Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6922 участника
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Краткая история секса в СССР

 
"в СССР секса нет" – знаменитая фраза, сказанная советской участницей телемоста СССР–США в начале перестройки. Эту фразу часто цитируют по поводу и без повода, она уже прочно ассоциируется с самой перестройкой. Но так ли это?  

 north spb

 Что интересно, если посмотреть сам телемост (а он спокойно лежит на youtube как целиком, длиной 1ч.19мин, так и этим знаменитым отрывком длительностью 41 сек), то выяснится, что фраза звучит по–иному.

 



28 июня 1986 г, телемост Бостон–Ленинград под названием "Женщины говорят с женщинами", ведущие — Владимир Познер и Фил Донахью. Американская участница телемоста задала вопрос: 
— "У нас в телерекламе всё крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?
Советская участница, Людмила Николаевна Иванова (в то время — администратор гостиницы "Ленинград" и представительница общественной организации "Комитет советских женщин") ответила:
— "Ну секса у нас (смешок) секса у нас нет. Мы категорически против этого".
После этого аудитория рассмеялась, и какая–то из советских участниц выкрикнула:
"Секс у нас есть, у нас нет рекламы! "Людмила Иванова после этого стала знаменитой. Правда, слава была не такой, как мечтают в детстве — на нее смотрели с удивлением и тыкали пальцами, мол, вот та тётка, которая сморозила эту глупость. И Людмила всю жизнь доказывает, что она говорила, что секса нет на телевидении, а не вообще. 
А сам Владимир Познер в 2009 году в интервью Андрею Гордееву, корреспонденту "Пятого канала", сообщил: 
— Я всегда разъясняю: да не сказала она, что у нас секса нет. Она сказала – у нас секса нет на телевидении. Но что же поделаешь, миф сильнее реальности... "
Так что эта фраза из разряда мифов, оказывается. Да и сама личная жизнь Людмилы Ивановой говорит о том, что секс занимал немалую часть ее жизни — она пять раз выходила замуж, и мужья, наверное, вряд ли ставили главным ее достоинством умение вкусно варить борщ…

Так был секс в СССР, или нет? Да куда он денется–то, само–собой, был. Инстинкт продолжения рода – один из трех основополагающих инстинктов не только человека, но и всего живого, я уверен, что если появятся на Земле рептилоиды, то мы увидим, что они тоже подвержены этому инстинкту. И речь в этой статье идет только о типе и степени половой морали в стране под названием СССР.

Вообще, слово "секс" происходит от латинского слова sexus – пол, и до 18 века употреблялось в широком значении — "пол", "вид", "раса"; только в самом конце 18 века употребление этого слова сузилось до обозначения процесса полового размножения. В русский же язык этот термин пришел совсем недавно, ведь даже в английском языке, откуда оно распространилось по миру, первое употребление слова "секс" в значении "коитус" зарегистрировано лишь в 1929 году, начало массового же употребления этого термина в СССР наши филологи относят к семидесятым годам. Так что в СССР секса не было, а дети были — просто сам процесс назывался по–другому. У нас, конечно, не как во французском языке, где есть более 1500 слов и словосочетаний, обозначающих половой акт, список на русском языке значительно скромнее, но несколько сотен словосочетаний наберется. Прямые синонимы в русском языке: совокупление, коитус, соитие, наконец, е.ля (матерное) — глагол из существующей во всех языках "обсценной триады": мужского полового органа, женского полового органа и самого процесса. 

Но не будем далеко углубляться в филологию.

1917 год, на свет появляется новое государство рабочих и крестьян. Сломалось все — самодержавие, промышленность, экономика, демография, пошли под откос патриархальные устои, в стране голод, разруха, она в кольце враждебных государств. Единственным путем из этой ситуации большевики видят в скорейшей индустриализации. Индустриализация требует массового притока населения из деревень в города, что невозможно без разрушения патриархальных ценностей, принятых в деревне, и слом этих вековых традиций был поставлен во главу угла. Уже 19 декабря 1917г вышли декреты "Об отмене брака" и "О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния". Теперь муж лишался права на руководство семьей, как было закреплено в законах царской России, а женщине предоставлялась "полное материальное, а равно и сексуальное самоопределение", декреты вносили "право женщины на свободный выбор имени, места жительства". По этим декретам "сексуальный союз" (второе название — "брачный союз") можно было как легко заключить, так и легко расторгнуть. Государство больше не решало вопроса о расторжении брака, также как и не нужно было представлять никаких оснований для развода, для этого теперь было достаточно желания одного из партнеров. Сексуальные отношения, в которые один из партнеров вступал вне брака, отныне не преследовались. 

Итоги такой политики не заставили себя долго ждать. Уже в 1918 году, когда в Петрограде праздновалось годовщина декрета "Об отмене брака" шествием лесбиянок, это особого протеста не вызвало. На этом же шествии несли плакаты "Долой стыд", этот призыв окончательно вошел в широкий обиход в июне 1918 года, когда несколько сот представителей обоего пола прошлись по центру Петрограда совсем голыми. Даже Герберт Уэлсс, посетивший Россию в 1920 году, удивлялся тому, "как просто обстояло дело с сексом в стране победившего социализма, излишне просто». Именно в двадцатые годы среди молодежи широко распространилась теория о любви как "стакан выпитой воды". Правда, хотя авторство этой фразы приписывают Александре Коллонтай, на самом деле это слова подруги композитора Шопена, главной женщины–эмансипантки 19 века Авроры Дюдеван, более известной под именем Жорж Санд: "Любовь, как стакан воды, дается тому, кто его просит". 

Вообще, Россия двадцатых годов в плане сексуальной вольницы очень напоминает сексуальную революцию на западе в шестидесятые годы (sex, drugs and rock–n–roll), более того, временами масштаб изменений половой морали в СССР приобретал просто эпические значения. В частности, правительством в регионы отправляются директивы о введении в школах сексуального просвещения, в Россию массово приглашаются сексологи из–за границы, особенно из Германии (с 1919 г по 1925 г в СССР прибыло около 300 таких специалистов), в стране миллионными тиражами печатаются книги и брошюры по сексологии. Наблюдается резкий рост внебрачных рождений детей, в Москве, к примеру, в 1923 году минимум половина младенцев рождалась вне брака. Доля семей, находящихся в браке, уменьшается, в крупных городах людей, состоящих в "парах" (сейчас это называется "гражданский брак") уже больше, чем женатых. В стране была создана сеть специализированных диспансеров, которые оказались очень эффективными — заболеваемость сифилисом, гонореей и другими венерическими болезнями сократилась в десятки раз. Аборты приветствуются, так они "освобождают женщину". Производство презервативов возрастает в несколько раз по сравнению с дореволюционным уровнем. Дело дошло до того, что на Копенгагенском конгрессе Всемирной лиги сексуальных реформ 1928 года советское законодательство, сверхлиберальное в плане сексуальных отношений, даже ставилось в пример другим странам. 

Кстати, про презервативы 

 

Существует мнение, что в СССР презервативы продавались под названием "изделие №2", под таким наименованием их выпускал завод. Соответственно этому же мнению, под "изделие №1" числились противогазы, а под "изделие №3" — резиновые галоши. Но, скорее всего, мы имеем дело с очередным советским мифом, потому что никаких документальных свидетельств этому так и не обнаружено.

А миф возник оттого, что в аптеках, где продавались презервативы, целомудренные аптекарши писали просто "изделие №2, цена 2 коп", стесняясь самого названия. А №2 — это просто размер презерватива, и он напечатан на самой упаковке, самый ходовой размер. На ранних выпусках это фраза — "Размер №2" явно пропечатана.

 Апогеем свободной сексуальной жизни в СССР были комсомольские коммуны середины двадцатых годов, аналог намного позже появившихся на западе "шведских семей".

Типичный состав коммуны состоял из 10–12 лиц обоего пола, добровольно проживающие на одной площади и ведущие совместное хозяйство и половую жизнь. Психолог Борис Бешт пишет: "Разделение на постоянные интимные пары не допускалось: ослушавшиеся коммунары лишались этого почетного звания. В отличие от шведского аналога, рождение детей не приветствовалось, так как их воспитание могло отвлечь молодых коммунаров от строительства светлого будущего. Если все же ребенок рождался, его отдавали в интернат… Постепенно половое коммунарство получило распространение по всем крупным городам страны". 

Мда, интересное было время. Но "omnia fluunt, omnia mutantur", как говорили римляне, цитируя Гераклита — пришло время перестройки. Вообще, следует упомянуть, что полная свобода нравов царила только в крупных индустриальных городах, сельское население, все еще составляющее большинство населения России, продолжало в основном придерживаться патриархальных устоев. Конечно, у сельского населения были подвижки в сфере половой морали, ведь индустриализация на месте не стояла – с одной стороны, миллионы людей перемещались в город, с другой стороны, коллективизация начала перенос городских нравов и привычек в деревню, поэтому особо острые перегибы сгладились — слишком ретивых приструнили, слишком застенчивых подбодрили, так что постепенно в стране произошло некое усреднение морали. И так продолжалось до тридцатых годов. 

Растущая индустриализация требовала все больше и больше ресурсов, среди них главным ресурсом был людской. И тут сексуальная свобода начала работать против линии партии и правительства, ведь беспорядочные связи хоть и порождают детей, но не так уж и много и совсем непредсказуемо, к тому же их дальнейшее содержание и воспитание возлагается на государство, что нехорошо со стороны экономии. Половая распущенность также ходит рука об руку с другими антисоциальными явлениями, к примеру, хулиганством, ставшим бичем рабочих районов. И ближе к середине двадцатых годов начинается постепенное закручивание гаек.

В 1924 году опубликовано "Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата".

 

 

Важной вехой того времени является "Чубаровское дело", момент, когда власть сказала, что половая распущенность и хулиганство уже будет наказываться серьезно. 

"Чубаровское дело"
В 1926 году в Ленинграде на Лиговском проспекте, рядом с Чубаровым переулком, группа хулиганов совершила групповое изнасилование девушки, возвращавшейся с работы. Среди двадцати двух насильников, в основном рабочих, было несколько комсомольцев, один член партии, один секретарь заводской ячейки ВЛКСМ. Вокруг обычного уголовного преступления развернулась политическая истерия.

Один из общественных обвинителей, журналист по профессии, писал: "Чубаровское дело затрагивает огромные социальные вопросы... Величайшее значение настоящего процесса состоит в том, кто поведёт за собой нашу молодёжь — чубаровцы или советская общественность. Рабочий класс сейчас скажет словами Тараса Бульбы: "Я тебя породил, я тебя и убью". 
Воспользовавшись тем, что потерпевшая была комсомолкой и готовилась поступать на рабфак (т.е. преступление было совершено "против порядка управления" — против государства и общественного строя), власти переквалифицировали статью за хулиганство в статью за бандитизм, по только что принятой новой редакции Уголовного кодекса РСФСР. Статья была самая серьезная, 59/3, предусматривающая смертную казнь. По итогам процесса семи участникам изнасилования была назначена "высшая мера социальной защиты" — расстрел, остальные получили сроки от 3 до 10 лет лишения свободы.

С каждым годом закручивание гаек все отчетливее проявляется — в 1926г запрещено общество нудистов "Долой стыд", милиции прямо дано указание удалять голых людей с улиц. В 1929г "закрыт" жанр советского "ню" в фотографии и живописи. Первые репрессии за этот жанр — один фотограф в тюрьме "за распространение порнографии", другой выслан в ссылку, несколько лишены права профессиональной деятельности. Сексуальное воспитание среди молодежи прекращается, научные работы на эту тему закрываются, иностранные специалисты уезжают. В 1934г вновь введено уголовное наказание за гомосексуализм. В 1935г выходит полный запрет на коммерческую эротику. В 1936г запрещаются аборты, одновременно ограничивается свобода разводов, практически полностью прекращается производство контрацептивов. В 1944г в СССР был принят указ о необходимости регистрировать браки и усложнена процедура развода, созданы комиссии, которым надо было объяснять его причину.

Учитывая мощнейший идеологический пресс, такие меры, разумеется, дали свои плоды — общественное мнение снова стало склоняться к тому, что "семья — ячейка общества", а основа порядка — моногамность. Некоторое оживление возникло в ходе хрущевской оттепели — под воздействием сексуальной революции, пришедший на запад в 50–е годы, и плоды которой попали в СССР, пусть и с опозданием, в стране стали и юбки покороче носить, и поярче краситься, развод уже не всегда означал крах карьеры, а к внебрачным детям стали относиться без ярого осуждения. Но оттепель довольно быстро закончилась, и поздний СССР снова надолго застыл в угрюмом морализаторстве. "В этих ваших танцах никакой идеологии, одно половое трение" — эта фраза с тех времен. Но однополая любовь, полигамные отношения, разумеется, никуда не делись (это существует во всех обществах, диалектика!), они просто ушли в самый низ лакированного здания под названием СССР, где и существовали, стараясь не высовываться наружу.

Что интересно, советская власть их особо и не шпыняла, если, конечно, целенаправленно не высовываться. Да, уголовная статья за гомосексуализм применялась, она не была мертвой, по статистике, в период с 1930 по 1980г ежегодно осуждались в среднем около 1000 мужчин в год, но в конце 1980–х количество осужденных по этой статье стало уменьшаться.

В 1989г по ст. 121 в России были приговорены 538 чел, в 1990 — 497, в 1991 — 462, в первом полугодии 1992г — 227 человек. Из известных людей, осужденных по этой статье, упомяну режиссера и сценариста Сергея Параджанова, получившего 5 лет по многим обвинениям, в том числе и по этой статье. Но тут нет ничего удивительного, Параджанов был активным и принципиальным гомосексуалистом.

А большинство гомосексуалистов милиция и КГБ не трогало, но составляло полное досье. Как рассказывает бывший следователь прокуратуры Ленинграда: 
— как–то дежурил по городу в здании на Литейном, 4 (Управление КГБ) и случайно заглянул в «голубые списки». А там!.. Артисты со званиями «народного», поэты, писатели и, конечно, политики, как без них в таком деле»...

Так что, советская власть как бы говорила сторонникам нетрадиционной сексуальной ориентации — «ты не отсвечиваешь, и я тебя не вижу».
А затем грянула перестройка, и тут такое началось...

Это интересно
+2

04.05.2016
Пожаловаться Просмотров: 1541  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены