В 1970-х военные разведчики США решили попытать счастья на свалке металлолома, приобретенного у СССР. Им удалось найти кусок титановой обшивки, на который были нанесены цифры 705. Так американцы узнали о подводной лодке «Лира», получившей в НАТОвской классификации имя «Альфа»…
Самая революционная: проект 705 «Лира» Эта история похожа на легенду. А вот то, что «Альфа», практически неуязвимая для вооружений того времени, буквально перевернула все представления американцев о подводном флоте и противолодочных средствах, – это уже чистая правда. Концепция 705-го проекта сформировалась в конце 1950-х. Малогабаритная автоматизированная лодка с уменьшенным составом экипажа должна была стать своеобразным подводным перехватчиком, способным догнать и поразить любую цель. Особым постановлением ЦК КПСС главному конструктору Михаилу Русанову было разрешено при проектировании машины отступать от существующих норм и правил кораблестроения.
Феноменальной скорости более 40 узлов предполагалось достичь за счет высокой мощности силовой установки при малых размерах и массе корабля. Корпус сварили из титана. Чтобы сделать лодку компактной, радикально уменьшили численность экипажа. Впервые в истории на подводной лодке была применена комплексная автоматизированная система управления. Все боевые и технические средства корабля управлялись и контролировались с центрального поста. Механизирован был даже камбуз.
Высокопрофессиональный экипаж корабля состоял из 24 офицеров и шести мичманов. Силовая установка «Альфы» более чем на полвека опередила свое время. Сердцем корабля стал реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Вместо воды в его охлаждающих контурах струился расплав свинца и висмута. Реакторы на быстрых нейтронах безопаснее традиционных и имеют высокую удельную мощность, а ЖМТ позволяет быстрее выводить силовую установку на режим максимальной мощности.
«Альфа» могла разогнаться до полного хода всего за минуту, развернуться на полной скорости на 180 градусов всего за 42 с, чтобы зайти в теневую зону прицельных систем корабля неприятеля. Скорость более 40 узлов позволяла уходить от торпед. На полном ходу машина издавала страшный шум и была легко заметна для акустиков, но ее обнаружение повергало соперника в страх: противостоять «Альфе» в дуэли было практически невозможно. На вооружении советского флота состояло шесть лодок 705-го проекта. Субмарина будущего была слишком сложна в эксплуатации. На опытном образце было выявлено растрескивание сварных швов титанового корпуса. Атомная установка «Альф» должна была постоянно поддерживаться в рабочем состоянии, чтобы температура ЖМТ не опускалась ниже 120°С. В результате неполадок на лодке К-123 реактор был заглушен, теплоноситель застыл, и вся силовая установка превратилась в радиоактивную груду металла, не подлежащую восстановлению. Работы по утилизации реактора не завершены по сей день.
Самая первая: класс Holland СТРАНА: США СПУЩЕНА НА ВОДУ: 1901 Силовая установка: бензин-электрическая Длина: 19,46 м Водоизмещение: 125 т Предельная глубина погружения: 30 м Подводная скорость: 8 узлов (14,8 км/ч) Экипаж: 8 человек
Ирландский иммигрант Джон Филипп Холланд первым догадался установить на подводную лодку два двигателя: электрический для подводного хода и бензиновый для надводных перегонов. Это позволило лодкам Holland успешно проявить себя в Русско-японской войне, причем и на российской, и на японской сторонах.
Самая первая атомная: SSN-571 «Наутилус» СТРАНА: США СПУЩЕНА НА ВОДУ: 1954 Силовая установка: атомная Длина: 97 м Водоизмещение: 4222 т Предельная глубина погружения: 213 м Подводная скорость: 23 узла (42,6 км/ч) Экипаж: 111 человек
Первая атомная подводная лодка– этим все сказано. От дизель-электрических лодок отличалась не только энергетической установкой, но и компоновкой: расположением балластных цистерн, размещением оборудования, конструкцией корпуса. «Наутилус» стал первым подводным кораблем, достигшим Северного полюса.
Самая глубоководная: К-278 «Комсомолец» СТРАНА: СССР СПУЩЕНА НА ВОДУ: 1983 Силовая установка: атомная Длина: 110 м Водоизмещение: 8500 т Предельная глубина погружения: 1250 м Подводная скорость: 31 узел (57,4 км/ч) Экипаж: 60 человек
Единственный в мире подводный корабль проекта 685 «Плавник» установил мировой рекорд, погрузившись на глубину 1027 м. И прочный, и легкий корпуса лодки были сделаны из титанового сплава. На километровой глубине «Комсомолец» был практически неуязвим для любых противолодочных средств и невидим для гидроакустических средств обнаружения. Единственный корабль проекта 685 погиб 7апреля 1989 года в результате пожара.
Самая плодовитая: Проект 613 СТРАНА: СССР СПУЩЕНА НА ВОДУ: 1951 Силовая установка: дизель-электрическая Длина: 76,06 м Водоизмещение: 1347 т Предельная глубина погружения: 200 м Подводная скорость: 13 узлов (24 км/ч) Экипаж: 52 человека
Дизель-электрическая средняя подводная лодка проекта 613 была построена самой большой в послевоенной истории серией в 215 кораблей. На ее базе создана 21 модификация ПЛ, включая опытную лодку с воздухо-независимой энергетической установкой на топливных элементах, лодку, вооруженную крылатыми ракетами, ПЛ радиолокационного дозора и опытные лодки для запусков макетов баллистических ракет.
Самая массовая: U-Boot Klasse VII СТРАНА: Германия СПУЩЕНА НА ВОДУ: 1939 Силовая установка: дизель-электрическая Длина: 66,6 м Водоизмещение: 857 т Предельная глубина погружения: 250 м Подводная скорость: 8 узлов (14,8 км/ч) Экипаж: 48 человек
Подводная лодка седьмого класса известна не только рекордным количеством построенных экземпляров (за время Второй мировой войны в строй вошли 703 машины), но и замечательной боевой результативностью. Знаменитая U-48 совершила 12 боевых походов общей продолжительностью 325 дней и потопила 51 судно и один военный корабль.
Самая смертоносная: Проект 949А «Антей» СТРАНА: СССР СПУЩЕНА НА ВОДУ: 1985 Силовая установка: атомная Длина: 155 м Водоизмещение: 24 000 т Предельная глубина погружения: 600 м Подводная скорость: 32 узла (59,3 км/ч) Экипаж: 130 человек
В мире подводные лодки проекта 949А принято называть «убийцами авианосцев». Огромный корабль с подводным водоизмещением 24 000 т несет на борту 24 крылатые ракеты противокорабельного комплекса «Гранит». Одним из 11 кораблей проекта «Антей» был К-141 «Курск», погибший в Баренцевом море 12 августа 2000 года.
Самая быстрая: К-222 (проект 661 «Анчар») СТРАНА: СССР СПУЩЕНА НА ВОДУ: 1968 Скорость (надводная) 19 узлов Скорость (подводная) 44,7 (44,85) узла Предельная глубина погружения 400 м Автономность плавания 70 сут. Экипаж 80 человек
21 декабря 1968 года была спущена на воду самая быстрая подводная лодка в мире, которая получила название К-222. Ещё через год лодка была принята в ряды ВМФ СССР. К-222 оказалась единственной лодкой, которая была построена по проекту «Анчар». Данная подводная лодка была способна развивать скорость в 44,7 узла, что составляет, примерно, 82 километра в час. Этот рекорд, поставленный несколько десятилетий назад, так никому и не удалось побить.
Самая устрашающая: SSBN-598 «Джордж Вашингтон» СТРАНА: США Силовая установка: атомная Длина: 116,3 м Водоизмещение: 6888 т Предельная глубина погружения: 270 м Подводная скорость: 25 узлов (46,3 км/ч) Экипаж: 112 человек
Своим появлением первый атомный ракетоносец «Джордж Вашингтон» завершил формирование классической ядерной триады – современного механизма ядерного сдерживания, при котором стратегический арсенал государства размещается на суше, на море и в воздухе. Корабль нес 16 двухступенчатых баллистических ракет UGM-27 «Поларис» и мог запускать их с глубины 20 м.
Самая большая: проект 941 «Акула» СТРАНА: СССР СПУЩЕНА НА ВОДУ: 1980 Силовая установка: атомная Длина: 172,8 м Водоизмещение: 49800 т Предельная глубина погружения: 500 м Подводная скорость: 25 узлов (46,3 км/ч) Экипаж: 160 человек
Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения вооружен 20 трехступенчатыми твердотопливными ракетами с дальностью полета более 8300 км с десятью разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Полное подводное водоизмещение ракетоносца– 49800 т. Мощность полного хода– 100000 л.с.
Самая дешевая: Scubster СТРАНА: Франция Силовая установка: мускульная тяга Предельная глубина погружения: 6 м Подводная скорость: 3 километра в час Экипаж: 1 человек
Scubster — личная подлодка на педальной тяге, которая сделана из углеродного волокна, разработана инженером из Франции Стефаном Роусоном (Stephane Rousson) специально для участия в международных подводнолодочных гонках.
Самая экстравагантная: "Marion Hyper-Sub" СТРАНА: США СПУЩЕНА НА ВОДУ: 2007 г. Вход: верхний люк Максимальная глубина погружения: 250 футов/76 м — 1200 футов/365 м Максимальная скорость: 40 узлов (надводное)/3.7 узлов (подводное) Масса: 26,000 фунтов / 11,793 кг Кол-во мест: 4 человека + пилот "Marion Hyper-Sub" — глубоководный аппарат со способностью передвигаться по водной поверхности на довольно внушительной скорости, объявленный создателями как "...первая в мире многофункциональная субмарина, управляемая как обычный катер на поверхности воды, и как полноценная подводная лодка под водой, открывает новые возможности для изучения подводного мира..."
Длина опытного образца составляет 10 м, ширина – 4, а высота – 2 м, что позволяет разместить в нем небольшой экипаж в составе 4 человек. Стенки лодки сделаны со специального стекла толщиной 5 см, что гарантирует герметичность кабины. При погружении под воду внутри субмарины поддерживается нормальное атмосферное давление. Средства навигационного оборудования Hyper-Sub включают глобальную спутниковую систему определения местоположения, радар, карт-плоттер, систему автоматического управления, а также гидролокаторы переднего и нижнего обзора. Доступ в герметичный пассажирский отсек предусмотрен через верхний люк, проем которого находится на уровне 4-х футов (122 см) над водной поверхностью, тем самым предотвращая попадание в него воды в штормовую погоду. При закрытом же люке аппарат способен оставаться в "на плаву" и в перевернутом положении. Более того, разделенная система балласта позволяет ему сохранять плавучесть даже при предположительной 12-ти тонной перегрузке.
Самая роскошная: Феникс-1000 Глубина погружения — 305 м. Команда — 3 человека. Длина — 65 м. Ширина — 8 м. Водоизмещение — 1500 т. Максимальная скорость на поверхности — 18 узлов. Скорость под водой — 10 узлов. Запас кислорода — 30 дней. Дальность автономного плавания — 3000 морских миль
«Феникс», высотой с четырехэтажный дом и длиной 65 метров — «помесь» туристской и военной субмарины. Апартаменты на борту субмарины не уступают в роскоши самым шикарным пятизвездочным отелям. Гостиные, ванные комнаты, спальни и кухни достаточно вместительны и рассчитаны на 12 гостей, в личном распоряжении которых 6 кают класса люкс. Интерьер пассажирских номеров декорирован натуральной кожей, деревом, роскошными тканями и коврами. Вместительный отсек в кормовой части готов принять на постой небольшой автомобиль. Панорамные акриловые иллюминаторы дают возможность насладиться Phoenix 1000достопримечательностями подводного мира. Компания ‘U.S. Submarine Inc’ — производитель субмарин — гарантирует покупателям и пассажирам абсолютную безопасность и, конечно же, удобство и комфорт. Субмарина имеет сложную систему кондиционирования воздуха. С погружением судна на глубину 610 метров вы не почувствуете перепадов атмосферного давления, за составом воздуха и необходимого количества в нем кислорода следит точнейшая система жизнеобеспечения.
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: