Бюджет – представляет собой консолидированный счет бюджета центрального/федерального правительства и всех субъектов/муниципальных/региональных образований.
Нефтегазовая рента – все доходы (прямые и косвенные), которые государство изымает непосредственно с экспортеров нефти и газа.
Критически высокая зависимость от нефти/газа в Ираке, Кувейте, Ливии, Омане, Гвинее и Брунее. Там под 90-95% формирования бюджета за счет сырья.
Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Нигерия, Ангола, Азербайджан и Конго формируют государственный бюджет в среднем на 70-75% за счет нефтегаза.
Алжир, Катар, Чад и Габон на 55-60%.
Казахстан и Йемен на 50%
В Иране до санкций и нефтяного эмбарго было в среднем 70%, сейчас 40-45%.
Данные по Венесуэле оценочные. Сейчас у них вообще не поймешь, что с бюджетом и куда идут нефтедоллары.
В России нефтезависимость составляет в среднем около 30%, стабильно на протяжении 9 лет с 2005.
Данные не охватывают 2015 год. В начале нулевых было 12-15%, а в конце 90-х около 5-10%. Как видно, структура бюджета практически не меняется, а доля нефтегаза в бюджете зависит от 2 составляющих – физический объем поставок, который вырос более, чем в 2 раза с конца 90-х и собственно цена.
По меркам Африки и Ближнего Востока зависимость в России не столь и высока, но это если сравнивать с недоразвитыми странами. Однако, учитывая амбиции и геополитические запросы – это непозволительно много. Ни одна развитая страна не имеет зависимость от одной отрасли более, чем на 8%. Норвегия с 35-40% зависимости, как исключение в виду размера и количества населения.
В целом все без исключения крупные страны нефтегазовые экспортеры показывают нулевую склонность к структурным трансформациям в отсутствии внешних или внутренних шоков, как например, войны, революции, санкции. Т.е. если цены стабильны, рынки сбыта стабильны, отсутствуют внутренние или внешние военно-политические катаклизмы, то доля нефтегаза на протяжении десятилетий не меняется, что как бы намекает на положении стран в мировом разделении труда и капитала.
Изменение доли нефтегаза в таблице, как правило, связано не с изменение структуры экономики и гос.бюджета, а с изменением объема экспорта сырья, либо из-за цены, либо по физ.объему.
Данные от источников МВФ и на основе моих расчетов.
Представленные страны – это под 93% чистого экспорта нефтегаза по миру (остальное Канада, Мексика, Малайзия, где доля ниже 50% от экспорта и Туркменистан, данных по которому нет). Все без исключения страны в таблице имеют доля нефтегаза свыше 50% от совокупного экспорта товаров. Зависимость от сырья критически высока, но что еще не менее важно – ни одна из представленных стран не имеет не то, что хайтек производства, но даже развитой промышленности высоких переделов. Т.е. это страны с чрезвычайно отсталой или отсталой экономикой, с полностью отсутствующими или слабо развитыми технологиями и под высокой зависимостью от конъюнктуры на товары, цены на которые под контролем США.
Де-факто, страны, живущие с благословения США ))
spydell
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: