Пять шедевров Георгия Свиридова Свиридов - последний из русских композиторов, который относился к своей музыке как к миссии. У него была высокая цель: сочинять то, что вернёт людям ощущение Бога и Родины. Пресловутые "духовные скрепы" - это как раз то, что он хотел выразить музыкой. Совсем неудивительно, что в наше время тотальной глобализации, коммерциализации и торжества Фейсбука с Интсаграмом Свиридов со своей ортодоксальной "русскостью" и глубинным православием отодвинут на дальний план, и всё, что мы знаем о нём - "Время вперёд" и иллюстрации к пушкинской "Метели". Но главное у Свиридова - это всё же хоровая музыка или музыка для голоса с сопровождением. Только в пении, в распетом слове выражает себя русский человек - такова была его позиция. Сейчас Россия уже не та хоровая держава, какой она была в советское время. Свиридов исполняется довольно редко, хороших новых записей не найти, и довольно большая часть его музыки вообще никогда не исполнялась. Вот пять маленьких фрагментов из его огромного наследия. 1. "Любовь святая"(хор из музыки к спектаклю Малого театра "Царь Фёдор Иоаннович" по пьесе А.К.Толстого) В этом хоре весь Свиридов: только он умеет из элементарного мотива создать поразительный по силе впечатления эффект. Как он это делал - не поддаётся пониманию. Малый театр до сих пор гордится тем, что имеет эксклюзивное право на этот шедевр. С такой музыкой и со Смоктуновским в роли царя Фёдора Иоанновича - представьте, какой это был спектакль! Ты любовь святая,
2. "Зорю бьют"(из хорового концерта "Пушкинский венок") Пушкин был кумиром Свиридова всю его жизнь. Только Есенин и Блок могли соперничать с ним в его сердце. Зорю бьют... из рук моих Обратите внимание на музыку пушкинских слов с игрой тихих "Х" и "Т". Отсюда Свиридов берёт это ощущение вечерней тишины, когда время останавливается, и даже сигнал военной трубы, играющей вдалеке "зорю", звучит как грёза. [more] 3. "Богородица в городе"(из вокальной поэмы "Петербург" на стихи А.Блока) Это специально для тех, кто любит Блока. Ты проходишь без улыбки, Как лицо твое похоже Но с тобой идет кудрявый Этот "мальчик в белой шапке" занозой останется в вашем сердце, когда вы послушаете, как поёт Дмитрий Хворостовский. 4. "Вальс"(из музыки к кинофильму "Метель") Вальс был написан еще в 1964 году. С тех пор он затмил всё, что писал Свиридов в последующие 35 лет своей жизни, что, надо сказать, совсем не радовало композитора: "Я хочу, чтобы меня, прежде всего, понимали те, кто понимает мой родной язык. Стучусь в равнодушные сердца, до них хочу достучаться! (...) Но слушать не хотят, им подавай «Вальс» из «Метели»..." Спустя десять лет после выхода фильма Свиридов сделал из музыки к фильму сюиту и переоркестровал этот Вальс, добавив в него колорит духового оркестра, чтобы приблизить его к стилю старинного паркового русского вальса. Но здесь он звучит в первоначальном, скромном варианте, как в фильме. 5. "Романс"(из музыки к кинофильму "Метель") В этом фильме вся музыка прекрасна, выбрать трудно. Но романс не вспомнить невозможно, потому что это не просто красивая музыка. Это свиридовская эпитафия по безвозвратно ушедшей эпохе русской жизни.
|
![]()
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: