«Манифесто» с многоликой Кейт Бланшетт и еще 11 фильмов, где одни и те же актеры исполнили сразу нескольк
Новый фильм «Манифесто» с многоликой Кейт Бланшетт и еще 11 фильмов, где одни и те же актеры исполнили сразу несколько ролей.12 июня 2017
8 июня в российский прокат вышел фильм Джулиан Розефельдт «Манифесто». Тринадцать его героинь рассказывают о свободе и новаторстве, о политике и искусстве, о любви и смерти. Каждая — излагает свой провокационный манифест. И пусть ни одна из женщин не похожа на другую, всех их играет одна актриса — Кейт Бланшетт. К российской премьере «Манифесто» вспомним еще 11 фильмов, где один актер или актриса сыграл сразу несколько ролей.
1. «Шестьдесят лет королевы» (1913)
«Шестьдесят лет королевы»
Актер, которого много: Рольф Лесли
Количество ролей: 27
Зачем: История умалчивает
13 ролей на плечах одного актера — далеко не рекорд. Недостижимую и по сей день планку установили больше 100 лет назад. Британский актер Рольф Лесли сыграл в одном фильме 27 персонажей — случилось это историческое событие в полудокументальной немой ленте о королеве Виктории. Зачем на исполнителя навесили столько образов, история умалчивает. В титрах даже не уточняется, кого играл Лесли. Напротив его фамилии просто написали: «27 разных персонажей». Причин для рекорда могло быть множество — начиная с экономии бюджетных средств и заканчивая желанием добиться комического эффекта.
Обладатель рекорда начинал свою карьеру в театре, а затем снимался в короткометражных фильмах. Историческая картина «Шестьдесят лет королевы» фактически стала первой большой работой Лесли, причем большой в прямом смысле слова. Не известно, как Рольф отреагировал на то, что его имя не отметили даже в титрах фильма, который принес по тем временам гигантскую прибыль — 35 тысяч фунтов. Но вскоре после байопика Виктории он сменил место работы, подписав контракт с другой студией, и начал получать серьезные роли, в том числе главные, в драмах и комедиях. Его карьера в немом кино продолжалась вплоть до начала тридцатых.
2. «Добрые сердца и короны» (1949)
«Добрые сердца и короны»
Актер, которого много: Алек Гинесс
Количество ролей: 8
Зачем: Художественный прием
Обладатель почетного Оскара 1980 года знаком многим по роли Оби-Вана Кеноби в оригинальной трилогии Джорджа Лукаса «Звездные войны». Но прежде, чем открыть далекой-далекой галактике новую надежду Алек Гинесс часто снимался в мюзиклах и комедиях. В некоторых из них он совмещал сразу несколько ролей. Одной из лучших его работ считаются «Добрые сердца и короны», в которых дальний родственник богатой, аристократичной семьи задумал избавиться от восьми наследников состояния. Таким образом, он решил прикарманить все богатство себе. Главную роль играет Деннис Прайс, а восьмерых его потенциальных жертв — Гинесс. Изначально ему предлагали взять лишь четыре роли, но, прочитав сценарий, актер сам настоял на восьми персонажах. Гинессу пришлось постоянно перегримировываться, менять голос и периодически притворяться женщиной.
В одной из сцен перед камерой должны были оказаться 6 членов семьи, каждого из которых играл Гинесс. Тогда не было компьютерной графики, и возможности монтажа не позволяли совместить в кадре двух человек, сыгранных одним актером. Поэтому для сцены с шестью Гинессами камеру поставили на специальную неподвижную платформу. Возле нее дежурил оператор, который контролировал, чтобы никто не двигал аппарат, так как объектив не должен был сдвинуться ни на сантиметр. Перед камерой установили большую рамку с черными «окошками», которые открывались по очереди. За каждым «окошком» появлялся Гинесс в разных обличиях. Съемки этой сцены растянулись на два дня, и больше всего времени потратили на гримирование актера.
«Добрые сердца и короны» дважды хотели переснять. В 1984 году ремейком хотел заняться Айвен Райтман, а главную роль прочили Дастину Хоффману, но проект не смогли осуществить. Позже о переиначивании на новый лад задумался Майк Николс. Дальнего родственника должен был сыграть Уилл Смит, а восемь ролей планировали доверить Робину Уильямсу. Этот проект также канул в лету.
3. «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1963)
«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»
Актер, которого много: Питер Селлерс
Количество ролей: 3
Зачем: Экономия средств и одновременно желание студии заработать на успешном актере
В 1959 году Питер Селлерс сыграл несколько ролей в комедии «Рев мыши». Фильм имел успех, а Селлерс заявил о себе как о звезде Голливуда. Спустя три года студия Columbia Pictures настоит на своем и заставит Стэнли Кубрика взять Селлерса в свою сатирическую комедию «Доктор Стрейнджлав». Кубрик согласился, особа не тратя время и нервы на споры. При этом на Селлерса был потрачен 1 миллион долларов, что составляло больше половины бюджета картины. Кубрик после выхода фильма сказал, что по цене шести актеров он получил трех.
Как бы то ни было, вложение себя оправдало. Фильм о том, как безумный генерал ведет мир к атомному холокосту, получил четыре номинации на «Оскар», в том числе за лучшую мужскую роль, сыгранную Селлером. Основная заслуга актера — это незабываемый заглавный герой, которого Кубрик снимал сразу тремя камерами, чтобы не пропустить ни одного импровизированного жеста.
Стрейнджлав выходит на авансцену во второй половине фильма: неподвижные ноги и энергичное тело, которому нет покоя в инвалидном кресле, очки с темными стеклами, сквозь которые видны безумные глаза, неестественная, будто приклеенная улыбка, манера говорить сквозь зубы и главное — правая рука в черной перчатке, систематически восстающая против левой, без перчатки. Как пишет историк кино Джеймс Нэрмор, черную перчатку Стрейнджлава предложил Кубрик, который, вероятно, хотел намекнуть на Ротванга, безумного ученого из «Метрополиса» Фрица Ланга, но Селлерз усовершенствовал идею и заставил перчатку жить собственной жизнью. Преодолевая сопротивление хозяина, она выражает инстинкты Стрейнджлава-штурмовика СС: «Правая рука взмывает в нацистском приветствии. Левая хватает ее за запястье, прижимает к колену и колотит. Правая вскакивает и бьет в челюсть. Доктор кусает перчатку, пока левая рука оттаскивает правую. Правая хватает его за шею и начинает душить. В итоге перчатка усмиряется, и практически в тот же момент Стрейнджлав начинает ходить и наступает конец света».
Двое других персонажей Селлерса — капитан Лионел Мандрейк и президент Меркин Маффли — относительно заурядны. Историки кино утверждают, что Селлерс хотел и президента Маффли сыграть с нарочитой театральной манерностью, но Кубрик велел ему умерить пыл. Все, что осталось от первоначального замысла, — спрей для носа и платок. Развернуться на комедийном поприще в роли президента Селлерс смог только в частично импровизированной сцене телефонного разговора с премьером Ёптовым, которая напоминает популярные в то время скетчи с пластинок комиков Боба Ньюхарта и Шелли Бермана. Селлерс собирался сыграть еще и майора Конга, но у него были трудности с акцентом и, кроме того, он поранился, лавируя в декорациях бомбардировщика.
4. «Монти Пайтон и священный Грааль» (1975)
«Монти Пайтон и священный Грааль»
Актеры, которых много: Джон Клиз, Эрик Айдл, Майкл Пэйлин, Терри Джонс, Терри Гиллиам
Количество ролей на каждого: От 4-х до 9-ти
Зачем: Фирменный стиль и экономия
Король Артур и его рыцари отправляются на поиски священного Грааля, но встречают на пути много опасных и очень глупых преград. Монти Пайтон сняли «Священный Грааль» между третьим и четвертым сезоном своего шоу. Комики называют это своим первым полноценным художественным фильмом. И этот первый блин не получился комом — комедия считается классикой кинематографа и регулярно встречается в топах лучших фильмов в истории.
Участники Монти Пайтон традиционно примеряют на себя по несколько образов. Это не их фишка, а формат комедийных шоу на британском ТВ. Просто у Пайтонов формат заиграл новыми красками. Они работают в нем с 1969 года, когда на BBC начал выходить «Летающий цирк». Участники группы постоянно переодевались, играли как женщин, так и мужчин, периодически говорили фальцетом. В искусстве быстро перескакивать из одного образа в другой Пайтоны преуспели. О них говорят как о революционерах абсурдистского юмора.
Но в случае со «Священным Граалем» множественные перевоплощения — это не просто фирменный стиль, но еще и экономия бюджетных средств. Дело в том, что на фильм собрали всего 229 тысяч фунтов стерлингов. Пожертвования поступили от рок-групп Pink Floyd, Jethro Tull, Led Zeppelin и продюсера Тони Страттона-Смита. К полученным средствам отнеслись бережно: в массовке были задействованы члены съемочной группы, а пять участников Монти Пайтон поделили между собой 34 роли. Однако денег все равно остро не хватало, не было средств даже на лошадей: стук их копыт имитировали в кадре с помощью скорлупок кокосов. «Будь у нас деньги, — вспоминал Терри Гиллиам, — мы бы взяли настоящих лошадей. Но ограничения, которые наложил на нас бюджет, поражали воображение. Мы многое не могли себе позволить, поэтому приходилось выкручиваться — и слава богу, потому что кокосы нас спасли. На живых лошадях мы ни за что бы не продрались через весь фильм. Кокосы — великолепный сбой, так что с первого кадра принимаешь безумную логику фильма».
5. «Невероятно усохшая женщина» (1981)
«Невероятно усохшая женщина»
Актриса, которой много: Лили Томлин
Количество ролей: 3
Зачем: Художественный прием
Говоря о «Невероятно усохшей женщине», нужно помнить, откуда вообще пошла идея фильма. В 1957 году была снята комедия «Невероятно худеющий человек», в основу которой лег роман Ричарда Мэтесона. Книга поднимает вопрос о давлении общественного мнения на среднестатистического мужчину в Америке. Гражданин США якобы должен быть сильным, уметь находить выход из любой ситуации, много зарабатывать и вообще быть мастером на все руки. Если же по одному из параметров он не подходит, то мужчина сталкивается с негласным порицанием. Мэтесон отразил порицание через призму фантастики — в его книге мужчина каждый день уменьшился на одну седьмую дюйма.
В 1981 году Джоэль Шумахер снял ремейк, выстроив повествование вокруг женщины. Как можно догадаться, он хотел застроить внимание на притеснении женщин во времена восьмидесятых. Его героиня — домохозяйка, которая обязана готовить, прибираться, воспитывать детей и угождать мужу. Играет жертву общественных предрассудков Лили Томлин. Она также взяла на себя мимолетные роли соседки главной героини и телефонного оператора. Так, Шумахер хотел показать, что дело не в единичном примере, и в узкие рамки загнаны все женщины Америки.
6. «Поездка в Америку» (1988)
«Поездка в Америку»
Актеры, которых много: Эдди Мерфи, Арсенио Холл
Количество ролей на каждого: 4
Зачем: Ради усиления комического эффекта
Эдди Мерфи и Арсенио Холл продолжили славные традиции комиков 50-х и 60-х годов. В комедии про наследного африканского принца, отправившегося в Америку искать себе жену, они сыграли по 4 роли. Правда, один за это получил 8 миллионов долларов, а другой — всего 900 тысяч.
На солидном гонораре запросы Мерфи не ограничились. Он также потребовал, чтобы его постоянно сопровождал личный тренер, шофер и «лакей». Кроме того, Мерфи умудрился выбить 1000-долларовую ежедневную выплату для своего брата, который приходил на съемки. Студия пошла на поводу у звезды. Конечно, когда одного актера так превозносят над другими, рабочая обстановка портится. Позднее режиссер Джон Лэндис рассказывал, что они с Мерфи постоянно цапались: «Мерфи считал, что все должны целовать его в зад», — вспоминал он.
Над фильмом работал легендарный гример Рик Бэйкер, насобиравший за свою карьеру аж 7 Оскаров. За «Поездку в Америку» Бэйкер получил номинацию на награду Американской киноакадемии. С этого началось долгое сотрудничество Бэйкера и Мерфи, которое вылилось в два фильма про чокнутого профессора и «Уловки Норбита». К слову, в этих трех лентах Мерфи также сыграл больше 3 ролей.
7. «Джо против вулкана» (1990)
«Джо против вулкана»
Актриса, которой много: Мег Райан
Количество ролей: 3,5
Зачем: Задумка сценариста и желание заработать на популярности Мег Райан
После комедии «Когда Гарри встретил Салли» Мег Райан была одной из любимиц Америки, поэтому студия с удовольствием дала зеленый свет проекту, в котором Райан отводилось аж 3,5 роли. Она играет трех персонажей и озвучивает женщину, делающую объявления в аэропорту. Многоликая Райан окружает еще не суперзвездного Тома Хэнкса.
По сюжету, герой Хэнкса — обычный офисный работник, который всю жизнь занимается тем, что терпеть не может. Внезапно он узнает, что ему осталось жить всего несколько месяцев. Тогда к герою приходит богатей, предлагающий ему спуститься внутрь действующего вулкана, дабы успокоить бога огня и местных жителей. Отчаявшийся парень соглашается, но чем ближе его цель, тем больше он колеблется.
Фильм провалился в прокате и получил неоднозначные оценки от критиков. Дело в том, что реклама подавала «Джо против вулкана» как легкое, незатейливое кино, а оказалось пессимистичным рассказом о том, как человек медленно принимает весть о своей скорой кончине. «Джо против вулкана» признали уже после того, как завершился прокат. Вокруг фильма возник небольшой культ, поскольку именно его философский посыл зацепил часть зрителей. По сути, вместе с жизненными темам, вместе с размышлениями о любви, «Джо» оправдывает эвтаназию и подает ее в качестве решения проблем. Сейчас за такой посыл до фильма докопались бы. Кроме того, провалившийся фильм по прошествии времени стали хвалить за богатые декорации, театральную манеру постановки и, конечно, многогранную Мег Райан.
8. «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил» (1999)
«Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил»
Актер, которого много: Майк Майерс
Количество ролей: 3
Зачем: Художественный прием
Снова комик и снова дань традиции. Майк Майерс впервые вышел за рамки одной роли в 1993 году, когда воплотил на экране сразу два образа в фильме «Я женился на убийце с топором». Спустя четыре года он спародировал шпионские фильмы, став Остином Пауэрсом и одновременно его врагом Доктором Зло. Еще через два года диапазон Майерса в рамках одного фильма расширился до трех ролей — произошло это в рамках все того же «Остина Пауэрса», где к шпиону и Доктору Злу добавился воинствующий Толстяк. Вторая часть франшизы не только стала самой кассовой в серии (310 миллионов мировых сборов), но и получила номинацию на «Оскар» в категории «Лучший грим». Еще бы, над образом Толстяка гримеры работали аж 7 часов.
9. «Жизнь и смерть Питера Селлерса» (2004)
«Жизнь и смерть Питера Селлерса»
Актер, которого много: Джеффри Раш
Количество ролей: 1, но образов сотни
Зачем: Особенность персонажа
Дух «Доктора Стрейнджлава» витает над этим фильмом. Задумав байопик легендарного комика, продюсеры HBO хотели сделать прямую аллюзию на фильм Стэнли Кубрика. Лучшие образы Питера Селлерса должны были собраться в одном кабинете и устроить спор длиною с полнометражный фильм. Однако идею сочли нерентабельной и в итоге остановились на более традиционном биографическом рассказе.
Известно, что Питер Селлерс большую часть своей профессиональной карьеры страдал от депрессии и расстройства личности. Ирония в том, что актер, сыгравший столько ролей, не имел представления о своем месте в жизни. Джеффри Раш и режиссер Стивен Хопкинс показали всю трагедию Селлерса. Близкие легендарного актера говорили, что порой не могли отличить Раша от его реального прототипа.
10. «Облачный атлас» (2012)
«Облачный атлас»
Актеры, которых много: Том Хэнкс, Холли Берри, Джим Бродбент, Джим Стерджесс, Бен Уишоу, Хьюго Уивинг, Пэ Ду-на, Хью Грант, Сьюзан Сарандон, Джеймс Д’Арси, Кит Дэвид, Дэвид Гяси
Количество ролей на каждого: От 3-х до 6-х
Зачем: Художественный прием
Шесть историй — пять реинкарнаций, происходящих в разное время, тесно переплетаются между собой. «Облачный атлас» появился на свет благодаря двум людям — Натали Портман и Тому Хэнксу. Первая подсунула Вачовски книгу Дэвида Митчелла, второй не дал проекту умереть, когда Warner Brothers отказалась финансировать фильм. Сама Натали не смогла сняться в фильме в связи с беременностью.
«Облачный атлас» — один из самых дорогих независимых проектов в истории с бюджетом больше 100 миллионов долларов. Частично фильм профинансировали сами Вачовски и Том Хэнкс. Команда «Облачного атласа» разделилась на две группы. Одной руководили Вачовски, другой — Том Тыквер, а актеры мигрировали из одной в другую. Режиссер «Парфюмера» снимал новеллы, разворачивавшиеся в 1936, 1973 и 2012 годах. Создатели «Матриицы» занимались сегментами 1849, 2144 и 2321 годов. Во всех эпизодах задействованы одни и те же актеры, что, по задумки Вачовски, отражает концепцию перерождения души. Исполнителям ролей режиссеры советовали не думать о своих героях, как о дальних родственниках. Персонажи «Облачного атласа» — это, скорее, генетические деформации друг друга.
Над «Облачным атласом» работала команда из 45 гримеров. Создатели уделяли особое внимание деталям. Например, в штате был отдельный специалист по контактным линзам и специалист по визуальным эффектам, отвечающий только за зубы. Кроме того, главных героев каждой из 6 истории помечали родинкой в виде кометы.
11. «Сплит» (2016)
«Сплит»
Актер, которого много: Джеймс МакЭвой
Количество ролей: 1, но личностей 24
Зачем: Особенность персонажа
По сюжету, внутри Кевина Венделла Крамба живут 23 личности, и вот-вот пробудится 24-я. Но зрители видят не всех, а лишь семерых: Денниса, Патрицию, Хедвига, Барри, Оруэлла, Джейд и Зверя. Персонаж навеян знаменитым Билли Миллиганом и родился в голове М. Найт Шьямалана давно — еще до «Неуязвимого», вышедшего в 2000 году. Он должен был появиться как один из злодеев в фильме с Брюсом Уиллисом, но режиссер придержал задумку. Спустя 16 лет Кевин Венделл Крамб явился миру, потому что Шьямалан решил, что сейчас он снимает именно то кино по тону и настроению, которое подходит этому беспокойному персонажу.
Джеймс МакЭвой рассказывал, что к роли его привлекла именно возможность сыграть россыпь персонажей в рамках одного фильма. Разработкой образов, привычек и манер он занимался вместе с Шьямаланом. Правда, сам актер утверждает, что привнес лишь малую долю. Когда он подписался на проект, сценарий был уже завершен. При этом Шьямалан требовал бережно относиться к написанному — он не давал простора для импровизации и просил относиться к роли, будто к инсценировке пьесы. Сложней всего актеру пришлось в образе Патриции, потому что ему никак не удавалось понять, «как, черт возьми, передвигаться на этих высоких каблуках».
12. «Манифесто» (2016)
А
Актриса, которой много: Кейт Бланшетт
Количество ролей: 13
Зачем: Концептуальный жест и необходимость найти дополнительное финансирование
Джулиан Розефельдт — немецкий художник, и в 2010 году он представлял в Берлине свою новую экспозицию. На церемонию открытия пришла Кейт Бланшетт. Актрису познакомили с творцом, и знакомство вылилось в плодотворное сотрудничество. Австралийку зацепил стиль и театральность работ Розефльдта, а художник был только рад поработать с дважды оскароносной исполнительницей. В 2012 Бланшетт и Розефельдт создали новую выставку. Инсталляция получилась следующей: огромный зал, 13 висящих в воздухе экранов, на каждом Бланшетт в специфичном образе, за кадром голос актрисы читает манифест художников разного времени и стиля. Сейчас инсталляция транслируется в трех музеях — Нью-йоркском Музее современного искусства, лондонской галерее Саатчи и в арт-пространстве на месте бывшего гамбургского вокзала.
«Мы с Кейт были заинтересованы в эксперименте с инсталляцией, — рассказывает Розефельдт в интервью Los Angeles Times. — Причина появления фильма имела прагматичный характер. Для инсталляции нужно было финансирование, поэтому мы привлекли к проекту еще людей».
Под фразой «еще людей» скрывается Баварская Телевизионная компания, которая запустила проект о художниках. Организация согласилась спонсировать «Манифесто», но попросила Розефельдта сделать линейную версию инсталляции. Поэтому художник был буквально вынужден снять кино. Съемки проходили в Берлине еще в 2014 году. Весь процесс уложился всего в 12 дней — Бланшетт была задействована в 11 из них. Сжатый график заставлял много импровизировать, додумывать персонажей на ходу, изобретать для них акцент и манеры. При этом некоторые манифесты записывали с одного дубля. Под конец съемочного процесса Бланшетт делала за один день двух персонажей, проводя в кресле гримера по 6 часов.
Бонус: «Тайна семи сестер» (2017)
Нуми Рапас
Актриса, которой много: Нуми Рапас
Количество ролей: 7
Зачем: Особенность персонажа
В мире, страдающем от перенаселения, семьям разрешено иметь по одному ребенку. Карен Сеттман — как раз такой ребенок, по крайней мере, так думают все вокруг и контролирующие инстанции. На самом же деле Карен Сеттман — это имя, под которым по очереди живут семь близнецов. Девушек назвали по дням недели, и они выходят на улице только в тот день, название которого совпадает с их именем. Однажды Понедельник домой не вернулась, и оставшимся шести Нуми Рапас предстоит разыскать седьмую. Релиз фильма на Netflix запланирован на 26 июля 2017 года.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: