Кратко обо всех фильмах фестиваля, включая секс-просвет «Про любовь. Только для взрослых», капустник «Мифы» и трэш-слэшер «Мертвым повезло».
«Рок»На завершившемся 14 июня «Кинотавре» состоялось 16 премьер российских фильмов — от уже обласканной критиками в Каннах «Тесноты» до сердечной во всех смыслах «Аритмии», от старомодного «Холодного танго» до откровенно говорящего с экрана о сексе продолжения альманаха «Про любовь».
Фильм открытия — «Холодное танго»
«Холодное танго»
Действие картины разворачивается в 1940-е, в центре истории — отношения еврейского юноши (Риналь Мухаметов) и красавицы литовки (Юлия Пересильд). После войны, выжив, главный герой возвращается в родной дом, чтобы обнаружить, что любовь всей его жизни — дочь его заклятого врага. Первый за 10 лет фильм Павла Чухрая, к которому легко применимо звание классика, снято в стилистике предыдущих фильмов режиссера, отчего «Холодное танго» называют «старомодным». Да, Чухраю чужды современные приемы, он не стремится изобрести в этой исторической мелодраме новый киноязык, однако сказать, что кино не найдет своего зрителя, нельзя. Возможно, это и не ядро кинотеатральной аудитории, а старшее поколение, которое в «Холодном танго» оценит актерские работы и неспешный, традиционный ход повествования.
Специальный диплом жюри «За новый уровень жанрового кино»
«Блокбастер»
Режиссер Роман Волобуев премьеру «Блокбастера» предварил мини-стендапом, заявив со сцены, что снимает свое имя и не согласен с продюсерской версией ленты. Его выступление обеспечило индустрию пищей для дискуссий на весь фестиваль: как отличаются режиссерский и продюсерский монтаж, стоило ли это всё скандала? Так или иначе, продюсерский «Блокбастер» публика приняла «на ура»: история двух девушек, одна из которых помогает другой поверить в себя, в упаковке задорной криминальной комедии небезосновательно получила в зрительском голосовании 8 из 10 баллов. А феминистический посыл и игривые отсылки к культовому кино под нож не пошли.
Приз за лучший дебют
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков им. Даниила Дондурея
«Теснота»
«Теснота» вызвала настолько единодушную реакцию у критиков и представителей киноиндустрии, что это, кажется, даже смущает самого режиссера, молодого выпускника мастерской Александра Сокурова Кантемира Балагова. В России появился новый режиссер со своим взглядом на мир и ярким киноязыком — с этим на «Кинотавре» были согласны все без исключения. Его «Теснота» — беспощадная рефлексия на тему эпохи и места. Место — Нальчик, Северный Кавказ. Эпоха — тревожные, смутные, оставившие тяжелый отпечаток 90-е. Из камерной истории — в бедной еврейской семье похищают сына с невестой и требуют выкуп — вдруг вырастает масштабное высказывание, насколько универсальное, насколько и личное — Балагов отразил в «Тесноте» собственные воспоминания из детства.
«Прорубь»
Бесконечное телешоу про прорубь, где все говорят стихами, смотрят люди-зомби в квартирах по всей России. Самый экспериментальный фильм этого «Кинотавра», который закономерно получил невысокую оценку (5.4 балла) от зрителей, сложно вписать в какие-то рамки — это не спектакль, хотя в основе — текст пьесы, не видеоарт, так как в нем есть определенный сюжет и драматургия, и не кино в чистом виде. «Прорубь» существует где-то между, перемещаясь от сатиры на отечественное телевидение к античной трагедии про поэта-алкоголика и его жену-утопленницу всего за час экранного времени.
Приз за лучший сценарий
Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков
«Голова. Два уха»
Игровая реконструкция реальной истории, приключившейся с деревенским скотником Иваном Лашиным, неожиданно отозвалась в сердцах некоторых критиков и жюри. Лашин попал в руки городских мошенников, взявших на простодушного деревенского паренька множество кредитов. «Бизнесмены» пообещали, что отдавать деньги не придется — с этим «разберется бухгалтерия». Режиссер Виталий Суслин взял на главную роль самого Лашина и подробно, монотонно, практически безэмоционально восстановил ход событий. Можно ли вообще называть это «кино»? Или это эксплуатация темы деревенской бедноты? Даже критики не смогли договориться между собой: «Голова. Два уха» вызвал на заседании Гильдии киноведов и кинокритиков самые жаркие споры.
Приз за режиссуру
Приз за операторскую работу
«Заложники»
Премьера «Заложников» состоялась на Берлинском кинофестивале, где картина получила теплый прием. С восторгом ее приняли и на «Кинотавре» — у «Заложников» второй после «Аритмии» результат в зрительском голосовании, 8.5 балла. Резо Гигинеишвили впервые вступил на территорию авторского кино: автор «Жары» и «Любви с акцентом» взял реальную историю нескольких представителей грузинской «золотой молодежи», в начале 80-х попытавшихся покинуть территорию СССР, угнав самолет. Однако их план потерпел крах, завершившись стрельбой на борту, гибелью невинных людей и судом, который приговорил беглецов к расстрелу. Гигинеишвили намеренно не дает никаких объяснений, не оправдывает и не обвиняет, не подкрепляет действия героев очевидной мотивацией, начиная повествование в тот момент, когда молодые люди уже решились на роковой побег. Постоянная драматургическая игра в «пропуск хода», когда ожидания зрителей не оправдываются, и авторский монтаж приводят к странному эффекту: к героям не только трудно подключиться на эмоциональном уровне, сложно даже запомнить, как их зовут.
«Скоро всё кончится»
Токарь-патриот из Челябинска (Михаил Сиворин) платит проститутке (Ксения Скакун), чтобы та варила ему борщи и смотрела вместе с ним постоянно включенный телевизор. Правда, в какой-то момент выясняется, что проститутка Диана — из Украины и придерживается либеральных взглядов, так что конфликт неизбежен. Режиссерский дебют одного из основателей группы «Кино» Алексея Рыбина страдает от многих проблем: от темы, на которой легко поскользнуться, до продолжительных музыкальных вставок, которые больше похожи на инородные видеоклипы, чем на сцены из фильма. Герои постоянно куда-то идут (за что режиссера лестно сравнили с Балабановым) и ни к чему не приходят. Сам автор, кажется, тоже не знает, куда со своим фильмом идти и к какому зрителю он обращен.
«Близкие»
Первая полнометражная лента актрисы Ксении Зуевой посвящена популярной в этом году теме семьи и отношений между родственниками. Ее «Близкие» — про бесконечно далеких друг от друга людей, отчего-то ставших одной семьей. В нездоровой семье не бывает счастливых детей, не бывает любви без взаимного уважения, не получится переделать человека «под себя», сравнивая его с другими, невозможно жить, постоянно сравнивая себя с кем-то — эти простые постулаты упакованы в историю одной обычной — настолько, что порой напоминает героев всех российских фильмов разом, от Германики до Быкова — семьи. Подкупает то, что фильм избегает нравоучительной интонации и дидактизма, а вывод «так жить нельзя» зритель с успехом сделает самостоятельно.
Диплом жюри за лучшее музыкальное решение
Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков
«Турецкое седло»
Фильм Юсупа Разыкова — «темная лошадка» этого «Кинотавра». Казалось, что это легкая комедия про кого-то, похожего на Путина (отставной агент разведки, который считает, что за «всеми нужен глаз да глаз»), но Юсуп Разыков всех перехитрил. «Турецкое седло» изначально должно было быть чем-то вроде «Зимнего пути», но после просмотра последнего режиссер изменил концепцию. Однако линия влюбленности простого, вроде бы чуждого искусству героя в музыку, в голос — осталась. В итоге получилось кино про человека, прожившего не свою жизнь, тоскующего по творчеству, озаренного внезапными чувствами, со смешной галереей нелепых, но таких живых персонажей.
«Мёртвым повезло». Фрагмент постера
Слэшер Вадима Валиуллина, не назовешь откровением в жанре, хотя столько бутафорской крови на экране Зимнего театра в Сочи, наверное, еще не видели. История снята нарочито дешево: пусть это творческий принцип, но внимание зрителя в бюджетные дыры проваливается чаще, чем в сюжетные. Повествование о банде маньяков-киллеров, которых ведет «на дело» загадочный голос из трубки, заканчивается объяснением всего происходящего. Это окончательно лишает хоррор изящества, которое на первых порах еще можно разглядеть — в любовно отстроенной декорации «хижины в лесу», не лишенных остроумия диалогах, закадровом голосе очевидно ненадежного рассказчика. Даже рассказы создателей фильма о съемках (уфимские полицейские не могли не заинтересоваться окровавленным багажником, в котором был заперт изображающий труп режиссер, и киношникам пришлось объясняться) слушать интереснее. Зато если бы на «Кинотавре» вручали призы за лучшие роли актеров-животных, кот Рыжик из «Мертвым повезло» получил бы главную награду за сцену, где лежит мордой в диван.
Приз за лучшую женскую роль — Инга Оболдина
«Жги»
Это мог быть тюремный мюзикл, как предположил после просмотра Валерий Тодоровский, но авторы разумно не стали покушаться на чуждый отечественной специфике жанр, покорившийся, пожалуй, только самому Тодоровскому. Инга Оболдина играет старшего инспектора женской колонии Алевтину, скрывающей от мира свой вокальный талант. Появление в колонии задиристой осужденной (Виктория Исакова) в прямом смысле переворачивает ее жизнь с ног на голову. Духоподъемное кино о том, что никогда не поздно начать с начала и воплотить детские мечты, держится на дуэте Оболдиной и Исаковой, и легко найдет путь к сердцу широкого зрителя.
«Три сестры»
Юрий Грымов обратился к классическому тексту Чехова, перенеся действие в наши дни и состарив героев до пенсионного возраста. Определенная логика в этом есть: современные 25-летние вряд ли будут вздыхать о невозможности счастья, утраченных иллюзиях и рваться в Москву. Грымов собрал действительно лучших актеров своего поколения, включая Игоря Ясуловича, Максима Суханова, Игоря Яцко, Александра Балуева, трех сестер играют Ирина Мазуркевич, Анна Каменкова, Людмила Полякова. Текст Чехова из уст великолепных артистов звучит органично, но в современном контексте ему очевидно неуютно — и зрители на «Кинотавре» ерзали в кресле, а потом, не выдержав, покидали зал. Как трех сестер с их тюлем, хрусталем, букетами полевых цветов, мочеными яблоками и старенькой няней постепенно выживает из дома любительница страз и надутых губ Наталья (Натали Юра), так и черно-белое кино с тоской по ушедшей молодости, скорее всего, сойдет с экранов кинотеатров в предельно краткие сроки.
«Рок»
Иван Шахназаров выбрал для режиссерского дебюта историю трех молодых музыкантов, отправляющихся из провинциального города в Москву, чтобы выступить перед музыкальным продюсером с радиостанции «Рок». Конечно же, их путешествие пойдет не по плану. Случайная смерть на дороге, шальные деньги, маньяк-киллер, следующий за ними по пятам, беглый преступник, сектанты — полный набор комедийного роуд-муви. Тот же сюжет про троих друзей и приключения, с которыми они сталкиваются по пути, был основой одноименной короткометражки, которую Шахназаров представлял на «Кинотавре» в 2013 году.
Оставим в стороне вопросы, почему современные рокеры не знают, что такое YouTube, и выступают, как в 80-е, на сцене привокзального ресторана, а их типажи — самоуверенный лидер, в глубине души считающий себя неудачником (Иван Ивашкин), ботаник и маменькин сынок (Кирилл Фролов), любитель травки и пофигист (Дмитрий Чеботарев) — будто взяты из учебника по сценарному мастерству. Несостыковок в «Роке» вообще можно обнаружить немало. Что Шахназарову младшему удается, так это создать пусть чуть пыльную, но живописную картину провинциальной России — с сосновыми лесами, бесконечными дорогами и ощущением, что здесь может произойти все, что угодно. Правда, в этом мире отчего-то совсем нет женских персонажей.
Гран-при
Приз за лучшую мужскую роль — Александр Яценко
«Аритмия»
Про «Аритмию» уже написано и сказано много. Фильм, премьера которого состоялась буквально три назад, успел стать поводом для лобового столкновения отечественных кинокритиков. Поле битвы выбрано странное: противопоставляя «Нелюбовь» и «Аритмию», участники дискуссии обесценивают оба фильма. Главное, что удалось Хлебникову — нащупать правильную интонацию, так рассказать о сегодняшнем дне и самых обычных людях, что с героями все два часа буквально дышишь в унисон. Иначе бы зрители «Кинотавра» не рукоплескали ленте до конца титров и не поставили бы 9.1 балла из 10.
«Мифы»
Нарезка сцен из «Мифов» (ранее дебют Александра Молочникова назывался «Мифы о Москве»), показанная на кинорынке в Сочи, была гомерически смешной и воодушевила кинотеатры. Однако после просмотра фильма целиком стало понятно, что те фрагменты были самыми удачными во всей картине. Позиционируя «Мифы» как иронию и стеб над столичной тусовкой, создатели лукавят: в лучшем случае, это необязательный капустник отечественных звезд — с нескладными песнями и танцами — в котором действительно смешно шутят над собой разве что Федор Бондарчук и Сергей Безруков. Да и своеобразную карикатуру на депутата Мизулину (в «Мифах» за это отвечает Ирина Розанова), созданную Юлией Ауг еще в «Интимных местах», все равно не переплюнуть.
Фильм закрытия — «Про любовь. Только для взрослых»
«Про любовь. Только для взрослых»
Центральной темой второго альманаха «Про любовь», первая часть которого победила на «Кинотавре» два года назад, стал, если уж по-честному, секс. Поэтому подзаголовок «Только для взрослых» и рейтинг 18+ у него неспроста. Герои пяти новелл думают, что все дело в сексе. У воспитанной строгой мамой полицейской (перекочевавшая сюда из первого альманаха Равшана Куркова) его просто нет, и мужчин она боится как огня. Учительница литературы (Анна Михалкова) изучает техники минета в надежде удержать мужа от поиска молодой любовницы. Школьница с разбитым сердцем (Ясмина Омерович) ищет, с кем бы лишиться девственности, чтобы стать крутой. Жена прославленного лектора-психолога (Ингеборга Дапкунайте) признается супругу (читающий на протяжении всего фильма лекцию «Как сохранить любовь в современном мире» Джон Малкович), что хочет животного секса с молодым партнером, ибо сиреневый вибратор по имени Филипп уже не спасает. Жена депутата (Виктория Исакова) похищает известного актера (Максим Матвеев), чтобы тот стал донором спермы, а то муж (Федор Бондарчук) считает себя «уродом» и потомству такой же участи не желает.
Для того, чтобы лишиться иллюзий, героям альманаха в большинстве случаев достаточно промто столкнуться со своими желаниями и страхами лицом к лицу — и верное решение им подсказывает сердце. Большая заслуга Анны Меликян — режиссера первого «Про любовь» и художественного руководителя второго — в том, что новеллы почти бесшовно склеены, так, что обычный зритель может и не заметить, что истории снимали разные режиссеры. В качестве переходов, правда, служат песни современных отечественных групп от «БИ-2» до «СБПЧ», исполнители при этом заботливо подписаны — как будто кино породнилось с MTV. Это не единственный стилевой огрех фильма, в котором вдруг возникают и интертитры, и сообщения из мессенджеров, и даже нарезка кадров из культового советского кино, однако за одни только комедийные работы Анны Михалковой и Ингеборги Дапкунайте эти странности можно легко простить.
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: