Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6921 участник
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Военная песня и ментальный код России.

мент  

«Эх пехота ты, пехота,

Не ропща, свой крест неси.

Велика твоя забота –

Оберег Святой Руси».

Уже много де­сят­ков лет у меня есть такое хобби – со­би­раю рус­ские во­ен­ные песни разных эпох. Ещё в дет­стве мне ка­за­лось, на фоне вечной неис­тре­би­мой попсы про лютики, лан­ды­ши и ва­силь­ко­вые глаза, что именно в тех жёст­ких, порой грубых песнях скры­ва­ет­ся ис­кон­ная наша рус­ская правда. И до сих пор у меня это убеж­де­ние при­сут­ству­ет.

Не пре­тен­дую ни на на­уч­ность, ни на ис­то­рич­ность ана­ли­за. Но мне ка­жет­ся, что такое яв­ле­ние, как рус­ская во­ен­ная песня и рус­ская во­ен­ная музыка по-на­сто­я­ще­му за­зву­ча­ло после по­яв­ле­ния «Про­ща­ния Сла­вян­ки». Это было эпо­халь­ное, ми­сти­че­ское со­бы­тие не только для нашей куль­ту­ры, но и для народа в целом.  Этот марш за­тро­нул какую-то  глав­ную струну в душе рус­ско­го че­ло­ве­ка. И до сих пор все наши во­ен­ные песни и марши – это эхо именно «Сла­вян­ки». Этот марш есть ничто иное, как со­сре­до­то­че­ние рус­ско­го духа.

https://www.youtube.com/watch?v=5tPSyXe5rd4

 

https://www.youtube.com/watch?v=6d-2sHCaxgk

 

Кто бы что ни го­во­рил, мы – народ войны. Мы во­е­ва­ли всегда. И мало кто спо­со­бен со­рев­но­вать­ся с нами в во­ин­ской доб­ле­сти. Но мы ни­ко­гда не были за­хват­чи­ка­ми. Мы всегда были за­щит­ни­ка­ми.

Чем мы от­ли­ча­ем­ся, на­при­мер, от Европы? Там по боль­шей части во­е­ва­ла ари­сто­кра­тия, на­ём­ни­ки, го­ло­во­ре­зы. Брали замки, на­ла­га­ли кон­три­бу­ции. Народ смот­рел на это, по­жи­мая пле­ча­ми. Ему часто было со­вер­шен­но всё равно, под каким гер­цо­гом гнуть спину в неподъ­ём­ных от­ча­ян­ных трудах. У нас чаще было по-иному. К нам при­хо­ди­ли решать вопрос не просто с тем, кто там у власти и кому отдать место парви­те­ля. К нам при­хо­ди­ли  по­ко­рять и уни­что­жать именно народ. Помним мы и мон­го­ло-та­тар­ские орды, вы­ре­зав­шие целые города. И псов-ры­ца­рей, на­саж­дав­ших огнём и мечом чуждую нам веру. И Гит­ле­ра, при­шед­ше­го уни­что­жить нас или об­ра­тить в бес­сло­вес­ный скот. По­это­му война для нас чаще была войной на­род­ной за право жить своим умом, своей ре­ли­ги­ей, да и вообще за право жить тебе и твоим близ­ким. И у нас образ воина  – это образ За­щит­ни­ка Земли Рус­ской, а не просто кру­то­го мужика с огром­ным мечом или мо­лот­ком.

Одно время в ходу были ло­зун­ги типа – народ и армия едины. Они из­ряд­но за­ез­же­ны про­па­ган­дой, но в них немало смысла. В общем-то, рус­ский народ это и есть армия. В глу­бине души каждый наш муж­чи­на – солдат. И по во­ен­но­му билету – кстати тоже.

И во­ен­ная куль­ту­ра, во­ен­ные тра­ди­ции – все это про­ши­то у нас  в генной памяти, пе­ре­хо­дит из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Не знаю ни одного рус­ско­го муж­чи­ну (ну кроме кре­а­клов, щи­зо­ли­бе­ра­лов и прочей нечи­сти, ко­то­рая к че­ло­ве­че­ско­му роду от­но­сит­ся с на­тяж­кой), у кого не на­вер­ну­лись бы слёзы на глазах, когда звучит «Про­ща­ние Сла­вян­ки». Кто не подпел бы,  взды­хая:

«На поле танки гро­хо­та­ли».

Это всё наше, на­сто­я­щее. За всем этим стоят герои Ку­ли­ко­ва Поля, святые наши воины в Ста­лин­гра­де, рус­ские сол­да­ты в Чечне, сло­мив­шие  хребет вах­ха­бист­ской гидре.

Ме­ня­ют­ся об­ще­ствен­но-эко­но­ми­че­ские уклады. А эти песни все звенят в наших серд­цах и про­дол­жа­ют вы­дав­ли­вать скупую слезу.

Они все наши. И песни первой ми­ро­вой. И за­дор­ные, на­пол­нен­ные вол­ну­ю­щим ощу­ще­ни­ем пе­ре­ме­ны мира, един­ства всех тру­дя­щим­ся песни Граж­дан­ской войны. И с от­ча­я­ньем и болью за Родину песни Белого Дви­же­ния. Среди них есть и сред­нень­кие, есть и ве­ли­ко­леп­ные про­из­ве­де­ния. Мы вы­рос­ли на этом:

«Но от тайги до Бри­тан­ских морей

Крас­ная Армия всех силь­ней!»

И хо­чет­ся рас­пря­мить плечи. От этого ритма и слов идет отзвук в самой глу­бине нашего Я. И ты веришь, что  наша армия дей­стви­тель­но всех силь­ней. И наш рус­ский че­ло­век несги­ба­ем.

Фран­цуз­ская песня – это ля мур, тужур, Париж, гламур. Ита­льян­цы – солнце любовь, вино, немнож­ко грусти и боль­шой по­зи­тив. Наши песни – бой. Ну вот так сло­жи­лось, таково наше место на земле и в ис­то­рии. Ля мур – тужур далеко не так вос­тре­бо­ва­ны, как «Ар­тил­ле­ри­сты, Сталин дал приказ». По­это­му и пели шансон в па­риж­ских ка­ба­ках немцам фран­цу­зы, а наши предки в это время под «Тёмную ночь» за­мер­за­ли в окопах под Моск­вой, зная, что врагу не пройти.

Все самые лучшие тра­ди­ции во­ен­ной песни пошли в ход, как мощное оружие, в Ве­ли­кую Оте­че­ствен­ную Войну. При этом  как-то про­изо­шло раз­ме­же­ва­ние – на музыку и песни офи­ци­аль­ные,  про непо­ко­ле­би­мую мощь со­вет­ской армии и всего нашего народа. В них по­ступь боль­ших ба­та­льо­нов, рёв мо­то­ров, со­дро­га­ние самой земли под сол­дат­ски­ми са­по­га­ми. И были на­род­ные, идущие  снизу песни – они зву­ча­ли в окопах, по­вест­во­ва­ли о че­ло­ве­ке на войне, чаще про­стом, из народа, ко­то­ро­му судьба велела отдать долг своей стране и народу.

Среди них были уни­каль­ные про­из­ве­де­ния. Офи­ци­аль­ная «Вста­вай страна огром­ная» - от неё ис­хо­ди­ла такая ги­гант­ская волна  це­ле­устрем­лён­но­сти, несги­ба­е­мо­сти, уве­рен­но­сти в победе, каждое слово зву­ча­ло ре­зо­нан­сом в каждой клетке каж­до­го нашего че­ло­ве­ка. По убой­ной мощи она за­ме­ни­ла немало танков и са­мо­лё­тов. Потому что по­беж­да­ет не только оружие, но и во­ин­ский неслом­лен­ный дух. «Ар­тил­ле­ри­сты», «Вол­хов­ская за­столь­ная», несть числа  вроде бы офи­ци­оз­ным, но таким родным песням. И на­род­ная окоп­ная «Темная ночь» (правда вполне про­фес­си­о­наль­но­го поэта) под­ни­ма­ла дух устав­ших солдат, на­по­ми­на­ла, что они воюют за свои дома и своих близ­ких людей. Были и ча­стуш­ки, не только улуч­шав­шие на­стро­е­ние, но и смехом уби­вав­шие ужас перед фрицем. А потом, после Ве­ли­кой Победы, были уже по­сле­во­ен­ные песни солдат-фрон­то­ви­ков, ко­то­рые до сих пор невоз­мож­но слу­шать без слез.

«Что по­же­лать тебе се­год­ня перед боем

Ведь мы в огонь  и  в дым идём не для наград.

Давай с тобою по­ме­ня­ем­ся судь­бой

Махнём не глядя, как на фронте го­во­рят».

Ну, со­вер­шен­но же ге­ни­аль­но по­ка­за­на вся суть войны для рус­ско­го че­ло­ве­ка – это судьба, ко­то­рая раз­де­ля­ет, кому жить и кому уме­реть, и это непо­ко­ле­би­мая уве­рен­ность в том, что если нужно по­гиб­нуть, значит так суж­де­но, глав­ное по­гиб­нуть с честью.

Уже по мере осмыс­ле­ния войны по­яви­лись про­из­ве­де­ния неве­ро­ят­ной дра­ма­ти­че­ской силы. «Враги сожгли Родную хату» - редко, у кого не вста­нет комок, при этих про­стых и без­дон­ных словах, в ко­то­рых от­ра­зи­лось все по­ко­ле­ние по­бе­ди­те­лей, вся его драма, подвиг и страш­ная плата за победу. Песня о сол­да­те, у ко­то­ро­го сожгли немцы хату и всю семью убили.

«Он пил, солдат, слуга народа,

И с болью в сердце го­во­рил:

«Я шёл к тебе четыре года,

Я три дер­жа­вы по­ко­рил».

Хмелел солдат, слеза ка­ти­лась.

Слеза несбыв­ших­ся надежд.

И на груди его све­ти­лась

Медаль за город Бу­да­пешт».

Это со­вер­шен­но неве­ро­ят­ное про­из­ве­де­ние - такие по­яв­ля­ют­ся, когда схо­дят­ся на небе звезды. Надо же слу­чить­ся, что вместе со­бра­лись и поэт, и ком­по­зи­тор, и ис­пол­ни­тель – все с боль­шой буквы. И по­лу­чи­лось нечто выше их всех, общее, на­род­ное, наше рус­ское.

Кстати, после войны плен­ные немцы, одни из лучших в мире солдат,  се­то­ва­ли нам, что у них так и не по­яви­лось уни­каль­но­го яв­ле­ния, по­хо­же­го на нашу окоп­ную песню. Бра­вур­ные марши были. Притом неко­то­рые на одну ме­ло­дию с нашими. И офи­ци­аль­ные песни были. Но вот по­хо­жих на рус­ские по ду­шев­но­сти и какому то внут­рен­не­му фи­ло­соф­ско­му осмыс­ле­нию мира, войны, долга не было. Да и не могло, на­вер­ное, быть, учи­ты­вая, кем они были на этой войне. Однако им этого в окопах и на маршах сильно не хва­та­ло. Неко­то­рые ве­те­ра­ны с той сто­ро­ны до сих пор слу­ша­ют со­вет­ские песни – они почему-то воинам всех кон­ти­нен­тов сильно по душе.

Наши во­ен­ные песни – это песни по­бе­ди­те­лей. Людей, про­шед­ших через нече­ло­ве­че­ские ис­пы­та­ния, со­хра­нив­ших чи­сто­ту  души, при­вык­ших не только карать, но и про­щать. И в них все рус­ские – наши деды, отцы, мы, наши дети.

Мирные вре­ме­на вовсе не убили этот жанр. Память героев у нас по­чи­та­ли всегда. В «застой» это было на го­су­дар­ствен­ном уровне. Немнож­ко офи­ци­оз­но, немнож­ко на­тя­ну­то, но все равно хорошо, по-доб­ро­му, и память героев мы умели чтить. Но как-то все шло тихо-спо­кой­но, по каким-то про­ло­жен­ным рель­сам.

 Новый им­пульс этому на­прав­ле­нию дал Аф­га­ни­стан. Можно до хри­по­ты спо­рить, был ли ввод войск пра­ви­лен или нет, и что мы там делали. Моё част­ное мнение –за­щи­ща­ли  рубежи страны, пусть и на чужой тер­ри­то­рии, не давали ис­лам­ским фун­да­мен­та­ли­стам ата­ко­вать СССР,  вы­пол­ни­ли с честью все по­став­лен­ные задачи.

Кто-то может со мной по­спо­рить. Но как бы то не было, глав­ной фи­гу­рой в тех вы­жжен­ных солн­цем пу­сты­нях, в белых горах Гин­ду­ку­ша снова стал наш солдат. И, с ко­лос­саль­ным на­пря­же­ни­ем и ге­ро­из­мом вы­пол­няя свой долг, душа солдат зву­ча­ла в новых песнях. Это была для них и от­ду­ши­на на чужой него­сте­при­им­ной земле, где как комары рядом летала смерть. И на­пол­не­ние жизни от от­ча­я­нья до по­зи­тив­но­го смысла. Песня в Аф­га­ни­стане была об­ра­зом жизни.

В кол­лек­ции собрал очень немало аф­ган­ских песен. Есте­ствен­но, боль­шин­ство из них наивны, не от­ли­ча­ют­ся кра­со­той слога,  но они  на блок­по­стах и в ба­та­льо­нах, по­мо­га­ли людям вы­жи­вать.

Услов­но можно аф­ган­ские песни раз­де­лить на несколь­ко ка­те­го­рий. Самая рас­про­стра­нён­ная – это некое по­до­бие дво­ро­вых песен. «Ох, я солдат теперь, а ты, краса моя,  меня должна ждать меня, маль­чон­ку, потому что я тебя люблю. А ты мне из­ме­ня­ешь с ма­жо­ром-сту­ден­том». Ну и так далее – сюжеты эти по пла­не­те гуляют много тысяч лет.

Ещё одна ка­те­го­рия – это такие ви­до­из­ме­нён­ные под военно-по­ле­вую об­ста­нов­ку си­рот­ские песни. «Стою я го­лод­ный и мо­ло­дой у вок­за­ла, си­ро­ти­нуш­ка». Типа этого. Только зву­ча­ло так – я бедный сол­да­тик, пули сви­стят, а если не вер­нусь – пусть мама бедная по мне по­пла­чет, да лю­би­мая взвоет. Неза­тей­ли­во, жа­лост­ли­во. Неда­ром именно эти песни ныне так любят петь в пе­ре­хо­дах ан­сам­бли лже-ве­те­ра­нов - из сен­ти­мен­таль­но­сти обя­за­тель­но по­да­дут.

Но среди всего этого встре­ча­лись на­сто­я­щие жем­чу­жи­ны – ис­тин­ные во­ен­ные песни, где зву­ча­ла воля к победе, кураж, непо­ко­ле­би­мое ощу­ще­ние своей право­ты, осмыс­ле­ние войны и че­ло­ве­ка на войне.

Тогда про­яви­лось мно­же­ство имён, чьи песни стали аф­ган­ской клас­си­кой – Ширяев, Мо­ро­зов, Мазур, Петря­ев, многие другие. Их про­из­ве­де­ния порой про­би­ра­ют  до дрожи – в них   честь  и подвиг, в них слож­ные от­но­ше­ния сол­да­та и смерти, смерти и долга. В них правда жизни и войны при­сут­ству­ет ярко и кра­си­во.

Мне из всей этой ко­гор­ты больше всего нра­вит­ся пол­ков­ник Виктор Вер­ста­ков. Что-то в его песнях есть, что тро­га­ет внутри тебя какие-то струны. Жёст­кие, порой же­сто­кие, и вместе с тем глу­бо­ко че­ло­веч­ные. Вообще, как поэт и автор песен от страш­но недо­оце­нён. А вместе с тем никто лучше него не от­ра­зил суть про­фес­сии во­ен­но­го че­ло­ве­ка, а также какие-то сто­ро­ны слу­жи­во­го люда и войны, на ко­то­рые мы просто не об­ра­ща­ем вни­ма­ние.

У Вер­ста­ко­ва по­лу­ча­лись наши тра­ди­ци­он­ные во­ен­ные песни – героев по­бе­ди­те­лей, от­дав­ших всего себя для вы­пол­не­ния во­ин­ско­го долга. Его герои схо­ди­ли с ап­па­ре­ли в тёмную пу­сто­ту.

«Десант не знает, куда про­ло­жен

В по­лёт­ных картах его марш­рут,

Десант вне­за­пен, как кара Божья

Непред­ска­зу­ем, как Страш­ный Суд».

Штур­мо­ва­ли Дворец Амина те самые спец­на­зов­цы, ко­то­рые ухо­ди­ли на за­да­ние без опо­зна­ва­тель­ных знаков, до­ку­мен­тов, без чего бы то ни было, что могло ука­зать на их при­над­леж­ность к со­вет­ским ди­вер­си­он­ным груп­пам:

«И я лежу, смотрю, как осты­ва­ет,

Над ми­на­ре­том синяя звезда,

Кого-то помнят или за­бы­ва­ют,

А нас и знать не будут ни­ко­гда.

Без до­ку­мен­тов, без имен, без наций

Лежим вокруг со­жжён­но­го дворца

Горит звезда, пора навек про­щать­ся

Раз­лу­ка тоже будет без конца».

Или «9 рота» - не фаль­ши­вая бо­на­др­чу­ков­ская, а на­сто­я­щая, штур­мо­вав­шая дворец Амина.

«Де­вя­тая рога сдала парт­би­ле­ты,

Из памяти вы­ки­ну­ла имена

И если про­тя­нет­ся бой до рас­све­та

То не было роты - при­сни­лась она».

Его герои гибли, вце­пив­шись на­мерт­во в по­зи­ции в горах, давая, порой свой по­след­ний бой или оста­ва­ясь живыми всем смер­тям назло.

«Нас в горах не найдёт поч­то­вой са­мо­лет,

И письмо от тебя до меня не дойдёт.

По­свет­ле­ют снега, вста­нут стены огня,

Будет бить ДШК из ущелья в меня».

Пе­ре­хва­тить это на­род­ное твор­че­ство пы­та­лись по­лит­ра­бот­ни­ки, иногда небез­успеш­но. На­при­мер, по­яви­лась несколь­ко групп, самой успеш­ной и про­фес­си­о­наль­ной из ко­то­рых явился ВИА «Го­лу­бые береты». Песни у них разные по ка­че­ству и со­дер­жа­нию, но среди них есть очень до­стой­ные.

«Мы вы­хо­дим на рас­све­те,

Над Баг­ра­мом дует ветер,

Раз­ду­вая наши флаги до небес.

Только пыль встаёт над нами,

С нами Бог, и с нами знамя.

И родной АКМС на­пе­ре­вес».

Это Кип­линг – старая ко­ло­ни­аль­ная аф­ган­ская песня в новой об­ра­бот­ке. И ло­жит­ся на душу иде­аль­но уже второе сто­ле­тие.

А вот песня «Баг­рам­ская», ко­то­рая была сна­ча­ла «Бак­сан­ской» - её пели аль­пи­ни­сты Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной:

«Где снега тро­пин­ки зе­ме­та­ют

Где лавины гроз­ные шумят

Эту песнь сложил и рас­пе­ва­ет

Аль­пи­ни­стов боевой отряд».

Позже по­явил­ся аф­ган­ский ва­ри­ант:

«Вспом­ним,  то­ва­рищ, мы Аф­га­ни­стан

Зарева по­жа­рищ, крики му­суль­ман.

Грохот ав­то­ма­тов, взрывы за рекой.

Вспом­ним, то­ва­рищ, вспом­ним, до­ро­гой».

Были мотивы, ко­то­рые ещё успеш­нее пе­ре­пе­ва­лись из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ния, из одной во­ин­ской про­фес­сии в другую.

«А мо­ло­до­го ко­но­ва­ла несли с про­би­той го­ло­вой»

Сна­ча­ла она зву­ча­ла про шах­тё­ров. Потом про тан­ки­стов – самая из­вест­ная, её поют все и сейчас на за­сто­льях и празд­ни­ках. А потом и в Аф­га­ни­стан попала, думаю, и в Чечню. Бывают мотивы, ко­то­рые тро­га­ют нашего че­ло­ве­ка вне за­ви­си­мо­сти от эпохи и вре­ме­ни на дворе.

Крах СССР резко из­ме­нил то­наль­ность во­ен­ных песен, но они не ис­чез­ли. Только стали на­пол­не­ны какой-то тоской и ощу­ще­ни­ем краха и обиды. По­яви­лись мотивы бро­шен­ных на про­из­вол судьбы мо­ло­дых аф­ган­ских ве­те­ра­нов:

«Цвета хаки судьба, в ка­му­фля­же година,

В дом вло­ми­лась беда, мы под­ста­ви­ли спины.

Не забудь нас, страна, на­чу­ди­ли верхи,

Рас­счи­та­лись сполна мы за чужие грехи».

И ещё больше было от­ча­я­нья от того, что мы сдаём рубеж за ру­бе­жом;

«Кавказ по­те­рян, по­те­рян Киев,

И про­ще­ны все долги лихие

А на остав­лен­ный Се­ва­сто­поль

Глядят сквозь слёзы ракеты «Тополь».

И совсем от­ча­ян­ная песня:

«Когда слу­чи­лось им успеть

Мой дом рос­кош­ный ра­зо­рить

Об этом невоз­мож­но петь

И даже тошно го­во­рить»

И было ощу­ще­ние, что мы стоим уже на по­след­нем рубеже. Его от­лич­но вы­ра­зил Трофим в своей песне «Аты Баты».

«Россия нас не жалует ни славой ни рублём,

Но мы её по­след­ние сол­да­ты

И значит надо вы­сто­ять, покуда не умрём,

Аты Баты, Аты Баты».

По­след­ние сол­да­ты на по­след­нем рубеже – это страш­но.

Ощу­ще­ние ка­та­стро­фы только уси­ли­лось, когда на­ча­лась первая че­чен­ская война. Стран­ная, на­пол­нен­ная пре­да­тель­ства­ми, недо­го­во­рён­но­стя­ми, в усло­ви­ях вак­ха­на­лии СМИ, ко­то­рые с гнид­ной мер­зо­стью мешали нашу во­ю­ю­щую армию с грязью и чуть ли не от­кры­то под­дер­жи­ва­ли дуда­ев­цев. Вот и пошли де­прес­сив­ные, с болью, песни:

«Ка­му­фляж, сапоги, ав­то­мат на плече,

Пятый месяц солдат месит грязь по Чечне.

Он маль­чиш­ка совсем, если честно ска­зать,

Только это ж не повод, чтоб не уби­вать.

Он, ко­неч­но, сна­ча­ла был очень не рад,

По­ни­мал, что при жизни попал прямо в ад.

И от крови дурел, и пле­вал­ся в чаду,

И привык по­не­мно­гу, живут же в аду.

Там дико всё, там всё на­о­бо­рот,

Там не найти ни правых, ни непра­вых,

Гробы идут оттуда пятый год,

А также с нефтью длин­ные со­ста­вы».

Ощу­ще­ние непра­виль­но­сти, какой-то  пре­да­тель­ства в этой войне при­сут­ство­ва­ли у всех. За­вер­ши­лось это по­зор­ным Ха­са­вю­ро­тов­ским миром, ко­то­рый ради пиара под­пи­сал Лебедь с за­пер­ты­ми в городе и уже го­то­вив­ши­ми­ся сда­вать­ся бо­е­ви­ка­ми. А потом была Вторая война, и то­наль­ность начла немнож­ко ме­нять­ся, правда с ноткой недо­ве­рия к вла­стям, но уже зву­ча­ли иные слова:

«Чечня в огне здесь не Афган,

Приказ войти вой­скам отдан.

И мы вошли, Но не стре­лять ведь здесь же дети

Ко­лон­ны шли, и там их жгли,

Дым про­сти­рал­ся раз­ве­и­вал­ся до Москвы

Но кто же нам боль и гарь теперь от­ве­тит.

А мы в окопах ждём ответ

За деньги банкам Мен­таеп

Иль за Россию кровь мы зря здесь про­ли­ва­ем.

Не за ко­пей­ки и рубли идём мы по земле Чечни

А чтоб тебя Россия Русь ве­ли­кой звали»…

В во­ен­ной песне от­ме­ти­лись многие. Про­фес­си­о­наль­ные во­ен­ные, ко­неч­но, может со­зда­ва­ли и не ше­дев­ры сло­вес­но­сти и ком­по­зи­ции, но в их про­из­ве­де­ни­ях есть окоп­ная или служ­бист­ская правда, ко­то­рая при­част­ным очень хорошо по­нят­на и вы­зы­ва­ет или улыбку или вздох – ну это же так и есть. Среди таких ав­то­ров мне лично нра­вит­ся  Михаил Ка­лин­кин – пол­ков­ник-тан­кист. Многие его песни про­ни­за­ны просто веч­ны­ми ар­мей­ски­ми смыс­ла­ми. Вот песня про опе­ра­тив­ни­ка ГРУ:

«Я в Азии ко­ман­до­вал па­ра­дом,

От­че­ству на благо своему.

Я не был ни на­ч­про­дом, ни зав­скла­дом

А значит был не нужен никому…

Я вы­хо­дил коль надо по суб­бо­там

Коль надо я на службе но­че­вал

Я нёс опе­ра­тив­ную работу

Без ор­де­нов почти что и похвал.

Я вас скажу ребята, без ис­те­ри­ки,

Быть может кто-то сильно обо­злит­ся

Боится лишь меня страна Аме­ри­ка.

А вот на­ч­про­да что-то не боится».

Смотрю я на себя в зер­ка­ло, и по­ни­маю – это ведь и про меня, и про сотни тысяч таких же ра­бо­тяг в МВД, армии. Есть огром­ный ар­мей­ски­ми (или пра­во­охра­ни­тель­ный) ме­ха­низм, где воль­гот­но себя ощу­ща­ют ка­рье­ри­сты и ушлые хо­зяй­ствен­ни­ки, где об­хо­дят на­гра­да­ми героев. Но дер­жит­ся эта си­сте­ма на про­стых ра­бо­чих службы и войны – от ря­до­во­го до ге­не­ра­ла. Ко­то­рые часто не имеют по­че­стей, но на своих плечах вы­тас­ки­ва­ют всю го­ря­чую работу, делают дело ради дела, а не для по­че­стей и наград. Именно им надо ска­зать спа­си­бо за все наши победы.

Вот ещё одна песня Ка­лин­ки­на, где  на­стро­е­ния че­чен­ской войны по­ка­за­ны просто и до­ход­чи­во:

«На наших бо­тин­ках че­чен­ская грязь,

На наших буш­ла­тах че­чен­ская пыль.

И все что слу­чи­лось, ко­неч­но, не зря,

Я вышел живым из-под битвы копыт.

А в наших   ночах боевые сны,

А там с ми­на­ре­та мулла поёт.

А в наших душах законы войны

По­ня­тия пра­виль­ные её».

 И какая-то смут­ная тоска и но­сталь­гия воз­ни­ка­ет в моей душе, когда звучит песня Бун­то­ва:

«Кому на­гра­ды рос­сы­пью,

А нам все чаще мимо

Но если есть ты, Гос­по­ди,

Спаси нас от под­ры­ва.

 Пускай война по­да­вит­ся,

Как кляпом блок­по­ста­ми

Мен­та­ми не рож­да­ют­ся

Ста­но­вят­ся мен­та­ми».

Вспо­ми­на­ют­ся наши то­ва­ри­щи, пе­ре­кры­вав­шие пути бо­е­ви­кам, гиб­ну­щие на блок­по­стах, в го­ро­дах и горах.

«Я под­ни­ма­юсь во весь рост

За мой рас­стре­лян­ный блок­пост

И сам не верю, что я цел и невре­дим.

И крас­кою на блок­по­сту

Чтоб было видно за версту,

Я на­пи­сал «ОМОН непо­бе­дим».

В во­ен­ных песнях есть не только война, но и тя­жё­лый, на грани че­ло­ве­че­ских воз­мож­но­стей, труд людей, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют нам мир, и   сдер­жи­ва­ли про­тив­ни­ка в Хо­лод­ную войну.

«В итоге под скром­ным гра­ни­том

А то и в хо­лод­ных морях,

По­ко­ит­ся флота элита

Не знав­шая жиз­нен­ных благ».

В во­ен­ной песне от­ме­ти­лись и многие про­фес­си­о­на­лы, и при­знан­ные барды, певцы.  Ко­неч­но, особое место тут у Вы­соц­ко­го. У ге­ни­аль­но­го барда цикл во­ен­ных песен – это жем­чу­жи­на его твор­че­ства. В ней глав­ный герой – неисто­вый, во­ле­вой, стой­кий рос­сий­ский солдат, ко­то­ро­го не сло­мить ничем. И его герой - непо­бе­ди­мая  наша армия. И прямая линия че­ло­ве­ка, иду­ще­го верной до­ро­гой. Война и мы – его лейт­мо­тив. Но мы на­сто­я­щие, так же как и война, осво­бож­дён­ные от всякой мишуры. И, ко­неч­но, память о героях войны.

«А в вечном огне видишь вспых­нув­ший танк

Го­ря­щие рус­ские хаты

Го­ря­щий Смо­ленск и го­ря­щий Рейхс­таг

Го­ря­щее сердце сол­да­та».

 

«Нынче по небу солнце нор­маль­но идёт

Потому что мы рвёмся на запад».

 

«Ложь и зло, по­смот­ри, как их лица грубы

И всегда позади во­ро­нье и гробы».

 

«Очень нужен я там в тем­но­те

Ничего, рас­по­го­дит­ся»

 

Тро­га­ют песни Окуд­жа­вы. В них тоже есть какая-то во­ен­ная правда и лирика. Но вот только, как мне ка­жет­ся, на­тя­ну­то­сти там больше, как и во всем твор­че­стве. Слушая его песни, не могу от­де­лать­ся от лич­но­сти автора, хотя и надо бы. Помню его ин­тер­вью, как он рас­пи­сы­вал, что его мечта была ока­зать­ся по­даль­ше от фронта, что у него по­лу­чи­лось. И что самым счаст­ли­вым дням в его жизни был рас­стрел Белого Дома, потому что тогда ком­му­низм не вер­нёт­ся. Помню, Вилли То­ка­рев, эми­грант, аме­ри­ка­нец фак­ти­че­ски, вы­ска­зал­ся тогда в плане – «был поэт, песни писал, и вдруг заявил, что ему нра­вит­ся, как рус­ские люди уби­ва­ют рус­ских людей»… То­ка­ре­ва после этого я за­ува­жал, а с Окуд­жа­вой мыс­лен­но рас­стал­ся. Думаю, Булат, доживи до нашего вре­ме­ни, с одно ак­три­суль­кой из­ви­нял­ся бы везде перед Гру­зи­ей, Укра­и­ной и Мек­ло­бри­та­ни­ей.

К со­жа­ле­нию, се­год­ня  почти забыты песни ве­ли­ко­леп­но­го Ми­ха­и­ла Ана­ча­ро­ва,  от­важ­но­го де­сант­ни­ка  Ве­ли­кой войны,  за­ме­ча­тель­но­го пи­са­те­ля. Его песня про танк «Т-34» - клас­си­ка. И песня про сол­да­та, воз­вра­щав­ше­го­ся с войны:

«Навек по­кон­чив­ши с войной, и это будет в срок,

Он пе­ре­па­шет шар земной и вдоль и попрёк.

И вспом­нит он, как видел сны, здесь у  чужой реки,

Как пе­ре­жил он три войны рас­суд­ку во­пре­ки».

Хорош Ножкин со своими по­лу­д­по­поль­ны­ми пес­ня­ми. Бле­стя­щие песни по­яв­ля­лись в ки­не­ма­то­гра­фе.

Есте­ствен­но, к этой теме про­яв­ля­ет опре­де­лён­ное вни­ма­ние  и мас­со­вая му­зы­каль­ная куль­ту­ра. Вот только у одних по­лу­ча­ет­ся, а у других – никак, как не пы­жат­ся.

На слуху Газ­ма­нов с его ка­за­ка­ми и «Офи­це­ра­ми». Когда звучит его песня «Офи­це­ры», то стало тра­ди­ци­ей – все во­ен­ные встают, делают се­рьёз­ные лица и про­ни­ка­ют­ся мо­мен­том. А мне, него­дяю такому, сме­ять­ся хо­чет­ся при словах:

«Офи­це­ры, рос­си­яне, пусть сво­бо­да вос­си­я­ет

За­став­ляя в унисон сту­чать сердца».

Во-первых сразу вспо­ми­на­ет­ся не всегда трез­вый наш пре­зи­дент Борис Ока­ян­ный с его «рос­си­яне». Во-вторых – что же это за сво­бо­да такая, ко­то­рая за­став­ля­ет всех в унисон сту­чать. И вообще – сво­бо­ды, права че­ло­ве­ка, даёшь со­до­мию и зоофи­лию в итоге – все это не для нас. Но как-то при­жи­лась  песня.

Ну не чув­ству­ет Газ­ма­нов нашей во­ен­ной души рус­ской. Не вы­хо­дит ка­мен­ный цветок.

А Трофим вот чув­ству­ет:

«Без веры, без вины, без пле­ме­ни, без роду.

Как дикая трава на пе­пе­ли­ще дней,

Мы вы­рос­ли в свою особую породу,

Кто честен, тот и прав,

Кто прав, тот и силь­ней.

Кем мы были для От­чиз­ны,

Не рас­су­дит нас ни один судья.

Жаль, что меру нашей жизни

Мы поймём, из жизни уходя».

Вот есть отзвук в моей душе от этой песни – в ней какая-то пру­жи­на, дви­гав­шая нашими пред­ка­ми в эпоху неподъ­ём­ных ис­пы­та­ний.

И Юра Шевчук, при всей его ли­бе­раль­ной ши­зо­фре­нии, чув­ству­ет:

«Хожу-брожу про­спек­та­ми, фо­на­ри­ки ка­ча­ют­ся

Война бывает первая, а больше не кон­ча­ет­ся».

Это про нас. Про тех, кто прошёл через эти войны. Уловил, зараза. Талант.

И Маршал – он и в Аме­ри­ке по­бы­вал, и в тусне вроде бы. А иногда загнёт так, что током бьёт:

«Если будет приказ назад,

И за­вер­тит­ся вспять Земля,

Мы своих по­вер­нём солдат,

Чтоб уви­деть глаза Кремля.

Потому что на свете есть

Кроме курева и вина

Офи­цер­ская наша честь

И одна за спиной страна».

Песня второй че­чен­ской войны, когда в армии воз­ни­ка­ли ак­тив­но и раз­го­ра­лись на­стро­е­ния – если и сейчас пре­да­дут, не дадут бан­ди­тов добить, надо штур­мо­вать сто­ли­цу России.

И по­след­няя песня про Дон­басс – тоже ведь про­би­ра­ет. И Гарик Су­ка­чев со своими во­ен­ны­ми пес­ня­ми смот­рит­ся очень хорошо, Неко­то­рые, такие как «Лей­те­нан­ты» просто вы­ши­ба­ют слезу.

Нам не нужны чины и по­че­сти,

У нас есть звезды на плечах».

Ин­те­рес­но, что по то­наль­но­сти и по на­род­но­сти во­ен­ные песни где-то пе­ре­се­ка­ют­ся с блат­ны­ми. Те же рас­ска­зы о судь­бах, о про­ти­во­сто­я­нии, об отваге и от­ча­я­нье. Уго­лов­ная куль­ту­ра тоже имеет глу­бо­кие корни у нас. И неко­то­рые блат­ные песни (не путать с со­вре­мен­ным шан­со­ном ублю­доч­ным) вполне себе про нас, про че­ло­ве­ков. И там тоже  от­ра­жа­ет­ся как-никак  рус­ская душа в экс­тре­маль­ной среде. Но раз­ни­ца есть прин­ци­пи­аль­ная. Блат­ные песни – про нелёг­кую суд­би­нуш­ку тех, кто про­ти­во­по­ста­вил себя всем, сбился в стаи. Это гимн эго­из­му. Во­ен­ные песни – это песни жерт­вен­но­сти, самых вы­со­ких по­ры­вов че­ло­ве­че­ско­го духа, когда за Родину,    за  близ­ких и со­граж­дан че­ло­век готов за­пла­тить самым ценным – жизнью. Так что  эти песни если и схожие, но одни про вер­ши­ны духа, другие – про па­де­ние в про­пасть.

Меня удив­ля­ет одно. Трудно оспа­ри­вать, что база нашего ми­ро­ощу­ще­ния – это воин-за­щит­ник.  И эта куль­ту­ра – она  ближе всего к нашей на­ци­о­наль­ной сути. Вместе с тем даже по каналу «Звезда» я не видел, чтобы осо­бен­но раз­ви­ва­ли эту тему, устра­и­ва­ли кон­цер­ты, со­зда­ва­ли клипы.. Зато ин­тер­нет ло­мит­ся от но­во­стей о звёз­дах эст­ра­ды – в каких та­поч­ках вышла на сцену Бузова (хрен поймёт, кто это такая и чего она там делает), чего ска­за­ла о по­ли­ти­ке НАТО и про ядер­ную физику Пу­га­че­ва – она же спе­ци­а­лист всего и во всём. И пош­ля­ти­на льётся ги­ган­тон­на­я­ми –  у меня му­раш­ки от моей На­таш­ки, сиськи-ма­сись­ки и прочее из­де­ва­тель­ство над самим по­ня­ти­ем че­ло­ве­че­ско­го разума.

Нет, для чего на земле есть попса – я по­ни­маю. Для того, чтобы дёр­гать­ся на дис­ко­те­ке, под­пе­вать дурным го­ло­сом в ка­ра­оке и чтобы слова иди­от­ских песен от­ска­ки­ва­ли в пустой че­реп­ной ко­роб­ке от стенки к стенке. Но почему эта ересь за­по­ло­ни­ло всё куль­тур­ное про­стран­ство без остат­ка? Почему именно на ней вос­пи­ты­ва­ет­ся мо­лод­няк? Где наши на­род­ные во­ин­ские тра­ди­ции? Где наше рус­ское осмыс­ле­ние бытия на основе фи­ло­соф­ских стихов ве­ли­ких поэтов? Где песни о смысле жизни, о народе?  Не фига нет. По­лу­чи­те Диму Билана и за­вер­ни­те. Больше, чем на Ев­ро­ви­де­нье, не рас­счи­ты­вай­те.

Ин­те­рес­но, что несмот­ря ни на что во­ен­ные песни звучат все силь­нее, даже в на­уш­ни­ках школь­ни­ков, ка­де­тов. Вос­тре­бо­ва­ны во­ен­ные фильмы. Эта куль­ту­ра никуда не ушла.  Это наш мен­таль­ный код, ко­то­рый за­кон­чит­ся лишь когда по­гиб­нет по­след­ний рус­ский воин, а этого не будет ни­ко­гда!

Что это значит? Мы воз­вра­ща­ем­ся. Нас не сло­ми­ли. Мы будем дер­жать­ся. И эта наша струна с каждым годом будет виб­ри­ро­вать силь­нее.. Мы воз­вра­ща­ем себе свой ис­тин­ный облик, на ко­то­рый долгие годы кре­а­кла­ми, ма­хи­на­то­ра­ми от мас­скуль­та и пре­да­те­ля­ми всех  мастей и про­фес­сий была на­тя­ну­та маска жвач­но­го жи­вот­но­го, оза­бо­чен­но­го лишь шмот­ка­ми, тач­ка­ми, ипо­те­кой и бак­са­ми.

Се­год­ня наши воины  несколь­ко суток держат обо­ро­ну от ди­ка­рей Ха­ли­фа­та, ко­то­рых больше в сто раз, и не сда­ют­ся. Наши лёт­чи­ки бьются до по­след­не­го, под­ры­ва­ясь вместе с вра­га­ми гра­на­той. Наши герои вы­зы­ва­ют огонь на себя. Наша душа воина-за­щит­ни­ка снова от­кры­та для всего мира. И мир уже на­чи­на­ет тре­пе­тать. Они не смогли сде­лать из нас без­душ­ных мон­стров. Мы вер­ну­лись! И пусть теперь никто не оби­жа­ет­ся – сами ви­но­ва­ты!

«Пусть нет воды в про­би­той фляжке,

Идём мы в горы не спеша.

И под де­сант­ною тель­няш­кой

Бес­смерт­на рус­ская душа»…

 

 

 

 

Это интересно
+3

02.04.2018
Пожаловаться Просмотров: 686  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены