Михаил Диунов
Михаил Диунов
С тяжестью на сердце сажусь я писать этот обзор — ведь мне придется ругать то, что очень многим понравится, а иные и сочтут настоящим шедевром, фильмом о славном прошлом Руси. Но есть то, что выше мнения большинства — мой долг историка и ученого. Поэтому послушайте мой печальный рассказ.
Идя на премьеру фильма, я не ждал ничего хорошего, ибо «что доброго может быть из Назарета?», ой, то есть из современного российского кино. Но, посмотрев фильм «Легенда о Коловрате», был приятно удивлен тем, что, похоже, некоторые особо страждущие режиссеры и сценаристы увидели свет во тьме и теперь идут в правильном направлении. Было хорошо заметно, что им очень хотелось снять эпическое кино про превозмогание, этаких русских «300 спартанцев».
Из «спартанцев» была полностью позаимствована стилистика кино, но, к моему величайшему сожалению, только она, американский профессионализм остался за кадром. Поэтому вновь и вновь я задавал себе вопрос: почему, когда смотришь американские экранизации комиксов, они внутренне логичны, а действия их героев можно объяснить, и отчего с «Коловратом» всё не так. Именно в нелогичности фильма заключается его главный порок.
Кинокомиксы — это совершенно отдельный жанр, здесь нет места достоверности исторической материальной части. Поэтому я не стану критиковать вооружение и доспехи, показанные в фильме, потрясая томиками Кирпичникова и рассказывая о том, «как всё должно быть».
Русские в «Коловрате» — некие такие условные русские, сделанные так, чтобы быть узнаваемыми и вызывать симпатию, ордынцы — «сферические басурмане в вакууме».
Однако вопросы вызывает совсем иное: достоверность того, что происходит на экране, логичность поступков героев фильма.
Вот в начале рассказа мы видим, как рязанский воевода, отец Евпатия, едет куда-то с небольшим отрядом воинов, 12-летним сыном и, как можно понять из слов персонажей, простой девочкой, взятой им на воспитание. Внезапно на отряд нападают зловещие басурмане. Что стал бы делать в такой ситуации реальный воевода, военный профессионал? Мгновенно оценил бы ситуацию и стал отдавать приказы своим людям. Что же делает киногерой? Кричит: «Спасайся, Настя»! Не верю! Боярин, даже если бы в отряде ехала собственная дочь, подумал бы о ней в последнюю очередь, а уж поступать так по отношению к дочери простолюдина было совершенно невозможно.
Затем проходят годы, и начинается история Коловрата. Он теперь молодой боярин, десятник дружины рязанского князя. И одновременно с этим страдает потерей памяти. Каждое утро Евпатий просыпается, забыв всё, что было с ним с момента нападения басурман, и вынужден мучительно вспоминать прошлое, даже заведя для этого буквально «чёрный блокнотик». И тут то же самое — не верю! Я, конечно, понимаю, что у драматического героя комиксов должен быть ужасный порок, который мешает ему, и который он героически преодолевает.
Но! Боярин, который каждое утро впадает в буйство, а затем не помнит даже своих ратников, просто опасен для любой армии того времени, поскольку все они были весьма немногочисленны и основаны на высочайших требованиях к личным качествам воинов. Боярин, половину дня пребывающий «не в себе», для такой армии просто опасен. Он провалит любую задачу в военном походе, в которых он, достигши звания десятника, неизбежно должен был участвовать.
Затем приходит Орда, рязанский князь отправляет послов в стан Батыя, чтобы попытаться договориться с ним или потянуть время в расчете на появление подмоги от других князей. В составе посольства отправляется и Коловрат.
Вот послы оказываются за столом в шатре хана, где с удивлением наблюдают за достижениями ордынского макияжа, без которого, как известно, ни один приличный басурманин не то что не станет сражаться, а не покажется на людях.
Что происходит во время приёма? Торжество демократии, разумеется. В античном смысле этого слова, когда каждый свободный гражданин на Агоре мог выкрикнуть собственное мнение.
И тут говорит кто угодно, но не сын князя, который по всем обычаям того времени и является главой посольства. Высказывается купец, с заявлениями выступает Евпатий, хан слушает весь этот цирк с непреходящим интересом, сидя перед картой, на которой нарисован план завоевания русских земель. Это, вероятно, для того, чтобы все могли понять, какой же он бескомпромиссный агрессор. План Коловрат потом восстановит по памяти, но в сюжете фильма он больше принимать участия не будет. Зачем? Показали и будет.
Басурмане пытаются отравить послов. Ну, это нормально, от них мы ничего иного и не ждём, далее происходит небольшой бой, после которого уцелевшие русичи бегут к Рязани. Ледяные маги на службе орды насылают на них метель и холод, хотя в это же время в ставке хана Батый расхаживает по снегу в лёгком халате, демонстрируя высокий уровень сопротивления холоду. По дороге они встречают отшельника с пещерным медведем, уникальным реликтом эпохи Плейстоцена. Затем отряд подходит к Рязани, где Коловрат наблюдает картину её страшного разорения. Воины пытаются собрать уцелевших, но тут раздаётся крик: «Каратели!». «Ааатлична!», — подумал я. — «Ещё один вклад в копилку логики и достоверности».
После этого следует показ сильного кунг-фу, которым владеет Евпатий, в частности, уникальной техники боя на двух длинных мечах. Ой, впрочем, я же обещал не говорить про оружие…
Тут в голову одного из спутников боярина приходит гениальный план — отравить воинов орды. Я полагаю, что травник явно попаданец-химик, причём попал в прошлое он с хорошей лабораторией, потому что далее мы наблюдаем сцену, как в лагере на реке басурмане набирают воду из прорубей, а на значительном отдалении от них, ратники Евпатия выливают в реку две бадьи зелёной фосфоресцирующей жидкости. В реку, да. Это такое место, где очень много воды, и она, понимаете ли, непрерывно течёт. Степень токсичности яда прикинули? Вот и я тоже оценил. Да всё химическое оружие Третьего Рейха меркнет перед достижениями древнерусской науки.
Конечно, картинка красивая, что ещё можно пожелать от кинокомикса? Логики? Нет, её в этот раз не завезли.
Фильм приближается к своему концу. В лагерь русских прибывают сани с дюжиной крестьянских детей, собранных по разорённым деревням. И вот тут происходит то, что меня просто добило. Как в фильме объясняют последний бой дружины Коловрата? А очень просто, на основе всё тех же самых демократических представлений начала XXI века. Евпатий заявляет, что главное — спасти детей, и поэтому его дружина пойдёт на верную гибель, чтобы задержать орду. Вот понимаете, в чём тут дело? Для средневекового воина такое решение архиабсурдно! Увы, но для боярина даже взрослые крестьяне — это лишь ресурс, причём ресурс не слишком ценный, а уж дети простонародья вообще не значили ничего. Если бы для спасения своих трёх десятков профессиональных воинов, ему пришлось бы пожертвовать жителями нескольких деревень, он не задумываясь сделал бы это. Да, поступок Коловрата, с нашей точки зрения, выглядит правильно и благородно, но он настолько нелогичен, что, с точки зрения его дружины, «боярин-то совсем умом тронулся».
Я не буду описывать героическую гибель русского отряда, вместо этого вспомню о действительно хороших моментах фильма. К сожалению, все они касаются лишь «картинки», которую у нас постепенно учатся снимать всё лучше и лучше. Прекрасна первая панорама Рязани после пробуждения Евпатия, очень красиво и эффектно сделан въезд в разорённый город, со вставками картин из недавнего прошлого; весьма неплохо сделаны сцены в Орде с её намеренно подчёркиваемой китайщиной. Неплохо сняты и боевые сцены, хотя без военных машин, бросающих фаерболы, и здесь не обошлось. Даже пещерный медведь, разрывающий басурман, выглядит забавно, в конце концов, показали же во «Властелине колец» мордорских слонопотамов, чем Древняя Русь хуже?
Вот на этой оптимистической ноте я и завершу свой обзор фильма«Легенда о Коловрате». Стоит ли посмотреть его? А почему бы и нет, особенно, если вы любите кинокомиксы. До экранизаций марвеловских историй он, конечно, не дотягивает, но почему бы не поддержать отечественного производителя в отчаянной надежде, что рано или поздно и у нас начнут снимать хорошие фильмы.
![]()
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: