Об Александре Иванове не достаточно еще пожалели русские люди. В другую эпоху такой художник был бы, наверное, дивным выразителем в живописи идеалов своего народа, так как он по своей значительности равнялся высшим и прекраснейшим поэтам.
(А.Бенуа)
Александр Андреевич Иванов: Храм Весты в Риме. Конец 1830-х
Великий русский живописец, портретист и пейзажист, Александр Андреевич Иванов родился в 1806 году. Отец его, Андрей Иванович Иванов, занимался исторической живописью,и потому направление будущей карьеры для Александра было определено.
В возрасте 11 лет Иванов поступает в Академию Художеств.
Александр Андреевич Иванов: Белая лошадь. Этюд. 1820
Взгляды на искусство Андрея Иванова, отца художника, были неумолимо серьезны и упорны, но притом до последней степени ограниченны. Вся художественная, ремесленная суть его была в академичности, подражанию античности, и добавляя к этому стремлению натуру, чистоту он мог считаться признанным художником и академиком. Александр, таким образом, задолго до того, что начал посещать классы казенной Академии, находился под давлением самого "затхлого академизма".
Александр Андреевич Иванов: Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора (1824) Третьяковская галерея
Первое признание в виде Малой золотой медали в 18 лет.
Александр Андреевич Иванов: Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару. 1827 Государственный Русский музей.
За эту картину была уже получена Большая золотая медаль Академии. Но художник чуть не угодил в ссылку, ибо барельеф на стене с изображением фараона, карающего людей, выглядел намеком на казнь декабристов. Именно туда указывает рука Иосифа.
Александр Андреевич Иванов - Беллерофонт отправляется в поход против Химеры(холст, масло 1829г)
Александр Андреевич Иванов: Явление Христа Марии Магдалине после воскресения 1835 холст, масло Государственный Русский музей
Картина подарила художнику всеобщее признание и звание академика.
Он съездил в Венецию, на родину великих колористов. Но там наконец у него открылись глаза: венецианцы указали ему как на единственную свою руководительницу и вдохновительницу — на природу, которой Иванов до сих пор так пренебрегал.
Александр Андреевич Иванов: Французский солдат на белом коне. 1847
Александр Андреевич Иванов: Ветка 1835-40 Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Александр Андреевич Иванов: Дерево в парке Киджи
Александр Андреевич Иванов: Оливковое дерево. Долина Ариччи. 1842
Александр Андреевич Иванов: Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц. 1842-1846
Александр Андреевич Иванов: Подножие Виковары
Александр Андреевич Иванов: Облака над побережьем
Александр Андреевич Иванов: Неаполитанский залив у Кастелламаре. 1846
Александр Андреевич Иванов: Подножие Виковары. Камни на берегу реки
Александр Андреевич Иванов: Монтичелли близ Тиволи. 1843
Теперь он понял, что не то совершенство — вернее, порядочность — техники, которую ему старались вдолбить в продолжение долгих лет, составляют смысл и прелесть художественных произведений, что искусство дорого людям не из-за такого вздора, как правильно нарисованные «следки» и красиво расположенные драпировки, но что оно дорого только как утоление жажды красоты, как увековечение, выяснение и просветление жизни.
Александр Андреевич Иванов: Голова мальчика в повороте ближайшего к Христу.Этюд для картины Явление Христа народу. 1840-е
В основе сюжета – евангельское событие: вдохновенный Иоанн Предтеча крестит народ в водах реки Иордан, возвещая людям о приходе Того, кто призван произвести коренной поворот в жизни человечества. За Иоанном Крестителем – группа будущих учеников Христа: Иоанн Богослов, апостолы Андрей, Нафанаил; по другую сторону – фарисеи, римские воины. На первом плане картины - группа людей, образы которых, по мысли художника, воплощают всю гамму переживаний, отношение к проповеди Пророка. Они радуются, сомневаются, надеются на явление Спасителя. Особой находкой художника явился образ воспрявшего раба, ставший настоящим откровением в русской живописи.
Александр Андреевич Иванов - Полуфигура обнаженного мальчика. Этюд для картины Явление Христа народу. 1830-е-1840-е
Александр Андреевич Иванов: Полуфигура левита. Этюд для картины Явление Христа народу. 1840-е.
Время создания его картины, тянувшееся более 15 лет, в сущности, можно рассматривать как время настоящей его школы, а «Явление Христа» как «программу», которую он готовил на всемирный суд .
Александр Андреевич Иванов: Голова Иоанна Богослова. Этюд
Александр Андреевич Иванов: Голова Иоанна Крестителя, этюд для «Явления Христа народу»
Александр Андреевич Иванов: Голова Иоанна Крестителя. Этюд
Александр Андреевич Иванов: Голова дрожащего молодого мужчины, в повороте. 1840-е.
Александр Андреевич Иванов: Голова Христа. 1840-е
Александр Андреевич Иванов: Голова фарисея в чалме
Александр Андреевич Иванов: Голова апостола Андрея. Этюд. 1840-е
Иванов Александр Андреевич Голова сомневающегося
Александр Андреевич Иванов: Явление Христа народу. Фрагмент. 1830-40-е
Александр Андреевич Иванов: Голова раба. 1840-е
Александр Андреевич Иванов: Мужская голова
Александр Андреевич Иванов: Явление мессии. Эскиз в венецианских красках. 1839
Александр Иванов
Явление Христа народу. 1837—1857
В библейской легенде художник увидел возможность выразить мечту о свободе: "...начался день человечества, день нравственного совершенствования".
Близко знавший художника И.С. Тургенев писал: "По глубине мысли, по силе выражения, по правде и честной строгости исполнения вещь первоклассная".
Работа над этим поистине грандиозным произведением продолжалась более двух десятилетий.
В процессе создания картины было написано более 600 эскизов и этюдов, которые стали для многих поколений художников единственной в своем роде школой живописного реалистического мастерства.
Многие из них принадлежат к высшим достижениям русской живописи XIX века.
В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Средства на перевозку картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Демонстрация полотна, эскизов и этюдов к ней была организована в одном из залов Академии Художеств, выставка произвела сильное впечатление на общественность.
Но нельзя было найти менее удобного и подходящего момента для возвращения Иванова. В это время все были заинтересованы совершенно иным, нежели исканием абсолютной красоты, вниканием в мистицизм и религиозные вопросы, и его встретили не восторг и не брань, но самое грустное — почтительное равнодушие...
Александр Иванов скончался 3 (15) июня 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс полотно в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.
Таким образом, в тот самый момент, когда Иванов «сдавал» свою картину, когда он на полученные за нее деньги мог снова затвориться и приняться за дальнейшее и уже несравненно высшее творчество, в тот самый момент, когда он, не стесненный уже больше школой и предрассудками, готовился сказать свое высокое слово, волей судеб смерть преградила ему дорогу и увлекла его, к мучительному недоумению друзей, но совершенно незаметно для того народа, для которого Иванов промучился всю жизнь, в Неведомое...
При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Там, однако, не оказалось зала для размещения такого полотна. Встал вопрос о помещении для полотна. В проект здания на Крымском Валу был, в частности, заложен зал для картины Иванова. Но всё же было решено пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. В 1932 году полотно заняло то место, где находится и сейчас.
А.А. Иванов Портрет работы Постникова С.П. выполнен по фотографиям после смерти .
В нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины и не боявшаяся мученичества. За искажение одной такой души академизм заслужил безусловную ненависть и презрение, так как такие души, в сущности, только и дороги для человечества, только они и составляют суть и смысл всего искусства, они светятся, как редкие, но приветливые светильники на темном пути, по которому мы плетемся. Один из этих светильников Академия святотатственно завесила темной пеленой своей схоластики, и вокруг образовалась темнота...
К счастью, только завесила, а не затушила. Уголья светильника продолжали тлеть, невидимые, в безвоздушном пространстве. Однако, когда эти уголья стали разгораться, когда та пелена настолько уже была изъедена пламенем, что висела вся в клочьях и отовсюду через нее прорывался радостный, божественный огонь, пожиравший и эти остатки, тогда-то рок, безжалостный к русскому искусству, вдруг разбил и уничтожил этот светильник и все снова погрузилось в прежний и до сих пор лишь слабо рассеивающийся мрак. Иванов умер внезапно и как-то нелепо, в тот самый момент, когда он готовился сказать свое великое слово, и этот момент — полного просветления — был настолько краток, что большинство тут же и забыло о нем, а кто и помнит , то так, как ослепшие в раннем детстве помнят о солнце.©
KONT.WS
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: