-2019)

До он­ко­ло­гии, просто, не до­жи­ва­ли. Уми­ра­ли раньше.

Аватар пользователя Хансен Хансен(1 месяц 1 неделя)(17:31:19 / 03-07-2019)

злые языки го­во­рят, что он­ко­ло­гия по­яви­лась только после начала мас­со­вой вак­ци­на­ции.

Аватар пользователя И-23 И-23(3 года 9 ме­ся­цев)(17:51:01 / 03-07-2019)

Поз­воль­те на­пом­нить Вам об ан­тро­по­мор­физ­ме ка­те­го­рии при­чин­но-след­ствен­ных связей.

После ≠ вслед­ствие!

Аватар пользователя Малый Евген Малый Евген(5 лет 7 ме­ся­цев)(19:55:53 / 03-07-2019)

++

Два плюса.

Если помер в трид­цать лет, то скорее всего не от рака.

 

Аватар пользователя Хансен Хансен(1 месяц 1 неделя)(21:37:53 / 03-07-2019)

слож­но­по­стро­ен­ное пред­ло­же­ние и/или на­ли­чие на­уч­ных опре­де­ле­ний в нём не всегда яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем ума.

от­ри­цать пред­ло­жен­ную связь без до­ка­за­тельств не по­лу­чит­ся. она имеет право на жизнь также, как и такая: уве­ли­че­ние про­дол­жи­тель­но­сти жизни есть прямым след­стви­ем улуч­ше­ния усло­вий труда и бы­то­вых, са­ни­тар­но- ги­ги­е­ни­че­ских, и пи­та­ния. а не вак­ци­на­ции.

 

Аватар пользователя Антифейк Ан­ти­фейк(1 неделя 19 часов)(18:27:36 / 03-07-2019)

мас­со­вая вак­ци­на­ция се­рьез­но уве­ли­чи­ла про­дол­жи­тель­ность жизни. Ка­за­лось бы, вот теперь живи и ра­дуй­ся, а вот вам рак в плечи, чтобы не за­жи­ва­лись.

Аватар пользователя Малый Евген Малый Евген(5 лет 7 ме­ся­цев)(19:57:56 / 03-07-2019)

Т.е. если не помер до 40-50 от тифа/чумы/бо­е­во­го поноса и т.д. и т.п., ка­за­лось бы, живи и ра­дуй­ся, а тут на тебе - рак какой-то.

surprise

Аватар пользователя Антифейк Ан­ти­фейк(1 неделя 19 часов)(20:09:12 / 03-07-2019)

При­мер­но так. Ос­нов­ная группа риска для рака, это 50+

Ко­неч­но, встре­ча­ет­ся нонче и у мо­ло­дё­жи, но мы не знаем, встре­чал­ся ли он и раньше. Как тут уже писали, умер че­ло­век и умер. Как, от чего, а на всё то воля божья.

Аватар пользователя Хансен Хансен(1 месяц 1 неделя)(21:27:09 / 03-07-2019)

в начале- се­ре­дине 20в рак был бо­лез­нью бо­га­тых, от из­ли­шеств.

Аватар пользователя Hamulus Hamulus(4 года 10 ме­ся­цев)(18:30:55 / 03-07-2019)

все так и есть, потому что мас­со­вая вак­ци­на­ция по­яви­лась при­мер­но в то же время, что и хотя бы какая-то при­ми­тив­ная ди­а­гно­сти­ка он­ко­ло­гии:)

вот пред­ставь­те себе: умер кре­стья­нин... кто делал ему вскры­тие и смот­рел от чего он умер? никто!
более того, даже дво­ря­нам и членам цар­ской семьи не делали вскры­тие по разным при­чи­нам от "а зачем?" до по­про­сту ре­ли­ги­оз­ных со­об­ра­же­ний
и даже если бы делали, то что по­ни­ма­ли врачи 19-го и даже начала 20-го века? и на­сколь­ко по­дроб­ным должно было быть вскры­тие?
на­при­мер у че­ло­ве­ка опу­холь мозга... в какой-то момент она пе­ре­жа­ла сосуд, по­лу­чи­лась ишемия мозга и че­ло­век умер... от чего умер? "хватил удар", вот как опи­са­ли бы его смерть
а ведь чтобы найти эту опу­холь, нужно было бы весь мозг на мелкие ку­соч­ки ис­кром­сать, так же как и любой другой орган, рент­ге­на то не было, и даже после его по­яв­ле­ния он был до­сту­пен далеко не всем

за­пом­ни­те раз и на­все­гда про­стую истину: после - не значит вслед­ствие

иначе говоря, два со­бы­тия, ко­то­рые сле­ду­ют одно за другим далеко не обя­за­тель­но имеют между собой при­чин­но-след­ствен­ную связь
то есть могут иметь, а могут и не иметь... и эту связь надо де­таль­но, убе­ди­тель­но и точно до­ка­зать...

в этом ошибка очень многих, на­чи­ная от кон­спи­ро­ло­гов, кончая ве­ру­ю­щи­ми... они видят два со­бы­тия и свя­зы­ва­ют их между собой, за­бы­вая о необ­хо­ди­мо­сти до­ка­за­тель­ства...

Аватар пользователя Хансен Хансен(1 месяц 1 неделя)(21:18:12 / 03-07-2019)

мас­со­вая вак­ци­на­ция по­яви­лась при­мер­но в то же время, что и хотя бы какая-то при­ми­тив­ная ди­а­гно­сти­ка он­ко­ло­гии

это вряд ли.  чем? как? про­щу­пы­ва­ни­ем?  а фак­то­ром, умень­шив­шим бо­лез­ни, было улуч­ше­ние бы­то­вых усло­вий, те. са­ни­тар­но- ги­ги­е­ни­че­ских. и усло­вий работы.

Аватар пользователя DrVasek DrVasek(3 года 2 месяца)(22:44:43 / 03-07-2019)

У этих "злых языков" нет мозгов.

Аватар пользователя beck beck(3 года 11 ме­ся­цев)(17:19:27 / 03-07-2019)

До неё просто не до­жи­ва­ли. А кто до­жи­вал, уми­ра­ли быстро, ди­а­гно­сти­ро­вать толком это тогда не умели. 

Аватар пользователя orefkov orefkov(3 года 11 ме­ся­цев)(22:30:58 / 03-07-2019)

Ну откуда в те вре­ме­на он­ко­ло­гия? Слова то такого не было.

При­чи­ны смерти, за­пи­сан­ные свя­щен­ни­ка­ми, в до­ре­во­лю­ци­он­ной России.

- обык­но­вен­ная дрях­лость

- от по­ро­тья

- девица 39 лет: от пре­ста­ре­ло­сти

- по воз­рас­ту

- от цы­ган­ско­го ис­су­ше­ния

- от пух­ля­ти­ны

- хри­сти­ан­скою кон­чи­ною

- убит за­ку­бан­ски­ми хищ­ни­ка­ми

- от под­ва­ла

- за­сы­па­ло землей

- от есте­ствен­но­го из­ну­ре­ния сил

- от за­мер­зу­тия

- от греш­ной бо­лез­ни

- от во­до­бо­яз­ни

- убит зло­дей­ской рукой

- за­па­рил­ся в печи

- на­ту­раль­ной смер­тью

- за­стре­лен через окно

- по тре­бо­ва­нию вре­ме­ни

- от слабой жизни

- от при­род­ной об­вет­ша­ло­сти

- гло­тош­ная

- корчий при­клю­чил­ся

- со­ба­чья ста­рость

- от за­вал­ков

- черная бо­лезнь

- от сляг­лой

- от жи­вот­ной

- за­стре­лил­ся в ме­лан­хо­ли­че­ском со­сто­я­нии

- от сле­по­ты за­плу­тав­ший­ся в поле и умер­ший

- от ста­ро­сти

Аватар пользователя Reyders Reyders(1 год 11 ме­ся­цев)(16:45:29 / 03-07-2019)

Аватар пользователя чёт мимо шёл чёт мимо шёл(1 год 1 месяц)(19:43:17 / 03-07-2019)

 

 yessmileysmiley

Лучше пе­ре­есть, чем недо­спать.

Аватар пользователя Малый Евген Малый Евген(5 лет 7 ме­ся­цев)(19:59:27 / 03-07-2019)

Так !

Но не всем это уда­ва­лось !!

wink

Аватар пользователя oksana_ze oksana_ze(1 год 9 ме­ся­цев)(05:36:42 / 04-07-2019)

ори­ги­нал звучит несколь­ко иначе:
"лучше пе­ре­спать, чем пе­ре­есть"
)))

Аватар пользователя Малый Евген Малый Евген(5 лет 7 ме­ся­цев)(16:48:04 / 03-07-2019)

Зовите VDFа, он счас все опро­верг­нет.

Фран­цуз­ской булкой всхруст­нет гро­мо­по­доб­но .

 

Аватар пользователя пополам по­по­лам(3 года 2 месяца)(17:07:19 / 03-07-2019)

точно! пусть за 1921 и 1932 годы бул­ко­хру­сты от­ве­ча­ют, они во всём ви­но­ва­ты

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** Мно­го­дет­ные матери и прочая со­ци­аль­ная шваль (с) *** Аватар пользователя Малый Евген Малый Евген(5 лет 7 ме­ся­цев)(17:12:07 / 03-07-2019)

Хорошо бы сна­ча­ла за 1892 и преды­ду­щие, чисто хро­но­ло­гию со­б­лю­сти.

Аватар пользователя Вячеслав Чешский Вя­че­слав Чеш­ский(4 года 1 неделя)(17:34:24 / 03-07-2019)

Таки да! Феня объ­яс­нит, что все раз­но­со­лы у рус­ско­го кре­стья­ни­на украли боль­ше­ви­ки-пре­да­те­ли, а так бы ба­вар­ское пиво пили жили на ки­сель­ных бе­ре­гах мо­лоч­ных рек. laugh))

Аватар пользователя Кирилл БС Кирилл БС(3 года 7 ме­ся­цев)(19:59:15 / 03-07-2019)

Ну что ж Вы так, Вя­че­слав.... Vikomte de Fenya (VDF по про­сто­му) в своих рас­суж­де­ни­ях ссы­ла­ет­ся на очень ав­то­ри­тет­но­го ис­то­ри­ка - на ви­кон­та де Феню. Сиречь на самого себя)))

Аватар пользователя Малый Евген Малый Евген(5 лет 7 ме­ся­цев)(20:01:34 / 03-07-2019)

Ссы­ла­ет­ся, он, до­пу­стим, на разное, но при этом ничего не до­ка­зы­ва­ет. wink

Аватар пользователя Кирилл БС Кирилл БС(3 года 7 ме­ся­цев)(20:03:47 / 03-07-2019)

Чаще всего он ци­ти­ру­ет самого себя. 

Аватар пользователя Вячеслав Чешский Вя­че­слав Чеш­ский(4 года 1 неделя)(20:03:35 / 03-07-2019)

Каюсь, Кирилл! Весьма задел чуЙ­ства этого ве­ли­ко­го ис­то­ри­ка и сры­ва­те­ля по­кро­вов с про­кля­тых пре­да­те­лей-боль­ше­ви­ков! Так не уютно на душе! crying))

Аватар пользователя Кирилл БС Кирилл БС(3 года 7 ме­ся­цев)(20:05:50 / 03-07-2019)

Так что теперь - "пла­тить и каяЦЦо"))))) А то виконт сей стра­шен во гневе))))

Аватар пользователя e.tvorogov e.​tvorogov(3 года 5 ме­ся­цев)(16:50:04 / 03-07-2019)

У ли­бе­ра­с­тов тоже кри­те­рий оценки го­су­дар­ства за­да­ёт­ся же­луд­ком. Хо­ро­шее го­су­дар­ство, надо по­ла­гать — то, где едят больше. И ка­ло­рий­нее.

Аватар пользователя Малый Евген Малый Евген(5 лет 7 ме­ся­цев)(17:04:35 / 03-07-2019)

По­про­буй­те пару ме­ся­цев по­жрать хлеба с ле­бе­дой и же­лу­дя­ми, 

Потом до­ло­жи­те впе­чат­ле­ния.

И чтоб в хо­ло­диль­ник за кол­ба­сой не лазить !!

Пост­ные щи и хле­бу­шек с пи­ще­вы­ми до­бав­ка­ми.

И по­сто­ян­ный фи­зи­че­ский труд.

 

Аватар пользователя пополам по­по­лам(3 года 2 месяца)(17:10:27 / 03-07-2019)

со­гла­сен, тяжко жилось кре­стьян­ству в раб­стве у крас­ных хозяев

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** Мно­го­дет­ные матери и прочая со­ци­аль­ная шваль (с) *** Аватар пользователя Малый Евген Малый Евген(5 лет 7 ме­ся­цев)(17:14:11 / 03-07-2019)

Да-дад, как война на­ча­лась, нищие кре­стьяне на па­лоч­ные тру­до­дни танки-са­мо­ле­ты по­ку­па­ли.

Было непро­сто.

Аватар пользователя Антифейк Ан­ти­фейк(1 неделя 19 часов)(18:30:20 / 03-07-2019)

Ру­ко­вод­ством Ала­тыр­ско­го РК ВКП(б) и рай­со­ве­та де­пу­та­тов тру­дя­щих­ся в 1942 г. было пред­ло­же­но прав­ле­нию кол­хо­за «Крас­ный луч» по­до­брать кан­ди­да­та из числа кол­хоз­ни­ков для вне­се­ния в фонд обо­ро­ны страны денег в сумме 100 тыс. руб. и при­об­ре­те­ния на эти сред­ства са­мо­ле­та для пе­ре­да­чи Герою Со­вет­ско­го Союза Ф.Н. Орлову. В хо­зяй­стве не на­шлось кол­хоз­ни­ка, спо­соб­но­го внести по­доб­ную сумму. В связи с этим РК ВКП(б) и рай­ис­пол­ком дали ука­за­ние внести эту сумму кол­хо­зу, а до­ку­мен­ты офор­мить на одного из кол­хоз­ни­ков, что и было в конце концов сде­ла­но. Вна­ча­ле для оформ­ле­ния до­ку­мен­тов был по­до­бран кол­хоз­ник К.П. Цаплин, но он от сде­лан­но­го ему пред­ло­же­ния ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся, заявив, что не хочет про­сла­вить­ся за счет кол­хоз­ни­ков. Затем это же было пред­ло­же­но кол­хоз­ни­ку А.М. Сар­ско­ву, ко­то­рый вна­ча­ле также от­ка­зы­вал­ся, а через неко­то­рое время со­гла­сил­ся. Сар­сков по­лу­чил из кол­хо­за тысячу кг пше­ни­цы, продал ее на базаре, а деньги сдал в колхоз, где их опри­хо­до­ва­ли, а затем выдали Сар­ско­ву, ко­то­рый и внес их, в сумме 100 тыс. руб., в фонд обо­ро­ны страны как личные сбе­ре­же­ния. На самом деле в фонд обо­ро­ны страны им было вне­се­но 330 кг пше­ни­цы

http://​gov.​cap.​ru/​hierarhy_​cap.​asp?​page=./​86/​3743/​5330/​5351/​5353

 

II. Военно-обо­рон­ная работа Аватар пользователя Kvazar_Old Kvazar_Old(5 лет 2 месяца)(22:23:21 / 03-07-2019)

Целых 700 кг не хва­та­ло ря­до­во­му кол­хоз­ни­ку для взноса, всего 300 внёс . И вправ­ду - колхоз небо­га­тый. В оди­ноч­ку никто 100к из­лиш­ков вы­ло­жить не смог. Толи дело при Ни­ко­лае Святом - любой кре­стья­нин, в любой момент  взял, да вы­ло­жил лишнюю тонну зерна.

Аватар пользователя Антифейк Ан­ти­фейк(1 неделя 19 часов)(23:04:27 / 03-07-2019)

Да. На се­го­дняш­ние деньги целых 8500 рублей. А то и меньше. Со­мне­ва­юсь я, что у него там пше­ни­ца была пер­во­сорт­ной. Го­до­вой урожай со­вет­ско­го кре­стья­ни­на. Точнее, треть от него. Довёл Путин страну, пенсии бо­е­вы­ми са­мо­лё­та­ми выдают

https://​agro-​bursa.​ru/​prices/​wheat/

Мо­ни­то­ринг цен на пше­ни­цу ор­га­ни­за­ций 02.06.2019: Аг­ро­Но­во­сти Ассет Аватар пользователя Dr.Denim Dr.​Denim(11 ме­ся­цев 2 недели)(02:05:43 / 04-07-2019)

Ну так ведь "Ни­ко­лай народ берег!" (С)

Аватар пользователя Малый Евген Малый Евген(5 лет 7 ме­ся­цев)(17:15:40 / 03-07-2019)

.

Аватар пользователя И-23 И-23(3 года 9 ме­ся­цев)(17:52:39 / 03-07-2019)

С *ама­ран­том*!

Аватар пользователя Малый Евген Малый Евген(5 лет 7 ме­ся­цев)(20:03:24 / 03-07-2019)

Кстати, да. Цен­ней­ший про­дукт, и растет хорошо.

Аватар пользователя Lokki Lokki(4 года 3 месяца)(01:58:24 / 04-07-2019)

Только вы­ко­лу­пы­вать зерно со­мни­тель­ное удо­воль­ствие.

И потом по делу, надо обо­лоч­ку об­ди­рать.

Аватар пользователя Поток Сознания Поток Со­зна­ния(1 год 6 ме­ся­цев)(18:15:33 / 03-07-2019)

А Ваши кри­те­рии оценки го­су­дар­ства какие?

Аватар пользователя sasha7777 sasha7777(1 год 10 ме­ся­цев)(19:11:42 / 03-07-2019)

laugh Помню в Со­вет­ское за­стой­ное время моя по­кой­ная ба­буш­ка кор­ми­ла меня бу­ра­чан­кой. О были вре­ме­на....

Аватар пользователя viewer viewer(6 лет 9 ме­ся­цев)(17:05:49 / 03-07-2019)

Неуди­ви­тель­но, что в те поры сред­ний размер муж­ской одежды был 44-й.

Почему Россия не Америка Почему Россия не Аме­ри­ка Аватар пользователя Юрий ЕВРАЗ Юрий ЕВРАЗ(3 года 9 ме­ся­цев)(01:46:44 / 04-07-2019)

Пор­тян­ки?

Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** Аб­со­лют­ное Г *** Аватар пользователя viewer viewer(6 лет 9 ме­ся­цев)(05:09:28 / 04-07-2019)

На­бед­рен­ные по­вяз­ки! :facepalm:

Аватар пользователя Антифейк Ан­ти­фейк(1 неделя 19 часов)(17:15:04 / 03-07-2019)

Сель­ская пища не от­ли­ча­лась боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем

Вот типа сейчас она от­ли­ча­ет­ся боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем. Ма­ка­ро­ны, кар­то­фель­ное пюре, греч­не­вая каша, ри­со­вая каша. Кот­ле­ты, мясо ту­ше­ное, рыба жа­ре­ная, пель­ме­ни. Салат из ка­пу­сты, оливье, салат из по­ми­до­ров с огур­ца­ми в разных ва­ри­ан­ци­ях. Супы: щи, борщ, окрош­ка, ку­ри­ный.

Ничего не забыл?

Аватар пользователя Малый Евген Малый Евген(5 лет 7 ме­ся­цев)(17:17:43 / 03-07-2019)

Ничего не забыл?

Если пом­нить, что мясо-рыба тогда - строго по цер­ков­ным празд­ни­кам несколь­ко раз в год, то да, все так.

Аватар пользователя Антифейк Ан­ти­фейк(1 неделя 19 часов)(17:25:39 / 03-07-2019)

А это смотря где. В цен­траль­ной России - воз­мож­но, а вот у по­мо­ров рыба была каждый день. У бе­ло­ру­сов каждый день на столе были яйца, кур дер­жа­ли в каждом дворе. У укра­ин­цев сало - в кашах, супах, блинах. У се­вер­ных на­ро­дов стро­га­ни­на, у кав­каз­цев ба­ра­ни­на каждый день при­сут­ство­ва­ла на столе, пусть немно­го, но была. Россия она боль­шая и неча тут про­еци­ро­вать бед­ствен­ное по­ло­же­ние одного-двух ре­ги­о­нов нечер­но­зе­мья на всю страну. В сибири сёла были очень и очень за­жи­точ­ные, на­при­мер. Я мясо там едали если не каждый день, то раз в неделю точно.

Ну и, ко­неч­но же, стол кре­стья­ни­на на­пря­мую за­ви­сел от ду­ро­сти по­ме­щи­ка. Были такие, что про­ма­ты­ва­ли все деньги от де­ре­ве­нек в кар­тиш­ки, но были и такие, ко­то­рые из своих де­ре­вень делали чуть ли не аг­ро­фир­мы со­вре­мен­ные, с ис­поль­зо­ва­ни­ем пе­ре­до­вой на тот момент аг­ро­тех­ни­ки.

Страницы 123следующая ›последняя »

Это интересно
+1

04.07.2019
Пожаловаться Просмотров: 963  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены